Муниципально-правовые аспекты реабилитации инвалидов
(Радуто В. И.) («Социальное и пенсионное право», 2009, N 4)
МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ
В. И. РАДУТО
Радуто В. И., старший научный сотрудник отдела проблем организации медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Института проблем медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Федерального государственного учреждения «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г. А. Альбрехта Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».
Определение муниципально-правовых начал реабилитации инвалидов является актуальной научно-практической проблемой. Актуальность в данном случае следует усматривать, в первую очередь, в положительном или отрицательном ответе на вопрос о презумпции участия муниципальных организационно-правовых образований в процессе реабилитации инвалидов или в обозначении степени их участия. Ответ на данный вопрос, в свою очередь, поможет наиболее полно высветить степень реализации права инвалидов на реабилитацию. При анализе данной проблематики следует принимать во внимание разноотраслевой характер правового регулирования. Во-первых, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 7, иными положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» <1> (далее — Федеральный закон «О социальной защите инвалидов») реабилитация инвалидов является мерой социальной защиты инвалидов и поэтому относится к предмету правового регулирования нормативно-правовых актов в области социальной защиты инвалидов <2>. ——————————— <1> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 48. Ст. 4563. <2> Часть 1 ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 35. Ст. 3607.
В этой связи следует выделить также нормативную правовую базу в области социального обслуживания, в частности Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее — Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 32. Ст. 3198); Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 50. Ст. 4872). Во-вторых, сам предмет правового регулирования в области реабилитации инвалидов в силу обозначения основных направлений реабилитации <3> подвержен регламентации также и нормами правовых актов, относящихся к обособленным структурным образованиям системы права. Среди указанных актов необходимо, в частности, выделить: Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 <4> (далее — Основы законодательства об охране здоровья граждан); Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» <5>) (далее — Закон Российской Федерации «Об образовании»); Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» <6>; Трудовой кодекс Российской Федерации <7>; Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации») <8> (далее — Закон Российской Федерации «О занятости населения»). ——————————— <3> Часть 2 ст. 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 9 в редакции Федерального закона от 23 октября 2003 г. N 132-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам реабилитации инвалидов») // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 43. Ст. 4108. <4> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 33. Ст. 1318. <5> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 150. <6> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 35. Ст. 4135. <7> Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ: Трудовой кодекс // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3. <8> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 17. Ст. 1915.
Важность обозначения данной градации обусловлена тем, что вышеозначенные структурные компоненты системы права <9>, в свою очередь, наделяют муниципальные образования соответствующими полномочиями в отдельных отраслях общественных отношений. ——————————— <9> В правовой науке их принято именовать отраслями.
В-третьих, в свете всего вышесказанного нельзя обойти стороной и такое правовое образование, как муниципальное право, которое устанавливает основы правового статуса муниципальных образований <10>. ——————————— <10> Среди основополагающих в данном случае необходимо отметить Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления») // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 40. Ст. 3822.
Нормы международных правовых актов обозначают ответ на вопрос об участии местных властей в области реабилитации инвалидов. Положения п. 5 Правила 3 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов» <11> презюмируют функционирование служб реабилитации в общинах, в которых проживают инвалиды. ——————————— <11> Приняты в Нью-Йорке 20 декабря 1993 г. Резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН.
Участие местных властей подразумевается нормами Конвенции о правах инвалидов <12> в области абилитации и реабилитации (комплексные абилитационные и реабилитационные услуги и программы, особенно в сфере здравоохранения, занятости, образования и социального обслуживания должны способствовать вовлечению и включению инвалидов в местное сообщество… и быть доступны для инвалидов как можно ближе к местам их непосредственного проживания, в том числе в сельских районах <13>). ——————————— <12> Принята в Нью-Йорке 13 декабря 2006 г. Резолюцией 61/106 на 76-м пленарном заседании 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Российская Федерация подписала Конвенцию — распоряжение Президента Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 450-рп «О подписании Конвенции о правах инвалидов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 32. Ст. 3785. <13> Подпункт «b» п. 1 ст. 26.
Конституция Российской Федерации <14> обозначает право на самостоятельное решение населением вопросов местного значения <15>, среди которых положения ч. 1 ст. 132 выделяют управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и сборов, осуществление, охрану общественного порядка, а также решение иных вопросов местного значения. ——————————— <14> Российская газета. 25.12.1993. N 237. <15> Часть 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации.
В рамках настоящей работы необходимо выделить также право муниципальных образований: — на формирование структуры органов местного самоуправления <16>; ——————————— <16> Часть 1 ст. 131 Конституции Российской Федерации.
— наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств <17>. ——————————— <17> Часть 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации.
Буквальное толкование перечня вопросов местного значения, установленного в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления», показывает, что вопросы реабилитации инвалидов не входят в их круг, поэтому степень участия муниципальных правовых формирований в реабилитации инвалидов следует определять путем анализа иных правовых актов и прежде всего Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Помимо систематического толкования как норм структурных частей ст. 9 «Понятие реабилитации инвалидов», статей всей главы III «Реабилитация инвалидов» Федерального закона «О социальной защите инвалидов», необходимо также принимать во внимание и иные положения Закона, обозначающие, в частности: — обязательность исполнения решения учреждения медико-социальной экспертизы соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 4 ст. 8) <18>; ——————————— <18> С изменением, внесенным Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.
— участие органов местного самоуправления и подведомственных организаций: — в обеспечении доступа инвалидов к информации и объектам различных инфраструктур (ч. 1 ст. 14 <19>, ч. 1 ст. 15 <20>); ——————————— <19> В редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ. <20> В редакции Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 123-ФЗ «О внесении изменений и дополнения в ст. ст. 15 и 16 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3426.
— в обеспечении инвалидов жилой площадью (ч. 8 ст. 17 <21>); ——————————— <21> В редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 25.
— в реализации инвалидами права на получение профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ч. 4 ст. 19); — в создании инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ч. 1 ст. 23, п. 2 ч. 2 ст. 24); Нормы законодательства Российской Федерации устанавливают также компетенцию органов местного самоуправления в смежных отраслях общественных отношений, в частности: — здравоохранения (ст. 8 <22> Основ законодательства об охране здоровья граждан); ——————————— <22> В редакции Федерального закона от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (далее — Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 43. Ст. 5084.
— образования (ст. 31 <23> Закона Российской Федерации «Об образовании»); ——————————— <23> В редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (далее — Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 1 (ч. I). Ст. 21; а также Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6236.
— труда и занятости (абзац 7 ч. 1 ст. 5 <24> Трудового кодекса Российской Федерации; ст. 7.2 <25> Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»); ——————————— <24> В редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 27. Ст. 2878. <25> Введена Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (далее — Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ), в редакции Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 1. Ст. 10.
— социального обслуживания (п. п. 3, 4 ст. 4 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения»; ст. 25 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» <26>); ——————————— <26> С изменением, внесенным Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.
— физической культуры и спорта (ст. ст. 9, 9.1 <27>, ч. 1 ст. 10, ч. ч. 1 — 3 ст. 13, ч. 4 ст. 19, ч. 9 ст. 20, ст. 30, ч. ч. 6, 7 ст. 31 <28>, п. 4 ст. 38, ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» <29>). ——————————— <27> Введена Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ. <28> Положения частей обозначают участие органов местного самоуправления: — в интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания и спорта посредством физкультурно-спортивных организаций; — в организации проведения физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; — в создании детско-юношеских спортивно-адаптивных школ, адаптивных детско-юношеских клубов физической подготовки. <29> Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 50. Ст. 6242.
В ракурсе рассматриваемой проблемы чрезвычайно важным представляется обозначение норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», устанавливающих полномочия органов местного самоуправления: — на создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа <30>; ——————————— <30> Пункт 3 ч. 1 ст. 17.
— на установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами <31>; ——————————— <31> Пункт 4 ч. 1 ст. 17.
— на принятие и организацию выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования <32>; ——————————— <32> Пункт 6 ч. 1 ст. 17.
— на формирование структуры органов муниципальной власти (в части исполнительной ветви) <33>; ——————————— <33> Статья 36 с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 30 (ч. I). Ст. 3104; Федеральным законом от 25 июля 2006 г. N 128-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей» (далее — Федеральный закон от 25 июля 2006 г. N 128-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3427; Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ; Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ; Федеральным законом от 7 мая 2009 г. N 90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 90-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 19. Ст. 2280. Статья 37 с изменениями, внесенными Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 53-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 25. Ст. 2484; Федеральным законом от 25 июля 2006 г. N 128-ФЗ; Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к лицам, замещающим государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 10. Ст. 1151; Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ; Федеральным законом от 7 мая 2009 г. N 90-ФЗ.
— на принятие муниципальных правовых актов <34>; ——————————— <34> Глава 7 с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ; Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ; Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 260-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и ведением регистра муниципальных нормативных правовых актов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 46. Ст. 5556; Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ; Федеральным законом от 7 мая 2009 г. N 90-ФЗ.
— на формирование и расходование местных бюджетов <35>; ——————————— <35> Статья 52 с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. N 198-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 1. Ст. 9. Статья 53 с изменениями, внесенными Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ.
— на осуществление отдельных государственных полномочий <36>; ——————————— <36> Статья 63.
— на осуществление межмуниципального сотрудничества <37>. ——————————— <37> Глава 9, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ; Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ.
Положения ч. 4 ст. 8, ч. ч. 2, 7 ст. 11 вкупе с положениями п. п. 7, 8 ст. 4 <38> Федерального закона «О социальной защите инвалидов» предполагают участие органов местного самоуправления и подведомственных организаций в реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов. ——————————— <38> С изменениями, внесенными Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 2. Ст. 167.
К подведомственным организациям в данной связи следует относить организации как общего типа, так и специализированные (реабилитационные учреждения). Нормы права различных отраслей презюмируют функционирование муниципальных реабилитационных учреждений, в частности, в области: — здравоохранения (Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения <39>); ——————————— <39> Утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 7 октября 2005 г. N 627 «Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 42; с изменениями, внесенными Приказом Минздравсоцразвития России от 19 февраля 2007 г. N 120 «О внесении изменений в Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 октября 2005 года N 627 «Об утверждении Единой номенклатуры государственных учреждений здравоохранения» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 15.
— образования (абзац 1 п. 1 <40> Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии <41>); ——————————— <40> С изменением, внесенным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья» Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 34. Ст. 3926. <41> Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. N 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 11. Ст. 1326.
— социального обслуживания (Номенклатура учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов <42>). ——————————— <42> Утверждена письмом Минтруда России от 5 января 2003 г. N 30-ГК «О Номенклатуре учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» // Социальная защита. 2003. N 3.
Принимая во внимание положения Федерального закона «О социальной защите инвалидов», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», иных законодательных актов, следует сказать, что полномочиями в области реабилитации инвалидов могут обладать не все муниципальные образования, а только те, которые имеют сложившуюся структуру органов муниципальной исполнительной власти (с обязательным наличием органов управления социальной защиты населения, здравоохранения и образования). Из определения направлений реабилитации инвалидов <43> следует, что при регламентации отношений в области реабилитации регламентации подвергаются также отношения в области здравоохранения, образования, труда и занятости, социального обслуживания, физической культуры и спорта и т. д. с присущими им организационными системами (секторами), в том числе и муниципальными. К последним относятся (относились), в частности, системы (секторы) здравоохранения <44>, образования <45>, социального обслуживания <46>. ——————————— <43> Часть 2 ст. 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов». <44> Ст. ст. 12 — 14 Основ законодательства об охране здоровья граждан. Примечание: ст. 13 Основ законодательства об охране здоровья граждан в редакции Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ. <45> Статья 8 Закона Российской Федерации «Об образовании» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 18 июля 2005 г. N 92-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 30 (ч. I). Ст. 3103; Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ; Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 49. Ст. 6070. <46> Статья 25 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», с изменением, внесенным Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ. Статья 27 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», нормы которой обозначали функционирование муниципального сектора социального обслуживания, была признана утратившей силу Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.
Так как отношения в области здравоохранения, образования, труда и занятости, социального обслуживания являются частью отношений по реабилитации инвалидов, система реабилитации инвалидов в вопросах подходов к ее формированию не должна отличаться от других аналогичных систем. В связи с вышесказанным предлагается применить системный подход к вопросам организации и в области реабилитации инвалидов, обозначив презумпцию функционирования муниципальной системы реабилитации инвалидов, для чего в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов» следует внести изменение, дополнив его ст. 12 следующего содержания: «Статья 12. Система реабилитации инвалидов Система реабилитации инвалидов в Российской Федерации — совокупность органов управления, реабилитационных служб и учреждений, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов. Система реабилитации инвалидов включает в себя государственную, муниципальную и частную системы реабилитации инвалидов. Реабилитационными являются службы и учреждения, осуществляющие процесс реабилитации инвалидов в соответствии с индивидуальными реабилитационными программами. Координация деятельности в сфере реабилитации инвалидов осуществляется органами социальной защиты населения. Порядок организации и функционирования системы реабилитации инвалидов определяется Правительством Российской Федерации». Основными структурообразующими составляющими государственной и муниципальной систем реабилитации инвалидов должны стать соответствующие каждой (федеральные, региональные и муниципальные) органы управления и реабилитационные службы и учреждения. Резюмируя все вышесказанное, необходимо отметить, что: — нормы международного права обозначают, в отдельных случаях путем обязывания, осуществление мероприятий в области реабилитации инвалидов на местном уровне; — полномочиями в области реабилитации инвалидов могут обладать не все муниципальные образования, а только те, которые имеют сложившуюся структуру органов муниципальной исполнительной власти (с обязательным наличием органов управления социальной защиты населения, здравоохранения и образования); — в силу организационных и финансовых возможностей полномочия в области реабилитации инвалидов на муниципальном уровне могут реализовываться также путем межмуниципального сотрудничества либо предоставления субвенций местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в сфере реабилитации инвалидов.
——————————————————————