Как обосновать начальную цену контракта

(Габрусь Н.) («ЭЖ-Юрист», 2011, N 28)

КАК ОБОСНОВАТЬ НАЧАЛЬНУЮ ЦЕНУ КОНТРАКТА

Н. ГАБРУСЬ

Наталья Габрусь, главный специалист сметно-договорного отдела, г. Тюмень.

Законодательством определено, что заказчик при размещении заказа обязан указать начальную (максимальную) цену государственного или муниципального контракта <1>. Но каким образом должна формироваться такая цена? ——————————— <1> Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Как правило, наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией.

Бенджамин Дизраэли

Виды источников информации

Процесс формирования начальной (максимальной) цены контрактов и сопутствующий этому анализ рыночных цен не являются предметом регулирования Закона N 94-ФЗ. Положения данного Закона регламентируют исключительно порядок и процедуры размещения заказов <2>. ——————————— <2> Частью 4 ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ закреплено, что Правительство РФ вправе устанавливать порядки формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды товаров, работ, услуг для целей включения таких цен в конкурсную документацию, документацию об аукционе (в том числе в документацию об открытом аукционе в электронной форме), в извещение о проведении запроса котировок, в том числе устанавливать закрытый перечень источников информации о ценах товаров, работ, услуг.

Вместе с тем Федеральным законом от 21.04.2011 N 79-ФЗ, внесшим поправки в Закон N 94-ФЗ, законодатель определил, что заказчики, уполномоченные органы обязаны обосновывать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота). Обоснование начальной (максимальной) цены контракта должно содержаться в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок. Согласно ч. 1 ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ определено, что источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть: — данные государственной статистической отчетности; — официальный сайт; — реестр контрактов; — информация о ценах производителей; — общедоступные результаты изучения рынка; — исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору; — иные источники информации. Кроме того, заказчики могут самостоятельно осуществить расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и приложить калькуляцию со ссылками на источники к тендерной документации. К числу условий, учитываемых при расчете цены контракта, могут относиться следующие: — сроки (периоды) поставки товара (работ, услуг); — место поставки товара (работ, услуг); — срок и условия оплаты поставки товара (работ, услуг). Рассмотрим каждый источник информации о ценах товаров (работ, услуг) более подробно.

Информация — источник — источник — информация

Данные государственной статистической отчетности. В открытом доступе на сайте Федеральной службы государственной статистики <3> можно получить информацию о ценах в разрезе регионов России по годам (месяцам, еженедельно) по следующим статьям: ——————————— <3> http://www. gks. ru

— потребительские цены на отдельные виды товаров и услуг; — цены производителей (на промышленные товары, сельскохозяйственную продукцию, строительную продукцию, грузовые перевозки); — цены приобретения (промышленными организациями, строительными организациями, сельскохозяйственными организациями).

Плюсы и минусы

N Источники Где взять Плюсы при получении Минусы при получении информации информацию и использовании и использовании информации информации

1 Данные Сайт Федеральной Доступность. Данный источник государственной службы Отсутствие финансовых практически не статистической государственной издержек при получении применим при отчетности статистики информации. формировании цены на (http://www. gks. ru). Информация некоторые виды работ Сайты предоставляется в и услуг (НИОКР, НИР, территориальных разрезе регионов, по ПИР, органов Росстата. годам, на текущую дату строительно-монтажные Официальные (еженедельное работы) сборники, обновление) бюллетени, публикации, обзоры и т. п. («Российский статистический ежегодник», «Цены в России», «Регионы России. Социально — экономические показатели» и иные)

2 Официальный www. zakupki. gov. ru Доступность. Трудоемко. сайт Безвозмездность. Возможны технические Возможность поиска перебои в работе заказов по регионам официального сайта

3 Реестр www. zakupki. gov. ru Доступность. По реестру контрактов контрактов (раздел Безвозмездность невозможно отследить государственных и правильность расчетов муниципальных цены контракта, так контрактов) как обоснование начальной (максимальной) цены контракта содержится в тендерной документации. Также в реестре контрактов не содержится информации об особенностях заключения контракта и условиях его выполнения

4 Информация о Данные официальных Доступность. Не имеет практической ценах сайтов Безвозмездность. ценности производителей производителей. Информация «из первых Официальные письма уст» (коммерческие предложения) производителей. Прайс-листы производителей

5 Общедоступные Маркетинговые Доступность. Таких источников результаты исследования. Безвозмездность очень мало. изучения рынка Доклады. По дате аналитика Обзоры рынков и может быть устаревшей т. п.

6 Исследования Исследования Исследования рынка Платность. рынка, рынков, проводятся по Проблемы с проведенные по маркетинговые индивидуальной заявке обоснованием инициативе исследования, с учетом особенностей стоимости услуг по заказчика, отчеты исполнителя государственного исследованию рынка уполномоченного по договору (муниципального) органа, в том заказа числе по контракту или гражданско — правовому договору

7 Иные источники Коммерческие Доступность. Отсутствуют ориентиры информации предложения Безвозмездность. принятия к сведению поставщиков товара Информация «из первых нужной информации при (работ, услуг). уст». сравнении нескольких Нормативные Данный источник коммерческих правовые акты. информации может быть предложений Нормативно — применим для методическая обоснования стоимости документация. услуг, выполнения Технические нормы и подрядных работ правила. (НИОКР, НИР, ПИР, СМР) Утвержденные расценки (ФЕРы, ТЕРы). Сборники и справочники базисных цен

Кроме того, информация о ценах есть на сайтах территориальных органов Росстата <4>, в официальных сборниках, бюллетенях, публикациях, обзорах и т. п. ——————————— <4> Сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области www. tumstat. gks. ru.

Официальный сайт. Согласно ч. 1 ст. 16 Закона N 94-ФЗ, официальным сайтом Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www. zakupki. gov. ru. Информация о заказе, размещенная на официальном сайте, должна быть доступна для ознакомления без взимания платы (ч. 8 ст. 16 Закона N 94-ФЗ), что, безусловно, является большим плюсом. Для поиска заказов необходимо воспользоваться формой поиска, задав необходимые параметры (ключевые слова, способ размещения заказа, наименование заказчика, этап размещения заказа). Существует возможность отобрать заказы в разрезе регионов (по федеральным округам и по субъектам РФ). Реестр контрактов. В соответствии с подп. «е» п. 3 Положения о ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещается указанный реестр <5>, он должен содержать следующие сведения о контракте: ——————————— <5> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 29.12.2010 N 1191.

— полное наименование товаров, работ, услуг, предусмотренных контрактом; — их стоимость; — предполагаемый месяц и год исполнения контракта. Для поиска контрактов нужной тематики необходимо воспользоваться расширенным поиском в разделе «Единый раздел государственных и муниципальных контрактов» на официальном сайте (http://zakupki. gov. ru). Единичная цена на товар (работу, услугу) рассчитывается путем деления цены контракта на количество закупленного по контракту товара (работ, услуг). Далее единичная цена умножается на требуемое количество товара (работ, услуг). Очевидным минусом данного источника является то, что сведения о контрактах, содержащиеся в реестре, не дают полной картины особенностей его заключения. К примеру, на стоимость контракта влияет расстояние между заказчиком и поставщиком товаров, работ и услуг и территория, на которой исполняется контракт. Данная информация содержится в тендерной документации, поэтому заказчику, уполномоченному лицу придется найти интересующий тендер и изучить по нему документацию. При большом количестве информации работа с данным источником слишком трудоемка и отсылает к другим источникам. Информация о ценах производителей. Данный источник информации можно считать условным, в связи с тем что ценовую информацию от производителей довольно-таки сложно получить. Как правило, при наличии дилерских (посреднических) схем продаж производители не занимаются продажами произведенного товара самостоятельно, поэтому и не представляют сведения о ценах широкому кругу лиц. В некоторых случаях информация о ценах производителей не будет иметь существенного значения при обосновании цены контракта. Например, заказчик, находящийся в городе Хабаровске, решит закупить товар, который производится в европейской части России. Знание цены производителя на данный товар не даст заказчику полной картины о конечной стоимости товара, ведь к цене производителя необходимо приплюсовать расходы по транспортировке, заготовительно-складские расходы, стоимость услуг экспедитора и пр. При использовании данного источника информации заказчику, уполномоченному органу необходимо направить официальные запросы нескольким производителям товара (работ, услуг) с указанием предмета будущего контракта и его основных условий. Официальные ответы производителей должны храниться у заказчиков в тендерной документации вместе с государственным контрактом на случай проведения проверок контролирующими органами. Общедоступные результаты изучения рынка. Данный источник информации о ценах имеет место в современном обществе и прежде всего связан с возможностями виртуального пространства, к которому сейчас есть доступ практически у всех. Существует ряд сайтов, на которых в бесплатном доступе размещается информация о ценах на отдельные виды товаров и услуг, обзоры рынков и сопутствующая аналитика. Так, интернет-портал http://www. rbc. ru предлагает обзоры рынков, прогнозы цен на товары и услуги различной тематики. Расширенный доступ к информации на данном сайте имеют зарегистрированные пользователи. Сайт http:// www. proresearch. ru/ research. php предлагает возможность бесплатно скачать обзоры рынков, но информация о ценах на товары, работы и услуги на данном ресурсе практически отсутствует. Ресурс http://www. cnews. ru/ посвящен исследованиям рынка информационных технологий (ИТ) и телекоммуникаций. Здесь можно бесплатно скачать обзоры рынка ИТ-услуг в России, а также аналитические материалы данной направленности. Информационно-аналитический портал http://remedium. ru предлагает актуальную информацию о рынке лекарств и медицинского обеспечения. На страницах сайта можно найти аналитические статьи по фармацевтическому рынку России и стран СНГ, рейтинг производителей лекарственных средств. Система построена таким образом, что любой посетитель получает бесплатный доступ ко всем необходимым информационным ресурсам и контактам. На сайте доступен Госреестр цен, содержащий зарегистрированные отпускные цены производителей на лекарственные средства. На сайте супермаркета информации http:// www. informarket. ru/ index. php? menu=15 можно найти маркетинговые исследования, инициативные исследования рынков, анализ рынков и конкурентов в различных отраслях. Информационно-аналитическое агентство ИКАР (Институт конъюнктуры аграрного рынка) осуществляет анализ состояния и прогноз развития аграрно-продовольственных рынков России и стран СНГ. Маркетинговые и прогнозные исследования проводятся с использованием данных Росстата, Министерства сельского хозяйства, Федеральной таможенной службы РФ и стран СНГ, отраслевых ассоциаций и союзов производителей, международных организаций, зарубежных государственных учреждений, других информационно-аналитических структур. На сайте Института http://www. ikar. ru/prices можно посмотреть цены на сельскохозяйственную продукцию (зерно, муку, крупу, сахар, масличные, мясо, молоко). Часть материалов предоставляется в режиме открытого доступа, другая часть распространяется по подписке. Региональный портал о рынках товаров и услуг Тюменской области http://www. research72.ru поможет найти всю существующую информацию по основным отраслям экономики Тюменской области: сельскому и лесному хозяйству, машиностроению, пищевой промышленности, строительству и ЖКХ, торговле и общественному питанию, транспорту и логистике, услугам для населения и туризму. Эта информация включает в себя данные официальной статистики и органов власти, результаты различных исследований, а также информацию, исходящую от самих участников рынка. При указании данного источника информации в качестве обоснования цены контракта необходимо отражать его реквизиты, дату опубликования, место размещения и т. п. Общедоступные результаты изучения рынка как источника ценовой информации при обосновании начальной (максимальной) цены контракта имеют один существенный минус: в открытом доступе такой информации имеется достаточно мало и на практике бывает очень сложно найти именно то, что нужно. Исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору. Заказчик, уполномоченный орган вправе заказать маркетинговые исследования, обзоры рынков сторонней организации по гражданско-правовому договору (договор возмездного оказания услуг, глава 39 ГК РФ) либо на основании заключенного в рамках Закона N 94-ФЗ государственного (муниципального) контракта. С гражданско-правовым договором все более-менее понятно, он может быть заключен при соблюдении условий, перечисленных в п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ. Другая ситуация с государственным (муниципальным) контрактом, который будет заключен по результатам проведенных торгов или запроса котировок. При размещении заказа и заключении контракта перед заказчиком, уполномоченным органом встанет два главных вопроса: где взять деньги на такой контракт и как обосновать его стоимость? Получается замкнутый круг: заказчику необходимо обосновать начальную (максимальную) цену контракта при размещении заказа по профилю его деятельности, для чего он нанимает специализированную организацию, стоимость услуг которой также необходимо обосновать. При этом стоимость маркетинговых исследований, подготовки обзоров рынков в зависимости от объема и сложности колеблется от 25000 руб. до бесконечности. Иные источники информации. К иным источникам информации можно отнести нормативные документы, утвержденные методики, порядки, положения, которые содержат алгоритмы расчета цен на отдельные виды товаров, работ и услуг или готовые расценки (например, Приказ Госстроя России от 15.05.2002 N 79, письмо Минрегиона России от 17.05.2011 N 12526-ИП/08). Также к иным источникам информации можно отнести письма, сообщения, коммерческие предложения, прайс-листы поставщиков товаров, работ и услуг.

Эффективно не обязательно дешево

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона N 94-ФЗ его действие направлено не на минимизацию расходов средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, а на эффективность использования этих средств. Согласно ст. 34 БК РФ принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Следовательно, эффективность использования средств достигается либо минимизацией соответствующих расходов, либо достижением наилучшего результата. Таким образом, только снижением финансового бремени соответствующего публично-правового образования или государственного заказчика она не ограничивается. Достижение наилучшего результата бывает несовместимо с минимизацией соответствующих расходов. В этих случаях дешевизна ведет как раз к неэффективному использованию средств <6>. Поэтому при выборе минимального ценового предложения от поставщиков товаров (работ, услуг) существует риск того, что торги либо не состоятся из-за невыгодной для участников торгов цены контракта, либо не будет достигнута эффективность использования бюджетных средств. ——————————— <6> Право и экономика. 2010. N 7. С. 9 — 15.

При выборе максимального по значению ценового предложения от поставщиков товаров (работ, услуг) со стороны контролирующих органов может быть поднят вопрос о неэффективном использовании бюджетных средств. Поэтому правильнее будет остановиться на золотой середине, или на среднем арифметическом от всех коммерческих предложений поставщиков.

Если к вам пришли с проверкой

Используя перечисленные в Законе источники информации для обоснования начальной (максимальной) цены контракта, необходимо учесть, что их существование не вечно. К примеру, любой сайт, как живой организм, — явление динамичное и развивающееся. Интернет-страничка, с которой заказчик позаимствовал ценовую информацию, по прошествии времени может быть удалена или изменена. Что делать в такой ситуации заказчику, уполномоченному лицу и как подстраховаться на случай проверки <7>? При работе с источниками сети Интернет рекомендуется делать снимки экрана (скриншоты) для дальнейшего их сохранения в архивных документах по каждому тендеру, запросу котировок. ——————————— <7> Процедура проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков утверждена Приказом Минэкономразвития России от 28.01.2011 N 30.

Если заказчик, уполномоченный орган запрашивали информацию о ценах у производителя, у поставщиков товара (работ, услуг), то в данном случае необходимо хранить официальные ответы указанных лиц, письма, прайс-листы и т. п.

——————————————————————