Эволюция законодательства о критериях малого и среднего предпринимательства в России и Китае
(Мещерякова А. А.) («Международное публичное и частное право», 2010, N 5)
ЭВОЛЮЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КРИТЕРИЯХ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И КИТАЕ <*>
А. А. МЕЩЕРЯКОВА
——————————— <*> Mescheryakova A. A. Evolution of the legislation about criterions of small and average enterprises in Russia and China.
Мещерякова Анастасия Анатольевна, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Читинского института филиала Байкальского государственного университета экономики и права.
Малые и средние предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики и имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения. Главным в правовом регулировании малого бизнеса является полнота, всесторонность и эффективность правового регулирования.
Ключевые слова: бизнес, предприятия, экономика, региональное развитие, правовое регулирование.
The small and average enterprises objectively exist and develop as rather independent sector of modern market economy and have the important social and economic meaning, as providing social and political stability. Such enterprises are capable to soften consequences of structural changes, adapt for faster to varying requirements of the market, bring in the significant contribution to regional development, design and use technical and organizational innovations. Totality, versatility and efficiency of legal regulation are main in legal regulation of small and average business.
Key words: business, enterprises, economy, regional development, legal regulation.
Размеры предприятия, как известно, могут оцениваться и измеряться как в абсолютных, так и в относительных показателях, как в количественных, так и в качественных параметрах. Они могут определяться и комбинированным методом. Набор показателей, который используется для этих целей в экономической литературе и статистике различных стран, далеко не одинаков. Универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать предприятия, не существует. Наиболее распространенным количественным критерием, по которому предприятие определяется как малое, является численность работников, занятых на нем, но и здесь нет единства в понимании. Численность измеряется по-разному. В одних литературных источниках и по данным официальной статистики малое предприятие характеризуется численностью до 15 работников, в других она достигает 40, а порой 200 и даже 300 занятых. По методологии ЕС, малым является предприятие с численностью до 50 человек. В официальной американской статистике, например, в качестве критерия отнесения фирм к категории мелких нередко используется показатель числа занятых до 500 человек [1, с. 10]. Такой разброс объясняется специфическими условиями той или иной страны, а также сферой деятельности предприятия и подтверждает размытость и эластичность самого понятия «малое предприятие». Вместе с тем подобная ситуация, видимо, неизбежна, поскольку само это понятие имеет определенные количественные пределы, в которые могут укладываться различные типы малых, мелких и даже мельчайших предприятий, фирм, хозяйств. Поэтому многие исследователи пытаются использовать большое число признаков и количественных критериев для классификации различных типов предприятий по их размерам, в соответствии с которыми выделяется группа малых предприятий. К их числу, в частности, относятся такие показатели, как объем инвестированного капитала, объем продаж и квоты рынка. Однако и эта величина не является единой для отдельных стран и отраслей и колеблется в весьма существенных размерах. Используются и другие показатели, по которым делается вывод о размере фирм. Например, используется показатель, характеризующий техническую оснащенность предприятия, стоимость оборудования и машин, приходящихся на одного работника, электровооруженность труда. Весьма распространенным является показатель, характеризующий годовой доход от продаж. Согласно этому критерию в США в качестве малых предприятий в оптовой торговле рассматриваются фирмы с годовым доходом от продаж до 5 — 22 млн. долларов, в розничной торговле — до 2 млн. долларов, в строительстве — до 7,5 — 12 млн. долларов, в сфере связи — до 2 — 3 млн. долларов [1, с. 7]. В России впервые были определены критерии малого предприятия по численности и отраслям Постановлением Совета Министров СССР N 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий», принятым 8 августа 1990 г. Следующим источником, конкретизирующим критерии, стало Постановление Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 г. N 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» [2], в соответствии с которым к малым относились предприятия всех организационно-правовых форм, установленных Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» [3], как вновь создаваемые, так и действующие, со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек. Предельная для предприятий численность была определена в промышленности и строительстве до 200 человек, в науке и научном обслуживании — до 100 человек, в других отраслях производственной сферы — до 50 человек, в розничной торговле, общественном питании и в других отраслях непроизводственной сферы — до 15 человек. Однако отсутствие четкой разделенности понятий «малое предприятие» и «малое предпринимательство» в тот период в России привело к тому, что в качестве малых предприятий рассматривались только новые кооперативы, многие из которых в 1989 г. перерегистрировались в малые предприятия. В то время малые предприятия других форм собственности в качестве таковых не рассматривались, поскольку предприятия частной собственности официально еще не были разрешены, а малые предприятия государственной собственности не идентифицировались с предпринимательским характером понятия «малое предприятие». Существенные изменения в определение предприятий в качестве малых внес принятый 12 мая 1995 г. в России Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [4]. Согласно этому Закону круг предприятий, ранее относимых к малым, был существенно изменен. Под субъектами малого предпринимательства понимались «коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышала следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности — 100 чел., в строительстве — 100 чел., на транспорте — 100 чел., в сельском хозяйстве — 60 чел., в научно-технической сфере — 60 чел., в оптовой торговле — 50 чел., в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 чел., других видов деятельности — 50 чел.». Но этого было недостаточно для определения малого предприятия, поскольку понятие малого предприятия включает в себя как количественные, так качественные признаки. И лишь при уяснении этих признаков, сведя их в определенную систему, можно раскрыть понятие «малое предпринимательство». В литературе высказывались различные предложения относительно уточнения таких критериев. Например, профессор В. А. Семеусов предлагал включить в критерии малого предпринимательства стоимость имущества предприятия [5, с. 16], и с этим трудно не согласиться. Действительно, один-единственный показатель, применяемый для классификации типов предприятий по их размеру в различных отраслях, не всегда может быть достаточным и надежным. Известно, что многие современные крупные электростанции работают в автоматическом режиме и их может обслуживать не более 10 человек. Ясно, что по критерию численности работников как единственному признаку такие предприятия не могут быть отнесены к малым предприятиям. Принятый в 2007 г. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [6] несколько расширил действующие ранее критерии, приблизив их к европейским. Впервые введено новое понятие «микропредприятие» с численностью занятых до 15 человек; в категорию «малые предприятия» попадают компании, в которых трудятся от 16 до 100 человек, от 101 до 250 человек — «среднее предприятие». Кроме того, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, которые устанавливаются Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства один раз в пять лет. В новом законодательстве к субъектам малого и среднего предпринимательства были отнесены и потребительские кооперативы. Отнесение потребительских кооперативов к субъектам малого и среднего предпринимательства, видимо, было обусловлено тем, что они очень схожи с коммерческими организациями, поскольку прибыль, которую они получают от осуществления предпринимательской деятельности, распределяется между его членами. Законодатель уточнил формы коммерческих организаций, которые могут быть субъектами малого предпринимательства, исключив из них государственные и муниципальные унитарные предприятия. Законодателем было исключено разграничение численности работников по отраслям финансово-хозяйственной деятельности, что, полагаем, дало российским предпринимателям больше свободы в выборе того или иного вида деятельности при том, что они оставались субъектами малого предпринимательства. В Китае малый бизнес относится к мелкотоварному блоку частного сектора, и его критерии с момента их определения (50-е годы) долгое время не менялись. Однако рост малого предпринимательства, носивший во многом стихийный характер, потребовал уточнения критериев данного феномена. На рубеже 80 — 90-х годов Госсовет Китайской Народной Республики утвердил Критерии разграничения крупных, средних и малых предприятий в промышленности применительно к различным отраслям, основанные либо на годовых объемах производства (в подавляющем большинстве случаев), либо на первоначальной стоимости основных фондов. Например, к малым были отнесены металлургические предприятия с выплавкой менее 100 тыс. тонн стали и шахтоуправления с добычей менее 900 тыс. тонн угля в год, к средним — соответственно предприятия с выплавкой менее 600 тыс. тонн стали и добычей менее 3 млн. тонн угля. Соответствующие критерии были приняты и для строительных организаций. В последние годы китайская статистика использует для классификации предприятий показатель объема реализованной продукции, фактически отражая на общегосударственном уровне только деятельность так называемых масштабных предприятий с годовым объемом реализации не менее 5 млн. юаней (600 тыс. долл.). Согласно Некоторым политическим установкам Госсовета КНР в отношении несельскохозяйственных индивидуальных предприятий в городах и поселках от 7 июля 1981 г. индивидуальные хозяйственники в случае производственной необходимости могут привлекать не более двух человек в качестве помощников, заключая с ними трудовые договоры. Большее количество учеников допускается, если лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, обладают высоким мастерством, но не более пяти человек в качестве учеников. Кроме того, установками определена сфера деятельности малых предприятий, которая позднее была дополнена Дополнительными установками Госсовета Китайской народной Республики к Некоторым политическим установкам в отношении несельскохозяйственных индивидуальных предприятий в городах и поселках от 13 апреля 1983 г. В столь крупный сегмент народного хозяйства направляется довольно значительная часть совокупных общественных инвестиций (порядка 143 млрд. долл.). Более половины этих инвестиций составили самостоятельно изысканные средства, около 20% — внутренние кредиты, и лишь 6,2% — 22,4 млрд. долл. пришлось на бюджетные инвестиции. Хотя официальная китайская статистика не публикует каких-либо сведений о распределении бюджетных инвестиций в разбивке на крупные, мелкие и средние хозяйствующие субъекты, с учетом сохраняющегося бюджетного акцента на поддержку крупных госпредприятий можно уверенно утверждать, что средние и мелкие предприятия целевых инвестиций из бюджета на развитие получают ограниченно. Согласно Временному регламенту о критериях малого и среднего предпринимательства, принятому в 2003 г. [7], в Китае малое предприятие определяется по численности работников, общим суммам реализации и активам. Таким образом, четкое определение критериев малого предпринимательства в китайском законодательстве привело к увеличению количества такого рода предприятий. И, как отмечают китайские ученые: «По сравнению с началом 90-х годов XX века в 2001 году объем продукции частных предприятий увеличился уже в 117 раз, а их общее число в 19,5 раза. Кроме того, немало частных предприятий отделилось от традиционных отраслей, например от розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ремонтного сервиса. Так, в Пекинской зоне высоких технологий «Чжунгуаньцунь» частные предприятия составляют свыше 90%. В провинции Чжецзян, которую называют «царством средних и мелких предприятий», эти частные предприятия получили самое большое в стране развитие. Перевалив за 600 с лишним тысяч, они составили 99% общего числа предприятий провинции. В результате непрерывного развития и накопления капитала частные предприятия изо дня в день расширяют свои масштабы, стремительно растут их капиталовложения и производственно-хозяйственная деятельность» [8, с. 69]. Для малого предпринимательства в отличие от крупного характерна простая форма организации и функционирования предприятия. Таким образом, используя опыт классификации малых предприятий стран с рыночной экономикой и стран, в которых только происходит становление рыночного хозяйства, и изучая общетеоретические и методологические подходы к определению понятия малого предпринимательства, можно выявить показатели, характеризующие его. При анализе деятельности малых предприятий приходится иметь дело со значительным разнообразием в их размерах, в величине объема продаж, в темпах и возможностях воспроизводства в них, в степени накопления, способах использования ресурсов и методах управления и т. д. Еще сложнее количественно проанализировать различную роль малого предпринимательства в экономике, характер труда в нем, рынки сбыта, технологию производства и тому подобные характеристики, имеющие скорее качественный характер. Для стран с развитой рыночной экономикой не имеет принципиального значения форма собственности, на которой основано то или иное малое предприятие, поскольку внешние условия функционирования и развития предприятий, основанных на разных формах собственности, идентичны, а внутренние отношения регламентированы четкими нормами законодательства. Практически во всех развитых странах число малых предприятий постоянно увеличивается, охватывая с помощью современного рыночного хозяйства, демократизации общества, накопленного наукой и производством опыта, восприимчивости малого предпринимательства к научно-технической информации, возможности использования в нем нововведений, все новые и новые отрасли. Это обусловлено чаще всего требованиями современного рынка, конкуренцией как двигателем прогресса. Значительная часть малых и средних фирм ставит себе задачу расширения масштабов производства и перехода из малого предприятия в среднее, а, возможно, при благоприятных условиях и в крупное. Такая политика типична особенно для предприятий, занятых в традиционных отраслях, производящих товары народного потребления. Таким образом, малое предпринимательство ищет новые ниши — вспомогательные, пограничные, периферийные. А это сопровождается поиском нововведений, новых технологий, инноваций. Мобильность малого предпринимательства способствует такому пути развития, и здесь возможности малого предпринимательства безграничны. В этой связи трудно согласиться с бытующим иногда мнением, что оно может развиваться только в ограниченных видах деятельности. Для России иногда называются, например, кустарная или ремесленная промышленность, поскольку эти отрасли для экономики России были традиционными. Однако в рыночных условиях малый бизнес выживает благодаря своим особенностям именно как малое предпринимательство, а не как представитель определенной отрасли. Полагаем, что в России назрела необходимость на законодательном уровне определить приоритетные направления деятельности в различных отраслях для субъектов малого и среднего предпринимательства, сделав данные нормы диспозитивными с целью предоставления начинающим предпринимателям свободы выбора ими финансово-хозяйственной деятельности. Такая норма (в случае принятия) послужит эффективному развитию не только соответственно малого предприятия, а также развитию, укреплению и стабильности в целом экономики государства. Необходимо признать малые и средние предприятия равноправными участниками процесса общественного производства. В ряде отраслей они должны стать главной формой организации основного звена в экономике, например отрасли, производящие потребительские товары и оказывающие услуги.
Литература
1. Разумова И. И. Мелкие фирмы в США: экономика и управление. М., 1989. 2. Известия. 1990. 9 авг. N 222. 3. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. N 30. Ст. 418; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 34. Ст. 1966; 1993. N 32. Ст. Ст. 1231, 1256. 4. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 25. Ст. 2343 (с изм. ФЗ от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ. См.: Российская газета. 2006. 8 фев. N 25). 5. Семеусов В. А., Берегова Г. М. Малое предпринимательство: экономико-правовые аспекты: Учеб. пособие. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2001. 6. Российская газета. Федеральный выпуск. 2007. 31 июля. N 4427. 7. Женминьжибао. 2003. URL: http://www. people. com. cn. 8. Ма Кэ, Ли Цзюнь. Коммерция в Китае. Пекин: Межконтинентальное издательство Китая, 2005.
——————————————————————