Право военного пенсионера на получение страховой части трудовой пенсии: практические вопросы
(Шикалова О. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 10)
ПРАВО ВОЕННОГО ПЕНСИОНЕРА НА ПОЛУЧЕНИЕ СТРАХОВОЙ ЧАСТИ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ: ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
О. В. ШИКАЛОВА
Шикалова О. В., юрист, соискатель Московского пограничного института ФСБ России.
Несколько месяцев назад принят очень важный по своей социальной значимости Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ, вступивший в силу с 25 июля 2008 г., согласно которому лицам, проходившим военную службу, предоставлено право на одновременное получение двух пенсий: пенсии за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных ст. 7 данного Федерального закона) <1>. ——————————— <1> Указанные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.
Тем самым реализована резолютивная часть Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 г. N 187-О, согласно которому федеральному законодателю было предписано предусмотреть правовой механизм, гарантирующий выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, и обеспечить введение установленного правового регулирования в срок не позднее 1 января 2007 г. Для приобретения права на получение второй пенсии — трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части) — военный пенсионер должен отвечать двум главным условиям: достичь общего пенсионного возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и иметь страховой стаж не менее 5 лет. Вопросам практической реализации указанного права посвящена настоящая статья.
1. Исчисление страхового стажа для назначения трудовой пенсии военному пенсионеру
Согласно ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Порядок исчисления страхового стажа установлен ст. 12 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и основан на следующих принципах: 1) страховой стаж исчисляется исключительно в календарном порядке: — во-первых, страховой стаж исчисляется по его фактической продолжительности (день за день), т. е. без применения какого-либо льготного порядка исчисления страхового стажа <2>; ——————————— <2> Ранее действовавшее пенсионное законодательство содержало целый ряд льгот по исчислению трудового стажа, когда отдельные его периоды подсчитывались с полуторным, двойным или тройным увеличением. В отношении страхового стажа никаких льгот по его исчислению не существует.
— во-вторых, страховой стаж исчисляется (подсчитывается) из расчета полного года, а полный год согласно календарю состоит из 12 месяцев. Для того чтобы осуществить такой календарный подсчет (т. е. исчислить страховой стаж в полных годах), необходимо каждые 30 дней страхового стажа перевести в месяцы и, соответственно, каждые 12 месяцев — в полные годы. Заметим, что при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом; 2) при исчислении страхового стажа недопустима «задвоенность» периодов. У застрахованного лица могут на один и тот же отрезок времени приходиться несколько периодов, подлежащих включению или зачету в страховой стаж (например, военный пенсионер может совмещать работу с уходом за инвалидом I группы, т. е. у него одновременно образовываются два периода страхового стажа). В случае совпадения по времени нескольких периодов, предусмотренных ст. 10 и ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за пенсией; 3) п. 2 ст. 12 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлен принцип стажевой компенсации: при исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год. Если указанные работники с учетом другой работы в межнавигационный (межсезонный) период приобрели в течение календарного года предельно возможную продолжительность страхового стажа (12 месяцев) и без применения указанной компенсационной нормы, то оснований для включения в стаж периода работы большей продолжительности не имеется. Следует обратить внимание наших читателей на то обстоятельство, что в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 г. правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату). Таким образом, если при подсчете страхового стажа строго по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и нормативных правовых актов, принятых в целях его реализации, у военного пенсионера для приобретения права на трудовую пенсию не хватает необходимого страхового стажа, то соответствующие периоды трудовой и иной деятельности до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») можно засчитать в страховой стаж в том случае, если эти периоды засчитывались в трудовой стаж по нормам прежнего пенсионного законодательства. Каким же образом подтверждается страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости военным пенсионерам? Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 2006 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Таким образом, существуют две основные формы подтверждения страхового стажа: 1) документами о трудовой деятельности до 1 января 2002 г. (п. 1 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»); 2) сведениями индивидуального (персонифицированного) учета в Пенсионном фонде Российской Федерации (п. 2 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Выбор одной из двух указанных форм подтверждения страхового стажа зависит исключительно от временного фактора, т. е. от того, на какое время приходятся периоды страхового стажа, требующие подтверждения, — до или после охвата соответствующего застрахованного лица системой индивидуального (персонифицированного) учета, т. е. до 1 января 2002 г. или после указанной даты. Документальная форма порядка подтверждения страхового стажа может применяться только к подтверждению периодов страхового стажа до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица. Здесь необходимо пояснить, что регистрация застрахованного лица начиная с 1 января 2002 г. производится согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555. Согласно указанным Правилам основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Вместе с тем следует иметь в виду, что трудовая книжка является основным, но не единственным документом, подтверждающим страховой стаж. Некоторые периоды работы могут подтверждаться другими документами в зависимости от ее характера. Так, при отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в ней содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, другие документы. Пункт 2 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяет порядок подтверждения страхового стажа сведениями индивидуального (персонифицированного) учета (эта учетная форма применяется во всех случаях подтверждения периодов страхового стажа после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»). Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж наравне с работой и (или) иной деятельностью, после регистрации в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета <3>. ——————————— <3> Индивидуальный лицевой счет (ИЛС) застрахованного лица открывается в органах Пенсионного фонда Российской Федерации на каждого работающего. В нем содержатся сведения, необходимые для установления пенсии: о стаже, о заработке, о начисленных страховых взносах за каждый месяц страхового стажа и другие.
Кроме того, необходимо отметить, что п. 3 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также п. 28 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа предусматривают принципиальную возможность установления страхового стажа по свидетельским показаниям: перечисленные в ст. 10 указанного Федерального закона периоды работы (включаемые в страховой стаж) на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. Кроме того, приведенные нормы оговаривают основные условия, которые для этого необходимы. При этом конкретный порядок установления страхового стажа по свидетельским показаниям регулируется Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа. В отношении особенностей пенсионного обеспечения военных пенсионеров, осуществлявших до 1 января 2002 г. (до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») трудовую деятельность после увольнения с военной службы, отметим следующее. Принимая во внимание, что достаточно большое количество бывших военнослужащих после увольнения с военной службы приступили к трудовой деятельности «на гражданке» еще задолго до 1 января 2002 г. — дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», совершенно справедливо возникает вопрос: каким образом данная категория лиц, уволенных с военной службы, может реализовать свое право на трудовую пенсию по старости? Рассмотрим эту ситуацию подробнее. В связи с вступлением в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающего совершенно новые принципы, условия и нормы пенсионного обеспечения, рассчитанные в основном на будущее поколение пенсионеров, а также в целях обеспечения равных возможностей по учету приобретенных до вступления в силу данного Федерального закона пенсионных прав для различных возрастных групп (т. е. прав, которые граждане приобрели с учетом их стажа и заработка по состоянию на 1 января 2002 г.), статьей 30 данного Федерального закона предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц, которая производится путем их конвертации. Конвертация — это преобразование пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал по состоянию на день вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», т. е. на 1 января 2002 г. Отметим, что ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» учитывает интересы двух категорий граждан: 1) застрахованных лиц, т. е. будущих пенсионеров, которым пенсия на 1 января 2002 г. еще не была назначена; 2) пенсионеров (они также могут рассматриваться как застрахованные лица, но ст. 30 указанного Федерального закона дополнительно квалифицирует их как пенсионеров, поскольку для этой части застрахованных лиц предусмотрен особый порядок конвертации пенсионных прав). В зависимости от отнесения гражданина к одной из указанных категорий (в целях конвертации его пенсионных прав) применяются соответствующие положения ст. 30. Если речь идет о застрахованном лице, применяются п. п. 1 — 5 этой статьи, а если речь идет о пенсионере — п. 6. Например, если военный пенсионер уволился с военной службы в 1995 г. и после увольнения продолжил трудовую деятельность до 2004 г. (до достижения возраста 60 лет), то в этом случае для приобретения права на трудовую пенсию по старости, которая в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ подлежит начислению только с 1 января 2007 г., конвертация пенсионных прав за период с 1995 г. по 31 декабря 2001 г. осуществляется в порядке, установленном п. п. 1 — 5 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». За период с 1 января 2002 г. по 2004 г. страховая часть трудовой пенсии начисляется с учетом информации о страховых взносах на индивидуальном лицевом счете военного пенсионера. Если же военный пенсионер уволился с военной службы в 1995 г. и после увольнения продолжил трудовую деятельность до 2000 г., в котором ему исполнилось 60 лет, то в этом случае для приобретения права на вторую трудовую пенсию по старости, которая, как уже отмечалось, подлежит начислению с 1 января 2007 г., конвертация пенсионных прав за период за период с 1995 г. по 2000 г. осуществляется в порядке, установленном п. 6 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
2. Порядок обращения военного пенсионера за назначением ему трудовой пенсии по старости
Граждане, которым в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» установлены пенсии за выслугу лет или по инвалидности, осуществляющие (осуществлявшие) после увольнения трудовую деятельность, при достижении ими общего пенсионного возраста, т. е. 55 или 60 лет (соответственно женщины и мужчины), обращаются за назначением им трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном Правилами обращения за пенсией, назначения и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую, утвержденными совместным Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 17/19Пб. Согласно указанным Правилам граждане подают заявление о назначении трудовой пенсии по старости в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства. Граждане, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства на территории Российской Федерации, подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по своему месту пребывания. Граждане, уволенные с военной службы, могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя. Заявление о назначении трудовой пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию. Документы, на основании которых принимается решение о назначении трудовой пенсии по старости, определены в Перечне документов, необходимых для установления трудовой пенсии, утвержденном Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 16/19па. В соответствии с п. 2 указанного Перечня к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости, должны быть приложены документы: — удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству; — о страховом стаже; — о среднемесячном заработке за 2000 — 2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности. Кроме того, в необходимых случаях прилагаются документы: — о нетрудоспособных членах семьи; — подтверждающие нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении; — о месте пребывания или фактического проживания на территории Российской Федерации; — подтверждающие место постоянного жительства гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; — об изменении фамилии, имени, отчества; — об установлении инвалидности и о степени ограничения способности к трудовой деятельности. Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов. Трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Для военных пенсионеров днем возникновения права на трудовую пенсию по старости является 1 января 2007 г., если на указанную дату пенсионер достиг общего пенсионного возраста (55 лет — женщины и 60 лет — мужчины) и имел соответствующий страховой стаж (не менее 5 лет). Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами. При направлении заявления и всех необходимых документов по почте днем обращения за пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления Заявление о назначении пенсии рассматривается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами либо со дня представления недостающих документов для назначения пенсии. По результатам рассмотрения заявления территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение. Расчет размера пенсии и решение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации оформляются на бланках, которые вместе с заявлением и необходимыми документами брошюруются в пенсионное дело.
3. Расчет размера страховой части трудовой пенсии по старости, назначаемой военному пенсионеру
Порядок расчета страховой части трудовой пенсии по старости для граждан, уволенных с военной службы, рассмотрим на конкретном примере. Гражданин П. П. Петров уволен с военной службы 15 июля 1991 г. по достижении им возраста 45 лет с выслугой 23 года. С 16 июля 1991 г. и до настоящего времени он получает пенсию за выслугу лет по нормам Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…». В период с июля 1991 г. по день достижения возраста 60 лет, т. е. до 15 июля 2006 г., данный гражданин осуществлял трудовую деятельность. Каким образом и в каком размере ему может быть начислена страховая часть трудовой пенсии по старости? Как уже указывалось выше, право на трудовую пенсию по старости возникает у гражданина, уволенного с военной службы, по достижении возраста 60 или 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и наличии страхового стажа не менее 5 лет. В рассматриваемом нами примере военный пенсионер П. П. Петров достиг 60-летнего возраста 15 июля 2006 г. Однако, учитывая, что Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ право на трудовую пенсию по старости (на страховую и накопительную части) предоставлено бывшим военнослужащим с 1 января 2007 г., названные части трудовой пенсии подлежат начислению и выплате данному военному пенсионеру не со дня достижения им пенсионного возраста (с 15 июля 2006 г.), а только с 1 января 2007 г. (с учетом страхового стажа за весь период «гражданской» трудовой деятельности). В соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
СЧ = ПК / Т, где:
СЧ — страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК — сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости (устанавливается на основании данных индивидуального лицевого счета); Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев). При определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2002 г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев) <4>. ——————————— <4> См.: приложение 1 к настоящей статье.
Между тем, как мы уже упоминали, указанная формула расчета подлежит применению только для исчисления страхового стажа за период трудовой деятельности П. П. Петрова с 1 января 2002 г. по 15 июля 2006 г. То есть, если по данным ИЛС на день начисления страховой части трудовой пенсии по старости сумма расчетного пенсионного капитала (ПК) П. П. Петрова составляет, например, 14580 руб. (при средней заработной плате 4500 руб.), то размер страховой части трудовой пенсии по старости будет равен 83 руб. 79 коп. (14580 руб. / 174 месяца <5> (ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости с 1 января по 31 декабря 2007 г.)). ——————————— <5> Определение конкретной продолжительности ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости производится по состоянию на день, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии по старости, т. е. в нашей ситуации с 1 июля 2007 г.
Поскольку величина расчетного пенсионного капитала будет определяться военным пенсионерам в 2008 г., она увеличится на общий индекс увеличения страховой части трудовой пенсии за период 2002 — 2008 гг. (индекс с 1 января 2007 г. составляет 1,204 <6>). ——————————— <6> См.: Приложение 2 к настоящей статье.
С учетом изложенного, размер страховой части трудовой пенсии по старости за указанный период будет равен 100 руб. 89 коп. (83 руб. 79 коп. x 1,204). Что касается периода трудовой деятельности военного пенсионера П. П. Петрова с 16 июля 1991 г. по 31 декабря 2001 г., то в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. осуществляется путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:
ПК = (РП — БЧ) x Т, где:
ПК — величина расчетного пенсионного капитала; РП — расчетный размер трудовой пенсии; БЧ — размер базовой части трудовой пенсии по состоянию на 1 января 2002 г. (450 руб. в месяц); Т — ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии. Расчетный размер трудовой пенсии (РП) определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, по формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где:
ЗР — среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 — 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; ЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1697 руб.); СК — стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной выше продолжительности, но не более чем на 0,20. Для инвалидов стажевый коэффициент составляет 0,30. Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2. Величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже (25 лет у мужчин и 20 лет у женщин), которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа. В этом случае величина расчетного пенсионного капитала определяется из стажевого коэффициента (СК), равного 0,55. Затем полученная сумма делится на число месяцев полного общего трудового стажа (СТ полн.) и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа (СТ). При этом необходимо помнить, что показатель «СТ полн.» различен для мужчин (25 лет, или 300 месяцев) и женщин (20 лет, или 240 месяцев). Согласно п. 4.1 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при установлении страховой части трудовой пенсии по старости лицам из числа граждан, получающих пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», в общий трудовой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. С учетом данной нормы у большинства военных пенсионеров будет неполный трудовой стаж. Принимая во внимание изложенное, в целях конвертации общий страховой стаж военного пенсионера П. П. Петрова на 1 января 2002 г. составит 10 лет 6 месяцев, или 126 месяцев (неполный трудовой стаж). В нашем примере среднемесячный заработок П. П. Петрова составлял 2000 руб. в месяц за 2000 — 2001 годы. Конвертация пенсионных прав производится в 2008 г. Отношение заработка заявителя к среднемесячной заработной плате в стране (ЗР / ЗП) составляет: 2000 руб. / 1494 руб. 50 коп. = 1,338 и будет учтено в размере 1,2. Расчетный размер пенсии на 1 января 2002 г. при полном общем трудовом стаже, т. е. при 25 годах, составляет: 0,55 x 1,2 x 1671 руб. = 1102 руб. 86 коп. Расчетный пенсионный капитал при полном общем трудовом стаже: (1102 руб. 86 коп. — 450 руб.) x 15 лет (т. е. величина Т на 2008 г.) x 12 месяцев = 117514 руб. 80 коп. Расчетный пенсионный капитал П. П. Петрова на 1 января 2002 г. будет составлять: ПК = 117 x 514 руб. 80 коп. / 300 месяцев x 126 месяцев = 49356 руб. 21 коп. Поскольку величина расчетного пенсионного капитала будет определяться в 2008 г., то она увеличится на общий индекс увеличения страховой части трудовой пенсии за период 2002 — 2008 годов (указанный индекс с 1 января 2007 г. составляет 1,204). Следовательно, размер расчетного пенсионного капитала составит 59424 руб. 88 коп. Таким образом, размер страховой части (СЧ = ПК / Т) трудовой пенсии П. П. Петрова за период с июля 1991 г. по 31 декабря 2001 г. составит 59424 руб. 88 коп. / 15 лет = 3961 руб. 65 коп. С учетом изложенного, в нашем примере размер страховой части трудовой пенсии по старости военного пенсионера П. П. Петрова составит 4062 руб. 54 коп. (100 руб. 89 коп. + 3961 руб. 65 коп.). Принимая во внимание установленный с 1 августа 2008 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 548 коэффициент индексации страховой части трудовой пенсии в размере 1,08, в окончательном виде размер страховой части трудовой пенсии по старости П. П. Петрова составит 4387 руб. 54 коп. (4062 руб. 54 коп. x 1,08).
Приложение 1
Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости
Время выхода на пенсию Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости
С 1 января 2002 г. по 31 декабря 2002 г. 12 лет (144 месяца)
С 1 января 2003 г. по 31 декабря 2003 г. 12,5 года (150 месяцев)
С 1 января 2004 г. по 31 декабря 2004 г. 13 лет (156 м есяцев)
С 1 января 2005 г. по 31 декабря 2005 г. 13,5 года (162 месяца)
С 1 января 2006 г. по 31 декабря 2006 г. 14 лет (168 месяцев)
С 1 января 2007 г. по 31 декабря 2007 г. 14,5 года (174 месяца)
С 1 января 2008 г. по 31 декабря 2008 г. 15 лет (180 месяцев)
С 1 января 2009 г. по 31 декабря 2009 г. 15,5 года (186 месяцев)
С 1 января 2010 г. по 31 декабря 2010 г. 16 лет (192 месяца)
С 1 января 2011 г. по 31 декабря 2011 г. 17 лет (204 месяца)
С 1 января 2012 г. по 31 декабря 2012 г. 18 лет (216 месяцев)
С 1 января с 2013 г. и в дальнейшем 19 лет (228 месяцев)
Приложение 2
Данные, необходимые для индексации страховой части трудовой пенсии
а) коэффициент индексации страховой части трудовой пенсии
Дата, с которой Коэффициент Основание производится индексации индексация
1 августа 2008 г. 1,08 Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 548
1 апреля 2008 г. 1,075 Постановление Правительства (коэффициент Российской Федерации от дополнительного 25.03.2008 N 204 увеличения)
1 февраля 2008 г. 1,12 Постановление Правительства Российской Федерации от 25.01.2008 N 25
1 апреля 2007 г. 1,092 Постановление Правительства (коэффициент Российской Федерации от дополнительного 27.03.2007 N 181 увеличения)
1 августа 2006 г. 1,062 Постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.2006 N 466
1 апреля 2006 г. 1,063 Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 N 165
1 августа 2005 г. 1,06 Постановление Правительства 1,048 Российской Федерации от (коэффициент 11.07.2005 N 419 дополнительного увеличения)
1 августа 2004 г. 1,0628 Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2004 N 363
1 апреля 2004 г. 1,09 Постановление Правительства Российской Федерации от 15.03.2004 N 142
1 августа 2003 г. 1,08 Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2003 N 428
1 апреля 2003 г. 1,126 Постановление Правительства Российской Федерации от 13.03.2003 N 152
1 августа 2002 г. 1,09 Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 535
1 февраля 2002 г. 1,065 Постановление Правительства Российской Федерации от 24.01.2002 N 42
б) коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц
Дата, с которой Коэффициент Дата вступления производится индексации Основание в силу норматив — индексация ного акта
1 января 2007 г. 1,204 Постановление Правительства 1 апреля 2008 г. Российской Федерации от 25.03.2008 N 205
1 января 2006 г. 1,16 Постановление Правительства 1 апреля 2007 г. Российской Федерации от 27.03.2007 N 183
1 января 2005 г. 1,127 Постановление Правительства 1 апреля 2006 г. Российской Федерации от 24.03.2006 N 166
1 января 2004 г. 1,114 Постановление Правительства 1 августа Российской Федерации 2005 г. от 11.07.2005 N 417
1 января 2003 г. 1,177 Постановление Правительства 1 апреля 2004 г. Российской Федерации от 15.03.2004 N 141
1 января 2002 г. 1,307 Постановление Правительства 1 апреля 2003 г. Российской Федерации от 13.03.2003 N 152
в) данные, используемые для расчета коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала
Индекс роста Индекс роста доходов Период, за среднемесячной Пенсионного фонда который заработной Российской Федерации Основание утверждаются платы в в расчете на одного индексы Российской пенсионера, направля — Федерации емых на выплату стра — ховой части трудовых пенсий
За 2007 год 1,267 1,204 Постановление Правительства Российской Федерации от 25.03.2008 N 206
За 2006 год 1,244 1,16 Постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2007 N 182
За 2005 год 1,239 1,127 Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 N 167
За 2004 год 1,23 1,114 Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2005 N 418
За 2003 год 1,261 1,177 Постановление Правительства Российской Федерации от 25.10.2004 N 576
За 2002 год 1,35 1,307 Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.2003 N 491
——————————————————————