Существенные изменения в социальном обеспечении в связи с введением страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

(Юридическая фирма «Гольцблат БЛП», Практика трудового права)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)

СУЩЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ

В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

(Юридическая фирма «Гольцблат БЛП»,

Практика трудового права)

Информационное сообщение N 66

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 17 августа 2009 года

Юридическая фирма «Гольцблат БЛП» сообщает, что принят Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон), который вступает в силу с 1 января 2010 года (за исключением его отдельных положений).

Федеральный закон вносит изменения, направленные на улучшение положения пенсионеров, других категорий лиц, подлежащих социальному обеспечению, в связи с заменой единого социального налога страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды.

— Согласно изменениям Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости может состоять только из страховой и накопительной частей. Вместо базовой части трудовой пенсии (1950 рублей в месяц) вводится фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии. Так, для граждан (без иждивенцев) в возрасте до 80 лет он составит 2562 рубля в месяц, для достигших 80 лет или инвалидов I группы — 5124 рубля в месяц.

К важным изменениям относится совершенствование механизма расчета трудовой пенсии по старости, в частности, введение денежной оценки пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, валоризация (повышение) этого расчетного капитала на 10 процентов его величины и, сверх того, на 1 процент его величины за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

— По изменениям в Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» размер пенсии, которая может назначаться не достигшим пенсионного возраста безработным гражданам при невозможности их трудоустройства, будет определяться согласно нормам страховой части трудовой пенсии по старости (сейчас — по нормам ее базовой и страховой частей).

— Аналогичны изменения в Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Для лиц, проживающих на территориях, определенных в этом Законе, размер районного коэффициента будет рассчитываться не для базовой части трудовой пенсии, как это происходит сейчас, а для фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

— В соответствии с изменениями Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» уточнен порядок исчисления среднего заработка для назначения пособий. Установлено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком в общем случае будет составлять 40 процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

— В Федеральном законе «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» изменена ответственность за нарушение страхователем установленного срока представления и за непредставление отчетности. В настоящее время действует штраф в размере 1 и 5 тысяч рублей. Теперь штраф будет рассчитываться в процентах от суммы страховых взносов.

— Согласно изменениям Федерального закона «О государственной социальной помощи» установлено, что с 1 января 2010 года общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера не может быть меньше величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ. В этой связи предусмотрена новая мера социальной поддержки пенсионеров — социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума в субъекте РФ, выплачиваемая на федеральном и (или) региональном уровне.

— Изменением Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» предписывается применение этого размера не только для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, но и для определения размера пособий по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.

— Обширными изменениями Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ, получившего новое наименование — «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», определяются система соответствующих мер, страховые случаи (временная нетрудоспособность; беременность и роды; рождение ребенка (детей); уход за ребенком до его полутора лет; смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи), виды страхового обеспечения. Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, в настоящее время не превышающий 18720 рублей в месяц, увеличится и будет определяться в зависимости от продолжительности страхового стажа. Также увеличивается максимальный размер пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

— Внесены изменения в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Для более оперативного отражения пенсионных прав в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц страхователь должен будет представлять в Пенсионный фонд РФ сведения индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах с 2011 года один раз в полугодие и с 2012 года один раз в квартал, а не один раз в год, как сейчас.

— Принятым Федеральным законом внесены и многие другие изменения в законодательство.

——————————————————————

Вопрос: По какой форме и в течение какого срока необходимо направить в территориальное отделение ПФР заявление о предоставлении единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала? В каком порядке и в какой срок территориальное отделение ПФР должно перечислить указанную единовременную выплату на счет заявителя?

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: По какой форме и в течение какого срока необходимо направить в территориальное отделение ПФР заявление о предоставлении единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала? В каком порядке и в какой срок территориальное отделение ПФР должно перечислить указанную единовременную выплату на счет заявителя?

Ответ: Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.04.2009 N 72-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан» (далее — Закон N 72-ФЗ) лица, получившие в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее — Закон N 256-ФЗ) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, проживающие на территории РФ, имеют право на единовременную выплату в размере 12000 рублей за счет средств материнского (семейного) капитала.

В соответствии с ч. 5 ст. 10 Закона N 72-ФЗ порядок осуществления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала, а также правила подачи заявления о ее предоставлении устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития.

Правила подачи заявления о предоставлении единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала и порядок ее осуществления (далее — Правила) утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2009 N 245н.

Правила определяют порядок подачи заявления о предоставлении единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала лицами, получившими в соответствии с Законом N 256-ФЗ государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (далее — сертификат), проживающими на территории РФ, и порядок осуществления единовременной выплаты этим лицам (п. 1 Правил).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что лица, указанные в п. 1 Правил, лично, их законные представители или доверенные лица вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или фактического проживания для получения единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала путем подачи заявления о предоставлении единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала (далее — заявление) со всеми необходимыми документами, указанными в п. 6 Правил, в любое время независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей:

не позднее 31 декабря 2009 года в случае, если право на дополнительные меры государственной поддержки возникает с 1 января 2007 года по 30 сентября 2009 года включительно;

не позднее 31 марта 2010 года в случае, если право на дополнительные меры государственной поддержки возникает с 1 октября 2009 года по 31 декабря 2009 года включительно.

Указанные заявление и документы могут быть направлены в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по почте. В этом случае направляются копии документов, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке, подлинники документов не направляются.

Направление указанных заявления и документов по почте осуществляется способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления.

Согласно п. 3 Правил, в случае если право на дополнительные меры государственной поддержки возникло у ребенка (детей) по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 ст. 3 Закона N 256-ФЗ, заявление может быть подано самим ребенком (детьми) по достижении им (ими) совершеннолетия либо приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до 31.12.2009, если право на предоставление единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала не было реализовано его родителями или законными представителями в сроки, указанные в п. 2 Правил.

В соответствии с п. 4 Правил в заявлении лицами, поименованными в пунктах 1 и 3 Правил, указываются следующие сведения:

наименование территориального органа ПФР, в который предоставляется заявление;

фамилия, имя, отчество, без сокращений, в соответствии с документом, удостоверяющим личность, а также и статус (мать, отец, ребенок). В случае изменения фамилии в скобках указывается фамилия, которая была при рождении;

сведения о документе, удостоверяющем личность (вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер документа, кем выдан документ, дата его выдачи), заполняются в соответствии с реквизитами документа, удостоверяющего личность;

сведения о месте жительства (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры) указываются на основании записи в паспорте или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства (если указан не паспорт, а иной документ, удостоверяющий личность);

сведения о месте фактического проживания (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры);

сведения о сертификате (серия и номер сертификата, сведения об организации, выдавшей сертификат, и дате его выдачи);

страховой номер индивидуального лицевого счета;

сведения о реквизитах счета, открытого лицом, получившим сертификат, для перечисления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала (наименование организации, в которую должна быть перечислена единовременная выплата за счет средств материнского (семейного) капитала, банковский идентификационный код (БИК), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП), присвоенные при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации, номер счета, открытый лицом, получившим сертификат);

сведения об отсутствии фактов, влияющих на прекращение права на дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей.

Указанные сведения подтверждаются подписью лица, подающего заявление, с проставлением даты заполнения заявления.

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в случае подачи заявления лицом, получившим сертификат, через законного представителя или доверенного лица в заявлении, дополнительно к сведениям, перечисленным в п. 4 Правил, законным представителем (доверенным лицом) указываются:

фамилия, имя, отчество, без сокращений, в соответствии с документом, удостоверяющим личность;

сведения о документе, удостоверяющем личность (вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер документа, кем выдан документ, дата его выдачи), заполняются в соответствии с реквизитами документа, удостоверяющего личность;

сведения о месте жительства (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры) указываются на основании записи в паспорте или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства (если указан не паспорт, а иной документ, удостоверяющий личность);

сведения о документе, подтверждающем полномочия законного представителя (доверенного лица), — наименование, номер и серия документа, подтверждающего полномочия законного представителя (доверенного лица), сведения об организации, выдавшей документ, подтверждающий полномочия законного представителя (доверенного лица), и дате его выдачи.

Указанные сведения подтверждаются подписью законного представителя (доверенного лица) с проставлением даты заполнения заявления.

Заявление подается с предъявлением документов (их копий, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке):

а) сертификат (его дубликат);

б) удостоверяющих личность, место жительства лица, получившего сертификат;

в) удостоверяющих личность, место жительства и полномочия законного представителя или доверенного лица, — в случае подачи заявления через законного представителя или доверенного лица, лица, получившего сертификат;

г) документ, подтверждающий реквизиты счета, открытого лицом, получившим сертификат, в кредитной организации (договор банковского вклада (счета), справка кредитной организации о реквизитах счета, открытого лицом, получившим сертификат, и др.);

д) подтверждающих приобретение несовершеннолетним ребенком (детьми) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия (свидетельство о браке, решение органа опеки и попечительства или решение суда об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным) — в случае подачи заявления несовершеннолетним ребенком (детьми) (п. 6 Правил).

Согласно п. 9 Правил заявление подлежит рассмотрению территориальным органом ПФР в месячный срок с даты регистрации заявления со всеми необходимыми документами, по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления.

Перечисление единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее месячного срока с даты принятого данным органом решения об удовлетворении заявления о предоставлении единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала (п. 16 Правил).

В соответствии с п. 17 Правил, единовременная выплата за счет средств материнского (семейного) капитала перечисляется в соответствии с реквизитами счета, открытого лицом, получившим сертификат, в кредитной организации.

Также необходимо отметить, что положения ст. 10 Закона N 72-ФЗ применяются до 1 мая 2010 года (ч. 4 ст. 12 Закона N 72-ФЗ).

В. Г.Крашенинников

Советник государственной гражданской

службы РФ 2 класса

——————————————————————

Интервью: Интервью с руководителем общественной приемной «Социальная правозащита» в Курской и Белгородской областях

(«Административное право и процесс», 2009, N 5)

ИНТЕРВЬЮ С РУКОВОДИТЕЛЕМ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРИЕМНОЙ

«СОЦИАЛЬНАЯ ПРАВОЗАЩИТА» В КУРСКОЙ И БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТЯХ

А. В. ТЕРНОВЦОВ

— Как Вы относитесь к идее о создании в России сети бесплатных пунктов по оказанию квалифицированной юридической помощи?

— Общеизвестным является то обстоятельство, что сколько людей, столько и проблем. Проблемы у населения самые различные: от мелких бытовых до серьезных, требующих глубоких правовых познаний и опыта. При этом юридическая помощь, даже в форме устных консультаций, в настоящее время довольно дорогостоящая процедура, причем о качестве предоставляемых услуг зачастую стоит умолчать, в связи с чем именно создание бесплатных пунктов по оказанию квалифицированной юридической помощи является способом обеспечения прав и законных интересов граждан, нуждающихся в социальной правозащите.

— Что Вы знаете о текущем проекте «Социальная правозащита»?

— Проект «Социальная правозащита» видит своей миссией создание единой системы качественного правового просвещения и образования всех социальных, профессиональных, возрастных групп и слоев населения, учитывающей интересы всех граждан, проживающих на территории субъектов Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и призванной повысить компетенцию всех категорий граждан в вопросах правовой грамотности (культуры).

— Как Вы относитесь к реализации таких важных, социально значимых проектов?

— К реализации социально значимых проектов отношусь более чем положительно, прилагаю все усилия для достижения максимального результата, стараюсь принести пользу даже в случаях, когда налицо развитие ситуации не в пользу обратившегося лица. Считаю, что многое зависит от юридической грамотности и умения правильно организовать беседу с обратившимся, чтобы понять друг друга, поскольку не каждый обладает специальными познаниями. Более того, плодотворное сотрудничество и взаимопомощь говорят о высоком уровне развитости и гуманности гражданского общества.

— Каковы, на Ваш взгляд, плюсы и минусы этого проекта?

— Говорить о положительных сторонах реализации проекта можно бесконечно, единственное — следует выделить социальную направленность и ориентацию правозащитной деятельности на поддержание и защиту общественного интереса, а также координационно-организационную поддержку, оказываемую государством. При этом считаю, что проектом не предусмотрена возможность использования инициатив обращающегося населения, ведь тесное и грамотно организованное содействие позволит наиболее эффективно охранять и защищать права.

— Сколько людей в среднем обращаются за помощью в течение дня, месяца?

— Согласно статистическим данным, полученным из журнала регистрации приема граждан Курского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Общенациональный правозащитный союз «Человек и закон» и представительства Общероссийской общественной организации «Общенациональный правозащитный союз «Человек и закон» в Белгородской области, в Курской области обращаются за правовой помощью в течение дня 3 — 4 человека, в месяц — 90 человек; в Белгородской области в течение дня — 3 человека, в месяц — 75 человек.

— Каковы наиболее типичные проблемы, с которыми обращаются граждане?

— Исходя из сложившейся практики приема граждан, наиболее типичными проблемами, с которыми обращаются граждане, остаются трудовые и пенсионные вопросы, жилищные и наследственные дела, вопросы оформления налоговых деклараций, а также споры по делам о защите прав потребителей.

— Расскажите о себе, почему решили заниматься социально значимым проектом.

— На протяжении многих лет я оказываю юридические услуги крупным предприятиям и организациям, физическим лицам и гражданам иностранных государств по различным правовым вопросам и по роду деятельности руководствуюсь принципами уважения интересов граждан, индивидуального подхода к разрешению проблем каждого обратившегося за помощью или консультацией, защиты прав способами, разрешенными действующим российским законодательством. Каждый день живу чужими проблемами как своими собственными и искренним желанием помочь, нисколько не жалея времени, сил и здоровья для людей, нуждающихся в защите нарушенных прав и вынужденных участвовать в судебных тяжбах, и подчас с грубым нарушением конституционных прав граждан или имущественных интересов организаций. Поэтому решение заниматься социально значимым проектом пришло немедленно и с каждым днем усиливается и активизируется.

— Будете ли принимать участие, если у проекта будет продолжение?

— Очевидно, что оказание квалифицированной правовой помощи считается востребованной сферой оказания услуг в любой период времени, и эффективная реализация социально значимых проектов на территории Курской и Белгородской областей позволит гарантировать гражданам стабильность и уверенность в изменчивых социально-экономических условиях развития общества, чем и объясняется мое стремление и желание активно участвовать в проекте, в том числе в случае его продолжения.

— Ваши пожелания, предложения.

— В основном предложения сводятся к тому, что каждый из правозащитников должен относиться к каждому делу внимательно и серьезно, не допускать какого-либо безразличия или попустительства в отношении взятого на себя обязательства. Только общими совместными усилиями и грамотными активными действиями можем добиться желаемого результата — формирования правосознания, справедливого и добросовестного отношения к исполнению гражданско-правового долга, а также правозащитного созидательства в гражданском обществе.

——————————————————————