Предмет мошенничества при получении выплат
(Прозументов Л., Архипов А.) («Уголовное право», 2014, N 1)
ПРЕДМЕТ МОШЕННИЧЕСТВА ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ВЫПЛАТ
Л. ПРОЗУМЕНТОВ, А. АРХИПОВ
Лев Прозументов — профессор Юридического института Томского государственного университета, доктор юридических наук, профессор.
Андрей Архипов — судья Томского областного суда.
Статьей 159.2 «Мошенничество при получении выплат» Уголовный кодекс РФ дополнен Федеральным законом от 29 ноября 2012 г. N 207-ФЗ. Как и в случаях, касающихся иных разновидностей мошенничества, выделенных указанным Законом из общей нормы о мошенничестве в специальные составы, введение данной статьи в Особенную часть УК РФ породило немало вопросов, связанных с ее применением. Статья 159.2 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за мошенничество при получении выплат, т. е. хищение денежных средств или иного имущества при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат. Указание на конкретный предмет преступного посягательства — денежные средства или иное имущество при получении выплат является одним из главных отличий рассматриваемой нормы от иных статей Особенной части УК РФ, устанавливающих уголовную ответственность за мошенничество. Термин «выплаты» разъясняется путем перечисления отдельных видов таких выплат (пособий, компенсаций, субсидий), а также указания на иные социальные выплаты, установленные законами и иными нормативными правовыми актами. Отметим, что в первоначальном варианте авторы законопроекта предлагали определить предмет данного вида мошенничества как «пособия, компенсации, субсидии, социальные и иные выплаты» <1>. В окончательной же редакции Закона, принятой Государственной Думой РФ, фраза «социальные и иные выплаты» была заменена на фразу «иные социальные выплаты». Внеся указанные изменения, законодатель резко сузил понятие предмета мошенничества при производстве выплат, ограничив его только социальными выплатами, тогда как вариант статьи, предложенный авторами законопроекта, предусматривал в качестве предмета любые выплаты, установленные законами и иными нормативными правовыми актами. Представляется, что внесенная поправка является обоснованной, так как благодаря ей более четко была определена сфера применения данной нормы Особенной части УК РФ. Очевидной стала направленность нормы на защиту общественных отношений именно в сфере социального обеспечения. ——————————— <1> Паспорт проекта Федерального закона N 53700-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://asozd2.duma. gov. ru (дата обращения: 25.09.2013).
К сожалению, вышеуказанное уточнение не решило всех проблем, связанных с определением предмета преступного посягательства мошенничества при получении выплат, которые возникли вследствие существенных ошибок юридической техники, допущенных при разработке данной нормы. Начинаются эти ошибки с самого названия статьи, которое не только не содержит четкого указания на сферу применения нормы, но и противоречит ее содержанию. Законодателем рассматриваемая статья именуется как «мошенничество при получении выплат». В русском языке понятием «выплата» обозначается производство денежных отчислений <2>. В самой же статье в качестве предмета преступного посягательства указываются не только денежные средства, но и иное имущество, передачу которого выплатой назвать никак нельзя. В нормативных актах в сфере социального обеспечения для обозначения процесса передачи имущества соответствующим категориям граждан используются такие термины, как «бесплатное обеспечение лекарственными средствами», «льготный отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения», «обеспечение транспортными средствами бесплатно в соответствии с медицинскими показателями», но никак не «выплаты». ——————————— <2> Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 22-е изд., стер. М.: Рус. яз., 1990. С. 120.
Аналогичная ошибка имеется и в диспозиции ч. 1 ст. 159.2 УК РФ, где законодатель с одной стороны обозначает в качестве возможного предмета хищения наряду с денежными средствами иное имущество, а с другой — устанавливает, что такое хищение является наказуемым в соответствии со ст. 159.2 УК РФ, только если оно произошло «при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами». Ни в одном из перечисленных случаев иное имущество (медикаменты, изделия медицинского назначения, транспорт и т. п.) льготным категориям граждан не передается, все приведенные в статье меры социального обеспечения являются только денежными отчислениями. Благодаря последнему можно сделать вывод о том, что ст. 159.2 УК РФ в действующей на данный момент редакции предусматривает уголовную ответственность только за хищение денежных средств и не предусматривает уголовной ответственности за хищение иного имущества. Но в таком случае становится непонятным, для чего законодатель все же упомянул в диспозиции статьи иное имущество в качестве возможного предмета хищения. Представляется, что наряду с денежными средствами, составляющими социальные выплаты, иное имущество также следует признать предметом рассматриваемого преступления, поскольку в результате хищения такого имущества, передаваемого гражданам в качестве меры социального обеспечения, вред общественным отношениям в сфере социального обеспечения причиняется точно такой же, как если бы были похищены выделенные на аналогичные цели денежные средства. На необходимость включения в понятие предмета указанного вида мошенничества имущества, передаваемого в рамках социального страхования (технические средства реабилитации, протезы, путевки на санаторно-курортное лечение и т. п.), обращалось внимание Правительством РФ в Официальном отзыве на «На проект Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации» <3>. ——————————— <3> Паспорт проекта Федерального закона N 53700-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://asozd2.duma. gov. ru (дата обращения: 25.09.2013).
Имеющиеся противоречия, обусловленные недостатками юридической техники, можно устранить путем внесения изменений в название ст. 159.2 УК РФ и диспозицию ее первой части. Название статьи целесообразно сформулировать как «Мошенничество в сфере социального обеспечения». Применительно к диспозиции считаем целесообразным отказаться от термина «выплата» как ключевого для определения предмета преступного посягательства в действующей редакции, заменив его фразой «денежные средства, предназначенные для социальных выплат, а также иное имущество, предназначенное для передачи физическим лицам, в качестве мер социального обеспечения, установленных законами и иными правовыми актами». Предложенная формулировка предмета хищения в диспозиции позволит исключить перечисление отдельных видов социальных выплат, существующее в действующей редакции статьи. Что представляют собой социальные выплаты? Какие именно выплаты следует относить к социальным? При кажущейся очевидности найти ответ на эти вопросы не так просто. Термин «социальные выплаты» используется в нескольких отраслях права. Наряду с правом социального обеспечения он применяется в трудовом, бюджетном, налоговом праве и др. Несмотря на столь частое использование данного термина, легальное его определение в законах отсутствует. Как правило, законодатель разъясняет содержание понятия «социальная выплата» путем перечисления его отдельных видов (пенсий, пособий, субсидий и т. п.). Не всегда понимание социальных выплат является одинаковым для различных отраслей права. Так, Д. А. Смирнов обращает внимание на несовпадение содержаний понятия «социальные выплаты» для трудового права и права социального обеспечения <4>. ——————————— <4> Смирнов Д. А. Социальные выплаты как меры социальной защиты работника // Социальное и пенсионное право. 2010. N 4. С. 20 — 22.
Представляется, что для определения содержания понятия социальных выплат как предмета преступления, предусмотренного ст. 159.2 УК РФ, имеет значение понимание этого термина, используемое именно в праве социального обеспечения, поскольку объектом рассматриваемого преступления наряду с отношениями собственности являются общественные отношения в области социального обеспечения. Эти же общественные отношения являются предметом права социального обеспечения <5>. ——————————— <5> Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России: Учебник. 2-е изд., испр. и перераб. М.: БЕК, 2002. С. 70 — 77.
Исследователями в области права социального обеспечения выделяются такие признаки социальных выплат, имеющие значение для рассматриваемой в настоящей статье проблемы, как относимость выплат к мерам социальной защиты, т. е. направленность социальных выплат на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств, а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия <6>, предоставление социальных выплат на безвозмездной и безвозвратной основе <7>. ——————————— <6> Смирнов Д. А. Указ. соч. <7> Гусева Т. С. Субсидии как вид социальных выплат в системе социального обеспечения России // Российская юстиция. 2010. N 6. С. 58 — 60.
Важный признак социальных выплат, позволяющий более четко определить содержание данного понятия, для целей ст. 159.2 УК РФ, указан в диспозиции данной статьи. Этот признак — установление выплат законами и иными нормативными правовыми актами. Можно выделить еще несколько признаков, являющихся производными от вышеперечисленных: а) финансирование социальных выплат из федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований и б) специфический адресат данных выплат — физическое лицо, отвечающее прямо предусмотренным законом или иным нормативным правовым актом критериям, связанным с возникновением определенных социально значимых обстоятельств. Первый из данных признаков связан с ограниченностью социальных выплат, являющихся предметом рассматриваемого преступления, только теми социальными выплатами, которые предусмотрены законами и нормативными правовыми актами, поскольку социальные выплаты, осуществляемые из иных источников финансирования, например средств общественных организаций, коммерческих предприятий, устанавливаются не законами и иными нормативными правовыми актами, а локальными актами соответствующих организаций. Второй же признак обусловлен отнесением социальных выплат к мерам социальной защиты. Суммируя вышеперечисленные признаки для целей установления предмета преступления, предусмотренного ст. 159.2 УК РФ, можно определить социальные выплаты как предусмотренные законами или иными нормативными правовыми актами меры социальной защиты, заключающиеся в производстве из федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований на безвозмездной и безвозвратной основе денежных выплат физическим лицам в целях предупреждения или смягчения негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств, а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия. Дать характеристику всех видов социальных выплат, предусмотренных действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в рамках данной статьи невозможно. Как обоснованно отмечает Е. В. Пуляева, «существующая система социальных выплат создавалась в течение многих десятилетий. Сегодня их предоставление осуществляется на основе более чем 200 нормативных правовых актов, а получателями являются около 200 категорий граждан. В результате сформировался сложный механизм законодательного обеспечения социальных выплат, характеризующийся бессистемностью, несогласованностью, дублированием принимаемых законодательных актов» <8>. ——————————— <8> Пуляева Е. В. Социальные выплаты в образовательной сфере: анализ правового обеспечения // Журнал российского права. 2011. N 9. С. 57 — 63.
Представляется, что в создании исчерпывающего перечня конкретных социальных выплат, подпадающих под приведенные выше признаки, нет смысла, поскольку законодательство социального обеспечения достаточно динамично развивается, и этот процесс предполагает как появление новых видов социальных выплат, так и отказ от некоторых их разновидностей, установленных ранее. Самой распространенной разновидностью социальных выплат являются пенсии. Российское законодательство в области социального обеспечения устанавливает большое количество различных видов пенсий. Исследователи разделяют пенсионную систему Российской Федерации на две подсистемы: бюджетную и страховую <9>. В бюджетную подсистему входят пенсии, установленные Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также рядом иных Законов (например, Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»). В страховую подсистему включаются трудовые пенсии, установленные Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». ——————————— <9> Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Указ. соч. С. 195.
Легальное определение пенсии по государственному пенсионному обеспечению дано в ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2011 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В соответствии с данной нормой такой пенсией является «ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию». Приведенное определение соответствует и иным видам пенсий, включенных в бюджетную подсистему, которые предусмотрены иными законами. Разница заключается лишь в различном субъектном составе получателей пенсий. Отличительной чертой пенсий, входящих в бюджетную подсистему, является то обстоятельство, что финансируются они из федерального бюджета. Приведенное определение пенсии по государственному пенсионному обеспечению содержит в себе все признаки социальной выплаты как предмета преступления, предусмотренного ст. 159.2 УК РФ. Об этих признаках говорилось выше, в связи с чем каких-либо трудностей с отнесением данных видов пенсий к социальным выплатам в понимании рассматриваемой статьи Особенной части УК РФ быть не должно. Несколько сложнее обстоит дело в этом плане с трудовыми пенсиями. Легальное определение трудовой пенсии дано в ст. 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В ст. 5 этого Федерального закона устанавливается, что трудовая пенсия по старости может состоять из двух частей: страховой части и накопительной части. Выплата страховой части трудовой пенсии осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ. Накопительная часть пенсии выплачивается за счет средств, находящихся на лицевых счетах граждан-получателей пенсий. Обязательным условием появления денежных средств на лицевых счетах является производство гражданином — будущим получателем пенсии отчислений (страховых взносов) на накопительную часть пенсии в Пенсионный фонд РФ. Представляется, что к социальным выплатам как предмету рассматриваемого в настоящей статье преступления может быть отнесена только страховая часть пенсии. Накопительная часть пенсии не может считаться социальной выплатой, так как в ней отсутствует один из главных признаков социальной выплаты — это безвозмездность ее получения. Средства, находящиеся на лицевых счетах граждан, из которых и производится выплата накопительной части пенсии, фактически являются собственностью граждан <10>. При таких условиях хищение накопительной части пенсии следует относить не к мошенничеству при получении социальной выплаты, а к общему составу мошенничества. По этой же причине нельзя отнести к социальным выплатам пенсии, выплачиваемые за счет средств негосударственных пенсионных фондов, поскольку финансирование выплат таких пенсий осуществляется таким же способом, как и в случае с накопительной частью трудовой пенсии. ——————————— <10> Кутепова К. О., Степанов А. Г. Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер. М.: Омега-Л, 2010. С. 12.
Отметим, что особых трудностей, связанных с отнесением пенсий к социальным выплатам при юридической оценке действий лиц, обвиняемых в мошенничестве, у правоохранительных органов не возникает, о чем свидетельствует следственная практика <11>. ——————————— <11> Официальный сайт Управления следственного комитета по Республике Ингушетия. URL: http://ingushetia. sledcom. ru (дата обращения: 25.09.2013).
Еще одним весьма распространенным видом социальных выплат являются пособия. В науке права социального обеспечения пособия определяются как выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки <12>. Российское законодательство в области социального обеспечения предусматривает большое количество видов социальных пособий, основные из них перечислены в Федеральном законе от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федеральном законе от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Законе РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». ——————————— <12> Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Указ. соч. С. 343.
Анализ следственной и судебной практики — как и в случае с пенсиями — свидетельствует об отсутствии у правоохранительных органов и судов трудностей с отнесением пособий к предмету преступления, предусмотренного ст. 159.2 УК РФ <13>. ——————————— <13> Интернет-портал мировой юстиции Чеченской Республики. URL: http://mirsud-chr. ru/ (дата обращения: 25.09.2013).
В отличие от пенсий и пособий при отнесении к предмету рассматриваемого преступления субсидий правоохранительными органами допускается масса ошибок. Дело в том, что действующее законодательство предусматривает множество различных субсидий, из которых только небольшую часть можно отнести собственно к социальным выплатам. Исследователями в области права социального обеспечения субсидия определяется как социальная выплата, предоставляемая на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджетных средств, предназначенная строго для использования в целях, установленных в законе <14>. ——————————— <14> Гусева Т. С. Указ. соч.
Действующее законодательство о социальном обеспечении предусматривает три вида субсидий: субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ст. 159 ЖК РФ); субсидии на приобретение жилья (Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», ст. 7 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 «О вынужденных переселенцах», ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и др.), а также субсидии безработным гражданам для создания собственного бизнеса (Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. N 1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации») <15>. Иные виды субсидий, предусмотренные законом, не могут быть отнесены к социальным выплатам, поскольку не являются мерами социальной защиты. Такие субсидии имеют иные по сравнению с социальными выплатами цели, они могут выделяться, например, субъектам предпринимательской деятельности с целью стимулирования сельскохозяйственного производства и т. п. Несмотря на это, следственные органы нередко квалифицируют по ст. 159.2 УК РФ мошеннические действия, связанные с хищением любых субсидий, в том числе и тех, которые к социальным выплатам не относятся. ——————————— <15> Там же.
Так, следственными органами СУ УМВД России по Владимирской области в мае 2013 г. возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159.2 УК РФ по факту того, что 55-летняя жительница Муромского района — генеральный директор общества с ограниченной ответственностью, используя служебное положение, представила в Департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области заведомо ложные сведения о целевом использовании денежных средств. В период с января 2012 г. по март 2013 г., используя подложные документы (товарные накладные, платежные поручения об оплате за приобретенную сельхозпродукцию), похитила денежные средства в размере 1447584 руб. при получении в рамках программы поддержки агропромышленного комплекса субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам <16>. ——————————— <16> Официальный сайт УМВД по Владимирской области. URL: http://33.mvd. ru/News/ item/1086312 (дата обращения: 25.09.2013).
Следователями ММУ МВД России «Нижнетагильское» ГУ МВД России по Свердловской области расследовано уголовное дело по ч. 3 ст. 159.2 УК РФ по факту незаконного получения субсидии. Следствием было установлено, что некая фирма, оказывающая услуги по грузоперевозке автотранспорта, созданная в Нижнем Тагиле в мае 2011 г., оформила заявку в Свердловский областной фонд поддержки малого предпринимательства на получение субсидии на возмещение затрат, связанных с уплатой первого взноса (авансового платежа) по договору лизинга, указав в заявке недостоверные сведения. Комиссия, рассмотрев заявку, одобрила ее, и в декабре 2011 г. на счет общества с ограниченной ответственностью было перечислено более 900 тысяч рублей <17>. ——————————— <17> Официальный сайт Межмуниципального Управления МВД России «Нижнетагильское» ГУ МВД России по Свердловской области. URL: http://uvdnt. ru/ index. php? p=3426 (дата обращения: 25.09.2013).
Понятно, что и в первом, и во втором примерах полученные незаконным образом субсидии не являются социальными выплатами. Представляется, что одной из причин сложившейся ситуации является неудачная конструкция диспозиции ч. 1 ст. 159.2 УК РФ, в частности, разъяснение понятия «выплаты» через перечисление конкретных их видов — «пособий, компенсаций, субсидий». Такое перечисление не только не раскрывает понятия «социальная выплата», но и создает путаницу. Установив, что предметом хищения является субсидия, следователи зачастую не задумываются о том, является ли данная субсидия социальной выплатой или нет, квалифицируя действия лица, привлекаемого к уголовной ответственности за такое хищение, по ст. 159.2 УК РФ, и обосновывая такую квалификацию тем, что субсидия как предмет преступления прямо указана в диспозиции этой статьи. Выход из сложившейся ситуации видится в том, чтобы отказаться от перечисления в диспозиции ч. 1 ст. 159.2 УК РФ конкретных видов социальных выплат. Еще одним видом социальных выплат, указанным в диспозиции специальной нормы о мошенничестве при получении выплат, являются компенсации. Как и в случае с субсидиями, упоминание компенсаций в диспозиции статьи создает путаницу, вызванную несовпадением значения понятия «компенсации» в праве социального обеспечения и иных отраслях права. Так, понятие «выплаты компенсационного характера» упоминается в ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ как составляющая заработной платы работника. Как справедливо замечает Д. А. Смирнов, «маловероятно, однако, что в ст. 129 ТК РФ законодатель имел в виду именно эти (имеются в виду социальные. — Прим. авт.) выплаты, так как их вообще нельзя отнести к оплате труда работника — они выплачиваются в рамках правоотношений по социальному обеспечению, и работодатель никакого отношения к их выплате не имеет <18>. ——————————— <18> Смирнов Д. А. Указ. соч.
Выплата в рамках правоотношений по социальному обеспечению и является отличительной чертой компенсаций, о которых идет речь в диспозиции ч. 1 ст. 159.2 УК РФ. Нельзя согласиться с А. И. Плотниковым, который при описании компенсаций как предмета преступления, предусмотренного ст. 159.2 УК РФ, привел положения ст. 164 Трудового кодекса РФ, определяющие компенсации как денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами <19>. Приведенное понятие описывает компенсации, выплачиваемые работодателем работнику в рамках трудовых правоотношений. Эти компенсации никакого отношения к социальным выплатам не имеют. В праве социального обеспечения под компенсационными выплатами (компенсациями) понимаются социальные выплаты, по своим признакам близкие к пособиям <20>. В качестве примера компенсационных выплат можно привести компенсации, установленные Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; ст. 15 Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий». ——————————— <19> Агузаров Т. К., Ашин А. А., Головненков П. В. и др. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А. И. Чучаева. Испр., доп., перераб. М.: КОНТРАКТ, 2013. 672 с. <20> Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Указ. соч. С. 402.
Суды при рассмотрении уголовных дел по ст. 159.2 УК РФ понимают под компенсациями социальные выплаты. Например, приговором Богородицкого районного суда Тульской области Филюшкина признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159.2 УК РФ. Судом установлено, что Филюшкина, фактически проживая в с. Кресты Куркинского района, имея умысел на хищение денежных средств, зарегистрировалась без цели проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом — в п. Красный Куркинского района, в доме своего знакомого Б. Продолжая реализовывать свой преступный умысел, Филюшкина, не меняя своего постоянного местожительства и фактически проживая в с. Кресты Куркинского района, обратилась в управление Пенсионного фонда в Куркинском районе и в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения в Куркинском районе» с заявлением о назначении ей ежемесячных денежных выплат (компенсаций по категории граждан, постоянно проживающих (работающих) в зоне с льготным социально-экономическим статусом). На основании заявления и в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Филюшкиной были назначены ежемесячные денежные выплаты <21>. ——————————— <21> URL: http://www. prokuror-tula. ru (дата обращения: 25.09.2013).
Пристатейный библиографический список
1. Гусева Т. С. Субсидии как вид социальных выплат в системе социального обеспечения России // Российская юстиция. 2010. N 6. 2. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России: Учебник. 2-е изд., испр. и перераб. М.: БЕК, 2002. 3. Агузаров Т. К., Ашин А. А., Головненков П. В. и др. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А. И. Чучаева. Испр., доп., перераб. М.: КОНТРАКТ, 2013. 4. Кутепова К. О., Степанов А. Г. Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер. М.: Омега-Л, 2010. 5. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 22-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1990. 6. Пуляева Е. В. Социальные выплаты в образовательной сфере: анализ правового обеспечения // Журнал российского права. 2011. N 9. 7. Смирнов Д. А. Социальные выплаты как меры социальной защиты работника // Социальное и пенсионное право. 2010. N 4.
——————————————————————
Вопрос: Вышла замуж второй раз, сменила фамилию. От первого брака у меня двое детей. Получала на них пособие в соцзащите. О смене фамилии сообщила через два месяца. За эти два месяца мне не начисляли пособия, и, как мне сказали, получить я их уже не смогу. Законно ли это? («Юрист спешит на помощь», 2014, N 1)
Вопрос: Вышла замуж второй раз, сменила фамилию. От первого брака у меня двое детей. Получала на них пособие в соцзащите. О смене фамилии сообщила через два месяца. За эти два месяца мне не начисляли пособия, и, как мне сказали, получить я их уже не смогу. Законно ли это? М. С.Жукова, г. Ижевск
Ответ: Вероятно, пособия не были начислены по иной причине, так как смена фамилии (о которой вы сообщили спустя два месяца) не связана с основанием начисления — статусом «одинокая мать», который вы утратили при вступлении в брак. Другие детские пособия вам будут сохранены.
Я. В.Бродневская Юрист
——————————————————————
Вопрос: Скажите, пожалуйста, как мне будут рассчитываться декретные, если я в 2010 г. работала всего три месяца, затем ушла в декретный отпуск, а в настоящее время нахожусь в отпуске по уходу за ребенком до трех лет? Планирую выйти на работу, а в 2014 г. опять пойти в декретный отпуск. Будет ли включена в расчет пособия моя зарплата за 2014 г., или текущий год не включае тся в расчет? И могу ли я исключить из расчета календарный год, в течение которого я получала пособие до 1,5 лет, или его можно только заменить предшествующими годами? («Юрист спешит на помощь», 2014, N 1)
Вопрос: Скажите, пожалуйста, как мне будут рассчитываться декретные, если я в 2010 году работала всего три месяца, затем ушла в декретный отпуск, а в настоящее время нахожусь в отпуске по уходу за ребенком до трех лет? Планирую выйти на работу, а в 2014 году опять пойти в декретный отпуск. Будет ли включена в расчет пособия моя зарплата за 2014 год, или текущий год не включается в расчет? И могу ли я исключить из расчета календарный год, в течение которого я получала пособие до 1,5 лет, или его можно только заменить предшествующими годами (в целях расчета среднего заработка)? Т. Я.Пташкина, г. Ангарск, Иркутская обл.
Ответ: В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия. Таким образом, текущий год не учитывается при расчете пособия. Год, в котором вы находились в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, может быть заменен предшествующим календарным годом при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Н. В.Дьячкова Юрист
——————————————————————
Вопрос: Может ли бабушка находиться на больничном (ребенку полтора года), если мама вышла на работу? («Юрист спешит на помощь», 2014, N 1)
Вопрос: Может ли бабушка находиться на больничном (ребенку полтора года), если мама вышла на работу? И. Мартынова, г. Валдай, Новгородская обл.
Ответ: Да, это возможно при условии, что бабушка работает. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в различных случаях, в том числе при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи. Согласно п. 34 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н, листок нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи выдается медицинским работником одному из членов семьи (опекуну, попечителю, иному родственнику), фактически осуществляющему уход.
Н. В.Дьячкова Юрист
——————————————————————
Вопрос: Мой муж уходит на пенсию, стаж работы около 40 лет. В архиве отсутствуют документы, подтверждающие его зарплату за 5 лет. В данный момент он работает, но он имеет право брать стаж только до 2002 года. Как быть в таких случаях? («Юрист спешит на помощь», 2014, N 1)
Вопрос: Мой муж уходит на пенсию, стаж работы около 40 лет. В архиве отсутствуют документы, подтверждающие его зарплату за 5 лет. В данный момент он работает, но он имеет право брать стаж только до 2002 года. Как быть в таких случаях? М. О.Проскурина, г. Омск
Ответ: Оценка пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется на 1 января 2002 г. Это означает, что общий трудовой стаж учитывается по 31 декабря 2001 г. включительно. После 1 января 2002 г. учитывается сумма страховых взносов, уплаченных работодателем в Пенсионный фонд РФ. Для проверки правильности исчисления размера вашей пенсии необходимо обратиться в орган пенсионного обеспечения по месту получения пенсии. Также неработающим пенсионерам производится социальная доплата за счет средств федерального бюджета, если общая сумма назначаемых им пенсий, ежемесячных денежных выплат, дополнительного материального обеспечения (для отдельных категорий граждан) и иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением единовременных), не достигает прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте РФ по месту его жительства. Подайте жалобу начальнику соответствующего отдела или руководителю территориального органа Пенсионного фонда, а также в архив.
Н. М.Хромова Юрист
——————————————————————
Вопрос: Мне 40 лет, проработал 18 лет на подземных работах по добыче угля и имею трудовой стаж 23 года. Необходимо ли мне для получения пенсии на выгодных условиях продолжать трудиться на подземных работах или можно без ущерба для пенсии оставить работу? («Юрист спешит на помощь», 2014, N 1)
Вопрос: Мне 40 лет, проработал 18 лет на подземных работах по добыче угля и имею трудовой стаж 23 года. Необходимо ли мне для получения пенсии на выгодных условиях продолжать трудиться на подземных работах или можно без ущерба для пенсии оставить работу? И. З.Паршев, г. Новокузнецк, Кемеровская обл.
Ответ: В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста. Конкретизированный перечень профессий, представители которых имеют право на досрочную трудовую пенсию по старости, закреплен в Списке работ и профессий, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 N 481. Таким образом, вам рано еще выходить на пенсию.
Н. М.Хромова Юрист
——————————————————————