Потребителей Казахстана защитит Закон
(Уральский А.)
(«ЭЖ-Юрист», 2011, N 27)
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА ЗАЩИТИТ ЗАКОН
А. УРАЛЬСКИЙ
Андрей Уральский, юрист, г. Москва.
Таможенный союз Белоруссии, России и Казахстана расширяет возможности для ведения бизнеса. Но для успешного ведения дел важно знать особенности законодательства страны, в которой этот бизнес будет осуществляться. Поговорим о защите прав потребителей в Республике Казахстан.
Дождались!
Защита прав потребителей на протяжении долгих лет в Казахстане отсутствовала как явление. Впервые соответствующий закон был издан всего лишь в 1991 году. На прилавках и витринах магазинов и на рынках зачастую можно было встретить объявления такого характера: «Товар обмену и возврату не подлежит», «Необдуманно сделанные покупки назад не принимаются» и т. п. В случае какой-либо поломки товара продавец обосновывал отказ в обмене и возврате денег тем, что на момент покупки все работало, и советовал обращаться в сервисный центр.
Принятие Закона Республики Казахстан от 04.05.2010 N 274-IV «О защите прав потребителей», безусловно, является важным и значимым событием в данной сфере. Закон небольшой как по объему, так и по содержанию и явно проигрывает российскому, хотя имеет некоторые отличительные особенности. Рассмотрим его положения подробнее.
Законодательство Республики Казахстан, направленное на защиту прав потребителей, основывается на Конституции и состоит из Гражданского кодекса, Закона о защите прав потребителей и иных нормативных правовых актов республики. Права потребителей в сферах финансовых, социальных, медицинских, туристических и иных услуг, а также вопросы их защиты устанавливаются иными законами РК.
В перечне основных понятий Закона N 274-IV нет понятия «импортер», и в последующих статьях импортеры отсутствуют как субъекты правоотношений. Напомним, что по Федеральному закону от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право предъявлять претензии как продавцу, так и изготовителю или импортеру, причем информация об импортере должна быть обязательно доведена до сведения потребителя (п. 2 ст. 10, ст. ст. 13, 18 — 23 Закона N 2300-1).
К правам казахстанских потребителей, в частности, относятся:
— свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг);
— доступ к информации в сфере защиты прав потребителей;
— получение информации о товаре (работе, услуге), продавце (изготовителе, исполнителе);
— приобретение безопасного товара (работы, услуги);
— свободный выбор товара (работы, услуги);
— надлежащее качество товара (работы, услуги);
— обмен или возврат товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества;
— возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных их жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие недостатков товара (работы, услуги);
— получение у продавца (изготовителя, исполнителя) документа, подтверждающего факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги);
— предъявление претензии к инициатору (организатору) игр по качеству товара (работы, услуги), переданного (выполненного, оказанного) в виде выигрыша;
— создание общественных объединений потребителей;
— возмещение морального вреда;
— защита прав и законных интересов;
— осуществление иных прав, предусмотренных данным Законом и иными законами Республики Казахстан (ст. 7 Закона N 274-IV).
Право на информацию
Согласно ст. 9 Закона N 274-IV право потребителя на доступ к информации о его правах обеспечивается посредством включения вопросов по основам потребительских знаний в образовательные программы, а также организации системы информирования потребителя о его правах и необходимых действиях по защите этих прав. Исходя из положений данной статьи, учащиеся по образовательным программам (непонятно, правда, на каком уровне) будут изучать Закон о защите прав потребителей.
В рассматриваемом Законе закреплено право потребителя на требование надлежащей информации о товаре, если его невозможно без нее использовать. При непредоставлении такой информации в течение трех календарных дней с даты покупки потребитель может расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возмещения убытков. То же самое касается и приобретения товара, не обладающего необходимыми потребительскими свойствами.
Брак и претензии
Важным для казахстанских потребителей является право на обмен или возврат товара надлежащего качества в течение 14 дней со дня покупки. В предыдущем Законе это право также было закреплено, однако не были определены ни сроки для обмена (возврата), ни перечень товаров, на которые данное правило не распространяется.
В соответствии с новым Законом не допускаются обмен и возврат следующих товаров надлежащего качества:
— лекарственных средств, изделий медицинского назначения;
— нательного белья и чулочно-носочных изделий;
— животных, растений.
Права граждан РК в случае продажи им товара ненадлежащего качества в целом совпадают с правами российских потребителей. Так, они вправе потребовать:
— соразмерного уменьшения покупной цены;
— безвозмездного устранения недостатка товара;
— возмещения своих расходов на устранение недостатков товара;
— замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
— замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
— расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Необходимо отметить, что согласно российскому закону потребитель по п. п. 2 — 4 ст. 18 вправе обратиться к продавцу и изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному ИП, а также к импортеру. Требования потребителей Казахстана в случае, когда продавец не является изготовителем товара, могут быть предъявлены по п. п. 2, 4, 5 по выбору — либо к продавцу, либо к изготовителю товара.
Сроки предъявления потребителем требований:
— на товар со сроком годности — в течение срока годности;
— на товар с гарантийным сроком — в течение данного срока.
— на товар без установленного срока годности или гарантийного срока — в пределах двух лет со дня передачи товара.
Если гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки обнаружены после его истечения, но в пределах двух лет со дня передачи товара, продавец (изготовитель) несет ответственность, если потребитель докажет, что недостатки возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента.
Продавец (изготовитель) обязан заменить товар ненадлежащего качества незамедлительно, а в случае необходимости проведения дополнительной проверки — в течение 30 календарных дней с момента предъявления соответствующего требования. По согласованию с потребителем срок устранения недостатков может быть продлен до 10 календарных дней.
В Закон включено право потребителя на предъявление претензии к инициатору (организатору) игр по качеству товара (работы, услуги), переданного (выполненной, оказанной) в виде выигрыша. В таком случае инициатор (организатор) игр в течение 20 календарных дней должен удовлетворить требования потребителя, если не докажет, что недостатки возникли после передачи товара (выполнения работы, оказания услуги) вследствие нарушения им правил пользования, хранения, действий третьих лиц или обстоятельств непреодолимой силы.
В отношении продавца (изготовителя, исполнителя) действует право на установление гарантийного срока, в течение которого он обязан удовлетворить требования потребителя. Изготовитель (исполнитель) вправе увеличить и не может уменьшить данный срок.
Согласно Закону N 274-IV продавец (изготовитель, исполнитель) обязан:
1) предоставить информацию о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе) на казахском и русском языках. ИП предоставляет информацию о своих фамилии, имени, отчестве (при наличии), а также сведения о государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего его регистрацию в качестве ИП;
2) обеспечить безопасность товара (работы, услуги), в том числе информировать о возможном риске и об условиях безопасного использования;
3) обеспечить свободный выбор товара (работы, услуги);
4) обеспечить надлежащее качество товара (работы, услуги);
5) обеспечить обмен или возврат товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества;
6) возместить в полном объеме убытки (вред), причиненные жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя вследствие недостатков товара (работы, услуги);
7) иметь в наличии контрольно-кассовые машины в порядке и случаях, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан;
8) размещать в местонахождении контрольно-кассовых машин информацию на казахском и русском языках о необходимости получения потребителем контрольного (товарного) чека и о его праве обратиться в налоговый орган (с указанием номера телефона соответствующего налогового органа) в случае нарушения порядка применения ККТ;
9) обеспечить наличие у физического лица, непосредственно осуществляющего деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг), нагрудной карточки (бейджа) с указанием его фамилии, имени и отчества (при его наличии), а также соблюдение данным лицом санитарных правил и гигиенических нормативов;
10) при продаже товара (выполнении работы, оказании услуги) выдать документ, подтверждающий факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги);
11) соблюдать заявленный режим работы;
12) довести до сведения потребителя информацию о лицензии, сроке ее действия, государственном органе, выдавшем ее, на казахском и русском языках, а также по требованию потребителя предоставить возможность ознакомиться с подлинником или нотариально заверенной копией лицензии (в случаях, если вид деятельности подлежит лицензированию);
13) выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.
О сроках возврата и способах защиты
Содержание главы 5 «Выполнение работы (оказание услуги)» казахстанского Закона практически полностью совпадает с главой III Закона N 2300-1. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг) состоит в следующем.
В случае нарушения сроков выполнения работ (оказания услуг) потребитель вправе:
— отказаться от договора и потребовать возмещения убытков;
— назначить новый срок;
— поручить исполнение третьему лицу.
Однако по сравнению с российским Законом у потребителя нет права на уменьшение цены за выполнение работы (оказание услуги), а исполнитель не вправе при расторжении договора в случае несвоевременного выполнения работ (оказания услуг) требовать возмещения произведенных затрат, а также платы за выполненную работу (оказанную услугу) даже в том случае, если потребитель ее принял.
При обнаружении недостатков в выполненной работе (оказанной услуге) потребитель вправе по своему выбору потребовать:
1) безвозмездного устранения недостатков в выполненной работе (оказанной услуге);
2) соответствующего уменьшения вознаграждения за выполненную работу (оказанную услугу);
3) безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы (оказания услуги);
4) возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право потребителя устранять их предусмотрено в договоре.
5) расторжения договора и возмещения убытков, если в установленный срок недостатки в выполненной работе (оказанной услуге) не были устранены исполнителем либо если отступления в работе (услуге) от условий договора или иные недостатки работы (услуги) являются существенными и неустранимыми.
Перечисленные требования могут быть предъявлены потребителем в течение сроков, установленных Гражданским кодексом Республики Казахстан, а в случае невозможности обнаружения недостатков при принятии работы (услуги) — в течение гарантийного срока, в случае обнаружения скрытых недостатков — в течение одного года, в отношении работ, связанных со зданиями и сооружениями, а также независимо от вида работ — в отношении недостатков, которые были умышленно скрыты исполнителем, — в течение трех лет со дня приемки работ.
Недостатки работы (услуги), обнаруженные в ходе и после ее выполнения (оказания), должны быть устранены в течение десяти календарных дней с момента предъявления соответствующего требования потребителя, если иной срок не установлен договором.
За нарушение сроков начала и окончания выполнения работы (оказания услуги), а также за нарушение сроков устранения недостатков работы (услуги) исполнитель обязан уплатить неустойку в размере одного процента от стоимости работы (услуги) за каждый день просрочки, если иное не установлено договором, законами Республики Казахстан.
В российском Законе, напомним, неустойка составляет 3% за каждый день просрочки.
В целом принятие и действие нового Закона о защите прав потребителей является огромным плюсом для всех граждан республики, которые теперь могут отстаивать свои права, в том числе в судебном порядке. В судах Казахстана уже рассматриваются иски по защите прав потребителей, однако говорить о том, в чью пользу складывается судебная практика и, следовательно, в чью сторону трактуются положения Закона, пока рано.
——————————————————————