Правовое понятие и классификация международных пассажирских перевозок

(Касаткина А. С.) («Адвокат», 2011, N 3)

ПРАВОВОЕ ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

А. С. КАСАТКИНА

Статья аспирантки кафедры международного частного права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» А. С. Касаткиной посвящена комплексу вопросов, связанных с проблемой правового статуса пассажира в международном частном праве. Автор анализирует вопросы квалификации понятия пассажира на отдельных видах транспорта, а также классификацию международных перевозок пассажиров. Проведено детальное исследование национально-правового и международно-правового регулирования.

Ключевые слова: международное частное право, международная перевозка, пассажир, место отправления, место назначения, иностранный элемент, перевозочный документ, систематичность осуществления перевозки, автомобильная перевозка, воздушная перевозка; морская перевозка, железнодорожная перевозка, внутренний водный транспорт.

Legal notion and classification of the international carriage of passengers A. S. Kasatkina

The article of the post-graduate student of the Department of International Private Law of Faculty of Law of the National Research University — Higher School of Economics A. S. Kasatkina is devoted to a number of issues connected with a problem of legal status of passengers in the international private law. The author analyzes issues of qualification of the notion of a passenger on individual modes of transport, as well as the classification of the international carriage of passengers. A detailed research of the national law and international legal regulation has been made.

Key words: the international private law, international carriage, passenger, place of departure, place of destination, foreign element, waybill, systematic implementation of transport, road transport, air transport, sea transport, rail transport, inland water transport.

Международное транспортное право как отрасль международного частного права (далее — МЧП) представляет собой комплекс правовых норм, содержащихся в национальном законодательстве, международных договорах, обычаях, и регулирует обязательственные отношения по перевозке грузов, пассажиров и багажа в международном сообщении. Характерной особенностью правового регулирования в данной сфере является то, что основные вопросы перевозок решаются в международных соглашениях (транспортных конвенциях), включающих в себя унифицированные нормы, единообразно определяющие условия международных перевозок грузов и пассажиров. В зарубежной и отечественной литературе обращается внимание на то, что вряд ли найдется другая область права, в которой имеется такое количество международных соглашений об унификации правовых норм, как в сфере транспортного права <1>. В отсутствие единообразных материально-правовых норм обращаются к нормам национального права в соответствии с коллизионными нормами транспортных конвенций или национального законодательства. На сегодняшний день Российская Федерация является участницей многих транспортных конвенций, и при получении и отправлении внешнеторговых грузов российские предприятия и граждане руководствуются положениями данных конвенций. Их нормы, в отличие от норм конвенций в области международной купли-продажи товаров, носят императивный характер. ——————————— <1> См.: Гречуха В. Н. Международное транспортное право: Учебник. М.: Статут, 2011; Ерпылева Н. Ю. Актуальные проблемы теории и практики международного транспортного права // Адвокат. 2003. N 2. С. 33 — 54; N 3. С. 35 — 44; Ерпылева Н. Ю. Международное транспортное право: современные проблемы // Транспортное право. 2003. N 1. С. 15 — 28; N 2. С. 21 — 26; N 3. С. 28 — 38; Холопов К. В. Международное частное транспортное право. Анализ норм международного и российского транспортного права: Учеб. пособие. М.: Статут, 2010.

Понятие международной перевозки пассажиров

В международных конвенциях, регулирующих вопросы международной перевозки пассажиров, содержатся определения данного вида перевозок. Приведенные в них формулировки имеют некоторые различия, однако в главном вопросе, касающемся квалифицирующего признака данного вида международной перевозки, различий практически не имеется. Речь идет о таком признаке, как осуществление перевозки на территории не одного государства. При этом пункт отправления и пункт назначения могут быть на территории минимум двух государств либо на территории одного государства, но с одной важной оговоркой. Суть данной оговорки заключается в том, что в этом случае обязательное условие отнесения перевозки пассажиров к международной состоит в остановке транспорта на маршруте в промежуточном пункте (пунктах) на территории другого государства. Вопросы, касающиеся перевозки пассажиров, регулируются рядом конвенций, среди которых наиболее значимое место следует отвести: — Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г. (далее — Афинская конвенция 1974 г.), измененной Лондонскими протоколами 1976 г., 1990 г. и 2002 г. <2>; ——————————— <2> Ерпылева Н. Ю., Касенова М. Б. Международное частное право: Учебно-методический комплекс: В 2 кн. Кн. 2. М., 2008. С. 481 — 488. Афинская конвенция вступила в силу 28 апреля 1987 г. После присоединения для СССР она вступила в силу 28 апреля 1987 г. Россия является ее участницей в порядке международного правопреемства. Лондонский протокол 1976 г. вступил в силу 30 апреля 1989 г. После присоединения для СССР он вступил в силу 30 апреля 1989 г. Россия является его участницей в порядке международного правопреемства. Лондонские протоколы 1990 и 2000 гг. в силу не вступили. Россия в них не участвует.

— Брюссельской конвенции об унификации некоторых правил о перевозке пассажиров морем 1961 г. <3>; ——————————— <3> Многосторонние международные соглашения о морском транспорте. М., 1983. С. 109.

— Монреальской конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г. <4> (далее — Монреальская конвенция 1999 г.); ——————————— <4> Московский журнал международного права. 2001. N 1. С. 314 — 339. Монреальская конвенция вступила в силу 4 ноября 2003 г. Россия в ней не участвует. Подробнее см.: Хлестова И. О. Международная воздушная перевозка в международном частном праве // Отдельные виды обязательств в международном частном праве / Отв. ред. В. П. Звеков. М., 2008. С. 247 — 287.

— Варшавской конвенции 1929 г. для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (далее — Варшавская конвенция 1929 г.) <5>; ——————————— <5> СЗ СССР. 1934. N 20. Отд. 2. Варшавская конвенция вступила в силу 13 февраля 1933 г. После ратификации для СССР настоящая конвенция вступила в силу 18 ноября 1934 г.

— Женевской конвенции ЕЭК ООН 1973 г. о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (далее — КАПП), измененной Женевским протоколом 1978 г. к КАПП <6>; ——————————— <6> КАПП вступила в силу 12 апреля 1994 г. Россия в ней не участвует. Женевский протокол к КАПП в силу не вступил.

— Бишкекской конвенции СНГ 1997 г. о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа <7> (далее — КМАПП); ——————————— <7> Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1997. N 3. С. 46 — 62. КМАПП вступила в силу 14 сентября 1999 г. Россия в ней не участвует.

— Бернской конвенции 1980 г., касающейся международных железнодорожных перевозок <8> (далее — КОТИФ); ——————————— <8> UN Treaty Series. New York, 1997. Vol. 1397. P. 76 — 145. КОТИФ вступила в силу 1 мая 1985 г. Россия присоединилась к ней в редакции Протокола 1999 г. 17 июля 2009 г.

— Женевской конвенции о договоре международной перевозки пассажиров и багажа по внутренним водным путям 1976 г. (далее — КППВ) <9>. ——————————— <9> Текст Конвенции официально опубликован не был.

В соответствии с пунктом 9 ст. 1 Афинской конвенции 1974 г. международная перевозка пассажира определяется как любая перевозка, при которой в соответствии с договором перевозки место отправления и место назначения расположены в двух различных государствах либо в одном государстве, если согласно договору перевозки или предусмотренному рейсу промежуточный порт захода находится в другом государстве. Близка к вышеприведенной формулировке международной перевозки пассажира формулировка, данная в Монреальской конвенции 1999 г. В соответствии с пунктом 2 ст. 1 международной перевозкой называется всякая перевозка, при которой, согласно определению сторон, место отправления и место назначения вне зависимости от того, имеется или нет перерыв в перевозке, расположены либо на территории двух государств-участников, либо на территории одного и того же государства-участника, если согласованная остановка предусмотрена на территории другого государства, даже если это государство не является государством-участником. Перевозка без подобной остановки между двумя пунктами, находящимися на территории одного и того же государства-участника, не рассматривается в смысле настоящей Конвенции как международная. Таким образом, из анализа данных норм следует, что во втором случае, когда речь идет о перевозке, при которой место отправления и место назначения находятся на территории одного государства, обязательным условием отнесения перевозки пассажиров к международной является остановка на территории другого государства. Более широко договор международной перевозки пассажиров трактуется в КАПП. В соответствии с пунктом 1 ст. 1 КАПП международная перевозка пассажира — это перевозка, которая осуществляется на территории по крайней мере двух государств, и пункт отправления или пункт назначения, или тот и другой находятся на территории одного из договаривающихся государств. Как видно из данного определения, здесь не обязательно должно быть соблюдено условие остановки на территории другого государства, но презюмируется проезд по его территории. Таким образом, речь идет об одном из вариантов международного транзита. Аналогичная формулировка международной перевозки пассажиров содержится и в КППВ. Под международной перевозкой в смысле Варшавской конвенции 1929 г. <10> следует понимать всякую перевозку, при которой место отправления и место назначения вне зависимости от того, имеется или нет перерыв в перевозке, расположены либо на территории двух государств — участников Конвенции, либо на территории одного и того же государства-участника, если остановка предусмотрена на территории другого государства, даже если это государство не участвует в Конвенции. Перевозка без такой остановки между двумя пунктами, находящимися на территории одного и того же государства-участника, не рассматривается как международная (п. 2 ст. 11). Перевозка, подлежащая осуществлению посредством нескольких последовательных воздушных перевозчиков, считается образующей единую перевозку, если она рассматривалась как одна операция, вне зависимости от того, была ли она заключена в виде одного договора перевозки или ряда договоров. И такая перевозка не теряет своего международного характера исключительно в силу того, что один или несколько договоров должны быть выполнены полностью на территории одного и того же государства (п. 3 ст. 1). ——————————— <10> О. Н. Садиков писал: «Основная цель Варшавской конвенции, как следует из ее названия, состояла в том, чтобы создать унифицированные правила для международной воздушной перевозки пассажиров и грузов. В этой области Конвенция достигла важных практических результатов. Относительно решения коллизионных проблем условия Конвенции не привнесли прогресса». См.: Sadikov O. N. Conflicts of laws in international transport law // Recueil des cours (Haagse Academie voor Internationaal Recht). 1985. I. Tome 190 de la collection. P. 242.

Что же касается законодательства Российской Федерации, то нормы в отношении договора перевозки установлены в третьей части Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 г. (в ред. от 4 ноября 2010 г. <11>) (п. 3 ст. 1211), а в отношении отдельных видов перевозки — в соответствующих кодексах и законах. Особенности применимого к договору международной перевозки права заключаются в действии общих коллизионных привязок (закон места нахождения вещи, совершения договора, причинения вреда) и их трансформации в специальные (закон дороги отправления; порта назначения; места столкновения судов; закон дороги, к которой предъявлены претензии; дороги, изменяющей договор перевозки и др.). Автономия воли является генеральной коллизионной привязкой договора международной перевозки как вторичной внешнеторговой сделки. При отсутствии соглашения сторон о праве применяется критерий наиболее тесной связи, который понимается как закон места жительства или основного места деятельности той стороны отношения, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора. ——————————— <11> СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4552; СЗ 2010. N 41 (ч. II). Ст. 5188.

Заметим, что на сегодняшний день формулировка понятия международной перевозки пассажиров в российском законодательстве не всегда совпадает с формулировками, содержащимися в международных конвенциях. Так, обратимся к Уставу железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 г. <12>. В соответствии со статьей 2 в качестве признака международной перевозки пассажиров выделяется пересечение Государственной границы РФ. Однако данное определение не нарушает общей концепции трактовки международной перевозки пассажиров, закрепленной международными конвенциями. ——————————— <12> СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 170.

Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. <13> полностью повторяет положения Варшавской конвенции 1929 г. Пункт 2 ст. 101 ВК РФ определяет международную перевозку как воздушную перевозку, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены: ——————————— <13> СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383.

— соответственно на территориях двух государств; — на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства. Что же касается автомобильного, морского и внутреннего водного транспорта, то ни в новом Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 8 ноября 2007 г. <14> (далее — УАТ), ни в Кодексе торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. <15> (далее — КТМ РФ), ни в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. <16> (далее — КВВТ РФ) определение международной перевозки пассажиров не дается, хотя на морском и внутреннем водном транспорте международные перевозки весьма распространены. ——————————— <14> СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5555. <15> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207. <16> СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001.

Таким образом, под международной перевозкой пассажиров следует понимать такой вид перевозки, при которой в соответствии с договором пункт отправки пассажира и пункт назначения расположены в двух государствах либо в одном государстве, в том случае, если промежуточный пункт (пункты) находится в другом государстве. Заметим, что приведенное определение будет справедливо только для части международных перевозок, хотя и достаточно значительной. В ряде случаев международная перевозка не подчиняется международным соглашениям стран, через территорию которых такая перевозка производится, в силу хотя бы отсутствия таких соглашений. Однако при этом такая перевозка не перестает быть международной, поскольку пассажир перевозится по территории различных государств. При отсутствии международных соглашений, участниками которых являются эти страны, перевозка подчиняется национальным правилам в соответствии с коллизионными нормами соответствующей страны. Кроме этого, стороны договора перевозки могут в договоре сами определить, какому правопорядку подчиняются их отношения, связанные с договором перевозки.

Виды договора международной перевозки пассажиров

Международные перевозки пассажиров обладают рядом особенностей, связанных со спецификой видов транспорта, видами транспортных документов, составленных при заключении договоров перевозки, систематичностью выполнения перевозок, порядком прохождения пограничных пунктов, завершением перевозки в соответствующем государстве и рядом других особенностей. Данные характеристики нашли свою правовую регламентацию в международных договорах, что позволяет классифицировать международные перевозки пассажиров по различным основаниям. Правовое регулирование пассажирских перевозок в межгосударственном сообщении посредством норм международных договоров носит отраслевой характер, т. е. зависит от применяемого для перевозки вида транспорта. С целью регулирования международных перевозок пассажиров для каждого вида транспорта применяются соответствующие конвенции. Так, морские перевозки пассажиров регулируются Афинской конвенцией 1974 г., КППВ; воздушные — Варшавской конвенцией 1929 г., Монреальской конвенцией 1999 г.; железнодорожные — КОТИФ и Соглашением о международном пассажирском сообщении <17>; автомобильные — КМАПП и КАПП. ——————————— <17> Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС). М.: Транспорт, 1999.

Таким образом, классификацию следует проводить прежде всего по видам транспорта. Соответственно выделяется договор пассажирской перевозки автомобильным, воздушным, внутренним водным, морским и железнодорожным транспортом. Такое деление договоров обусловлено тем, что для договоров пассажирской перевозки на различных видах транспорта законодательством установлены в известной степени дифференцированные нормы <18>. Следовательно, юридическое значение этой классификации выражается в том, что в зависимости от вида договора пассажирской перевозки определяются применимые к ним правила. ——————————— <18> Нормативному правовому регулированию договорных отношений по пассажирской перевозке на различных видах транспорта свойственна не только дифференциация, но и признак единства, выраженный, в частности, в общих приемах юридической техники, применяемой законодателем. Так, для всех видов пассажирской перевозки устанавливаются схожие в своей основе правила об ответственности и проч.

Существуют и более частные классификации, например в рамках одного вида транспорта. В соответствующих международных договорах закреплены специальные формы перевозочных документов для соответствующего вида транспорта, определены начало и окончание действия договора перевозки пассажира, которые для каждого вида транспорта свои, закреплены понятие багажа и его разновидностей, регламентированы пределы ответственности по договору перевозки, а также ряд других вопросов. Международные перевозки пассажиров могут быть также классифицированы в зависимости от объектов транспортировки на перевозки пассажиров и перевозки пассажиров и багажа. Данные группы имеют принципиальные различия относительно характера заключаемых договоров перевозки, порядка и условий транспортировки, оформления перевозочных документов, вопросов ответственности сторон. В международных договорах имеются специальные разделы и статьи, регулирующие отдельно перевозку пассажира и перевозку багажа. Что касается перевозки багажа, то в международных источниках подробно регламентируются следующие вопросы: предметы, принимаемые для перевозки в качестве багажа, их максимальный вес, порядок подготовки к перевозке, а именно: вопросы упаковки, маркировки и др., порядок приема и оформления, выдача багажа, вопросы ответственности. Выделяются разновидности багажа. Так, Афинская конвенция 1974 г. <19> выделяет каютный багаж (т. е. багаж, который находится в каюте пассажира либо иным образом находится в его владении, под его охраной или контролем), а Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС) отдельно регулирует порядок перевозки товаробагажа. ——————————— <19> Согласно статье 5 «перевозчик не отвечает за утрату и повреждение денег, ценных бумаг, золота, изделий из серебра, драгоценностей, украшений, произведений искусства или других ценностей, за исключением случая, когда такие ценности были сданы на хранение перевозчику, который согласился их сохранять в безопасности. При этом, если перевозчик докажет, что вина или небрежность пассажира явились причиной или способствовали его смерти или телесному повреждению либо утрате или повреждению его багажа, суд, рассматривающий дело, может в соответствии с положениями законодательства страны суда освободить перевозчика от ответственности полностью или частично».

В зависимости от вида перевозочного документа международные перевозки пассажиров следует классифицировать на перевозки, осуществляемые по индивидуальным, групповым перевозочным документам или по любому другому документу, сохраняющему записи информации о пунктах отправления и назначения. Рассматриваемый вид классификации дается в Монреальской конвенции 1999 г., пункт 1 ст. 3 которой устанавливает, что при перевозке пассажиров выдается индивидуальный или групповой перевозочный документ, содержащий: — указание пунктов отправления и назначения; — если пункты отправления и назначения находятся на территории одного и того же государства-участника, а одна или несколько предусмотренных остановок находятся на территории другого государства, указание по крайней мере одной такой остановки. В других конвенциях выделяются две группы международных перевозок пассажиров, а именно перевозки по индивидуальному и по коллективному билету (п. 1 ст. 3 КППВ, п. 1 ст. 5 КАПП). В зависимости от систематичности осуществления международные перевозки пассажиров могут быть классифицированы на регулярные и нерегулярные. Особое значение данному делению международных перевозок пассажиров придается на автомобильном, воздушном и морском транспорте. Что касается международной воздушной перевозки, то к регулярным Совет ИКАО отнес полеты, либо выполняемые в соответствии с расписанием, либо составляющие автономную серию рейсов. Относительно международных морских перевозок регулярность привязана к видам судоходства. В частности, трамповому судоходству присуща нерегулярность перевозок, в то время как линейное судоходство характеризуется их регулярностью. Регулярная пассажирская международная автомобильная перевозка определяется как перевозка пассажиров автобусом по заранее согласованному маршруту следования с указанием начального и конечного пунктов перевозки, остановочных пунктов движения автобуса и расписания его движения. Основываясь на приведенном определении регулярной пассажирской международной автомобильной перевозки, можно выделить следующие ее признаки: — осуществляется определенной разновидностью транспортных средств — автобусами <20>; ——————————— <20> Соглашение о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств — участников СНГ под автобусом понимает транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и багажа, имеющее более восьми мест для сидения, не считая места водителя. Текст Соглашения опубликован в Бюллетене международных договоров (2000, N 12).

— осуществляется в целях перевозки пассажиров (поэтому и называется пассажирской). В соответствии с подпунктом «а» п. 1 ст. 1 КМАПП под пассажиром, участвующим в международных автомобильных перевозках, понимается физическое лицо, которое во исполнение договора перевозки, заключенного от его имени (например, поверенным, действующим от имени пассажира на основании доверенности или закона) или им самим, перевозится за плату или бесплатно перевозчиком; — осуществляется по заранее согласованному маршруту следования с указанием: начального и конечного пунктов перевозки; остановочных пунктов движения автобуса; расписания движения автобуса; — такая перевозка является регулярной. На регулярность рассматриваемой международной автомобильной перевозки указывает то, что она выполняется пассажирским автобусом по заранее установленному расписанию его движения. Следовательно, такое расписание должно носить регулярный характер. Интервалы между перевозками в данном случае значения не имеют. Важно, однако, чтобы они также были заранее установлены и носили конкретизированный характер. Так, это могут быть ежедневные, еженедельные, ежемесячные перевозки, перевозки по определенным дням в неделе, месяце. Полагаем, сюда можно отнести такие виды пассажирских международных автомобильных перевозок, которые осуществляются с определенной регулярностью в зависимости от сезона: например, с мая по октябрь. В то же время следует считать справедливым отнесение к виду регулярных пассажирских международных автомобильных перевозок также перевозки туристов, выполняемые между различными государствами, в том числе сезонные. Исключение в данном случае составляет перевозка по заранее согласованному маршруту туристов — индивидуальных заказчиков, поскольку в такой ситуации нельзя вести речь о каком-либо расписании движения автобусов, следовательно, такая перевозка будет отнесена к следующей разновидности международных автомобильных перевозок — нерегулярной пассажирской. Заметим, что в международно-правовых документах, относящихся к международным автомобильным перевозкам, встречается понятие, схожее с регулярными пассажирскими перевозками. В частности, Европейское соглашение 1970 г., касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (далее — ЕСТР) <21> в пункте «i» ст. 1 устанавливает такое понятие, как «регулярные линии», т. е. линии, которые обеспечивают перевозку пассажиров через конкретно указанные интервалы движения по установленным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров на заранее определенных остановках. Таким образом, к признакам регулярности можно отнести следующие характеристики пассажирской международной автомобильной перевозки: ——————————— <21> Международное частное право: Сб. документов. М.: БЕК, 1997. С. 416 — 434.

— заранее установленный маршрут движения; — заранее установленные и конкретно указанные интервалы движения; — заранее определенные остановки, на которых производится посадка-высадка пассажиров. Независимо от того, кто организует перевозку, линии, которые обеспечивают перевозку конкретно указанных категорий пассажиров, исключая других пассажиров, если такие линии эксплуатируются в соответствии с условиями, конкретно указанными в приведенном выше определении, согласно ЕСТР, считаются регулярными линиями. Такие линии, в частности те, которые обеспечивают доставку рабочих к месту работы и обратно или школьников в школу и обратно, называются специальными регулярными линиями. Кроме этого, ЕСТР установлено следующее: в правилах, регулирующих эксплуатацию таких регулярных линий, или в заменяющих их документах, утвержденных компетентными органами и опубликованных перевозчиком до вступления их в силу, конкретно указываются условия перевозки, в частности частота движения по линиям, расписания; тарифы, обязательства по перевозке пассажиров. Нерегулярная пассажирская международная автомобильная перевозка отличается от регулярной тем, что среди ее признаков отсутствует признак регулярности, поэтому она определяется как не являющаяся регулярной пассажирской международной автомобильной перевозкой перевозка пассажиров автобусом. Маршрут следования автобуса, осуществляющего нерегулярную пассажирскую международную автомобильную перевозку, заранее не согласуется, не имеет расписания. В нем указываются лишь начальный и конечный пункты перевозки. В остальном признаки рассматриваемого вида перевозок аналогичны признакам регулярной пассажирской международной автомобильной перевозки, а именно: — осуществляется определенной разновидностью транспортных средств — автобусами; — осуществляется в целях перевозки пассажиров. Отметим, что в качестве особого вида международных перевозок выделяется так называемая маятниковая перевозка, применяемая на международном автомобильном транспорте при доставке пассажиров. Маятниковой считается перевозка пассажиров с территории одного государства к месту временного пребывания на территории другого государства и перевозка тех же пассажиров автобусами того же перевозчика обратно в страну их первоначального отъезда; при такой перевозке первый рейс обратно и последний рейс туда в основном являются порожними (см. п. «е» § 1 Соглашения об общих условиях международных перевозок автобусами <22>). ——————————— <22> Соглашение об общих условиях выполнения международных пассажирских перевозок автобусами (заключено в г. Берлине 5 декабря 1970 г.). Россия участвует. См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVII. М., 1974. С. 278 — 291.

ЕСТР в пункте «g» ст. 1 устанавливает, что «автомобильные перевозки» означают любое передвижение по дорогам, открытым для общего пользования, порожнее либо с людьми или с грузом транспортного средства, используемого для перевозки пассажиров или грузов; а в пункте «h» — что под международными автомобильными перевозками понимаются любые автомобильные перевозки с пересечением по крайней мере одной границы. На отдельных видах транспорта выделяются пассажирские перевозки в зависимости от скоростного режима их осуществления. Так, на железнодорожном транспорте эти перевозки подразделяются на перевозки пассажирским, скорым и скоростным поездом. Наряду со скоростными, скорыми и пассажирскими поездами по железным дорогам обращаются грузопассажирские и почтово-багажные поезда. Грузопассажирские поезда формируются на малодеятельных линиях (участках) из грузовых и пассажирских вагонов, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров на небольшие расстояния. Почтово-багажные поезда формируются из пассажирских вагонов, предназначенных в основном для перевозки почты, багажа и грузобагажа, а также отдельных вагонов для перевозки пассажиров. По видам сообщения перевозки пассажиров делятся: на пригородное — в пределах обращения пригородных поездов; местное — между железнодорожными станциями одной железной дороги; прямое — в пределах двух и более железных дорог; дальнее следование — в местном и прямом сообщениях.

Виды договора перевозки пассажиров в российском законодательстве

Рассматриваемые договоры пассажирской перевозки различными видами транспорта в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации также могут быть подразделены на некоторые разновидности. Например, договор пассажирской перевозки железнодорожным транспортом делится на договор пассажирской перевозки поездом дальнего следования и договор пасс ажирской перевозки поездом пригородного сообщения. Причем содержание этих договоров в известной мере различается. В частности, согласно пунктам 13 и 15 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 111, при проезде в поезде дальнего следования пассажир имеет право делать остановку в пути следования с продлением срока действия проездного документа (билета) не более чем на 10 суток, а при проезде в поезде пригородного сообщения у пассажира такого права нет <23>. ——————————— <23> СЗ РФ. 2005. N 10. Ст. 851.

На морском и воздушном транспорте перевозки пассажиров могут осуществляться на основе чартера, когда по соответствующему договору для перевозки пассажиров и их багажа предоставляется вся или часть вместимости судна на один или несколько рейсов. Однако такие договоры заключаются перевозчиком не с отдельными пассажирами, а с организацией, выступающей в роли фрахтователя, которая в свою очередь заключает с пассажирами договоры об их перевозке. Что же касается внутреннего водного транспорта, то в соответствии со статьей 96 КВВТ маршруты перевозок пассажиров в зависимости от условий перевозок, их продолжительности и протяженности, качества предоставляемых услуг подразделяются на транспортные, туристские и экскурсионно-прогулочные. Транспортные маршруты обеспечивают транспортные связи между отдельными пунктами и работают, как правило, по заранее опубликованным расписаниям. Суда, эксплуатируемые на них, осуществляют транзитные (протяженностью более 400 км), местные (протяженностью менее 400 км), пригородные (между городом и тяготеющими к нему пунктами) и внутригородские (работающие в черте города) перевозки пассажиров. К транспортным маршрутам относятся также переправные линии, действующие между пунктами противоположных берегов. Суда, работающие на переправах, обычно называют паромами. Они могут быть пассажирскими, грузопассажирскими, грузовыми. Туристские перевозки могут организовываться по общепринятым и специальным маршрутам и длятся более 24 ч. Таким образом, туристские маршруты предполагают ночевку пассажиров, что отражается на требованиях, предъявляемых к оборудованию туристских судов. Экскурсионно-прогулочные маршруты представляют собой перевозки пассажиров продолжительностью менее 24 ч. В зависимости от вида маршрута устанавливаются правила перевозок пассажиров и порядок их обслуживания. Однако в любом случае между перевозчиком и пассажиром заключается договор перевозки. В подтверждение заключения договора пассажиру выдается билет на право проезда и багажная квитанция в случае провоза багажа. При путешествии по туристским и экскурсионно-прогулочным маршрутам вместо билета пассажирам могут быть выданы путевки или билет на перевозку группы пассажиров. Отправление пассажиров учитывается по видам сообщения: заграничное и в границах России (дальнее, пригородное, внутригородское). К заграничному (международному) сообщению относятся транспортные и туристские маршруты, имеющие пункты назначения в иностранных государствах. К дальнему сообщению относятся транспортные и туристские маршруты между двумя и более субъектами Российской Федерации. К пригородному сообщению относятся транспортные и экскурсионно-прогулочные маршруты, если один из пунктов линии находится в другом населенном пункте. К внутригородскому сообщению относятся транспортные и экскурсионно-прогулочные маршруты, если оба пункта линии находятся в одном и том же населенном пункте <24>. ——————————— <24> Постановление Федеральной службы государственной статистики от 5 июля 2007 г. N 53 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью морского и внутреннего водного транспорта на 2008 год» // Вопросы статистики. 2007. N 10.

От договора пассажирской перевозки следует отличать договор фрахтования для потребительских целей, заключаемый в соответствии с ГК РФ и актами транспортного законодательства. Так, на автомобильном транспорте выделяют три вида перевозок пассажиров и багажа (ст. 5 УАТ): регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковыми такси. Если первая перевозка осуществляется в рамках публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок (ст. 19 УАТ), то последние два вида перевозок оформляются договорами фрахтования (ст. ст. 27, 31 УАТ). На внутреннем водном транспорте перевозки пассажиров и их багажа могут осуществляться по договору фрахтования судна (п. 6 ст. 95 КВВТ). Одним из видов договора пассажирской перевозки выступает и договор перевозки пассажиров и багажа транспортом общего пользования (ст. 789 ГК РФ). Рассматриваемый договор обладает следующими основными характеристиками: — особым субъектным составом: перевозчиком является коммерческая организация либо индивидуальный предприниматель (последний может быть стороной этого договора в силу п. 3 ст. 23 ГК РФ); — особым содержанием в силу того, что договор признан публичным (п. 2 ст. 789 ГК РФ): а) перевозчик обязан осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица; б) все условия этого договора, в том числе цена (размер провозной платы), для всех потребителей по общему правилу являются одинаковыми (п. 2 ст. 426 ГК РФ). Однако законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Эти льготы, как видно, не носят индивидуального характера, они могут быть предоставлены лишь группам (категориям) потребителей; — особым порядком заключения: перевозчик не вправе оказывать предпочтение одному пассажиру перед другим в отношении заключения этого договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Не допускается также отказ перевозчика от заключения договора перевозки пассажиров и багажа транспортом общего пользования при наличии возможности предоставить потребителю услуги по перевозке (п. п. 1 и 3 ст. 426 ГК РФ). Договор перевозки пассажиров и багажа транспортом общего пользования имеет свои разновидности, выделяемые в зависимости от видов транспорта и условий перевозки. Так, на автомобильном транспорте регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажиров по маршруту регулярных перевозок, которые относятся к перевозкам транспортом общего пользования (ст. 19 УАТ). В свою очередь такие перевозки на данном транспорте подразделяются на перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок и перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок. Таким образом, предпринятый анализ позволяет сделать следующие основные выводы. Во-первых, особенность международного транспорта, отличающая его от внутреннего, состоит в наличии иностранного элемента: перевозка выполняется за границу, причем иностранный элемент присущ процессу перемещения, составляющему часть транспортной деятельности. Следствием этого является возникновение специфических международно-правовых вопросов транспортного характера, отличающих международные перевозки от внутренних <25>. ——————————— <25> См.: Садиков О. Н. Правовое регулирование международных перевозок. М., 1981. С. 5.

Во-вторых, под международной перевозкой пассажиров следует понимать такой вид перевозки, при которой пассажиры в процессе перевозки пересекают границу государства и перемещаются через территорию более чем одной страны <26>. В связи с этим трудно согласиться с определением международной перевозки, приводимым рядом специалистов в области МЧП, утверждающих, что международная перевозка — это перевозка между двумя и более государствами, выполняемая на условиях, которые установлены заключенными этими государствами международными соглашениями. Данное определение будет справедливо только для части международных перевозок, хотя и достаточно значительной. В ряде случаев международная перевозка не подчиняется международным соглашениям стран, через территорию которых такая перевозка производится, в силу хотя бы отсутствия таких соглашений. Однако при этом такая перевозка не перестает быть международной, поскольку пассажир перевозится по территории различных государств. При отсутствии международных соглашений, участником которых являются эти страны, перевозка подчиняется национальным правилам в соответствии с коллизионными нормами соответствующей страны. ——————————— <26> См.: Ермолаев В. Г., Сиваков О. В. Международное частное право: Курс лекций. М., 1999. С. 133.

Необходимо отметить, что международные перевозки пассажиров обладают разнообразными признаками и особенностями, связанными со спецификой видов транспорта, осуществляющих перевозку, видами транспортных документов, составляемых при заключении договоров перевозки, систематичностью выполнения перевозок, завершением перевозки в соответствующем государстве и рядом других особенностей. Данные особенности нашли правовую регламентацию в соответствующих международных договорах, что и позволяет классифицировать международные перевозки пассажиров по различным основаниям.

Библиография

Гречуха В. Н. Международное транспортное право: Учебник. М.: Статут, 2011. Ермолаев В. Г., Сиваков О. В. Международное частное право: Курс лекций. М., 1999. Ерпылева Н. Ю. Актуальные проблемы теории и практики международного транспортного права // Адвокат. 2003. N 2, 3. Ерпылева Н. Ю. Международное транспортное право: современные проблемы // Транспортное право. 2003. N 1 — 3. Ерпылева Н. Ю., Касенова М. Б. Международное частное право: Учебно-методический комплекс: В 2 кн. М., 2008. Садиков О. Н. Правовое регулирование международных перевозок. М., 1981. Хлестова И. О. Международная воздушная перевозка в международном частном праве // Отдельные виды обязательств в международном частном праве / Отв. ред. В. П. Звеков. М., 2008. Холопов К. В. Международное частное транспортное право. Анализ норм международного и российского транспортного права: Учеб. пособие. М.: Статут, 2010. Sadikov O. N. Conflicts of laws in international transport law // Recueil des cours (Haagse Academie voor Internationaal Recht). 1985. I. Tome 190 de la collection.

——————————————————————