Повторное поступление на военную службу граждан, получающих пенсию за выслугу лет: правовые последствия

(Шикалова О. В.) («За права военнослужащих», 2006)

ПОВТОРНОЕ ПОСТУПЛЕНИЕ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ГРАЖДАН, ПОЛУЧАЮЩИХ ПЕНСИЮ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ: ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

О. В. ШИКАЛОВА

Шикалова О. В., соискатель Московского пограничного института ФСБ России.

Как известно, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 34) предусматривает возможность поступления на военную службу по контракту граждан, пребывающих в запасе, ранее уже проходивших военную службу по контракту. Согласно п. 4 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, новый контракт может быть заключен с гражданином, пребывающим в запасе, ранее проходившим военную службу по контракту, не достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, при условии его соответствия требованиям, установленным для граждан, поступающих на военную службу по контракту. Контракт в данном случае заключается на три года, пять лет, десять лет либо на меньший срок до наступления предельного возраста пребывания на военной службе (п. 5 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы). Исходя из изложенного, с учетом положений ст. 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» на военную службу по контракту из запаса могут поступить граждане, имеющие воинское звание полковника запаса (капитана 1 ранга запаса), — в возрасте до 50 лет, имеющие иное воинское звание, — в возрасте до 45 лет. Среди указанной категории граждан могут оказаться и лица, получающие пенсию за выслугу лет. Дело в том, что в соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон о пенсионном обеспечении граждан, проходивших военную службу) право на пенсию за выслугу лет имеют граждане, имеющие выслугу лет на военной службе (в льготном исчислении) 20 лет и более. В связи с этим достаточно распространены случаи, когда относительно молодые люди, прошедшие, например, службу в районах Крайнего Севера или в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и других «горячих точках», к 30 — 40 годам приобретают 20-летнюю выслугу лет на военной службе (в льготном исчислении) и увольняются с военной службы с правом получения пенсии. В последующем указанные граждане до достижения ими возраста 50 или 45 лет (соответственно полковники запаса и граждане, имеющие иные воинские звания) вправе вновь поступить на военную службу по контракту. При этом выплата ранее назначенной им пенсии приостанавливается на весь срок военной службы. Положения законодательства о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет гражданам на период их повторного поступления на военную службу по контракту были проанализированы Конституционным Судом Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П отметил, что согласно ч. 1 ст. 6 Закона о пенсионном обеспечении граждан, проходивших военную службу, лицам, указанным в его ст. 1, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. По смыслу данной нормы в ее взаимосвязи с положениями ст. 13, ч. 1 ст. 14 и ст. 53 того же Закона увольнение со службы является необходимым условием как назначения пенсии за выслугу лет, так и выплаты назначенной пенсии. Конкретизируя это условие, ч. 2 ст. 6 рассматриваемого Закона предусматривает, что выплата назначенной пенсии приостанавливается, если пенсионер вновь поступает на военную службу. Следовательно, в отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную службу, только при условии оставления ими этой службы, с учетом которой назначается данная пенсия. Предоставляя лицам, проходившим военную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной службе. Такое регулирование, подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации, не может расцениваться как не совместимое с принципом равенства, гарантируемым ст. 19 Конституции Российской Федерации. Данный конституционный принцип не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, в том числе вводить особые правила, касающиеся условий реализации трудовых прав и прав в области пенсионного обеспечения, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно-значимым целям и требованиям. Закон о пенсионном обеспечении граждан, проходивших военную службу, обеспечивает лицам, проходившим военную службу и имеющим право на пенсию за выслугу лет, равные правовые условия реализации данного права — в соответствии с ч. 1 ст. 6, ст. ст. 53 и 57 всем этим лицам при прекращении службы гарантируется назначение пенсии за выслугу лет со дня увольнения с военной службы, но не ранее дня, до которого выплачено денежное довольствие при увольнении, а также ее выплата в полном размере независимо от наличия у пенсионера заработка или другого дохода (за исключением надбавок к пенсии, предусмотренных для неработающих пенсионеров). Пенсионеры, вернувшиеся на военную службу и вновь приобретшие статус военнослужащего, также находятся в равном положении, поскольку выплачиваемое им денежное довольствие, иные виды обеспечения устанавливаются, в том числе, исходя из имеющейся у них выслуги на военной службе, причем предусмотренное с учетом выслуги увеличение размера полагающегося денежного довольствия в определенной мере компенсирует приостановление выплаты пенсии за выслугу лет. В частности, согласно Федеральному закону «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячно выплачивается надбавка за выслугу лет к окладам денежного содержания, размер которой увеличивается по мере увеличения выслуги; ее максимальный размер составляет 70% оклада денежного содержания при выслуге 25 лет и более (п. 6 ст. 13). В случае продолжения военной службы соответствующий период также подлежит зачету в выслугу лет, и при последующем увольнении выплата пенсии возобновляется исходя из той выслуги, которую военнослужащие приобрели на день последнего увольнения. Действующее правовое регулирование материального обеспечения лиц, ушедших с военной службы при достижении требуемой для назначения пенсии выслуги лет, оставляет в принципе на их усмотрение решение вопроса, продолжать военную службу (в том числе заново поступая на нее по контракту после увольнения) или, уволившись по достижении 20-летней выслуги лет и истечении срока контракта, поступить на работу, заняться иной деятельностью, не связанной с военной службой. На основании анализа законодательства Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал следующую правовую позицию: поскольку у граждан, имеющих необходимую для назначения пенсии выслугу на военной службе, сохраняется равенство возможностей в выборе (продолжить службу или оставить ее и получать полагающуюся им пенсию), связанные с таким свободным выбором различные правовые последствия, обусловленные дифференциацией в правилах выплаты пенсии за выслугу лет лицам, уволившимся с военной службы, и лицам, вновь поступившим (вернувшимся) на службу после увольнения, в части, касающейся права на получение назначенной пенсии за выслугу лет, не могут рассматриваться как нарушающие равноправие, гарантированное ст. 19 Конституции Российской Федерации, и ограничивающие право на свободу труда, закрепленное ст. 37 (ч. 1) Конституции Российской Федерации. Не являются в данном случае дискриминационными по своему характеру и обусловленные спецификой военной службы и особым статусом лиц, ее несущих, различия в условиях реализации гражданами права на получение трудовой пенсии по старости и пенсии за выслугу лет. Предоставление лицам, проходившим военную службу, права получать пенсию за выслугу лет, которая назначается и выплачивается им независимо от возраста при условии прекращения службы, направлено, в частности, на защиту от риска утраты или снижения профессиональной трудоспособности в результате длительной службы; пенсия за выслугу лет назначается без ограничения каким-либо сроком и выплачивается в полном размере в период любой иной трудовой деятельности, как и всем другим пенсионерам. В силу этого, подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации, оспариваемое положение не может рассматриваться и как ограничивающее конституционное право таких лиц на социальное обеспечение (ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации). Вопрос о правовых последствиях повторного поступления на военную службу военных пенсионеров нашел также отражение в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 ноября 2004 г. N 320-О. Конституционный Суд Российской Федерации в указанном Определении констатировал, что повторное поступление на службу лиц, получающих пенсию за выслугу лет, и приобретение ими вновь статуса военнослужащего не может и не должно иметь своим результатом снижение размера материального обеспечения по сравнению с тем, который они имели бы, продолжая находиться на пенсии. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. не препятствует исполнению норм Закона о пенсионном обеспечении граждан, проходивших военную службу, об обязанности возобновления пенсионными органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации выплаты пенсий их бывшим сотрудникам в случаях, когда условия, необходимые для выплаты, выполняются. Подводя итог, можно сформулировать следующие основные правовые последствия повторного поступления на военную службу граждан, пребывающих в запасе: — первое: при определении объема социальных гарантий и компенсаций указанных военнослужащих учитывается продолжительность их предыдущей военной службы (при определении размера надбавки за выслугу лет, продолжительности основного отпуска и др.) <*>; ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Вопросы, касающиеся социального обеспечения военнослужащих, рассмотрены также в монографии В. М. Корякина «Социальные льготы, пособия и компенсационные выплаты в системе социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей», включенной в информационный банк согласно публикации — «За права военнослужащих», 2005. —————————————————————— <*> Более подробно о зависимости объема мер социальной защиты военнослужащего от имеющейся у него выслуги лет см.: Корякин В. М. Право социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. М., 2005. С. 105 — 110.

— второе: выплата назначенных пенсий указанным гражданам на время службы приостанавливается (ст. 6 Закона о пенсионном обеспечении граждан, проходивших военную службу); — третье: при последующем увольнении указанных граждан с военной службы выплата им пенсии за выслугу лет возобновляется, исходя из новой выслуги на день последнего увольнения (ст. 14 Закона о пенсионном обеспечении граждан, проходивших военную службу).

——————————————————————