К вопросу о правовой категории «деньги»
(Крылов О. М.) («Налоги» (газета), 2011, N 25)
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ КАТЕГОРИИ «ДЕНЬГИ»
О. М. КРЫЛОВ
Крылов О. М., к. э.н., доцент кафедры экологического, трудового и финансового права Института права Башкирского государственного университета.
Современное российское законодательство использует понятие «деньги» без раскрытия его содержания (например, ст. 140 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ). Некоторыми учеными совершенно справедливо отмечается, что это затрудняет возможность комплексного правового регулирования оборота всех денежных форм — от наличных до электронных <1>, равно как и понимание, что есть деньги как объект финансовых правоотношений, что представляют собой денежные отношения в финансовом праве, какова их характеристика <2>. ——————————— <1> Горбунова О. Н., Денисов Е. Р. Некоторые вопросы финансово-правового регулирования денег и денежного оборота в Российской Федерации // Финансовое право. 2007. N 8. <2> Карасева М. В. Деньги — объект имущественных финансовых правоотношений // Законодательство и экономика. 2006. N 11.
Основу юриспруденции составляет юридическая терминология, а термином понятие становится при наличии дефиниции. Данное обстоятельство предопределило постановку вопроса в научной литературе о необходимости выработки юридического определения понятия денег. Современные деньги являются хартальными деньгами, т. е. неполноценными необеспеченными деньгами. Их обращение в хозяйственной системе и платежеспособность предопределяются доверительной стоимостью — мерой покупательной способности необеспеченных платежных требований, связанных с гарантиями приема в качестве средства платежа со стороны государства. Ввиду этого их обращение имеет законодательные основы, признается и поддерживается государством <3>. ——————————— <3> Деньги. Кредит. Банки: Учеб. / Под ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова. М.: ТК «Велби»; Изд-во «Проспект», 2008. С. 43.
Государство, учитывая доверительную стоимость современных денег, с помощью права устанавливает их функции. Общепризнанным пониманием функций денег является направление их применения <4>. Предметом непрекращающихся дискуссий, дошедших до нас из древности, является вопрос о том, сколько экономических функций и какие именно выполняют деньги. В российской экономической науке распространенной является точка зрения, выделяющая пять экономических функций денег: быть мерой стоимости; средством обращения; средством платежа; средством накопления и образования сокровищ; мировыми деньгами <5>. ——————————— <4> Деньги. Кредит. Банки: Учеб. / Под ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова. С. 24; Деньги. Кредит. Банки: Учеб. для вузов / А. Ю. Казак, М. С. Марамыгин, Е. Н. Прокофьева, Е. Г. Шатковская, О. А. Солодова, Т. Д. Сиколенко; Под ред. проф. А. Ю. Казака, проф. М. С. Марамыгина. М.: Экономистъ, 2007. С. 68; Деньги. Кредит. Банки: Учеб. для вузов / Е. Ф. Жуков, Н. М. Зеленкова, Л. Т. Литвиненко; Под ред. проф. Е. Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С. 9; Олейникова И. Н. Деньги. Кредит. Банки: Учеб. пособие. М.: Магистр, 2008. С. 24; Челноков В. А. Эволюция денег, кредита и банков. М.: Финансы и статистика, 2008. С. 33. <5> Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Под ред. проф. Е. Ф. Жукова. С. 10; Олейникова И. Н. Деньги. Кредит. Банки. С. 24; Деньги. Кредит. Банки: Учеб. / Под ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова. С. 26.
Некоторые экономисты выделяют четыре функции денег: мера стоимости; средство обращения; средство платежа; средство накопления <6>. Р. Л. Миллер и Д. Д. Ван-Хуз также называют четыре функции денег: средство обращения, средство сохранения стоимости, единица счета (мера стоимости), средство платежа <7>. Четыре функции денег называют С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи в такой последовательности: первая — средство обмена и платежа, вторая — единица счета (мера стоимости), третья — средство сохранения стоимости, четвертая — мера отложенных платежей <8>. ——————————— <6> Деньги. Кредит. Банки: Учеб. / Под ред. О. И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2004. С. 15. <7> Миллер Р. Л., Ван-Хуз Д. Д. Современные деньги и банковское дело: Университетский учебник. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 7. <8> Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993. С. 474 — 475.
Зарубежные исследователи в большинстве работ анализируют только три функции денег: средство обращения, средство измерения стоимости (мера стоимости), средство накопления и сохранения стоимости <9>. ——————————— <9> Долан Э., Кэмпбелл К., Кэмпбелл Р. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. М.: Профико, 1991. С. 26 — 32; Макконел К., Брю С. Экономикс. Т. 1. М.: Республика, 1992. С. 264; Сакс Дж., Ларрен Ф. Макроэкономика. Глобальный подход. М.: ДЕЛО, 1996. С. 254 — 255; Кидуэлл Д. С., Петерсон Р. Л., Блэкуэлл Д. У. Финансовые институты, рынки и деньги. СПб.: ПИТЕР, 2000. С. 17; Харрис Л. Денежная теория. М., 1990. С. 75; Долан Э., Линдсей Д. Макроэкономика. СПб., 1994. С. 174.
Такой же позиции придерживается и ряд отечественных исследователей <10>. ——————————— <10> Марамыгин М. С., Балашов А. В. Деньги и денежные суррогаты в российской экономике / Под ред. А. Ю. Казака. Екатеринбург, 2000. С. 12; Деньги. Кредит. Банки: Учеб. для вузов / Под ред. проф. А. Ю. Казака, проф. М. С. Марамыгина. С. 70.
Проанализируем, какие функции денег, общепризнанные в российской экономической науке, регулируются государством с помощью норм права. Деньги как мера стоимости товаров. Эта функция денег состоит в том, чтобы стать средством выражения товарных цен. Деньги обозначают меру стоимости каждого товара и каждой услуги. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой. Благодаря этому деньги делают товары и услуги соизмеримыми и с этой точки зрения являются измерителями товаров и услуг. В экономической науке высказывается мнение о том, что не вполне точно традиционное определение рассматриваемой функции денег как функции меры стоимости. Современные формы денег, не имея собственной стоимости, выполняют функцию соизмерения стоимости, а не меры стоимости <11>. ——————————— <11> Красавина Л. Н. Проблемы денег в экономической науке // Деньги и кредит. 2001. N 5.
Для выполнения функции меры стоимости (соизмерения стоимостей) в любой экономической системе существует масштаб цен, т. е. денежная единица, используемая для измерения и сравнения стоимости товаров и услуг. Масштаб цен в Российской Федерации устанавливается ст. 75 Конституции Российской Федерации: денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Эта норма дублируется ст. 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Она же дополняет норму Конституции Российской Федерации о масштабе цен указанием на то, что один рубль состоит из 100 коп. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что ст. 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» не делает разницы между масштабом цен и деньгами, ошибочно указывая на идентичность понятий: официальная денежная единица и валюта. При металлическом денежном обращении первоначальным естественным масштабом цен служат наиболее употребительные меры веса того металла, который стал денежным материалом. При обращении неполноценных денег цена одного товара соотносится не со стоимостью металла, а в конечном счете с совокупной товарной массой. В результате отмены членами Международного валютного фонда на Ямайской конференции 1976 г. фиксации золотого содержания денежных единиц золотой масштаб цен был отменен. Россия отменила официально установленное золотое содержание рубля в 1992 г., став членом Международного валютного фонда. Указанное обстоятельство отразилось в ст. 28 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»: официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Попутно отметим, что масштаб цен как элемент функции, определяющей деньги в качестве средства выражения товарных цен, никоим образом не влияет на конвертируемость денег. С позиций права решающим критерием конвертируемости является отсутствие ограничений <12>. ——————————— <12> Эбке В. Международное валютное право. М.: Международные отношения, 1997. С. 21.
В связи с этим трудно согласиться с предложением отдельных авторов, которые считают необходимым ввести золотой эквивалент, чтобы таким образом достичь полной конвертируемости рубля с последующим установлением официального соотношения между рублем и золотом либо другим эквивалентом, а также добавить надпись на банкнотах, свидетельствующую о том, что они обеспечиваются золотом либо другими активами Банка России <13>. ——————————— <13> Казанцев А. П. Правовые аспекты либерализации валютного режима в Российской Федерации // Право и политика. 2007. N 11.
Деньги как средство обращения. Это функция посредника в обмене товаров. Обмен распадается на два самостоятельных одновременно совершаемых, дополняющих друг друга акта: — товар вступает в сферу обращения, идет превращение товара в деньги путем его продажи; — совершается обратное превращение денег в товар, покупка на вырученные деньги полезного блага, в результате чего товар уходит в сферу потребления. С этой целью расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке. Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом (ст. 861 Гражданского кодекса Российской Федерации (части второй) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ). Поскольку деньги лишь мимолетно опосредуют процесс купли-продажи товаров, постольку возможна их замена на неполноценные деньги. Обращение неполноценных денег связано только с одной проблемой: признает или не признает их продавец товара. И здесь важную роль играют нормы права, которые закрепляют основы для такого признания вне зависимости от желания продавца товара. Так, банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации (ст. 30 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Благодаря функционированию денег в качестве средства обращения возникает денежное обращение, способствующее развитию товарного обмена и экономики в целом <14>. ——————————— <14> Бельский К. С. К вопросу о понятии денежной системы Российской Федерации // Финансовое право. 2005. N 8.
Деньги как средство платежа. Платеж — это движение денег, не зависимое от движения товара. Примеры использования денег в функции средства платежа: погашение долговых обязательств, предоставление и погашение банковских ссуд, выплата заработной платы, оплата товаров и т. д. <15>. ——————————— <15> Деньги. Кредит. Банки: Учеб. для вузов / Е. Ф. Жуков, Н. М. Зеленкова, Л. Т. Литвиненко; Под ред. проф. Е. Ф. Жукова. С. 17.
Исторически функция средства платежа возникла при продаже товаров и услуг в кредит, т. е. с отсрочкой платежа, поскольку в указанном случае средством обращения служат не деньги, а долговые обязательства. С целью беспрепятственного выполнения деньгами функции средства платежа законодательство Российской Федерации устанавливает, что банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации (ст. 29 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. Кроме того, в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету Банка России нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения в отношении сумм или субъектов обмена. Таким образом, деньги как средство платежа завершают процесс обмена, в то время как в качестве средства обращения они являются посредником в обмене товара. Деньги как средство платежа сопровождают денежное обращение <16>. ——————————— <16> Бельский К. С. К вопросу о понятии денежной системы Российской Федерации // Финансовое право. 2005. N 8.
Следует обратить внимание на то, что некоторые ученые-экономисты объединяют функцию денег как средства платежа и функцию как средства обращения <17>. Это обстоятельство также отражается и в правовых нормах. Например, норма права о том, что банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей (ст. 30 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), на наш взгляд, в равной степени обеспечивает реализацию функций и средства обращения, и средства платежа. ——————————— <17> Деньги. Кредит. Банки: Учеб. для вузов / А. Ю. Казак, М. С. Марамыгин, Е. Н. Прокофьева, Е. Г. Шатковская, О. А. Солодова, Т. Д. Сиколенко; Под ред. проф. А. Ю. Казака, проф. М. С. Марамыгина. М.: Экономистъ, 2007. С. 70.
Хотелось бы отметить недостаток юридической конструкции, устанавливающей, что банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. В действительности это не так, поскольку функция платежа законно осуществляется и иными объектами. Например, валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, если иное не установлено Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в т. ч. использование валютных ценностей в качестве средства платежа) (ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). Ввиду этого представляется ошибочным вывод о том, что «законное средство платежа» может стать универсальной императивной нормой, установленной только в рамках финансового права и распространяющей действие на все денежные правоотношения независимо от их отраслевой принадлежности <18>. ——————————— <18> Назаров В. Н. Деньги как категория финансового права // Финансовое право. 2007. N 9.
Трудно согласиться и с тем, что «сообразно с содержанием тех последствий, которые влечет для такого носителя признание за ним способности погашения любого (прежде всего — частного и публичного) долга, закрепление содержания категории «законное средство платежа» является логичным в нормативном акте, имеющем касательство не только к частноправовым отношениям, но и к отношениям, основанным на власти и подчинении, т. е. к отношениям публичным» <19>. ——————————— <19> Башкатов М. Л. Догматическая конструкция законного средства платежа // Вестник гражданского права. 2006. N 2.
Скорее, наоборот, следует изменить имеющуюся статью, закрепив положение о том, что федеральным законом, помимо банкнот и монет Банка России, могут быть установлены и иные средства платежа. Деньги как средство накопления и образования сокровищ. Указанное направление использования денег обусловлено двумя основными причинами: — необходимостью обеспечения бесперебойности процесса производства и обращения; — тем, что деньги становятся всеобщим воплощением богатства <20>. ——————————— <20> Куликов Г. А. Деньги, кредит, банки: Учеб. М.: КНОРУС, 2009. С. 20 — 21.
Деньги выполняют функцию накопления, например, когда возникает разрыв во времени между получением выручки от реализации продукции и покупкой сырья либо когда государственные расходы меньше поступлений доходов в бюджет и т. д. Частным случаем функции средства накопления являлась функция средства образования сокровищ, когда деньги использовались для накопления стоимости в ее всеобщей форме, служили всеобщим воплощением общественного богатства. В качестве сокровища выступали (и выступают) драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них. Правовые нормы создают основу для реализации рассматриваемой функции: деньги относятся к объектам гражданских прав, которые могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом. Они не изъяты из оборота, не ограничены в обороте, а регистрация прав на них не требуется (ст. ст. 128 — 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ). Применительно к функции образования сокровищ следует отметить, что добытые из недр драгоценные металлы и драгоценные камни, а равно иная продукция и доходы, правомерно полученные при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, являются собственностью субъектов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 2 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»). Мировые деньги. Они функционируют в качестве: — интернационального средства платежа; — средства учета торгового и платежного баланса государства; — всеобщего покупательного средства; — средства сохранения глобального общественного богатства <21>. ——————————— <21> Деньги. Кредит. Банки: Учеб. / Под ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова. С. 36.
На мировой арене деньги выполняют те же функции, что и внутри страны, однако их реализация осуществляется по-разному. Объясняется это тем, что мировые деньги функционируют вне единого национального хозяйственного пространства и юрисдикции любого государства. Например, осуществление функции меры стоимости основывается на ценообразовании, которое хоть и связано с ценами внутренних рынков, но носит иной характер и механизм реализации <22>. ——————————— <22> Куликов Г. А. Деньги, кредит, банки: Учеб. С. 25.
В регулировании данной функции первостепенную роль играют международно-правовые нормы. Международное сотрудничество в валютно-финансовой сфере позволяет государствам договориться о формах и методах относительно устойчивого функционирования мировой системы валютно-финансовых отношений. К такому направлению международного сотрудничества можно отнести создание группы соглашений, регулирующих глобальные основы организации и функционирования валютно-финансовой системы в мировом масштабе, включая признание национальных валют некоторых государств мировыми деньгами <23>. Например, полномочия по выпуску в обращение монет (евроцентов) принадлежат участвующим государствам-членам. При этом монеты могут быть выпущены только в объеме, санкционированном Европейским центральным банком. Банкноты, номинированные в евро, могут выпускаться Европейским центральным банком и национальными центральными банками участвующих стран-участниц. В настоящее время банкноты выпускаются в обращение и изымаются исключительно национальными центральными банками участвующих стран-участниц <24>. Таким образом, евро выпускается субъектом, уполномоченным соответствующим государством (Европейский центральный банк или национальный банк государства). ——————————— <23> Гейвандов Я. А. Социальные и правовые основы банковской системы Российской Федерации. М.: Аванта+, 2003. Глава VI, § 3. <24> Decision of the European Central Bank of 6 December 2001 on the issue of euro banknotes (ECB/2001/15) // OJ. L 337. 2001; Guideline of the ECB of 16 September 2004 on the procurement of euro banknotes (ECB/2004/18) // OJ. L 320. 2004.
Функцию мировых денег выполняют ведущие национальные валюты, а равно международные денежные единицы. Национальная валюта Российской Федерации не входит в их число. Тем не менее Российская Федерация является участником ряда соглашений, регулирующих указанную функцию денег <25>. ——————————— <25> Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства (заключено в г. Минске 30.11.2000); Постановление N 30 Совета Министров Союзного государства «О ходе выполнения Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства и Соглашения между Правительством Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь о мерах по созданию условий по введению единой денежной единицы» (принято 15.10.2002) и т. д.
Среди нормативных правовых актов внутреннего законодательства Российской Федерации, регулирующих рассматриваемую функцию денег, отметим такие, как Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ, Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и др. Таким образом, деньги в Российской Федерации неполноценны, необеспеченны, имеют доверительную стоимость и способны одновременно выполнять все функции, установленные законом: быть мерой стоимости; средством обращения; средством платежа; средством накопления; мировыми деньгами. Обратим внимание на то, что способность выполнять функцию не означает, что в каждом конкретном отношении деньги в действительности их выполняют. Так, использование субъектом денег при реализации функции средства накопления естественным образом до определенного момента исключает выполнение этими деньгами функции средства платежа. При этом у этих денег сохраняется способность выполнять все функции (в т. ч. и функцию платежа), закрепленные законом. В связи с этим достаточно спорным является вывод о том, что социально-экономическое содержание денег в сфере финансовых отношений проявляется в их функциях: средства учета, средства платежа, средства накопления, мировых денег <26>. ——————————— <26> Карасева М. В. Финансовое право и деньги: Монография; Воронежский государственный университет. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2006. С. 30; Карасева М. В. Деньги в финансовом праве. М.: Издательская группа «Юристъ», 2008. С. 28 — 30.
На наш взгляд, и в финансовом отношении деньги сохраняют способность выполнять все функции, закрепленные законом. Примером реализации функции меры стоимости и средства обращения является уплата фискального сбора. Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, в качестве признака фискального сбора отметил его индивидуально-возмездный и компенсационный характер, указав, что он предназначен для возмещения соответствующих расходов и дополнительных затрат публичной власти <27>. ——————————— <27> Постановление Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2006 г. N 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О связи» в связи с запросом Думы Корякского автономного округа» // Собр. законодательства РФ. 2006. N 11. Ст. 1230.
В целом же абсолютно справедливо высказана мысль о том, что не совсем корректно говорить о выполнении или невыполнении деньгами отдельных функций в тех или иных отношениях, поскольку любые деньги в любой момент времени способны выполнить любую из свойственных им функций <28>. ——————————— <28> Горбунова О. Н., Денисов Е. Р. Некоторые вопросы финансово-правового регулирования денег и денежного оборота в Российской Федерации.
Приведенные примеры нормативного правового регулирования функций денег в Российской Федерации показывают, что способность одновременно выполнять все функции денег на территории Российской Федерации имеется у наличной валюты Российской Федерации. Это банкноты и монета Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки (ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). Вместе с тем законодатель под валютой Российской Федерации понимает и средства на банковских счетах и в банковских вкладах (ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). В связи с этим возникает вопрос: является ли деньгами валюта Российской Федерации в безналичной форме? В юридической литературе идет оживленная дискуссия о правовой природе безналичных денег. Ее суть сводится к вопросу о том, являются ли безналичные деньги деньгами <29> или они представляют собой денежное обязательство <30>. ——————————— <29> Ефимова Л. Г. Договор банковского счета // Банковское право. 2000. N 1; Трофимов К. Безналичные деньги. Есть ли они в природе? // Хозяйство и право. 1997. N 3; Сидорова В. Н. Проблемы правового режима безналичных денег: соотношение вещных и обязательственных прав // Банковское право. 2007. N 5. <30> Новоселова Л. А. Проценты по денежным обязательствам. М.: Статут, 2003. Глава 1, § 1.4; Белов В. А. Денежные обязательства: Учеб. пособие. М.: Эксмо, 2007. С. 11.
Автор придерживается мнения о том, что деньги в безналичной форме представляют собой денежное обязательство. Это правоотношение, содержанием которого являются право требования кредитора и корреспондирующая ему юридическая обязанность должника совершить действия по передаче определенной суммы денег (наличной валюты Российской Федерации) <31>. ——————————— <31> Белов В. А. Денежные обязательства. С. 11.
В дополнение к озвученным научным аргументам, обосновывающим указанный вывод, хотелось бы обратить внимание на следующее обстоятельство. Если предположить, что безналичные деньги существуют, то нормами права должна быть установлена возможность одновременного выполнения ими всех функций денег. Прежде заметим, что деньги в безналичной форме (средства на счетах и в банковских вкладах) представляют собой записи по счетам плательщика, получателя и обслуживающих их банков. Следовательно, эти записи и должны выполнять функции денег. Так ли это? Полагаем, что масштаб цен, установленный ст. 75 Конституции Российской Федерации и ст. 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», применим как к банкнотам и монетам Банка России, так и к записям на счетах. Запись на счете определенной суммы одновременно предполагает ее измерение в рублях (копейках). Следовательно, если «запись» на банкноте или монете позволяет выполнять им функцию меры стоимости, то ничего не мешает и записи на счете, выраженной в рублях (копейках), осуществлять эту же функцию. Далее, понятно, что сами записи на счете не могут быть в принципе обязательны к приему кем-либо за что-либо. Однако возможность внесения изменений в запись на счет в зависимости от движения товаров (работ, услуг) в сфере обращения свидетельствует, что функция посредника в обмене товаров вполне может ими выполняться. Этот вывод подтверждается тем, что расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке (ст. 861 Гражданского кодекса Российской Федерации (части второй) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ). Соответственно, указанная норма права позволяет осуществлять внесение изменений в учетную запись счета вне зависимости от движения товаров (работ, услуг), что влечет выполнение функции средства платежа. Следует обратить внимание, что выполнение функции средства обращения и средства платежа учетными средствами имеет свою специфику. Обязательно при этом участие третьего лица — кредитной организации, которая ведет учетные записи по счету. Указанные записи не могут быть переданы кому-либо и связаны исключительно с кредитной организацией. Выполнение функций средства обращения и средства платежа происходит в результате изменения содержания записей по банковскому счету плательщика, получателя и обслуживающих их банков. Что же касается функции средства накопления, то ее выполнение при помощи записей на счете является проблематичным. Деньги представляют собой в качестве объекта гражданских прав вещь (ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ). В случае если учетная запись выполнена в процессе зачисления поступивших клиенту денежных средств, право собственности на безналичные средства отсутствуют ввиду отсутствия самой вещи (как у банка, так и у клиента). В случае выполнения учетной записи на счете на основании внесения наличных денег в кассу банка право собственности клиента на денежные знаки, переданные в кассу, отсутствует потому, что невозможно индивидуализировать объект этого права <32>. Следовательно, безналичных денег как объекта права собственности не существует. ——————————— <32> Белов В. А. Там же. С. 121 — 122.
Именно это обстоятельство, на наш взгляд, исключает рассмотрение записей по счету в качестве безналичных денег. Таким образом, деньгами в Российской Федерации является наличная валюта Российской Федерации, которая способна одновременно выполнять все функции денег, установленные нормами права: быть мерой стоимости; средством обращения; средством платежа; средством накопления; мировыми деньгами. Подтверждением этому является ст. 140 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой), которая называется: «Деньги (валюта)», что очевидно указывает на единственную форму денег, признаваемую государством. Подобные выводы имеют место и в экономической науке, рассматривающей валюту в качестве формы денег, которая не происходит эволюционно из товарных отношений и экономических теорий, а назначается государственным актом <33>. ——————————— <33> Грибов А. Ю. Институциональная теория денег: сущность и правовой режим денег и ценных бумаг. М.: РИОР, 2008. С. 98.
Функции денег на территории Российской Федерации выполняются не только валютой Российской Федерации, но и иными объектами. Однако указанные объекты, как правило, не способны одновременно выполнять все функции. Например, вексель как форма кредитных денег огран ичен в осуществлении функции средства платежа, поскольку по своей природе является срочным долговым обязательством <34>. ——————————— <34> Ротко С. В. Вексель, деньги и денежные обязательства: правовая регламентация в процессе развития гражданского законодательства // Журнал российского права. 2010. N 7.
Исключение представляет наличная иностранная валюта, которая теоретически способна одновременно выполнять все функции денег, но ограничена по своим функциям Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ. В случае когда объект не способен выполнить все функции денег, его нельзя назвать деньгами. Представляется, что в этом случае мы имеем дело с денежным суррогатом. К денежным суррогатам относятся также объекты, выполняющие все функции денег при наличии прямого запрета на это, установленного законодательством Российской Федерации. Выпуск таких суррогатов запрещен (ст. 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Таким образом, с правовых позиций деньгами в Российской Федерации являются объекты, способные одновременно выполнять следующие функции, закрепленные законом: быть мерой стоимости; средством обращения; средством платежа; средством накопления; мировыми деньгами. В настоящий момент деньгами в Российской Федерации является наличная валюта Российской Федерации. Безналичная валюта Российской Федерации (на счетах и во вкладах) представляет собой денежное обязательство. Объекты, способные одновременно выполнять часть функций денег либо все функции денег при наличии прямого запрета на это, установленного законодательством Российской Федерации, являются денежными суррогатами. Выпуск денежных суррогатов, способных одновременно выполнять все функции денег, запрещен.
——————————————————————