Торговля товарами, ограниченными в обороте, как объект регулирования Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

(Щур-Труханович Л. В.) («Торговое право», 2011, N 3)

ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ, ОГРАНИЧЕННЫМИ В ОБОРОТЕ, КАК ОБЪЕКТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Л. В. ЩУР-ТРУХАНОВИЧ

Щур-Труханович Л. В., директор Центра исследований в сфере экономики и права, кандидат экономических наук.

В настоящей статье оценивается распространение норм Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» на организацию и осуществление торговли товарами, ограниченными в обороте, проводится сравнительный анализ данного Федерального закона с другими федеральными законами, регулирующими оборот таких видов товаров, как оружие, алкогольная продукция, изделия из драгоценных металлов, табачные изделия, др.

Ключевые слова: оборот, оружие, торговля, лицензирование, закон о торговле, оптовая торговля, табачные изделия, розничная торговля, изъятие из оборота, драгоценные камни, драгоценные металлы, ограничение в обороте, алкогольная продукция, наркотические средства, лекарственные препараты.

Юридические конструкции, использованные законодателем в Федеральном законе от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» <1> (далее — Закон о торговле) для охвата отношений в связи с организацией и осуществлением торговли товарами, ограниченными в обороте, не позволяют сделать однозначные выводы о том, торговля какими видами товаров подпадает под действие Закона. ——————————— <1> СЗ РФ. 04.01.2010. N 1. Ст. 2; 27.12.2010. N 52 (ч. 1). Ст. 6984.

История вопроса

В ходе подготовки законопроекта неоднократно выдвигались предложения по выведению из-под его действия торговли товарами, ограниченными в обороте. Основная мотивация заключалась в том, что торговля ограниченными в обороте товарами уже урегулирована изрядным количеством федеральных законов и подзаконных нормативных актов, которые не только вводят лицензирование купли-продажи отдельных видов товаров, но и содержат достаточно жесткие административные требования к организации и осуществлению таковой, начиная с требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам, и заканчивая подробной регламентацией совершения отдельных торговых операций. Распространение на организующих и осуществляющих такую торговлю хозяйствующих субъектов норм нового законодательного акта, содержащего дополнительные административные ограничения, могло бы снизить привлекательность данного вида предпринимательства. Однако к моменту завершения работы над законопроектом из него были исключены положения, устанавливающие дополнительные к существующим требования организации и осуществления торговой деятельности и, в целях создания единых основ регулирования торговой деятельности, отношения, связанные с организацией и осуществлением торговли ограниченными в обороте товарами, были «возвращены» в предмет Закона. В окончательной своей редакции часть 5 статьи 1 Закона о торговле особого юридического смысла не несет. Став в результате законотворческого процесса простой констатацией имеющего место правового регулирования отношений, связанных с организацией и осуществлением торговой деятельности, норма более уместно воспринималась бы в составе статьи 3 Закона, определяющей источники правового регулирования торговых и непосредственно связанных с ними иных отношений. Вместе с тем изначально норма об особенностях регулирования организации и осуществления торговли ограниченными в обороте товарами проектировалась с другой целью — определить место Закона о торговле в системе других федеральных законов, в том или ином объеме регулирующих отношения в связи с организацией и осуществлением торговли товарами, ограниченными в обороте: признавая приоритет федеральных законов, регулирующих оборот отдельных видов товаров, тем не менее обозначить «генералитет» Закона в тех общих вопросах, которые этими федеральными законами не регулируются (в части требований к организации и осуществлению торговой деятельности, антимонопольных требований и др.). В результате редактирования положения, описывающего особенности регулирования отношений в связи с осуществлением торговли ограниченными в обороте товарами, вопрос «субординации» федеральных законов был открыт. Равно как и дан повод для дискуссии о том, что это за отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговли товарами, ограниченными в обороте, которые регулируются федеральными законами об обороте таких товаров.

Интерпретации

Поскольку действующие в этой сфере федеральные законы на момент принятия Закона о торговле не регулировали отношения между организациями оптовой торговли и розничными торговыми операторами, то не означает ли норма части 5 статьи 1 Закона, что аналогичное предусмотренному ст. ст. 9, 13 и 14 Закона регулирование планируется ввести другими федеральными законами в отношении иных видов товаров? Это же положение части 5 статьи 1 Закона интерпретируется в общественной дискуссии и в другом смысле: поскольку оно включено в статью 1 Закона, определяющую сферу его применения и изъятия из нее, то, следовательно, оно означает, что ввиду наличия специальных федеральных законов об обороте (1) регулирование, предусмотренное Законом о торговле, не распространяется на отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговли товарами, ограниченными в обороте и (2) данный Закон не может устанавливать порядок и условия продажи таких товаров. Несмотря на то, что данный вывод не имеет под собой объективной основы (Закон о торговле непосредственно регулирует отношения между хозяйствующими субъектами относительно заключения и исполнения договора поставки такого ограниченного в обороте товара, как алкогольная продукция) и некорректен с точки зрения юридической логики (из буквального прочтения части 5 следует, что она охватывает не все регулируемые Законом отношения), тем не менее постановка вопроса об уточнении положения о регулировании отношений, возникающих в связи с организацией и осуществлением торговли товарами, ограниченными в обороте, справедлива. Вопрос о распространении или нераспространении положений Закона на отношения, связанные с организацией и осуществлением торговли товарами, ограниченными в обороте, далеко не теоретический. Необходимым условием формирования развитого товарного рынка является обеспечение свободного оборота всей произведенной в результате экономической деятельности продукции. В контексте предпринимательской деятельности свобода оборота означает право хозяйствующих субъектов без какого-либо специального разрешения и особого контроля отчуждать принадлежащие им товары другим хозяйствующим субъектам или гражданам, а также право приобретать необходимые товары у других хозяйствующих субъектов или граждан.

Регулирование оборота

Однако для целей обеспечения обороны и безопасности, защиты нравственности и здоровья граждан в мировой экономике признается обоснованным и необходимым введение запретов либо ограничение оборота отдельных вещей, специфика которых (предназначение и (или) природа) предопределяет высокий риск причинения вреда государству и его гражданам. С целью исключения такого риска или его минимизации каждое государство имеет право, а в отдельных случаях, предусмотренных международными договорами, обязано вводить полный запрет на оборот отдельных вещей, в том числе и в отношении себя как субъекта, либо устанавливать специальный режим их оборота. Определяя в статье 129 Гражданского кодекса РФ <2> условия оборотоспособности объектов гражданских прав, законодатель руководствовался вышеизложенными принципами. ——————————— <2> СЗ РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301; …; 11.04.2011. N 15. Ст. 2038.

В соответствии с пунктом 1 данной статьи объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. В начале экономических реформ в Российской Федерации Президент РФ в целях сохранения государственного контроля за реализацией отдельных видов продукции, имеющих важнейшее значение в удовлетворении потребностей народного хозяйства и обеспечении общественной безопасности, своим Указом от 22.02.1992 N 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» <3> утвердил Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена. ——————————— <3> РГ. N 61. 16.03.1992; …; N 2. 05.01.2001.

Согласно действующей редакции Перечня (последний раз Перечень корректировался в 2000 году) запрет свободной реализации установлен в отношении значительного количества товаров (табл. 1).

Таблица 1

N Вид продукции п/п

1 Драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них

2 Драгоценные камни и изделия из них

3 Стратегические материалы

4 Вооружение, боеприпасы к нему, военная техника, запасные части, комплектующие изделия и приборы к ним, взрывчатые вещества, средства взрывания, пороха, все виды ракетного топлива, а также специальные материалы и специальное оборудование для их производства, специальное снаряжение личного состава военизированных организаций и нормативно-техническая продукция на их производство и эксплуатацию

5 Ракетно-космические комплексы, системы связи и управления военного назначения и нормативно-техническая документация на их производство и эксплуатацию

6 Боевые отравляющие вещества, средства защиты от них и нормативно-техническая документация на их производство и использование

7 Уран, другие делящиеся материалы и изделия из них

8 Рентгеновское оборудование, приборы и оборудование с использованием радиоактивных веществ и изотопов

9 Результаты научно-исследовательских и проектных работ, а также фундаментальных поисковых исследований по созданию вооружения и военной техники

10 Шифровальная техника и нормативно-техническая документация на ее производство и использование

11 Яды, наркотические средства и психотропные вещества

12 Спирт этиловый; отходы радиоактивных материалов

13 Отходы взрывчатых веществ

14 Отходы, содержащие драгоценные и редкоземельные металлы и драгоценные камни

15 Лекарственные средства, за исключением лекарственных трав

16 Лекарственное сырье, получаемое от северного оленеводства (панты и эндокринное сырье)

17 Специальные и иные технические средства, предназначенные (разработанные, приспособленные, запрограммированные) для негласного получения информации, нормативно-техническая документация на их производство и использование

Поскольку Правительству РФ поручалось установить порядок реализации указанной продукции, то предполагалось не полное изъятие такой продукции из оборота, а существенное ограничение ее оборота вне контроля государства.

Изъятие оборота

Изначально эта задача решалась путем определения продукции, поставки которой осуществляются только потребителям, имеющим разрешение на ее применение на территории Российской Федерации, и продукции, поставки которой осуществляются на основе квот (Постановление Правительства РФ от 10.12.1992 N 959 «О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» <4>). Затем был принят ряд законов Российской Федерации, регулирующих оборот отдельных товаров, поименованных в Перечне видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена (Законы РФ от 20.08.1993 N 5663-1 «О космической деятельности», от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах», от 20.05.1993 N 4992-1 «Об оружии», др.). ——————————— <4> САПП. 21.12.1992. N 25. Ст. 2217.

В результате принятия Гражданского кодекса РФ и по мере становления новейшего российского законодательства, регулирующего экономические отношения, отдельные товары из указанных в Перечне постепенно вводились в хозяйственный оборот. Изъятие объектов из оборота производится путем прямого указания в законе видов объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (пункт 2 статьи 129 Гражданского кодекса РФ). В настоящее время число изъятых по правилам статьи 129 Гражданского кодекса РФ (то есть в соответствии с федеральными законами) из внутреннего оборота на территории Российской Федерации товаров невелико (рис. 1).

Аналоги наркотических Этилированный автомобильный средств и психотропных бензин (Федеральный закон веществ (пункт 4 статьи 14 от 22.03.2003 N 34-ФЗ Федерального закона < > «О запрете производства и от 08.01.1998 N 3-ФЗ оборота этилированного «О наркотических средствах автомобильного бензина в и психотропных веществах») Российской Федерации»)

Химическое оружие Отдельные виды оружия (часть первая статьи 5 Товары, в качестве гражданского Федерального закона < изъятые > и служебного (статья 6 от 02.05.1997 N 76-ФЗ из оборота Федерального закона «Об уничтожении от 13.12.1996 N 150-ФЗ химического оружия») «Об оружии»)

Табачные изделия с Отдельные космические содержанием в дыме никотина аппараты и объекты наземной и смолы, превышающим космической инфраструктуры, определенные показатели < > относящиеся к спутниковым (пункт 2 статьи 3 v навигационным системам Федерального закона Другие (часть 2 статьи 5 от 10.07.2001 N 87-ФЗ Федерального закона «Об ограничении курения от 14.02.2009 N 22-ФЗ табака») «О навигационной деятельности»)

Рис. 1. Товары, изъятые из оборота в соответствии с федеральными законами

В отношении иных видов продукции и товаров нормативным основанием изъятия из оборота продолжает оставаться непосредственно Указ Президента РФ «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» (в частности, применительно к стратегическим материалам, ядам, ядерным материалам, др.). Такое положение вещей, несмотря на то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 129 Гражданского кодекса РФ изъятие отдельных видов продукции из оборота производится только Федеральным законом, не означает, что имеет место противоречие подзаконного акта — Указа Президента РФ — Гражданскому кодексу РФ. Согласно части второй статьи 4 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» <5> изданные до введения в действие части первой Гражданского кодекса РФ (до 01.01.1995) нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ по вопросам, которые согласно части первой Кодекса могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов. ——————————— <5> СЗ РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3302; …; 11.05.2009. N 19. Ст. 2283.

Перечень изъятых из внутреннего оборота Российской Федерации товаров постоянно пополняется, и главным образом, в зависимости от изменения государственной политики в определенных областях общественной жизни. Если в девяностых годах прошлого века Перечень преимущественно состоял из вещей, применение которых может причинить вред безопасности государства, общественному порядку, здоровью и жизни граждан, то в последние годы он пополнялся под эгидой защиты нравственности, обеспечения экологической и экономической безопасности. Так, полностью запрещены в обороте под страхом уголовного наказания, предусматриваемого статьей 242.1 Уголовного кодекса РФ <6>, материалы или предметы с порнографическими изображениями несовершеннолетних. ——————————— <6> СЗ РФ. 17.06.1996. N 25. Ст. 2954; …; 25.07.2011. N 30. Ст. 4605.

С 01.01.2011 в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <7> из оборота на территории Российской Федерации изъяты электрические лампы накаливания мощностью 100 ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. В перспективе изъятие будет распространено на другие виды ламп (накаливания мощностью 75 ватт и более, 25 ватт и более). ——————————— <7> СЗ РФ. 30.11.2009. N 48. Ст. 5711; …; 25.07.2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4590.

Приведенный перечень изъятой из оборота продукции не исчерпывающий. Ограничение отдельных видов продукции является не абсолютным, а условным. Речь идет о продукции, обращение которой обусловливается совершением соответствующих действий (государственной регистрацией продукции) или связывается с определенным юридическим фактом (включением продукции в соответствующие классификаторы, каталоги или реестры). Так, согласно части второй статьи 3 Федерального закона от 19.07.1997 N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» <8> не допускается оборот пестицидов и агрохимикатов, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» <9> лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. ——————————— <8> СЗ РФ. 21.07.1997. N 29. Ст. 3510; …; 25.07.2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4590. <9> СЗ РФ. 19.04.2010. N 16. Ст. 1815; …; 06.12.2010. N 49. Ст. 6409.

Ограничение оборота

В отличие от изъятия из оборота, основанного на полном государственном запрете совершения сделок с определенными товарами (за исключением такого субъекта как государство и в строго поименованных случаях), ограничение оборота отдельных объектов гражданских прав в соответствии с пунктом 2 статьи 129 Гражданского кодекса РФ заключается в определении видов объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению. Виды таких объектов определяются в порядке, установленном законом. Перечень ограниченных в обороте товаров значительно шире перечня изъятых из оборота. Как и перечень изъятых из оборота, он «вырастает» из утвержденного вышеназванным Указом Перечня видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена. Оборот большинства из поименованных в Перечне видов продукции ограничен посредством введения Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирования таких форм их оборота, как приобретение, распространение. Аналогичные инструменты администрирования оборота предусмотрены и в новом Федеральном законе от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» <10>, вступающим в силу 03.11.2011. Согласно его статье 12 как самостоятельные виды деятельности лицензированию подлежит распространение, реализация, торговля или оборот девяти видов продукции и товаров (рис. 2). ——————————— <10> СЗ РФ. 09.05.2011. N 19. Ст. 2716; 25.07.2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4590.

Распространение шифровальных Реализация и Оптовая торговля (криптографических) средств, приобретение в целях лекарственными информационных систем и продажи специальных средствами телекоммуникационных систем, технических средств, и розничная торговля защищенных с использованием предназначенных для лекарственными шифровальных негласного получения препаратами (криптографических) средств информации /\ /\ /\ 1 2 3

Реализация лома 9 4 Реализация защищенной черных металлов, < > от подделок цветных металлов полиграфической Объекты продукции лицензирования Оборот наркотических 5 средств, > Реализация вооружения психотропных и военной техники веществ и их прекурсоров, 8 6 культивирование < > Торговля гражданским наркосодержащих 7 и служебным оружием растений V и основными частями Реализация боеприпасов огнестрельного оружия (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), взрывчатых материалов промышленного назначения, пиротехнических изделий IV и V классов

Рис. 2. Виды лицензируемого оборота

Такие формы оборота лекарственных средств, как оптовая торговля лекарственными средствами и розничная торговля лекарственными препаратами ограничены данным Федеральным законом в составе лицензирования фармацевтической деятельности (пункт 47 части 1 статьи 12), содержание которой определяется в статье 4 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств». Специфика ограничиваемых в обороте товаров обусловливает не только введение лицензирования оборота, но и специальное государственное регулирование возникающих в процессе такового или в связи с таковым правовых отношений, состоящее в выдвижении особых правил и требований организации торговли указанными товарами в качестве лицензионных условий. Поскольку такие условия в большинстве случаев представляют собой ограничение свободы предпринимательской деятельности, то они во исполнение части 3 статьи 55 Конституции РФ, пункта 2 статьи 129 Гражданского кодекса РФ устанавливаются федеральными законами. Из поименованных в пунктах «а»-«з» самостоятельными федеральными законами регулируется торговля: — оружием, основными частями огнестрельного оружия и патронами к оружию — Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ «Об оружии» <11>; ——————————— <11> СЗ РФ. 16.12.1996. N 51. Ст. 5681; …; 25.07.2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4596.

— наркотическими средствами и психотропными веществами — Федеральным законом от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» <12>; ——————————— <12> СЗ РФ. 12.01.1998. N 2. Ст. 219; …; 20.06.2011. N 25. Ст. 3532.

— лекарственными средствами — Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». В отношении других товаров, ограниченных в обороте в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензионные условия и требования устанавливаются подзаконными нормативными актами (постановлениями Правительства РФ, определяющими порядок лицензирования соответствующих видов деятельности). Что касается административного регулирования оборота таких объектов, то оно «точечно» осуществляется в общих федеральных законах (например, оборот шифровальных (криптографических) средств — в Федеральном законе от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» <13>, взрывчатых материалов промышленного назначения — в Федеральном законе от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» <14>, др.) и развивается в принятых для их реализации подзаконных нормативных правовых актах (Правительства РФ, профильных федеральных органов исполнительной власти). ——————————— <13> СЗ РФ. 10.04.1995. N 15. Ст. 1269; …; 25.07.2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4589. <14> СЗ РФ. 28.07.1997. N 30. ст. 3588; …; 25.07.2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4591.

Алкогольная продукция

Несмотря на то, что в утвержденном Указом Президента РФ Перечне видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, назван только этиловый спирт, Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» <15> в обороте ограничена алкогольная и спиртосодержащая продукция. Помимо лицензирования оптовой торговли этиловым спиртом и спиртосодержащей продукцией, оптовой и розничной торговли алкогольной продукцией данный Федеральный закон предусматривает достаточно обширный перечень правил и условий продажи (особенно розничной) алкогольной продукции. То же следует сказать в отношении названных Федеральных законов об оружии, лекарственных средствах, наркотических средствах и психотропных веществах. ——————————— <15> СЗ РФ. 27.11.1995. N 48. ст. 4553; …; 25.07.2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4601.

Изделия из драгоценных металлов

Что касается оборота драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них, которые включены в утвержденный Указом Президента РФ Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, то с 1992 года государство постепенно отказывалось от ограничения таких его форм, как приобретение и сбыт, и действующим в настоящее время Федеральным законом от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» <16> не предусмотрено ограничение оптовой и розничной торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями путем введения специального разрешительного порядка на осуществление указанных видов деятельности. Тем не менее его нормами выдвигается ряд требований к обращению (приобретению и отпуску) драгоценных металлов и изделий из них, драгоценных камней и изделий из них. ——————————— <16> СЗ РФ. 30.03.1998. N 13. Ст. 1463; …; 13.12.2010. N 50. Ст. 6594.

Лицензирование

Ограничение в обороте осуществляется не только путем лицензирования, как оно определено в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности», но и посредством введения специальных разрешений. Так, согласно части третьей статьи 3 уже упоминавшегося Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» оборот пестицидов ограниченного использования, которые имеют устанавливающуюся в результате регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов повышенную вероятность негативного воздействия на здоровье людей и окружающую среду, осуществляется на основании специального разрешения.

Табак

Перечень ограниченных в обороте товаров подвержен изменениям. В частности, в результате совершенствования в рамках административной реформы законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности ограниченные в обороте Федеральным законом от 10.07.2001 N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» <17> табачные изделия поэтапно «отпускались» в свободный хозяйственный оборот (в 2003 году — оптовая торговля, в 2007 году — производство). Несмотря на это, данный Федеральный закон содержит нормы, предусматривающие достаточно жесткое регулирование розничной продажи табаком и табачными изделиями. Поскольку обеспечить их реализацию исключительно нормами административной ответственности не удается, а Российская Федерация приняла на себя определенные обязательства вследствие присоединения к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, то в настоящее время рассматривается вопрос о возврате к ограничению оборота табака путем лицензирования его производства и торговли. ——————————— <17> СЗ РФ. 16.07.2001. N 29. Ст. 2942; …; 29.12.2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6223.

Объем и направленность регулирования вышеназванными Федеральными законами оборота перечисленных товаров серьезно различается. Очевидных коллизий между их нормами и нормами Закона о торговле не возникает. Более того, как уже разъяснялось на страницах журнала <18>, на оборот товаров, относимых к продукции производственно-технического назначения, нормы Закона в силу части 4 его статьи 1 не распространяются. Что же касается товаров потребительского назначения, оборот которых регулируется специальными законами, а именно — лекарственных средств и лекарственных препаратов, алкогольной продукции, драгоценных металлов и драгоценных камней, гражданского оружия, то осуществление торговли такими товарами подпадает в сферу действия Закона о торговле, несмотря на то, что специальное регулирование Законом предусматривается только в отношении одного вида таких товаров — алкогольной продукции. ——————————— <18> Щур-Труханович Л. В. Предмет Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»: регулируемые и нерегулируемые отношения // Торговое право. 2011. N 1. С. 18.

Установив сроки оплаты поставленной алкогольной продукции в части 7 статьи 9 Закона о торговле и отнеся алкогольную продукцию к продовольственным товарам в статье 2 Закона о торговле, законодатель установил связь с Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Встречная корреспонденция с Законом о торговле была сделана в результате внесения изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ, предусматривающим использование понятия «стационарный торговый объект», имеющий легальное определение только в Законе о торговле.

Лекарственные средства и препараты

Детальное регулирование оптовой торговли лекарственными средствами и розничной торговли лекарственными препаратами в Федеральном законе «Об обращении лекарственных средств» не исключает регулирования указанных видов деятельности в иных федеральных законах и иных нормативных правовых актах (часть 1 статьи 3). При этом, если нормы Закона о торговле малопригодны для регулирования торговли лекарственными средствами и лекарственными препаратами, то нормы Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» максимально полно регулируют оптовую торговлю лекарственными средствами (ст. ст. 53 — 54), розничную торговлю лекарственными препаратами, устанавливая и виды аптечных организаций, и правила отпуска препаратов (статья 55), не обращаясь к Закону о торговле, однако используя понятия «оптовая торговля» и «розничная торговля» без соответствующих дефиниций и, следовательно, опираясь на определения основных торговых понятий в Законе о торговле. В принятом во исполнение Закона о торговле Приказе Минпромторга России от 16.07.2010 N 602 «Об утверждении формы торгового реестра, Порядка формирования торгового реестра и Порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре» аптечные предприятия поименованы в числе «иных торговых объектов», что предопределяет включение сведений о них в торговые реестры. Несмотря на несогласованность положений данного Приказа Минпромторга России с Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств» в части видов аптечных организаций (объектов), охват таковых торговыми реестрами в полном объеме согласуется с Законом о торговле, часть 5 статьи 1 которого, устанавливая, что отношения возникающие между хозяйствую щими субъектами при осуществлении ими торговли товарами, ограниченными в обороте, порядок и условия их продажи регулируются федеральными законами об обороте таких товаров, не предусматривает никаких оговорок в отношении регулирования организации торговли указанными товарами. Вместе с тем, как уже отмечалось, предмет Закона о торговле — это не только отношения в связи с осуществлением торговли, но и в связи с организацией торговли <19>. ——————————— <19> Щур-Труханович Л. В. Указ. соч. С. 5.

Этот же вывод применим и к организации торговли другими товарами, ограниченными в обороте (ювелирными изделиями, гражданским оружием и патронами к нему и т. д.), если они не относятся к производственно-технической продукции.

——————————————————————