Если потерялся багаж при перелете

(Троицкий К.)

(«ЭЖ-Юрист», 2014, N 16-17)

ЕСЛИ ПОТЕРЯЛСЯ БАГАЖ ПРИ ПЕРЕЛЕТЕ

К. ТРОИЦКИЙ

Константин Троицкий, юрист, г. Долгопрудный.

Если во время путешествия компания-перевозчик задержала ваш багаж или произошли другие накладки в организации полета и перевозки багажа, то можно взыскать с перевозчика ущерб. Расскажу о таком взыскании на примере задержки багажа при перелете авиакомпанией «Аэрофлот — российские авиалинии».

Бесплатный сыр

Являясь участником программы поощрения пассажиров «Аэрофлот Бонус», осуществляемой ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии», я воспользовался бесплатным полетом за счет накопленных бонусов. Указанная программа поощрения позволяет за определенное количество перелетов накапливать мили, которые можно потратить на какой-либо перелет за счет ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии».

В августе 2013 года я прилетел рейсом указанного ОАО из Москвы в пункт назначения. По прибытии в аэропорт выяснилось, что нет моего багажа. На следующий день мне сообщили, что произошел сбой системы сортировки багажа. Впоследствии по телевидению был ряд репортажей о поломке оборудования в Шереметьево D. В результате я потерял два дня отдыха: в первый день я выяснял, где багаж, а во второй — покупал необходимые вещи.

Багаж в итоге нашелся, отдых состоялся. Но я решил взыскать ущерб с ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии», уж очень было жалко два потерянных дня. И считаю, что компании-монополисты начнут более ответственно относиться к исполнению обязательств, если граждане будут отстаивать свои права в суде.

Основания для ответственности

При подготовке к иску о взыскании ущерба я кинулся на поиск судебной практики, чтобы вооружиться опытом других. Но не тут-то было. Дел с идентичными обстоятельствами не существовало. То есть в практике не было случаев, когда гражданин, получив некачественную услугу на основании бонусов, акций и пр., то есть не за свои «живые» деньги, взыскивал ущерб, причиненный некачественно оказанной услугой.

Свои требования я основывал на следующем.

Во-первых, ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии» нарушило требования Воздушного кодекса РФ. В частности, нарушена ст. 103 Кодекса, которая гласит: по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа — доставить этот багаж в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. При этом ст. 120 Воздушного кодекса предусматривает, что за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Во-вторых, нарушено законодательство о защите прав потребителей. Согласно ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Кроме того, согласно ст. 15 Закона N 2300-1 помимо имущественного вреда возмещению подлежит и моральный вред.

Успех обеспечен

Авиакомпания против иска возражала. Судебная защита ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии» была выстроена на следующих доводах:

— я не вправе что-либо требовать у ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии», поскольку осуществлял перелет бесплатно по программе «Аэрофлот Бонус»;

— виновность ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии» отсутствует, поскольку задержка доставки багажа произошла по вине аэропорта Шереметьево D.

Но суд встал на мою сторону и, руководствуясь Постановлением Пленума ВС РФ от 28.06.2012 N 17, вынес решение в мою пользу. Согласно судебным актам (решению Долгопрудненского городского суда Московской области от 06.11.2013 года по делу N 2-1424/13 и Определению Московского областного суда от 17.03.2014) с ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии» в мою пользу были взысканы:

— компенсация морального вреда в размере 5 тыс. руб.;

— убытки в размере 15 тыс. руб.;

— штраф в размере 10 тыс. руб.

Рекомендую всем, попавшим в подобную ситуацию, использовать алгоритм действий, которому следовал я:

— письменно обратиться к авиакомпании с требованием о компенсации;

— при отказе авиакомпании добровольно удовлетворить ваши требования обратиться в городской (районный) суд с требованием о компенсации.

Данный порядок установлен ч. 7 ст. 29 ГПК РФ и разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума ВС РФ N 17.

——————————————————————