Интернет для госзаказа

(Казанцев Д.)

(«ЭЖ-Юрист», 2010, N 30)

ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ГОСЗАКАЗА

Д. КАЗАНЦЕВ

Дмитрий Казанцев, юрист.

В июле вступили в силу поправки в Федеральный закон N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», внесенные Федеральным законом от 05.05.2010 N 78-ФЗ. В соответствии с этими поправками отныне основным способом размещения государственного заказа наряду с конкурсом становится электронный аукцион.

Законом N 94-ФЗ (ст. 10) закреплены следующие возможные формы размещения государственного и муниципального заказа:

— на торгах (в форме конкурса или аукциона);

— без проведения торгов (в форме запроса котировок, у единственного поставщика, на товарных биржах).

Основным способом размещения заказа являются торги, обойтись без них при заключении государственного или муниципального контракта можно только при наличии специальных условий. Товары же, работы и услуги, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам (соответствующий перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р), в соответствии с п. 4 ст. 10 Закона N 94-ФЗ должны закупаться исключительно на аукционах. Суть новеллы в том, что отныне размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, входящих в названный перечень, осуществляется исключительно с использованием электронного аукциона — самого современного и прозрачного способа из всех форм аукционов и вообще из всех механизмов размещения госзаказа.

На федеральных государственных заказчиков новый порядок распространяется с июля 2010 года, на региональных и муниципальных — с января 2011-го. Предполагается, что массовое распространение электронных торгов позволит повысить эффективность госзакупок и существенно сэкономить бюджетные средства при размещении заказа.

Из чего состоит аукцион?

Действительно, анонимность и прозрачность делают электронный аукцион самым совершенным и наименее коррупционным средством размещения государственного заказа. Согласно главе 3.1 Закона N 94-ФЗ электронный аукцион включает в себя следующие процедуры:

1. Потенциальный поставщик должен зарегистрироваться на электронной торговой площадке (ЭТП) и в день проведения аукциона зайти на нее, используя средства идентификации или электронной цифровой подписи. Оператор ЭТП обязан обеспечивать конфиденциальность информации об участниках аукциона.

2. В момент начала торгов участник может сделать свое ценовое предложение, не превышающее начальную (максимальную) цену контракта, воспользовавшись специальной формой на сайте.

3. Торги проходят на понижение цены контракта — в ходе торгов участники могут неоднократно подавать ценовые предложения в режиме on-line. «Шаг аукциона» составляет от 0,5 до 1% начальной (максимальной) цены контракта.

4. Торги считаются завершенными, если через один час с момента их начала или последнего предложения по цене от участника не поступило предложения, предусматривающего более низкую цену. Если поступило несколько предложений с одинаковыми ценами, лучшим признается предложение о цене контракта, поступившее ранее других.

5. Победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта.

6. Выявляется участник, сделавший лучшее предложение по цене, следующее за предложением победителя: с этим участником должен быть заключен государственный или муниципальный контракт в случае, если сам победитель уклонится от заключения этого контракта.

7. Система ЭТП в течение нескольких минут автоматически формирует протокол с итогами торгов.

Плюсы и минусы

При проведении электронного аукциона значительно сложнее (по сравнению с традиционными формами размещения заказа) организовать давление на участника торгов, обеспечить победу «нужного» подрядчика, списать на государственный контракт завышенную стоимость или реализовать иные схемы закупочных злоупотреблений. С помощью сети Интернет доступ к размещению заказа в электронной форме получает более широкий круг потенциальных поставщиков, что увеличивает конкуренцию. При этом их местоположение не имеет значения. Использование современных коммуникационных технологий делает этот способ размещения заказа и самым дешевым: электронные площадки сводят к минимуму расходы заказчика на организацию закупок.

Стоит отметить, что такая мера, как введение обязательных электронных торгов, является передовой в сфере организации закупок для государственных и муниципальных нужд на постсоветском пространстве. Далеко не все государства — члены ЕврАзЭс закрепили в своем закупочном законодательстве данный способ размещения заказа. Так даже при достаточно развитом законодательстве о госзакупках в Республике Казахстан электронные торги являются факультативным способом размещения заказа. Формирование ЕЭП и предполагаемая унификация законодательства стран-участниц в ряде отраслей, в том числе и в сфере госзакупок, дает основание предположить, что российская новелла станет стимулом для распространения электронных технологий на всем постсоветском пространстве.

Особенности системы государственного управления в современной России позволяют предположить, что обязательное использование столь совершенного и транспарентного механизма размещения заказа хотя и снизит злоупотребления в закупочной сфере, но едва ли сможет полностью исключить их. Что же сегодня можно ожидать от мошенников?

Едва ли может быть исключена практика, в соответствии с которой подрядчик обязан вернуть заказчику наличными до 30% цены контракта. Ведь выплата этих средств служит гарантией приема заказчиком выполненных по контракту работ независимо от того, есть ли в результатах этих работ недостатки. В противном случае заказчик может просто отказаться подписывать акт выполнения работ, ссылаясь на те или иные мелкие огрехи, даже если подрядчик выполнил работы добросовестно и в точном соответствии с техническим заданием.

Таким образом, исполнитель поставлен практически в безальтернативные условия ограниченного финансирования при одновременной гарантии отсутствия серьезной проверки выполненных работ. В этой ситуации в процессе исполнения контракта он вынужден будет экономить на качестве работ — оно ведь все равно проверяться не будет. Не будем забывать, что победитель в аукционе должен и без того предложить минимальную цену контракта. А значит, при сохранении массового использования этой схемы даже после введения электронного аукциона можно будет говорить лишь об экономии бюджетных средств при осуществлении госзакупок, но не о повышении эффективности размещения заказа.

Незаконное воздействие на поставщика все же может быть оказано. В частности, от победителя может требоваться уклонение от подписания контракта — с целью заключения этого контракта с «нужным» поставщиком, который сделал лучшее предложение по цене, следующее за предложением победителя. Особенно актуальна эта схема для электронного аукциона, при проведении которого планировалось участие лишь одного поставщика или же нескольких известных заказчику поставщиков, среди которых именно «нужный» должен был назвать лучшую, заранее определенную цену — к взаимному финансовому удовольствию сторон. При неожиданном же появлении независимого участника размещения заказа, предлагающего действительно минимальную цену контракта, эта схема может быть реализована только путем обеспечения уклонения победителя от подписания контракта.

Итак, даже самый современный инструмент размещения государственного и муниципального заказа при существующих обычаях делового оборота хотя и может служить целям развития законодательного регулирования закупочных механизмов, но едва ли способен свести на нет чиновничьи злоупотребления. А значит, сомнительно, что цель — существенная экономия бюджетных средств может быть достигнута путем простого введения новых процедур. Коррупционер, которому при соблюдении определенных неформальных правил субординации гарантирована безнаказанность, без сомнения, изобретет и отработает эффективные схемы обхода конкурентных процедур при осуществлении госзакупок даже на электронных аукционах. Злоупотребления сегодня стали настолько массовым и обыденным явлением, что логично предположить — в результате коллективных усилий чиновников-«изобретателей» новые схемы работы с новым механизмом будут выработаны в кратчайшие сроки.

——————————————————————