Формы и механизмы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

(Клочкова Е. В.) («Гражданское право», 2011, N 4)

ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>

Е. В. КЛОЧКОВА

——————————— <*> Klochkova E. V. Forms and mechanisms of support of subjects of micro and middle entrepreneurship in the Russian Federation.

Клочкова Елена Владимировна, аспирантка кафедры гражданского права Юго-Западного государственного университета, помощник судьи Арбитражного суда Курской области.

В статье рассматриваются институты государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, дается анализ форм и механизмов такой поддержки.

Ключевые слова: субъекты малого и среднего предпринимательства, инфраструктура поддержки, фонды, бизнес-инкубаторы.

The article considers the institutes of state support of subjects of micro and middle entrepreneurship, gives analysis of forms and mechanisms of such support.

Key words: subjects of micro and middle entrepreneurship, infrastructure of support, funds, business-incubators.

В странах с развитой рыночной экономикой упор делается на реализацию частных целей, поскольку уже сформирован и работает сектор малого предпринимательства. Вместе с тем институты государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства создаются практически во всех развитых или развивающихся странах мира. При этом такие институты практически во всех этих странах обладают высоким государственным статусом и наделяются широкими полномочиями в области поддержки таких субъектов. Сами субъекты непосредственно взаимодействуют с конкретным институтом поддержки, статус которого четко определен законом. В Российской Федерации, как справедливо отмечает Ю. Г. Чернышева, «упор делается на решение общих проблем — совершенствование налогообложения, развитие инфраструктуры рынка и т. п.» <1>. ——————————— <1> Чернышева Ю. Г. Государственная поддержка малого предпринимательства в контексте экономических противоречий: теория и практика: Автореф. дис. … д-ра эконом. наук. Ростов-на-Дону, 2009.

С принятием Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон «О развитии предпринимательства») произошла фактическая смена государственной политики в области малого и среднего предпринимательства. Соответственно изменились и подходы к поддержке субъектов малого предпринимательства. Так, в действовавшем ранее Федеральном законе от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон о поддержке предпринимательства) прямо предусматривалось создание фондов поддержки малого предпринимательства (ст. 8). Поэтому ранее в сфере финансирования субъектов малого предпринимательства действовал Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (далее — ФФПМП), который, например, совместно с Российским микрофинансовым центром унифицировал программы микрофинансирования, проводимые региональными фондами поддержки. Была утверждена Типовая методика реализации программ микрофинансирования за счет средств ФФПМП, внедрена компьютерная программа, позволившая, с одной стороны, автоматизировать процессы учета операций по выдаче займов на базе общих стандартов, с другой — обеспечить получение сопоставимой отчетности для сравнения эффективности деятельности региональных фондов. Со сменой государственной политики, как отмечает, например, А. И. Мицкий, государственные и муниципальные фонды утратили специальную правоспособность в отношении возможности выдачи краткосрочных кредитов без приобретения лицензии на право ведения банковской деятельности, которую они имели на основании Закона о поддержке предпринимательства <2>. Вместе с тем в результате реализации федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства была создана достаточно развитая сеть базовых объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства по оказанию специализированных и комплексных услуг. Вместе с тем не нашли должного развития общества взаимного кредитования (далее — ОВК) субъектов малого предпринимательства, предусмотренные ст. 12 Закона о поддержке предпринимательства. Фактически за время действия этого Закона было создано крайне незначительное количество объектов инфраструктуры. Отметим также, что в современных условиях различные фонды и агентства не функционируют, а упор делается на создание принципиально иной инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Вместе с тем идея создания фондов окончательно не отметена, однако новые идеи, закладываемые в организацию деятельности фондов, на настоящем этапе вызывают большие сомнения в целесообразности их осуществления. ——————————— <2> Мицкий А. И. Кредитно-финансовая поддержка функционирования и развития предприятий малого и среднего предпринимательства: Автореф. дис. … канд. эконом. наук. Ставрополь, 2007.

На наш взгляд, определение целевых ориентиров поддержки и развития малого предпринимательства должно исходить из необходимости сочетания интересов как государства, так и субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом состояния экономики. В современных условиях задача регулирования и поддержки малого предпринимательства заключается в стимулировании развития предпринимательства со стороны государства в соответствии с определенными целями и принципами осуществления поддержки. Кроме того, на наш взгляд, важна прежде всего не столько прямая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, сколько создание благоприятного предпринимательского климата и уважительного отношения к таким субъектам. Важнейшим элементом и даже базой научных исследований в этой области должны стать материалы, представленные в правительственных докладах. Именно доклады Правительства РФ должны были не только служить основой анализа процессов, связанных с развитием малого и среднего предпринимательства, но и выявлять и устранять основные барьеры, препятствующие развитию таких субъектов. Структура малых предприятий по экономическим видам деятельности не меняется в течение последних нескольких лет: порядка 45% малых предприятий занимаются торговлей, около 22% действуют в сфере услуг (здравоохранение, социальные услуги, ЖКХ, наука, информационные технологии), производственный малый бизнес представляют 11% от общего числа компаний, столько же малых предприятий занимаются строительством (11%), около 5% малых предприятий — транспортом и связью, по 3% — гостиничным делом, сельским и лесным хозяйством. Интересно отметить, что проблема снижения административных барьеров для малого и среднего предпринимательства, возникнув в конце прошлого века, приобрела еще большую актуальность в настоящее время. Смена государственной политики в области поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства привела к смене институтов такой поддержки, даже если они формально и сохранили свое прежнее название. В соответствии с общей доктриной в целях упорядочения общественных процессов и достижения определенных целей общества и различных социальных групп в обществе создаются различного рода социальные институты <3>. Вместе с тем для создания и функционирования полноценного института поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства, на наш взгляд, должны быть в совокупности выполнены следующие условия: ——————————— <3> Гатин А. М. Теория государства и права. М., 2007.

— законодательно установленные формы поддержки; — создан правовой механизм реализации конкретной формы поддержки; — определены субъекты, полномочные осуществлять установленный механизм реализации конкретной формы поддержки. Анализ положения Закона о развитии предпринимательства позволяет нам утверждать, что в настоящее время создается многоуровневая и малоэффективная система институтов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предполагающая распределение полномочий между федеральными и региональными уровнями государственной власти и органами местного самоуправления. При этом логика законодателя заключается в том, что государственные органы и органы местного самоуправления оказывают поддержку не самим субъектам малого предпринимательства (за исключением субъектов малого предпринимательства, ориентированных на экспорт товаров), а поддерживают организации, составляющие инфраструктуру поддержки. В рамках такой логики организации инфраструктуры должны оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства. Соответственно механизм функционирования именно этой инфраструктуры должен быть отрегулирован наиболее четко. В соответствии с положениями ст. 15 Закона о развитии предпринимательства инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства фактически является совокупность организаций, выполняющих определенные функции. При этом, с одной стороны, в инфраструктуру поддержки входят коммерческие и некоммерческие организации, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки (п. 1 ст. 15 Закона о развитии предпринимательства). С другой стороны, инфраструктура поддержки должна включать в себя центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационные технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации (п. 2 ст. 15 Закона о развитии предпринимательства). Таким образом, в рамках предложенного законодателем подхода организации, входящие в инфраструктуру поддержки, разделены на две группы. В первую группу входят коммерческие и некоммерческие организации, которые являются (привлекаются) поставщиками (исполнителями, подрядчиками) при выполнении заказов для государственных и муниципальных нужд. Во вторую группу входят организации и фонды, осуществляющие непосредственную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в виде предоставления им инвестиций, а также в виде предоставления помещений и оказания консультационных услуг. Как следует из буквального толкования положений Закона о развитии предпринимательства, одновременно оказываются две поддержки — одна поддержка оказывается организациям, составляющим непосредственно инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а другая — самим субъектам. Представляется, что такой подход не способствует эффективному развитию субъектов малого и среднего предпринимательства. Закон о развитии предпринимательства устанавливает требование, в соответствии с которым деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по созданию и обеспечению деятельности указанных организаций должна осуществляться в рамках реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом законодательно установленных критериев эффективности деятельности организаций, составляющих инфраструктуру поддержки, не установлено. Вместе с тем необходимо отметить, что требования к отдельным видам организаций инфраструктуры поддержки устанавливаются нормативными правовыми актами органов исполнительной власти Российской Федерации (МЭР РФ) и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Проведенный в настоящей статье анализ позволяет сделать следующие выводы: 1) целевые ориентиры поддержки и развития малого предпринимательства должны исходить из необходимости сочетать интересы как государства, так и субъектов малого и среднего предпринимательства с упором на создание максимально благоприятного климата для развития таких субъектов; 2) государственные программы поддержки и развития малого предпринимательства практически не достигли ожидаемых результатов, и субъекты малого предпринимательства развиваются не благодаря поддержке государства, а преодолевая административные барьеры, воздвигаемые государством; 3) смена политики в области поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства проходит без широкого научного обсуждения, основанного на научном анализе развития малого предпринимательства не только в Российской Федерации, но и за рубежом; 4) для создания и функционирования полноценного института поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства должны быть установлены формы поддержки, создан правовой механизм реализации конкретной формы поддержки и определены субъекты, полномочные осуществлять конкретный механизм; 5) государственная поддержка оказывается не самим субъектам малого предпринимательства, а организациям, составляющим инфраструктуру поддержки (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих экспорт товаров); 6) нет законодательно установленных ограничений на организационно-правовые формы для организаций, составляющих инфраструктуру поддержки, и нет ограничений на участие в таких организациях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; 7) множественность организаций, составляющих инфраструктуру поддержки, создает определенные трудности для субъекта малого и среднего предпринимательства, поскольку не позволяет ему получить поддержку во всей совокупности форм, предусмотренных Законом о развитии предпринимательства, в одном месте.

——————————————————————