К вопросу о доле участия в простом товариществе

(Соловьев Д. С.)

(«Адвокатская практика», 2008, N 5)

К ВОПРОСУ О ДОЛЕ УЧАСТИЯ В ПРОСТОМ ТОВАРИЩЕСТВЕ

Д. С. СОЛОВЬЕВ

Соловьев Д. С., аспирант кафедры гражданско-правовых дисциплин Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина.

При рассмотрении правовой природы простого товарищества следует отметить его схожесть с юридическим лицом. Сходство данных конструкций обеспечивается за счет стремления участников к созданию коллективных образований, наличия имущества образования, обособленного от имущества участников, деятельности органов управления. Среди различий можно отметить лишь отсутствие регистрации товарищества в качестве юридического лица, наличие собственного наименования, ответственность предприятия. Поэтому в настоящей статье при раскрытии положений о простом товариществе применяются термины, заимствованные из законодательства о юридических лицах.

По нашему мнению, в Гражданском кодексе РФ и юридической литературе не разработано такое понятие, как «доля участия» в товариществе, что является весьма существенным пробелом.

Полагаем, что при раскрытии степени участия товарища в осуществлении совместной деятельности, ведении общих дел, прибылях и убытках не стоит ограничиваться лишь такими понятиями, как «вклад в общее дело» или «доля в общем имуществе», поскольку данные понятия не отражают в полной мере всю совокупность прав, обязанностей (полномочий) товарища в отношении остальных участников договора. Категория «вклад в общее дело» является лишь отправной точкой для формирования объема прав, обязанностей лица в рамках договора, не являясь при этом законченным, полным по содержанию понятием. Естественно, что степень участия товарища зависит прежде всего от размера внесенного вклада, но, руководствуясь диспозитивными нормами закона, товарищи при распределении участия в прибылях, убытках, ведении общих дел, управлении делами могут отойти от размера вклада и прописать иной баланс интересов, сил. Понятие же «доля в общем имуществе» является весьма конкретной структурой и отражает объем прав, обязанностей товарища в отношении созданного общего имущества.

Предлагаемая категория «доля участия» в товариществе является более широкой по объему, чем рассмотренные понятия «вклад в общее дело» и «доля в общем имуществе». Данная категория отражает всю совокупность правомочий товарища в рамках договора, его степень участия, влияния на развитие совместных отношений, определение стратегий достижения намеченной цели. Очевидно, что понятие «доля участия» является собирательным, оно и опирается на вклад в общее дело, и соприкасается с долей в общем имуществе. Однако, помимо общих черт, она имеет отличительные особенности.

Договор простого товарищества не может быть сведен лишь к наличию общего имущества товарищей. Напротив, простое товарищество является объединением лиц (товарищей), которые в результате объединения вкладов, совместных усилий добиваются формирования общего капитала.

Следуя за терминологией, предложенной Брагинским, договор простого товарищества является одним из видов договоров, направленных на создание неправосубъектных коллективных образований. Правовое положение участника договора не может быть сведено лишь к доле в общем имуществе товарищества, поскольку относится к разным институтам гражданского права — институту вещных прав на имущество и институту договорных обязательств.

Ярким подтверждением высказанной точки зрения о несовпадении доли участия и доли в общем имуществе может служить отчуждение общего имущества товарищества. При осуществлении операций с общим имуществом в отношении с третьими лицами происходит отчуждение части этого имущества. Однако с момента приобретения такого имущества новый собственник не становится участником простого товарищества.

В настоящий момент, для того чтобы участник простого товарищества произвел уступку своей доли в товариществе, ему необходимо заключать два соглашения — уступка прав по договору и перевод долга (обязанностей) в простом товариществе. При этом в заключаемых договорах необходимо максимально четко прописывать существующие права участника, а также объем обязанностей, существующий на момент перевода.

Полагаем, что введение в юридический оборот понятия «доля участия» сможет упростить вопрос отчуждения доли в товариществе, поскольку в таком случае потребуется заключение одного соглашения о продаже доли участия в товариществе, сопоставимый с продажей доли в уставном капитале юридического лица.

Доля участия в товариществе является оценочной категорией, поскольку характеризует не только размер вклада, но и иные, нематериальные, особенности положения лица в рамках договора.

Таким образом, понятие «доля участия» в товариществе можно определить как совокупность прав, обязанностей товарища в рамках договора простого товарищества в отношении управления общими делами, ведения общих дел, участия в прибылях (убытках).

В основу предлагаемой категории «доля участия» положен внесенный товарищем вклад, точнее — размер вклада, и в дальнейшем участники договора, опираясь на степень участия каждого из товарищей в деятельности товарищества, могут определить его долю участия. Следует отметить, что размер внесенного вклада является всего лишь отправной точкой, но не абсолютным ориентиром. К примеру, два индивидуальных предпринимателя организовали простое товарищество для извлечения прибыли. Вклад одного из них был оценен в 6000 рублей, вклад второго товарища — в 4000 рублей. Однако товарищ, внесший меньший вклад, ведет общие дела, бухгалтерский учет, имеет большее количество деловых связей и возможностей для осуществления намеченной цели. Следовательно, степень участия второго товарища более значительна, чем степень участия первого товарища, пусть и внесшего больший вклад; в случае выбытия простого товарища сообщество потеряет больше, чем от выбытия второго участника. Доля участия товарища может быть выражена в процентах, долях.

Отмеченная категория «доля участия» не только имеет чисто теоретическое значение, но может применяться на практике. Например, в процессе осуществления хозяйственной деятельности (имеется в виду предпринимательская деятельность) может возникнуть ситуация, когда одному из товарищей потребуется произвести отчуждение своей доли в товариществе. При проведении оценки рыночной стоимости доли товарища возможные приобретатели доли будут интересоваться не только размером вклада, но и степенью участия товарища, возможностью влияния на управление общими делами. И при этом товарищ отчуждает не просто вклад или долю в общем имуществе, а долю участия в товариществе.

Доля участия имеет важное значение и при расторжении договора простого товарищества. В настоящий момент законодательство и судебная практика исходят из размера внесенного товарищем вклада. Однако, как мы уже рассмотрели, размер внесенного товарищем вклада еще не означает аналогичную степень участия в договоре. Понятие «размер вклада» не отражает в полном объеме всю совокупность прав и обязанностей товарища в заключенном договоре, его интересы в деятельности образования. Следовательно, при расторжении договора участникам следует оперировать понятием «доля участия», а не «размер вклада». И выделяемое участнику при выходе из договора, при расторжении договора имущество должно соответствовать степени его активности в деятельности товарищества. При возникновении между участниками спора о размере доли участия суду следует исследовать поставленную цель товарищества, виды внесенных вкладов, деятельность каждого из товарищей по достижению намеченной цели (привлечение контрагентов для развития товарищества, ведение бухгалтерского учета). При этом суду необходимо изначально считать долю участия каждого из товарищей равной (если иное не установлено договором). Лишь при установлении большей степени участия одного из товарищей суду следует отойти от равенства долей или от размера долей, установленных в договоре. Полагаем, что такие действия суда ни в коем случае не нарушают права сторон на свободу договора и возможность на установление любых не противоречащих требованиям действующего законодательства условий.

Договор простого товарищества, как и любой гражданско-правовой договор, базируется на принципе возмездно-эквивалентных отношений. Участники товарищества не могли бы добиться поставленной цели в необходимый срок и с наименьшими затратами, если бы кто-либо из участников не осуществлял ведущую роль, не прикладывал максимум усилий. Полагаем, что приложенные силы, средства должны быть справедливо оценены и возмещены, в том числе и при прекращении договора.

На основании вышеизложенного можно утверждать, что понятие «доля участия» имеет весьма важное значение для определения роли каждого из товарищей в деятельности простого товарищества. Доля участия в товариществе отражает степень участия товарища в достижении поставленной цели, участии в прибылях/убытках, ведении общих дел, бухгалтерского учета операций, имущества товарищества, управлении общими делами товарищества. Доля участия в товариществе опирается на размер внесенного участником вклада, но не равнозначна ему. Предлагаемая категория имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

——————————————————————