Саморегулирование автомобильных перевозок

(Чупрунова Ю.) («ЭЖ-Юрист», 2011, N 36)

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Ю. ЧУПРУНОВА

Юлия Чупрунова, бакалавр юриспруденции, г. Орел.

В 2006 году практически полностью было отменено лицензирование деятельности по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом. Под контролем государства остались лишь перевозки пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юрлица или ИП), а также допуск к международным автомобильным перевозкам. Все же прочие услуги по перевозке грузов и пассажиров, включая услуги такси, остались за бортом и были пущены в свободное плавание.

Преимущества СРО

Минэкономразвития России в своем письме от 29.03.2011 N 5852-ОФ/Д05 указало на то, что отмена лицензирования перевозок автотранспортом целесообразна в связи с наличием иных методов регулирования. «Иные методы регулирования», в свою очередь, включают в себя широкий перечень нормативно-правовых актов, положения которых, как предполагается, перевозчики свято блюдут. На практике же ситуация такова, что рынок автотранспортных перевозок, являясь легкодоступным и малозатратным, становится весьма привлекательным, в том числе и для непрофессионалов. Использование устаревшего подвижного состава, несоблюдение требований об обязательном медицинском освидетельствовании водителей, отсутствие контроля за техническим состоянием транспортного средства перед выходом на линию — таково в настоящее время положение в данном секторе рынка. Уровень безопасности дорожного движения катастрофически низок, а обязательное страхование ответственности перевозчика в настоящее время не установлено. В сложившейся ситуации актуальным является вопрос о создании в сфере автоперевозок саморегулируемых организаций. Институт саморегулирования в сфере транспорта стал развиваться совсем недавно, опираясь на базовый Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Законодательство, регламентирующее деятельность саморегулируемых организаций на транспорте, находится в стадии разработки, что обусловливает значительные трудности для уже созданных автотранспортных СРО. Контроль над деятельностью автоперевозчиков необходимо возложить не на государство, а именно на саморегулируемые организации, которые по-настоящему заинтересованы в качественном оказании услуг, в повышении уровня безопасности в сфере перевозок. При введении системы саморегулирования, в отличие от лицензирования, появляется материальная ответственность всего профессионального сообщества за каждого своего члена, обеспеченная компенсационным фондом и страхованием ответственности. Кроме того, саморегулируемая организация является более серьезным партнером для государственных органов, чем отдельно взятый предприниматель. Саморегулирование создает более эффективную систему контроля над соблюдением установленных стандартов и правил всеми участниками рынка автотранспортных услуг, поскольку саморегулируемая организация материально отвечает перед потребителем транспортной услуги и государством.

Членство — обязательно!

В настоящее время объективно назрела необходимость установления эффективного регулирования именно автотранспортной деятельности. Первым шагом в данном направлении стал разработанный проект закона N 157002-5 «О внесении изменений в отдельные федеральные законы в связи с установлением института саморегулируемых организаций перевозчиков». В этом проекте предусматривалось, что коммерческие пассажирские и грузовые перевозки могут выполняться только физическими и юридическими лицами, входящими в транспортное СРО, за исключением перевозок, не связанных с предпринимательской деятельностью. Таким образом, предлагалось сделать членство в одном из СРО обязательным условием допуска на рынок услуг по перевозке пассажиров и грузов. Проект закона предусматривал, что контроль и надзор за деятельностью предприятий автомобильного транспорта, входящих в СРО, будет производиться самими членами этой организации, что позволит повысить качество оказываемых услуг без участия бюджетных средств, затрачиваемых на надзор за перевозками. После отрицательного заключения Правительства РФ на проект закона N 157002-5 появился проект федерального закона «Об автомобильном транспорте и автотранспортной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с проектом обязательным для субъектов, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом с использованием автотранспортных средств, оборудованных для перевозок не более восьми человек, является требование членства в соответствующей саморегулируемой организации. Считаем, что установление членства в СРО при перевозке пассажиров автомобильным транспортом более восьми мест обязательно. Это наиболее опасный вид транспортного обслуживания населения, от которого зависит жизнь и здоровье граждан. На основе базовых положений, содержащихся в Законе N 315-ФЗ, должны быть разработаны соответствующие положения, касающиеся непосредственно особенностей приобретения статуса саморегулируемой организации на транспорте, с учетом специфики рассматриваемой сферы установлены требования к количеству членов, к размеру компенсационного фонда и суммы обязательного страхования ответственности члена организации и т. д. Так, в соответствии с Законом N 315-ФЗ обязательным требованием является объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности. Однако представляется, что применительно к сфере автоперевозок целесообразнее было бы наделять статусом СРО наиболее крупные общественные организации, объединяющие большое количество членов. Иначе это будет способствовать созданию в одном субъекте РФ большого количества СРО с разными стандартами и правилами. Предприниматели получат возможность выбора той СРО, в которой самые низкие требования к перевозчикам, а это будет способствовать ухудшению контроля за перевозками. Сейчас в связи с отсутствием специального законодательства члены уже созданных СРО в сфере транспорта начинают отчаиваться и разочаровываться от того, что вступили в саморегулируемую организацию. Над ними откровенно смеются те перевозчики, которые не поддержали идею саморегулирования: они не обременяют себя ни компенсационным фондом, ни дополнительным страхованием, ни исполнением стандартов и правил, ни строгой дисциплинарной ответственностью и при этом спокойно работают. Важно отметить, что основная задача СРО как общественной организации — защита интересов своих членов. На данный момент защищать права своих членов СРО в сфере пассажирского транспорта не могут. Ни в одном законе не прописаны их реальные права. В Законе N 315-ФЗ права членов СРО прописаны очень расплывчато и несут чисто консультативный характер. Например, в п. 3 ч. 3 ст. 6 данного Закона указано, что саморегулируемая организация имеет право «участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов». Но в то же время органы исполнительной власти могут и без согласования с СРО принимать любые решения и игнорировать эти права, которые не несут обязательного характера.

Конкурсы и арбитраж

Пассажирские перевозки — единственный вид автомобильной деятельности, где органами местного самоуправления регулярно проводятся конкурсы на транспортное обслуживание населения не в рамках Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». То есть такая деятельность не является муниципальным заказом и не подкреплена финансированием из средств муниципального бюджета. СРО как профильная общественная организация должна принимать непосредственное участие в проведении таких конкурсов, разработке конкурсной документации в целях недопущения передела транспортного рынка, контроля над соблюдением федерального законодательства и соблюдения интересов членов СРО, которые взяли на себя повышенные обязательства. Также необходимо внести поправки в действующее законодательство, предусматривающие возможность отстаивания саморегулируемой организацией интересов своих членов в арбитражном суде. Отсутствие в настоящее время такой возможности — препятствие на пути осуществления СРО своих прав и обязанностей. На действия городской администрации, которая пыталась провести конкурс, прописав конкурсную документацию под угодных ей перевозчиков, СРО подала иск в арбитражный суд, в котором просила суд признать недействующим постановление администрации, содержащее положения о конкурсе. Заявление в суд было отклонено, и полностью выигрышное дело осталось без рассмотрения по мотивации, что СРО не вправе отстаивать в арбитражном суде интересы своих членов. Апелляционная жалоба также была оставлена без удовлетворения. Суд указал, что СРО имеет право отстаивать интересы своих членов только в суде общей юрисдикции <1>. ——————————— <1> Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2010 N А48-3691/2010.

В скором будущем неизбежно принятие новых нормативных правовых актов, регламентирующих правовые основы саморегулирования на транспорте. Необходимость в них назрела и подтверждается деятельностью уже созданных СРО на транспорте, ежедневно сталкивающихся с трудностями в связи с отсутствием отраслевого законодательства о саморегулировании перевозок прежде всего автомобильным транспортом, где на данный момент ситуация с регулированием обстоит сложнее всего. Разрабатываемые и обсуждаемые проекты законов об автомобильном транспорте — это несомненный шаг на пути развития института саморегулирования в указанной области.

——————————————————————