Правовая охрана и защита интеллектуальных прав в рекламной деятельности
(Хабаров М. П.)
(«Юридический мир», 2013, N 12)
ПРАВОВАЯ ОХРАНА И ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ
В РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
М. П. ХАБАРОВ
Хабаров Михаил Павлович, аспирант кафедры предпринимательского права ФГБОУ «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина».
Данная статья посвящена анализу необходимости правовой регламентации интеллектуальных прав в рекламной деятельности и способов их защиты в случае нарушения или возникновения угрозы нарушения. Автор исходит из того, что эффективная система охраны объектов интеллектуальной собственности в рекламной деятельности приносит пользу потребителю и обществу в целом, обеспечивая добросовестную конкуренцию и честную торговую практику, поощряя творчество, а также содействуя большей эстетической привлекательности продуктов.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, исключительное право, товарный знак, реклама.
Legal safeguard and protection of intellectual rights in advertizing activities
M. P. Khabarov
Khabarov Mikhail Pavlovich, degree-seeking student of the chair of entrepreneurial law of the Federal state budgetary educational institution «O. E. Kutafin Moscow state law university».
This article analyzes the need for legal regulation of intellectual property rights in promotional activities and ways to protect them in the event of a breach or threatened breach. The author assumes that an effective system of intellectual property protection in advertising benefits consumers and society as a whole, ensuring fair competition and fair trade practices, encouraging creativity, and promoting greater aesthetic appearance of products.
Key words: intellectual property, the exclusive right, trademark, advertising.
Необходимость правовой охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности в рекламной деятельности обусловлена следующим. В современных условиях развития рыночной экономики разработка успешного, устойчивого бренда требует создания технологий, которые обеспечивают не только высокое качество товаров и услуг, но также эффективность рекламной деятельности, делающей эти товары и услуги привлекательными для потребителей. Сегодня потребителю небезразлично, запатентованы или нет используемые в продуктах технологии. Одни покупают продукты, ориентируясь на определенные товарные знаки, другие потребители отдают предпочтение форме и дизайну продукции, т. е. ориентируются на промышленный образец как объект интеллектуальной собственности. Товарные знаки, наименования мест происхождения товаров и промышленные образцы, используемые в сочетании, могут привести к наилучшим результатам в развитии бренда. Устойчивое развитие бренда также нуждается в поддержке со стороны государства, особенно при работе с брендами для потребителей в других странах [1].
Эффективная система охраны объектов интеллектуальной собственности в рекламной деятельности приносит пользу потребителю и обществу в целом, обеспечивая добросовестную конкуренцию и честную торговую практику, поощряя творчество, а также содействуя большей эстетической привлекательности продуктов. Охрана промышленных образцов способствует экономическому развитию, активизируя художественное творчество в промышленности и производстве, а также поощряет традиционные искусства и ремесла. Она способствует расширению коммерческой деятельности и экспорту национальной продукции. Правовая охрана промышленных образцов является относительно простой и недорогой. Она является достаточно доступной для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также отдельных художников и ремесленников в промышленно развитых и развивающихся странах. Внешний вид изделия, рассчитанный на первое впечатление потребителя, часто играет решающую роль в принятии окончательного решения о покупке. Промышленный образец, таким образом, вносит важный вклад в общую стратегию бизнеса и успеха. Эффективное использование и защита промышленного образца повышают ценность товара, его конкурентоспособность и позиции бизнеса на рынке [2].
Наиболее распространенным нарушением интеллектуальных прав в рекламной деятельности является создание контрафактных экземпляров — это прежде всего имитация того или иного товара. Предложение такой контрафактной продукции имеет смысл только в том случае, если подлинный продукт известен потребителю. Таким образом, контрафактные товары зачастую относятся к категории предметов роскоши и нарушают права на известную торговую марку. Вместе с тем контрафактные товары могут быть также товарами массового потребления или товарами, не защищенными товарными знаками, а охраняемыми в качестве других объектов права интеллектуальной собственности, таких как произведения науки, литературы или искусства либо дизайнерские произведения. Они также могут быть известны небольшой группе специализированных потребителей (лекарства, косметика, сигареты).
Выбор между регистрацией товарного знака и охраной по нормам авторского права не всегда очевиден. Не случайно прослеживается аналогия между проставлением товарного знака на товаре и знака авторско-правовой охраны на произведении. Есть, однако, существенные различия между товарным знаком и объектами авторских прав. Авторское право является формой защиты для авторов оригинальных произведений, в том числе литературных, драматических, музыкальных, художественных и некоторых других творческих работ. Авторские права не распространяются на имена, стереотипные фразы и лозунги (зачастую используемые в рекламе), знакомые символы и конструкции или простые вариации типографских орнаментов, надписей или окраски. Этот вид объектов интеллектуальной собственности часто более адекватно защищен товарным знаком. Товарный знак может включать слово, фразу, символ или дизайн (или их сочетание), которые идентифицируют и отличают товары или услуги одного лица от других. Некоторые вещи, такие, как более сложные логотипы, могут квалифицироваться одновременно как товарный знак и объект авторских прав потому, что количество оригинальных авторских логотипов может сильно варьироваться. Наиболее легко узнаваемыми логотипами являются чрезвычайно простые объекты, такие, как «галочка» Nike, не дающие оснований претендовать на защиту авторских прав. Если творческий характер деятельности автора не вызывает сомнений, объект может одновременно квалифицироваться как товарный знак и объект авторских прав.
Можно утверждать, что основной функцией товарного знака является защита потребителей, для чего ограничивается создание элементов монополии на рынке. В силу развития таких новых тенденций, как покупки через Интернет, становится все труднее поддерживать существующий режим [3]. Если продукты были законно приобретены по какой-либо гражданско-правовой сделке, владелец торговой марки исчерпал исключительное право. Несмотря на то что товары, импортируемые через параллельный импорт, являются подлинными продуктами, качественными и безопасными, введение технических стандартов и стандартов безопасности в любом случае ограничивает параллельный импорт во многих сферах экономики, приводя к снижению цен и увеличению объема продаж, который затем, в свою очередь, влечет увеличение занятости населения.
Сегодня возникают все новые и новые вопросы, вызванные широким внедрением во все сферы жизни современного общества, в том числе в рекламную деятельность, сети Интернет. Так, имена доменов в сети Интернет все чаще используются в качестве бизнес-идентификаторов для электронной коммерции. Многие из них включают в себя торговые марки или имена компаний, которые были зарегистрированы в качестве товарных знаков. В случаях, когда предполагается использование товарного знака в сети Интернет, имеет смысл зарегистрировать его в качестве доменного имени в сети Интернет. Поэтому при выборе товарного знака нужно убедиться в том, что соответствующее доменное имя (например, адрес в Интернете) доступно для регистрации. Преимущества использования товарного знака в сети Интернет состоят в том, что можно привлечь потенциальных клиентов во всех странах. Однако получение всемирной охраны товарного знака стоит очень дорого, и стоимость защиты должна соответствовать потенциальной прибыли.
Литература
1. Договор о законах по товарным знакам и Инструкция // Публикация N 225(R). Женева: Всемирная организация интеллектуальной собственности, 1994.
2. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС/TRIPS) [рус., англ.] // International Investment Instruments: A Compendium. Volume I. New York and Geneva: United Nations, 1996.
3. Сингапурский договор о законах по товарным знакам // СЗ РФ. 2010. N 23. Ст. 2801.
——————————————————————