Проверки деятельности некоммерческих организаций как форма осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций

(Могильникова М. С.)

(«Налоги» (газета), 2010, N 48)

ПРОВЕРКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ФОРМА

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕКОММЕРЧЕСКИХ

ОРГАНИЗАЦИЙ

М. С. МОГИЛЬНИКОВА

Могильникова М. С., главный специалист-эксперт отдела регистрации и контроля деятельности некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области.

Основной формой контроля за деятельностью некоммерческих организаций является проведение проверок соответствия деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

Проверки дают наиболее полное представление о деятельности некоммерческих организаций, чем другие формы контроля, такие как анализ отчетов, посещение мероприятий.

Министерство юстиции Российской Федерации, его территориальные органы (далее — уполномоченный орган), в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.07.2008 N 1079, является органом, уполномоченным на принятие решения о государственной регистрации некоммерческих организаций и осуществления контроля за их деятельностью. Порядок проведения проверок некоммерческих организаций определяется Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31.03.2009 N 90 (далее — Административный регламент).

Проводимые уполномоченным органом проверки в большинстве случаев являются плановыми и осуществляются в соответствии с утвержденным планом проверок на соответствующий календарный год, размещенным на официальном сайте уполномоченного органа.

Внеплановые проверки некоммерческих организаций проводятся в случаях:

— необходимости проверки исполнения предупреждений (представлений) об устранении ранее выявленных нарушений;

— обжалования действий (бездействия) некоммерческих организаций, связанных с невыполнением ими требований законодательства Российской Федерации, а также получения иной информации, подтверждаемой документами, свидетельствующей о наличии признаков таких нарушений.

Проверки могут проводиться:

— в месте нахождения и (или) деятельности некоммерческой организации (выездная проверка);

— без выезда на место нахождения и (или) деятельности некоммерческой организации (документальные проверки).

Выездные проверки могут проводиться в случае проведения внеплановых проверок, а также при наличии необходимости проверки достоверности сведений, содержащихся в ранее представленных в уполномоченный орган документах. В иных случаях проверки проводятся в форме документальных проверок.

В целях наиболее полного представления о деятельности проверяемой некоммерческой организации уполномоченный орган направляет запросы в органы государственной власти (налоговые органы, органы государственной статистики и другие).

Юридическим фактом — основанием для начала подготовки к проверке — является приказ о проведении проверки, изданный не менее чем за пятнадцать рабочих дней до даты начала проверки (в случае проведения внеплановой проверки — не менее чем за шесть рабочих дней).

Уполномоченный орган направляет некоммерческой организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении уведомления о проверке, с запросом необходимых для проведения проверки документов, не позднее чем за десять рабочих дней до даты начала проверки (в случае проведения внеплановой проверки — пять рабочих дней).

Документы представляются лично представителем некоммерческой организации (руководителем или иным уполномоченным им лицом) по акту приема-передачи или посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения, а также факсимильной связи, электронной почты (с обязательным последующим направлением подписанных документов почтовой связью).

Следует отметить, что некоммерческими организациями часто оказывается противодействие проверке, которое выражается в непредставлении документов или их копий на основании уведомления о проверке в установленные сроки и в полном объеме. По данному факту проверяющий государственный служащий составляет протокол об административном правонарушении в соответствии со ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, за 9 месяцев 2010 г. Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области было составлено 20 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам проверки некоммерческой организации проверяющим государственным служащим составляется акт проверки в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю некоммерческой организации (иному уполномоченному им лицу) под роспись либо направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Типичными нарушениями, допускаемыми некоммерческими организациями в своей деятельности, являются:

— непредставление в уполномоченный орган обновленных сведений о месте нахождения некоммерческой организации, ее руководителе, иных сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

— непредставление в уполномоченный орган ежегодной отчетности по формам и в сроки, определенные уполномоченным органом исполнительной власти;

— осуществление благотворительной организацией деятельности, не соответствующей целям, предусмотренным ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

— использование эмблемы, не зарегистрированной в установленном порядке;

— неисполнение общественными объединениями обязанности по ежегодному опубликованию отчета об использовании своего имущества или обеспечения доступности ознакомления с указанным отчетом;

— несоответствие уставов некоммерческих организаций требованиям действующего законодательства;

— несоблюдение требований учредительных документов.

Хотелось бы отметить наиболее часто встречающиеся нарушения при проведении проверок некоммерческих организаций на предмет соответствия деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами:

— направление денежных средств и иного имущества на цели, не предусмотренные уставом;

— осуществление предпринимательской деятельности, не соответствующей целям деятельности некоммерческой организации и не служащей их достижению;

— осуществление некоммерческими организациями деятельности, носящей исключительно коммерческий характер;

— использование учредителями, должностными лицами некоммерческой организации ее имущества в своих интересах, а не в интересах организации.

В случае выявления нарушений в результате проверки деятельности некоммерческой организации в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом могут быть приняты следующие меры:

— вынесено предупреждение (внесено представление);

— приостановлена деятельность общественного объединения или религиозной организации;

— возбуждено дело об административном правонарушении;

— направлено в суд заявление о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица либо ликвидации некоммерческой организации.

По результатам проверок Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области за 9 месяцев 2010 г. вынесено 94 предупреждения, внесено 2 представления, направлено в суд 59 исковых заявлений о ликвидации некоммерческих организаций и прекращении деятельности общественных объединений в качестве юридического лица.

В предупреждении (представлении) уполномоченный орган указывает допущенные нарушения и срок их устранения, составляющий не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

Уполномоченный орган вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев в случае, если в установленный срок нарушения, послужившие основанием для внесения представления, не устраняются.

Продление сроков устранения нарушений возможно при наличии ходатайства некоммерческой организации с изложением причин, не позволивших устранить нарушения в установленные сроки, и подтверждением принятых к устранению мер (п. 82 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31.03.2009 N 90).

В случае неустранения нарушений в срок, указанный в предупреждении, к некоммерческой организации применяются следующие меры реагирования: привлечение к административной ответственности, приостановление деятельности общественной организации, направление в суд искового заявления о ликвидации, назначение внеплановой проверки.

Информация о выявленных нарушениях законодательства, контроль за исполнением которых не относится к компетенции уполномоченного органа, например трудового, налогового законодательства, законодательства Российской Федерации об образовании, направляется в соответствующий контрольно-надзорный орган.

В заключение хотелось бы отметить, что проверки способствуют повышению уровня ответственности руководителей по своевременной сдаче отчетности, внесению изменений в сведения о некоммерческой организации в установленные сроки, а также более качественному оформлению документов (протоколов, приказов и иных внутренних документов), позволяют предотвратить нарушения законодательства в будущем.

——————————————————————