Книжный конкурс
(Беляева О.)
(«Юридическая газета», 2011, N 8)
КНИЖНЫЙ КОНКУРС
О. БЕЛЯЕВА
Беляева Ольга, к. ю.н.
Государственному научно-исследовательскому учреждению требуется издать книги (научную литературу). Каким способом следует разместить государственный заказ на редакционно-издательские и типографские услуги?
Законодательство о размещении публичных заказов предусматривает несколько способов их размещения: на торгах (аукционах, конкурсах) и без торгов (запрос котировок, на товарных биржах и у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика). Среди торгов первостепенное значение имеют именно аукционы, конкурсы же используются «по остаточному принципу». Так, действует Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем аукциона, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р (Перечень). Лишь по тем позициям, что не попали в Перечень, государственный заказчик вправе организовать и провести конкурс.
В Перечень не включены ни редакционно-издательские, ни типографские услуги, но есть указание на полиграфическую и печатную продукцию. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 N 17, к разделу 2200000 — «Полиграфическая и печатная продукция» — относится продукция издательств, а также полиграфическое исполнение и услуги, с ним связанные.
Книга (научное издание) является овеществленным результатом деятельности нескольких субъектов: автора, заказчика, издателя, типографии. Процесс изготовления книги включает в себя редактирование рукописи, поиск ошибок, неточностей и недочетов, литературное редактирование, корректуру, разработку общего оформления, определение основных составляющих. Специфика некоторых научных изданий состоит еще и в работе выпускающего редактора — профессионала в соответствующей области знаний, осуществляющего проверку базовых источников, использованных автором (реквизиты, точные названия, источники опубликования, правильность цитирования), составляющего список принятых сокращений, изучающего текст на предмет логической последовательности изложения материала.
Следующий этап — работа специалистов верстки, определяющих, как будет выглядеть книга (размер и тип шрифтов, параметры форматирования текста, иллюстраций, схем, графиков). Параллельно с верстальщиками работают художники и иллюстраторы, оформляющие обложку и саму книгу. После подготовки макета (издательского текстового, электронного или репродуктивного оригинал-макета) он отправляется в типографию. Изготовление полиграфической продукции, полиграфические услуги — это один из этапов издания книги, предшествующий ее распространению, доведению до читателей. Полиграфические (типографские) услуги могут оказываться издательству отдельными предприятиями на основе гражданско-правового договора, их суть заключается в изготовлении и тиражировании экземпляров произведения (книги).
Сейчас в нашей стране нет нормативного акта, регламентирующего вопросы издательского дела, поэтому пока можно руководствоваться положениями Модельного закона СНГ «Об издательском деле», в ст. 2, 5 которого определяются субъекты издательского дела. Среди них отдельно названы издательство, осуществляющее подготовку и выпуск печатной продукции, и изготовитель печатной продукции — полиграфическое предприятие, отвечающее за производство и выпуск печатной продукции.
Согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 7.89-2005 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Оригиналы текстовые авторские и издательские. Общие требования» различаются авторские оригиналы, издательские оригиналы и издательско-полиграфическое оформление. В разделе 9 этого Стандарта описан порядок сдачи издательских оригиналов на полиграфическое предприятие, что свидетельствует о разных целях и задачах, которые стоят перед издателем и полиграфическим предприятием, а также о договорных отношениях между ними.
Выходит, что редакционно-издательские услуги по изготовлению книг для нужд государственного научно-исследовательского учреждения не тождественны коду 2200000 «Полиграфическая и печатная продукция» Перечня. Ведь предмет размещения заказа не сводится к тиражированию экземпляра произведения. Напротив, задача издательства — создать издательский оригинал-макет и проконтролировать деятельность типографии (как своего структурного подразделения или контрагента на основе договора).
Деятельность редакторов, в том числе редакторов — профессионалов в определенной сфере знаний, корректоров в области подготовки научных изданий не лицензируется, но она требует особой квалификации, специализации и опыта работы в сфере издания специализированной научной литературы, поэтому не включена в Перечень, а соответствующие услуги могут закупаться путем проведения открытого конкурса.
Итак, значительная часть этапов изготовления книги не относится к услугам, включенным в Перечень, и только одна стадия издательского процесса (полиграфические услуги) в Перечень входит. Вопрос о правильном выборе способа размещения заказа очень важен для заказчика, ведь если он неправомерно вместо аукциона решит разместить заказ на конкурсе, ему грозит административный штраф в размере до 30 тыс. рублей (!) на основании ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ.
В свете изложенного нам видится три варианта решения проблемы:
1) разместить весь заказ целиком на аукционе, потому что одна позиция находится в Перечне;
2) весь заказ пустить на конкурс, поскольку большинство стадий редакционно-издательского процесса с Перечнем не совпадает;
3) провести конкурс на изготовление оригинал-макета научного издания, а затем на аукционе разместить заказ на полиграфические услуги.
Предпочтительным представляется именно последний подход, он наиболее «безопасный» как с точки зрения спасения заказчика от административного штрафа, так и с точки зрения ухода от возможных обвинений в искусственном ограничении конкуренции на рынке редакционно-издательских услуг.
——————————————————————