Некоторые проблемы правового регулирования реорганизации акционерных обществ с участием публично-правовых образований
(Юдин Д. С.) («Право и экономика», 2011, N 12)
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ С УЧАСТИЕМ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Д. С. ЮДИН
Юдин Денис Сергеевич, эксперт Общественной палаты Российской Федерации, руководитель экспертно-юридического направления Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры». Специалист по корпоративному праву и реорганизации юридических лиц. Преподаватель (корпоративное право) Московской финансово-юридической академии. Слушатель Российской школы частного права. Родился 28 января 1983 г. В 2005 г. окончил Российскую академию правосудия. Автор следующих статей: «Правопреемство в корпоративных правоотношениях при реорганизации акционерного общества» (Российское правосудие. 2009. N 9); «Правопреемство в правоотношениях по выплате дивидендов при реорганизации акционерного общества» (Корпоративный юрист. 2009. N 8); «Право кредитора на информацию при реорганизации акционерного общества» (ЭЖ-Юрист. 2010. N 43); «Реорганизация компании. Какие нюансы помогут избежать досрочного исполнения обязательств кредиторам» (Юрист компании. 2010. N 10); «Проблемы определения элементов состава предприятия: персонал — составная часть предприятия как имущественного комплекса» (Право и суд в современном мире. 2004).
В статье рассматривается проблема утраты государством корпоративного контроля в акционерном обществе в результате «размывания» пакета акций при реорганизации общества в форме слияния и присоединения. Сделан вывод о том, что в настоящее время отсутствует правовое регулирование сохранения доли государства в реорганизованном акционерном обществе. Автором предложен механизм защиты интересов государства как акционера при проведении реорганизации акционерных обществ в форме слияний и присоединений и сформулированы предложения по изменению действующего законодательства.
Ключевые слова: Российская Федерация; акционер; реорганизация; слияние; присоединение; приватизация; имущественный комплекс; корпоративный контроль; конвертация; инвестиции; модернизация; реструктуризация.
Some problems of legal regulation of reorganization of joint-stock companies with government participation D. S. Yudin
In the article the problem of loss by the state of corporate control in a joint-stock company as a result of shareholding «washing out» by reorganization of a company in the forms of merger and acquisition is considered. The conclusion that now there is no legal regulation which would preservation the share of the state in the reorganized joint-stock company is drawn. The author offers the mechanism for protection of interests of the state as a shareholder during reorganizations of joint-stock companies in the forms of merger and acquisition, and offers on amendments of current legislation are formulated.
Key words: Russian Federation; shareholder; reorganization; merger; acquisition; privatization; property complex; corporate control; converting; investments; modernization; restructuring.
В ходе кризиса была значительно увеличена доля присутствия государства в экономике. 12 ноября 2009 г. в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ было отмечено: «…мы обязаны заняться модернизацией государственного сектора. Его доля не опускается ниже 40 процентов, а в период кризиса роль государства в экономике, естественно, вновь возросла. Причем, конечно, эта тенденция наблюдается во всем мире, но с точки зрения долгосрочных перспектив ничего хорошего в этом нет… сохранять огромный объем собственности без перспективы его модернизации тоже бессмысленно». Снижение доли участия государства в акционерном обществе возможно не только путем продажи акций и имущественных комплексов в ходе приватизации, но и при реорганизации в форме слияния и присоединения, когда отсутствует встречность предоставления, как, например, при купле-продаже. При этом снижение доли государства происходит за счет «размывания» пакета акций в ходе конвертации, которая должна осуществляться пропорционально рыночной стоимости объединяющихся имущественных комплексов реорганизующихся обществ. Утрата корпоративного контроля государства при реорганизации компенсируется не повышением капитализации государства (государство непосредственно не получает денежные средства), а повышением капитализации общества в результате объединения имущественных комплексов. Государство в результате реорганизации может утратить определенный корпоративный контроль, но приобретет потенциальную возможность иметь большие (чем до реорганизации) экономические блага при реализации права на получение дивидендов, так как образованное в результате объединения имущественных комплексов общество способно приносить и большую прибыль. Итак, во-первых, реорганизация акционерного общества с государственным участием в форме слияния или присоединения является правовой формой привлечения внутренних и внешних инвестиций; во-вторых, выбор правовой формы привлечения государством инвестиций зависит от того, какие цели преследует государство — повышение собственной капитализации от отчуждения имущества (например, для переливания капитала в иную сферу деятельности государства) или повышение капитализации акционерного общества (повышение эффективности предприятия, увеличение доходов государства от выплаты дивидендов). При завершении реорганизации акционерного общества с государственным участием в форме слияния или присоединения возможна утрата государством корпоративного контроля в результате «размывания» пакета акций (полного, контрольного, блокирующего). Однако действующее законодательство не предусматривает механизма сохранения доли государства или муниципального образования в уставном капитале открытых акционерных обществ при реорганизации в форме слияния или присоединения. Законодателю известна проблема «размывания» пакета акций государства, однако правовое регулирование касается только увеличения уставного капитала общества путем дополнительного выпуска акций (ст. 40 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» [1]) (далее — Закон о приватизации) и регулируется в двух аспектах. Во-первых, с целью защиты интересов государства, когда государство неспособно повлиять на принятие решения общего собрания акционеров о дополнительном выпуске акций. В этом случае государство может «докупить» дополнительные акции или допустить уменьшение доли (при принятии решения компетентным органом), но не менее 25% голосов плюс одна акция (п. п. 2, 3 ст. 40 Закона о приватизации). Во-вторых, с целью защиты интересов государства, если государство способно принять решение о дополнительном выпуске акций. Государство должно «докупить» дополнительные акции или допустить уменьшение доли (при принятии решения компетентным органом), но не менее 50% голосов плюс одна акция (п. п. 4, 5 ст. 40 Закона о приватизации). Данная норма предназначена для контроля вышестоящего ведомства над нижестоящим за «размыванием» пакета акций государства. Распространяются ли положения ст. 40 Закона о приватизации на реорганизацию в форме присоединения, при которой конвертация осуществляется в акции дополнительного выпуска (п. п. 8.5.2, 8.5.3 Приказа ФСФР России от 25 января 2007 г. N 07-4/пз-н «Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» [2], далее — Стандарты) <1>? Представляется, что законодателю неизвестна проблема «размывания» доли государства при реорганизации, по следующим обстоятельствам. С одной стороны, если закон учитывает возможность «размывания» доли государства в ходе реорганизации, то почему он ничего не упоминает про реорганизацию в форме слияния, в результате которого также возможно «размывание» пакета государства? С другой стороны, в процессе реорганизации государство не может «докупить» акции, как при размещении дополнительных акций по подписке. Так, согласно п. 8.5.5 Стандартов решением об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций акционерного общества, к которому осуществляется присоединение, и утвержденным в соответствии с ним решением о выпуске (дополнительном выпуске) акций должны быть определены количество размещаемых дополнительных обыкновенных акций и количество привилегированных акций каждого типа в пределах количества объявленных акций этой категории (типа), способ размещения дополнительных акций — конвертация, коэффициент конвертации. Таким образом, выпущенные дополнительные акции размещаются только путем конвертации. Значит, действующее законодательство не допускает размещения акций одного дополнительного выпуска различными способами: путем конвертации и подписки. Кроме того, если в решении об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций должен быть указан коэффициент конвертации акций, то обществами должен быть уже утвержден договор о присоединении, в котором будет отражен этот коэффициент. Следовательно, выпуск дополнительных акций происходит уже в процессе реорганизации, после принятия решения о реорганизации обществами. Однако согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» [3] (далее — Закон об акционерных обществах) формирование имущества обществ, создаваемых <2> в результате реорганизации, осуществляется только за счет имущества реорганизуемых обществ, поэтому оплата государством части дополнительных акций не допускается. В-третьих, если и допустить, что ст. 40 Закона о приватизации касается присоединения, такая реорганизация возможна только при принятии компетентным органом решения об уменьшении доли государства (поскольку, как указывалось ранее, оплата акций дополнительного выпуска не допускается), но не ниже блокирующего или контрольного пакета акций. Следовательно, подобная реорганизация может быть проведена в ограниченном количестве случаев, когда «запас» акций государства должен превышать его блокирующий или контрольный пакет ровно настолько, чтобы «вместить» акционеров присоединяющегося общества и сохранить соответствующий контроль. ——————————— <1> Если конвертация происходит в выкупленные или приобретенные обществом акции, «размывания» доли государства не происходит. <2> В пункте 3 ст. 15 Закона об акционерных обществах законодатель почему-то говорит только о формировании имущества обществ, которые создаются в результате реорганизации, а не продолжают свое сосуществование, как это происходит при реорганизации общества, к которому осуществляется присоединение. Однако это следует рассматривать скорее как неточность законодателя в выбранной формулировке, чем как осознанное стремление предусмотреть возможность формирования имущества общества, к которому происходит присоединение, за счет имущества третьих лиц.
Таким образом, Закон о приватизации не регламентирует «размывание» пакета акций государства в результате реорганизации в форме слияния и присоединения. Сохранение минимальной доли государства происходит и в случае, если государство не имеет достаточного количества голосов для блокирования принятия решения об увеличении уставного капитала (менее 50% голосов <3>, п. п. 2, 3 ст. 40 Закона о приватизации), и в случае, если государство имеет достаточное количество голосов для блокирования принятия решения об увеличении уставного капитала (более 50% голосов, п. п. 4, 5 ст. 40 Закона о приватизации). Зачем устанавливать в Законе условие о сохранении доли государства в том случае, если от государства зависит принятие решения об увеличении уставного капитала общества (п. п. 4, 5 ст. 40 Закона о приватизации)? ——————————— <3> Решение об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций принимается простым большинством голосов акционеров — владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в собрании (п. 2 ст. 49 Закона об акционерных обществах).
Вероятно, это связано с тем, чтобы исключить злоупотребление представителями государства своими правами в тех случаях, если государственный орган, осуществляющий права акционера, сам инициирует и принимает решение об увеличении уставного капитала. Кроме того, происходит перераспределение компетенции между органами государственной власти по контролю за сокращением доли государства (в одном случае решение об уменьшении доли государства принимает Правительство РФ, в другом — Президент РФ). Однако принять решение о реорганизации в отношении общества, на которое распространяются особенности правового положения, предусмотренного Законом о приватизации (государству в этом случае должно принадлежать более 25% голосов — абз. 1 п. 5 ст. 1 Закона об акционерных обществах), без учета воли государства нельзя <4>. Таким образом, при реорганизации в форме слияния или присоединения необходимо обеспечить сохранение доли государства только в том случае, когда государство способно повлиять на решение о реорганизации общества (либо путем блокирования принятия решения о реорганизации, либо путем обеспечения его принятия <5>), в отношении общества действуют особенности правового положения, но требуется контроль за уменьшением доли государства со стороны Правительства РФ (органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления) или Президента РФ. ——————————— <4> Решение о реорганизации принимается квалифицированным большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в собрании (п. 4 ст. 49 Закона об акционерных обществах). <5> Решение о реорганизации принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (п. 4 ст. 49 Закона об акционерных обществах). Согласно п. 1 ст. 58 Закона об акционерных обществах общее собрание акционеров правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества. Следовательно, для блокирования решения о реорганизации государству необходимо иметь максимум 25% голосов плюс один голос, если в собрании принимают участие все акционеры общества. Если в собрании принимают участие акционеры, обладающие в совокупности 50% голосов плюс один голос, то для блокирования решения о реорганизации государству необходимо иметь максимум 12,5% голосов плюс 1 голос, что и составит более 1/4 голосов от присутствующих. Наоборот, для обеспечения принятия решения о реорганизации (в зависимости от кворума собрания) государству потребуется от 37,5% голосов плюс один голос до 75% голосов плюс один голос.
В качестве компенсационного механизма можно предусмотреть обязательный выкуп акций государством после завершения реорганизации общества. На основании изложенного ст. 40 Закона о приватизации следует дополнить пунктами 6, 7 в следующей редакции: «6. При наличии в государственной или муниципальной собственности акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, предоставляющих на момент принятия соответствующего решения более чем 25% голосов на общем собрании акционеров, реорганизация указанного акционерного общества в форме слияния или присоединения может осуществляться с уменьшением доли государства или муниципального образования. В случае принятия положительного решения Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления после завершения реорганизации государство или муниципальное образование обязано у каждого акционера — владельца голосующих акций общества, созданного в результате реорганизации или продолжающего существовать, выкупить акции в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций, необходимом для сохранения государством или муниципальным образованием своей доли в размере не менее чем 25% голосов плюс одна голосующая акция. 7. При наличии в государственной собственности акций входящего в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ открытого акционерного общества, предоставляющих на момент принятия соответствующего решения более чем 25% голосов на общем собрании акционеров, реорганизация указанного акционерного общества в форме слияния или присоединения может осуществляться с уменьшением доли государства или муниципального образования. В случае принятия положительного решения Президентом Российской Федерации после завершения реорганизации государство или муниципальное образование обязано у каждого акционера — владельца голосующих акций общества, созданного в результате реорганизации или продолжающего существовать, выкупить акции в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций, необходимом для сохранения государством или муниципальным образованием своей доли в размере не менее чем 25 процентов голосов плюс одна голосующая акция». Такой подход позволит более эффективно использовать институт реорганизации при обеспечении интересов государства.
Список литературы
1. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Российская газета. 2002. N 16. 2. Приказ ФСФР России от 25 января 2007 г. N 07-4/пз-н «Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» // БНА ФОИВ. 2007. N 25. 3. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Российская газета. 1995. N 248.
——————————————————————