Законодательное изменение порядка исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком: содержание и последствия

(Щур-Труханович Л. В.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЙ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ, ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ, ЕЖЕМЕСЯЧНОГО ПОСОБИЯ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ: СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДСТВИЯ <*>

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 января 2011 года

Л. В. ЩУР-ТРУХАНОВИЧ

——————————— <*> Комментарий к Федеральному закону от 08.12.2010 N 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и к новой редакции Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

В продолжение <*> реформирования системы социального и пенсионного страхования существенным изменениям подвергся и Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» <**>. Рассмотрим содержание новых редакций и новелл Федерального закона N 255-ФЗ, появившихся с 01.01.2011 в результате принятия Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», и проанализируем их последствия. ——————————— <*> См.: с. 17 номера журнала. <**> Далее по тексту — Федеральный закон об обязательном медицинском страховании.

Первое изменение в часть 2 статьи 1.1 Федерального закона N 255-ФЗ носит юридико-технический и уточняющий характер: из системы актов законодательства исключен Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и приведены реквизиты Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Одна из новелл заключается в увеличении количества дней временной нетрудоспособности, оплачиваемых за счет страхователей, то есть производящих выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: 1) организаций — юридических лиц, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранных юридических лиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международных организаций, филиалов и представительств указанных иностранных лиц и международных организаций, созданных на территории Российской Федерации; 2) индивидуальных предпринимателей, в т. ч. глав крестьянских (фермерских) хозяйств; 3) физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями. С 01.01.2011 пособие по временной нетрудоспособности будет выплачиваться застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) <*> за первые 3 (а не 2, как прежде) дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го (а не 3-го, как до 01.01.2011) дня временной нетрудоспособности — за счет средств бюджета ФСС России. ——————————— <*> Далее по тексту также — работники.

С 01.01.2011 страхователи получили возможность осуществлять проверку сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) работнику справку (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, путем направления запроса в территориальный орган по форме и в порядке, которые должны быть установлены Минздравсоцразвития России. Существенным образом дополнились и обязанности страхователя: теперь он помимо выплаты страхового обеспечения при наступлении страховых случаев обязан выдать работнику в день прекращения работы (службы, иной деятельности) или по письменному заявлению работника после прекращения работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя не позднее 3 рабочих дней со дня подачи этого заявления справку о сумме заработка за 2 календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработка, и за текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, по форме и в порядке, установленным Минздравсоцразвития России (см. далее). Корреспондирующее с данной обязанностью страхователя право работника сформулировано в пункте 2 части 1 статьи 4.3 Федерального закона N 255-ФЗ как право беспрепятственно получать соответствующую справку о сумме своего заработка. В соответствии с уточненной редакцией части 2 статьи 5 Федерального закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается работникам при наступлении страховых случаев, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию именно на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а не просто обязательному социальному страхованию. Аналогично дополнена часть 2 статьи 7 Федерального закона N 255-ФЗ. Существенно уточнен порядок выплаты пособия по временной нетрудоспособности в период простоя. Согласно новой редакции части 7 статьи 7 Федерального закона N 255-ФЗ в случае временной нетрудоспособности, наступившей до периода простоя и продолжающейся в период простоя, пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия по временной нетрудоспособности, которое работник получал бы по общим правилам. В связи с этой поправкой установленный частью 1 статьи 9 Федерального закона N 255-ФЗ перечень периодов, за которые пособие по временной нетрудоспособности не назначается, дополнен периодом простоя, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 7 Федерального закона. Юридико-техническое на первый взгляд изменение части 2 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ имеет более принципиальное значение: согласно уточненной редакции в случае, если работник на момент наступления страхового случая занят у нескольких страхователей и в 2 предшествующих календарных годах был занят у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком — страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору работника и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 255-ФЗ, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие. При отклонении описанных условий занятости вопросы будут решаться в соответствии с новыми частями 2.1 и 2.2 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ, согласно которым: 1) если работник на момент наступления страхового случая занят у нескольких страхователей, а в 2 предшествующих календарных годах был занят у других страхователей (другого страхователя), то пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору работника; 2) если работник на момент наступления страхового случая занят у нескольких страхователей, а в 2 предшествующих календарных годах был занят как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), то пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо в соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо в соответствии с частью 2.1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору работника. Согласно новой редакции части 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ с 01.01.2011 для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам работник представляет не только выданный медицинской организацией листок нетрудоспособности и документы, но и справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей). Если же речь идет о выплате указанных пособий территориальным органом социального страхования, то наряду с листком нетрудоспособности и документами, подтверждающими страховой стаж, с 01.01.2011 должна будет представляться справка (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие. Одновременно (в указанных в пунктах 1 и 2 случаях занятости у нескольких страхователей) работник при обращении за назначением пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам к страхователю по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору работника представляет также справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата пособий этим страхователем не осуществлялись. Поскольку из Федерального закона N 255-ФЗ не следует, что форма такой справки должна быть утверждена в нормативном порядке, представляется, что работодатели могут определить ее форму самостоятельно. В качестве основы для разработки может использоваться следующая форма:

Общество с ограниченной ответственностью «Подмосковные вечера»

Зюзинская ул., д. 66, Москва, 117418 Тел. (495) 331-18-94, факс: (495) 331-00-01 E-mail: info@podm-vechera. ru ОКПО 17894988, ОГРН 102770468363, ИНН/КПП 7706275332/770601

Для предъявления по месту требования

СПРАВКА о факте неназначения и невыплаты пособия по временной нетрудоспособности ___________________________________________________________________ (пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам)

28 января 2011 г. N 19 Смирновой Татьяне Федоровне Настоящая справка в том, что _______________________________________, (фамилия, имя, отчество в дательном падеже)

корректору ________________________________________________________________________, (наименование профессии или должности)

28 января 2011 по состоянию на ________________________ года (точная календарная дата) пособие по временной нетрудоспособности _________________________________________________________________________ (пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам)

с 17 января 2011 года 27 января 2011 года за период ______________________________ по _____________________________ не назначалось и не выплачивалось.

Генеральный директор Пашков В. Н. Пашков _____________________________________ ________ ___________ (наименование должности руководителя) (подпись) (расшифровка подписи) Печать ООО «Подмосковные вечера» Кудрина О. В. Кудрина Главный бухгалтер ________ ____________ (подпись) (расшифровка подписи)

Такая справка может быть составлена и по иной форме, например учитывающей концепцию и структуру утвержденной Минздравсоцразвития России справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за 2 календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за справкой, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы (см. далее). В соответствии с частью 6 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком работник помимо заявления о назначении пособия, свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копии либо выписки из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельства о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копии, справки с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком, при необходимости еще и справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие. В соответствии с новой частью 7.1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ вместо подлинника справки о сумме заработка, из которого должны быть исчислены пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, работник может представить копию такой справки, заверенную в установленном порядке. Законодатель предусмотрел регулирование и на случаи, когда работник не может представить справку в связи с прекращением деятельности бывшими работодателями, по иным причинам. В соответствии с частью 7.2 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ в случае, если работник не имеет возможности представить справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) в связи с прекращением деятельности этим страхователем (этими страхователями) либо по иным причинам, страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, либо территориальный орган социального страхования страховщика, назначающий и выплачивающий пособие в установленных случаях, по заявлению застрахованного лица направляет запрос в территориальный орган Пенсионного фонда РФ о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях работника у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Форма заявления работника, форма и порядок направления запроса, форма, порядок и сроки представления запрашиваемых сведений территориальным органом Пенсионного фонда РФ должны быть установлены Минздравсоцразвития России. Наиболее существенным изменением системы выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком является увеличение периода, за который рассчитывается средний заработок для исчисления указанных пособий: с 01.01.2011 он вместо 12 календарных месяцев составляет 2 календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в т. ч. время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Согласно обновленной редакции части 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае если в 2 календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия. Очевидно, что в развитие новых норм Правительство РФ должно внести соответствующие изменения в утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29.12.2009 N 1100 Положение об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан. В соответствии с новой частью 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ в случае, если работник в указанные периоды не имел заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если работник на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени работника. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». В связи с увеличением периода, за который рассчитывается средний заработок для исчисления пособий, с 12 календарных месяцев до 2 календарных лет в части 3 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ изменен и порядок определения среднего дневного заработка: с 01.01.2011 средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за вышеуказанный период на 730. Согласно дополненной редакции части 2 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лиц, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования РФ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». В силу дополненной части 3.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования РФ. В случае если назначение и выплата работнику пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются несколькими страхователями в соответствии, средний заработок, исходя из которого исчисляются указанные пособия, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей указанную предельную величину, при исчислении данных пособий каждым из этих страхователей. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком по-прежнему исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка, рассчитанного в вышеизложенном порядке, на 30,4. В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона N 255-ФЗ территориальный орган социального страхования страховщика в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 13 данного Федерального закона (утратившему трудоспособность вследствие заболевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности; также иным категориям застрахованных лиц в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком либо в случае невозможности их выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом РФ), назначает и выплачивает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в течение 10 календарных дней со дня представления застрахованным лицом соответствующего заявления и необходимых документов. Чтобы не лишать застрахованных, не имеющих возможности представить необходимые документы, права на пособия, законодатель предусмотрел дополнение статьи 15 Федерального закона N 255-ФЗ новой частью 2.1, согласно которой в случае отсутствия у застрахованного лица на день обращения за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком справки (справок) о сумме заработка, необходимой для назначения указанных пособий, соответствующее пособие назначается на основании представленных застрахованным лицом и имеющихся у страхователя (территориального органа страховщика) сведений и документов; после представления застрахованным лицом указанной справки (справок) о сумме заработка производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за 3 года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка. Справки, содержащие неверные сведения о сумме заработка, из которого были исчислены пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, дополнили приведенный в части 4 статьи 15 Федерального закона N 255-ФЗ перечень оснований взыскания сумм указанных пособий, излишне выплаченных застрахованному лицу. Принципиальным нововведением является включение в Федеральный закон N 255-ФЗ новой статьи 15.1, устанавливающей ответственность за достоверность сведений, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Согласно ее нормам физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В случае если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В статьях 2 и 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» регламентируются вопросы, связанные с применением измененных норм Федерального закона N 255-ФЗ до 01.01.2011 и после указанной даты. Согласно статье 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ за период до 1 января 2010 года, а для лиц, работающих по трудовым договорам в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, за период до 1 января 2011 года средний заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ) включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», и не превышают предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования РФ, установленную в 2010 году. В соответствии с частью 4 статьи 8 названного Федерального закона база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливалась на 2010 год в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. Сведения об указанных выплатах и вознаграждениях в пользу работника за соответствующий период указываются в справке о сумме заработной платы, иных выплатах и вознаграждениях, представляемой страхователем. При применении положений части 3.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ в новой редакции средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за период до 01.01.2010 за каждый календарный год в сумме, не превышающей предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования РФ, установленную Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в 2010 году. Наконец, согласно статье 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ положения Федерального закона N 255-ФЗ в новых и вышерассмотренных редакциях применяются при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим после 01.01.2011. По страховым случаям, наступившим до 01.01.2011, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются по нормам Федерального закона N 255-ФЗ, в редакции Федерального закона N 343-ФЗ, за период после 01.01.2011, если размер соответствующего пособия, исчисленный в соответствии с Федеральным законом N 255-ФЗ, в редакции Федерального закона N 343-ФЗ, превышает размер соответствующего пособия, полагающийся по нормам Федерального закона N 255-ФЗ, в редакции, действовавшей до 01.01.2011. Несложно представить, что, понимая содержание указанной нормы, работники будут просить бухгалтерии работодателей, а иные застрахованные лица — территориальные органы произвести расчет причитающихся пособий по нормам Федерального закона N 255-ФЗ сразу в двух редакциях — действовавшей до 01.01.2011 и вступившей в силу после 01.01.2011. На момент подписания номера в печать Приказ Минздравсоцразвития России об утверждении формы справки 2-НДФЛ о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за 2 календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за справкой, и за текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, и порядка выдачи справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за 2 календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за справкой, и за текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, опубликован не был. Однако представление об основном содержании указанных документов можно составить на основе проекта Приказа Минздравсоцразвития России, размещенного на сайте Министерства <*>. ——————————— <*> Режим доступа к документу в сети Интернет: http:// www. minzdravsoc. ru/ docs/ mzsr/ projects/775.

Справку планируется утвердить по следующей форме:

СПРАВКА о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за два календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за справкой, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы

Дата выдачи: _____________ N ________

1. Данные о страхователе: ___________________________________________________________________________ (полное наименование организации (обособленного подразделения), ___________________________________________________________________________ Ф. И.О. индивидуального предпринимателя, физического лица) Наименование территориального органа страховщика по месту регистрации страхователя ______________________________________________________________ Регистрационный номер страхователя ______________/_________________________ Код подчиненности ___________________________ ИНН/КПП __________________/__________________

Телефон (___)________________________________

2. Данные о застрахованном лице: Фамилия, имя, отчество ____________________________________________________ Паспортные данные: Серия _______ номер ____________, кем и когда выдан _______________________ ___________________________________________________________________________ Адрес места жительства

(почтовый индекс) (государство) (субъект Российской Федерации)

(город) (улица/переулок/проспект) (дом) (корпус) (квартира)

СНИЛС _____________________________________________________________________

Период работы (службы, иной деятельности), в течение которой лицо подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством <*>, с __________ ____ г. по ___________ ____ г.

3. Сумма заработной платы, иных выплат и вознаграждений, на которые были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством <**>: 20__ год _________________ (руб.) ________ (коп.) _________________________ ____________________________________________ (руб.) _______ (коп.) (прописью)

20__ год _________________ (руб.) ________ (коп.) _________________________ _______________________________________ _____ (руб.) _______ (коп.) (прописью)

20__ год _________________ (руб.) ________ (коп.) _________________________ ____________________________________________ (руб.) _______ (коп.) (прописью)

Итого _________________ (руб.) ________ (коп.) _________________________ ____________________________________________ (руб.) _______ (коп.) (прописью)

Руководитель организации (обособленного подразделения), индивидуальный предприниматель, физическое лицо _______________________________ _____________________ _____________________ (должность <***>) (Ф. И.О.) (подпись)

Главный бухгалтер _____________________ _____________________ (Ф. И.О.) (подпись)

Место печати страхователя

——————————— <*> Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определены частью 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». <**> За период до 01.01.2010, а для лиц, работающих по трудовым договорам в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, за период до 01.01.2011 в средний заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции настоящего Федерального закона) включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», и не превышают предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленную в 2010 году. <***> Заполняется руководителем организации (обособленного подразделения).

Как следует из Порядка выдачи справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за 2 календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за справкой, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, планируемого к утверждению в соответствии с вышеуказанным проектом Приказа Минздравсоцразвития России, выдача справки осуществляется в день прекращения работы (службы, иной деятельности), в течение которой лицо подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, у данного страхователя. При невозможности вручить справку непосредственно в день прекращения работы (службы, иной деятельности) страхователь направляет работнику уведомление о необходимости явиться за справкой либо о согласии на отправление ее почтой. После прекращения работы (службы, иной деятельности) справка выдается по письменному заявлению работника (его законного представителя либо доверенного лица) не позднее 3 рабочих дней со дня подачи (регистрации) заявления. Заявление может представляться работником лично либо через его законного представителя (доверенного лица) либо по почте. При обращении с заявлением доверенного лица представляются документы, удостоверяющие его личность и полномочия. Справка должна заполняться черными или синими чернилами (шариковой ручкой) или с использованием компьютера (пишущей машинки); подчистки и исправления не допускаются. Сведения, содержащиеся в справке, заполняются на основании данных бухгалтерского учета и отчетности страхователя. Заполненная справка удостоверяется гербовой печатью организации (круглой). При этом печать проставляется в отведенном месте («Место печати страхователя») в нижнем левом углу справки так, чтобы она не закрывала подпись. На сайте Минздравсоцразвития России размещен и проект второго Приказа об утверждении формы заявления застрахованного лица о направлении запроса в территориальный орган Пенсионного фонда РФ о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях, формы и порядка направления запроса, формы и порядка представления запрашиваемых сведений территориальным органом Пенсионного фонда РФ, а также подготовленные к утверждению формы соответствующих документов <*>. Согласно подготовленному к утверждению Порядку направления запроса в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица он устанавливает правила направления запроса страхователем-работодателем, назначающим и выплачивающим пособие, либо территориальным органом страховщика, назначающим и выплачивающим пособие, запроса в территориальный орган Пенсионного фонда РФ о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица за периоды работы (службы, иной деятельности) у соответствующего страхователя. Такой запрос направляется по письменному заявлению застрахованного лица, составляемому по следующей форме: ——————————— <*> Режим доступа к документу в сети Интернет: http:// www. minzdravsoc. ru/ docs/ mzsr/ projects/771.

_______________________________________ (полное наименование организации _______________________________________ (обособленного подразделения), Ф. И.О. _______________________________________ индивидуального предпринимателя, _______________________________________ физического лица либо наименование _______________________________________ территориального органа страховщика, _______________________________________ назначающего и выплачивающего пособие)

от застрахованного лица _______________________________________ (фамилия, имя, отчество полностью)

Паспортные данные: серия ______________ номер ____________________, кем и когда выдан _________________________________ Дата рождения: ________________________ СНИЛС: ________________________________ Адрес места жительства: _______________ _______________________________________ Контактный телефон: ____(____)_________

Заявление застрахованного лица о направлении запроса в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях <*>

В связи с невозможностью получить справку о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений для начисления и выплаты мне пособия ___________________________________________________________________________ (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, ежемесячного ___________________________________________________________________________ пособия по уходу за ребенком) от ________________________________________________________________________ (полное наименование организации (обособленного подразделения), ___________________________________________________________________________ Ф. И.О. индивидуального предпринимателя, физического лица) ___________________________________________________________________________ за период работы (службы, иной деятельности) у этого страхователя, в течение которой я подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, с ________ 20__ г. по ________ 20___ г. в связи с прекращением деятельности страхователем/по иным причинам ___________________________________________________________________________ (ненужное зачеркнуть) ___________________________________________________________________________ (указать иные причины)

прошу в соответствии с частью 7.2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» направить запрос в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях, из которых должно быть исчислено пособие. Подтверждаю свое согласие на обработку и использование территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации моих персональных данных о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях для подготовки им сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях и представления их __________________________________________________________ (полное наименование организации ___________________________________________________________________________ (обособленного подразделения), Ф. И.О. индивидуального предпринимателя, ___________________________________________________________________________ физического лица либо наименование территориального органа страховщика, ___________________________________________________________________________ назначающего и выплачивающего пособие)

Дата _____________ 20___ г. Подпись застрахованного лица _____________

——————————— <*> Заполняется по каждому страхователю отдельно.

Заявление застрахованного лица должно быть зарегистрировано страхователем-работодателем, назначающим и выплачивающим пособие, либо территориальным органом страховщика в установленном порядке. Запрос направляется в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту регистрации страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо по месту нахождения территориального органа страховщика. При необходимости запроса сведений по нескольким страхователям по соответствующим заявлениям застрахованного лица запросы направляются отдельно по каждому страхователю. На основании заявления страхователь-работодатель, назначающий и выплачивающий пособие, направляет по нижеприведенной форме запрос не позднее 2 рабочих дней со дня получения (регистрации) заявления застрахованного лица в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по почте либо в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью. Территориальный орган страховщика направляет запрос в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в порядке, определяемом соглашением об информационном обмене, заключенным между Пенсионным фондом РФ и Фондом социального страхования РФ.

________________________________________ (наименование территориального органа ________________________________________ Пенсионного фонда Российской Федерации) от _____________________________________ (полное наименование организации ________________________________________ (обособленного подразделения), Ф. И.О. ________________________________________ индивидуального предпринимателя, ________________________________________ физического лица либо наименование ________________________________________ территориального органа страховщика, ________________________________________ назначающего и выплачивающего пособие) Дополнительные сведения <*>: Регистрационный номер в Пенсионном фонде Российской Федерации ___________________ ИНН _______________, КПП _______________ Адрес места нахождения организации (обособленного подразделения)/адрес постоянного места жительства индивидуального предпринимателя, физического лица _______________________ ________________________________________ ________________________________________ Контактный телефон: ______(______)______

Запрос в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица

от ___________ 20__ г. N ___________

На основании заявления _______________________________________________, (Ф. И.О. застрахованного лица) паспортные данные: серия _________ номер _______, кем и когда выдан: ______ __________________________________________________________________________, дата рождения: __________________, страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС): __________________, адрес места жительства застрахованного лица: ______________________________ __________________________________________________________________________, прошу в соответствии с частью 7.2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» представить сведения о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях, начисленных ___________________________________________________________________________ (наименование страхователя) за 20___ г., 20___ г., 20___ г. (указать календарные годы). Имеется согласие застрахованного лица на обработку и использование территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации его персональных данных о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях для подготовки им сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях и представления их ________________________________________________________ (полное наименование организации ___________________________________________________________________________ (обособленного подразделения), Ф. И.О. индивидуального предпринимателя, ___________________________________________________________________________ физического лица либо наименование территориального органа страховщика, ___________________________________________________________________________ назначающего и выплачивающего пособие)

Руководитель организации (обособленного подразделения), индивидуальный предприниматель, физическое лицо либо руководитель территориального органа страховщика

___________________ ______________________ ________________________________ (должность) <**> (Ф. И.О.) (подпись)

Место печати страхователя либо территориального органа страховщика

——————————— <*> Заполняются страхователем. <**> Заполняется руководителем организации (обособленного подразделения), территориального органа страховщика.

——————————————————————

Вопрос: Может ли устанавливаться свидетельскими показаниями характер работы при рассмотрении судом спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии? Если не может, то с какого времени? («Мировой судья», 2011, N 1)

Вопрос: Может ли устанавливаться свидетельскими показаниями характер работы при рассмотрении судом спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии? Если не может, то с какого времени?

Ответ: Согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ), в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается. Таким образом, данной правовой нормой (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) установлено ограничение допустимости средств доказывания при определении характера работы. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции. Так, в Списках N 1 и N 2, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», наряду с профессиями и должностями указаны условия, при которых работникам предоставляется досрочное пенсионное обеспечение: занятость на горячих участках работ, на работах с веществами определенного класса опасности, в определенных структурных подразделениях и т. д. Например, в Списке N 1 (раздел 11, подраздел 5) предусмотрена должность машинист крана (крановщик), занятый на горячих участках работ, в Списке N 2 (раздел 33) — должность маляр, занятый на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», установивший указанное ограничение, вступил в силу с 1 января 2010 г. Статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. На основании изложенного, при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии суд не вправе принять показания свидетелей в качестве допустимого доказательства характера работы. Гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения гражданского дела либо совершения отдельных процессуальных действий (ч. 3 ст. 1 ГПК РФ). Поэтому при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии и определении круга допустимых средств доказывания для определения характера работ после 1 января 2010 г. суду следует руководствоваться положениями, содержащимися в п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ).

——————————————————————