Режим иностранных инвесторов в России

(Старженецкий В. В.)

(«Арбитражная практика», N 7, 2002)

РЕЖИМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ В РОССИИ

В. В. СТАРЖЕНЕЦКИЙ

В. В. Старженецкий, консультант сектора международного частного права Высшего Арбитражного Суда РФ.

15 мая 2002 года Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ принял Постановление N 9079, которое касается вопросов осуществления иностранными лицами предпринимательской деятельности в Российской Федерации. В данном акте Президиум признал, что право иностранных лиц на осуществление предпринимательской деятельности в некоторых сферах российской экономики носит ограниченный характер. Федеральным законом или международным договором Российской Федерации из национального режима иностранных инвестиций, установленного Федеральным законом «Об иностранных инвестициях», могут быть предусмотрены определенные изъятия.

Обстоятельства дела

ООО «Международное грузовое автотранспортное предприятие N 7» (Республика Кыргызстан) зарегистрировало на территории Российской Федерации свой филиал. Предметом деятельности филиала являлось оказание транспортных услуг по перевозке грузов как в международном грузовом сообщении, так и по территории Российской Федерации.

В связи с тем что деятельность по перевозке грузов подлежала лицензированию в Российской Федерации, ООО «МГАТП» обратилось с просьбой о выдаче ему соответствующей лицензии. Российские госорганы отказали ООО «МГАТП» в выдаче лицензии.

ООО «МГАТП» вынуждено было обратиться с иском в арбитражный суд о признании за ним права на осуществление предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации по автомобильным перевозкам в международном сообщении и в пределах Российской Федерации, об обязании государственных органов (Министерства транспорта РФ и московского областного отделения транспортной инспекции) выдать соответствующие лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности.

Суд первой инстанции решением от 15.05.2001 иск частично удовлетворил, признал за ООО «МГАТП» право на осуществление предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации по автомобильным перевозкам грузов в международном сообщении и в пределах Российской Федерации. Суд признал доводы ответчиков о том, что иностранное юридическое лицо и его филиал не могут осуществлять лицензируемую деятельность на территории Российской Федерации, не соответствующими положениям Федерального закона от 09.07.99 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», согласно которому правовой режим деятельности иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности, предоставленный российским инвесторам.

Суд апелляционной инстанции постановлением от 27.06.2001 оставил решение суда первой инстанции от 15.05.2001 без изменений. Суд кассационной инстанции постановлением от 20.08.2001 оставил судебные акты нижестоящих судов без изменения.

Президиум ВАС РФ отменил вынесенные по делу судебные акты в части требования о признании права иностранной организации осуществлять предпринимательскую деятельность по перевозке грузов и пассажиров в Российской Федерации, в иске в этой части отказал.

Комментарий

Спор, рассмотренный Президиумом ВАС РФ, касается фундаментальной проблемы иностранных инвестиций — режима деятельности иностранных инвесторов в РФ. Иными словами, какой режим действует для иностранных инвесторов в РФ: режим наибольшего благоприятствования или национальный режим. Дискуссия по этому вопросу ведется и в российской правовой доктрине.

Поводом для споров ученых и практиков стало различное определение режима иностранных инвесторов в российском законодательстве и международных договорах РФ. Если в российском законодательстве в отношении иностранных инвесторов чаще упоминается термин «национальный режим», который ставит знак равенства между режимом российского лица и иностранного инвестора, то международные соглашения РФ устанавливают, что иностранные инвесторы пользуются «режимом наибольшего благоприятствования», т. е. режим инвестора из какой-либо страны не может быть менее благоприятным, чем режим инвестора из любой другой страны.

Анализ международных договоров РФ позволяет сделать вывод, что иностранным инвесторам предоставляется в Российской Федерации режим наибольшего благоприятствования. Такое же положение отражено в п. 4 Обзора практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 18.01.2001 N 58).

Однако как в таком случае относиться к положению ст. 4 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» о предоставлении иностранным инвесторам режима не менее благоприятного, чем режим, предоставленный российским инвесторам? Означает ли такая формулировка Закона равенство иностранных инвесторов с российскими лицами при осуществлении предпринимательской деятельности в РФ?

Действительно, национальное законодательство РФ нацелено на предоставление иностранным инвесторам максимально благоприятного режима деятельности, что отражено в ст. 4 упомянутого Закона. Законодательство предельно приближает статус иностранного инвестора к статусу инвестора российского, делая ссылку на национальный режим. В соответствии с этим, казалось бы, иностранные инвесторы могут осуществлять свои капиталовложения, заниматься коммерческой деятельностью напрямую, через свои филиалы или организации с иностранным участием наравне с российскими лицами.

Тем не менее та же ст. 4 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» предусматривает возможность определенных изъятий в отношении правового режима деятельности иностранных инвесторов на основе федеральных законов в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Фактически же такие изъятия существуют в правовом поле РФ в сфере ВПК, страхового, банковского дела, согласно земельному, валютному законодательству РФ. Определенные изъятия установлены и законодательством об автомобильных перевозках в РФ. Исходя из этого можно сделать вывод, что в России в отношении иностранных инвесторов действует режим наибольшего благоприятствования, хотя и максимально приближенный к национальному режиму.

Чтобы показать трудности, возникающие в правоприменительной практике, рассмотрим случай с осуществлением иностранных инвестиций в сфере автомобильной перевозки грузов, который был предметом оценки Президиума ВАС РФ.

Право иностранных лиц на осуществление

грузовых автомобильных перевозок в РФ

При анализе обстоятельств дела, описанных выше, не вызывает сомнения, что иностранное юридическое лицо ООО «МГАТП N 7», зарегистрированное в Кыргызстане и открывшее в Российской Федерации свой филиал, является иностранным инвестором в смысле ст. 2 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Статья 4 указанного Закона определяет общий режим деятельности иностранных инвесторов в РФ: «правовой режим деятельности иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами».

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.07.98 N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» международные автомобильные перевозки иностранными перевозчиками по территории Российской Федерации осуществляются в соответствии со специальными разрешениями на проезд транспортного средства по территории РФ. Согласно ст. 7 данного Закона запрещаются перевозки грузов и пассажиров транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам, в том числе и временно ввезенными на территорию РФ, между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации.

К осуществлению внутренних перевозок в Российской Федерации допускались, как следует из вышесказанного, только российские юридические лица. Филиал иностранного юридического лица, аккредитованный в РФ, не является российским перевозчиком, т. е. российским юридическим лицом, и на него также распространяется запрет, введенный ст. 9 Соглашения о формировании Транспортного союза о международном автомобильном сообщении от 24.11.98 и ст. 7 ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».

Для государственного контроля за таким видом предпринимательской деятельности, как осуществление внутренних автомобильных перевозок, Федеральным законом от 10.12.95 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» было предусмотрено обязательное лицензирование деятельности по осуществлению автомобильных перевозок. Первоначальным вопросом для выдачи разрешения (лицензии) лицу на право осуществления лицензируемой деятельности является правоспособность этого лица осуществлять такую деятельность. В рассматриваемом деле применительно к внутренним автомобильным перевозкам в Российской Федерации такой способности у иностранного юридического лица нет. Следовательно, выдача лицензии иностранному юридическому лицу на право осуществления внутренних автомобильных перевозок в Российской Федерации невозможна.

Все вышесказанное вполне соответствует международным обязательствам Российской Федерации. В соответствии с Соглашением от 24.11.98, утвержденным решением Совета глав правительств при Межгосударственном Совете Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации от 24.11.98 N 40, должны были осуществляться регулярные и нерегулярные перевозки грузов, пассажиров и багажа между государствами — участниками данного Соглашения и транзитом через их территории автотранспортными средствами, зарегистрированными в этих государствах.

Перевозки грузов надлежало осуществлять следующим образом: а) на безразрешительной основе (ст. 6 Соглашения), если перевозка осуществляется между территориями государств — участников или транзитом внутри Транспортного союза через их территории; б) в особом порядке, установленном двусторонними соглашениями, если международная перевозка осуществляется транзитом в третьи страны (ст. 9); в) перевозчику одного из договаривающихся государств запрещалось осуществлять перевозки пассажиров и грузов между двумя пунктами, расположенными на территории другого договаривающегося государства (ст. 9).

Вышеупомянутые правовые нормы российского и международного права следует трактовать как изъятие, установленное в целях ограничения допуска и приема иностранных инвестиций в Российской Федерации, со всеми вытекающими отсюда последствиями. В сфере осуществления автомобильных перевозок в РФ действует иной порядок допуска инвестиций — через создание на территории РФ коммерческой организации с иностранными инвестициями. Кыргызское предприятие могло создать на территории РФ коммерческую организацию в одной из форм, предусмотренных российским законодательством (ООО, АО или иное).

Таким образом, иностранное юридическое лицо, являющееся иностранным инвестором, с учетом изъятий, установленных международным правом и федеральным законом, не может осуществлять внутренние перевозки в Российской Федерации автомобильным транспортом, принадлежащим этому юридическому лицу.

В отношении международных автомобильных перевозок иностранное юридическое лицо допущено к их осуществлению, но при этом оно должно соблюдать требования международного права и российского законодательства, касающиеся порядка осуществления таких перевозок. Необходимо иметь в виду, что в рамках Транспортного союза о международном автомобильном сообщении перевозки грузов автотранспортными средствами между территориями Казахстана, России, Кыргызстана и Беларуси или транзитом внутри Транспортного союза через их территории осуществляются на безразрешительной основе.

——————————————————————