Коммерческая тайна как фактор повышения устойчивости и конкурентоспособности предприятия

(Чайков М. Ю., Чайкова А. М.) («Безопасность бизнеса», 2012, N 1)

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ <*>

М. Ю. ЧАЙКОВ, А. М. ЧАЙКОВА

——————————— <*> Chaykov M. Yu., Chaykova A. M. Trade secret as the element of increase of stability and competitiveness of the firm.

Чайков Михаил Юрьевич, начальник отдела информации и интеллектуальной собственности Уральского электромеханического завода, кандидат технических наук.

Чайкова Анна Михайловна, маркетолог, ООО «Уральский ключ», г. Екатеринбург.

Данная статья рассматривает вопросы, связанные с объектами интеллектуальной собственности, которые представляют собой коммерческую тайну.

Ключевые слова: коммерческая тайна, секрет производства, конкуренция.

This article considers problems, associated with objects of intellectual property which are the trade secret.

Key words: trade secret, know-how, competition.

В России произошла кодификация законодательной базы в сфере интеллектуальной собственности (ИС). Вместо отдельных законов введена в действие часть IV Гражданского кодекса РФ, полностью посвященная ИС. В ст. 1225 [1] приведены все охраняемые результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Среди них наибольшее внимание обращает на себя секрет производства (ноу-хау). Согласно ст. 1465 [1] секрет производства (ноу-хау) — это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные), которые: — имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность; — неизвестны третьим лицам; — к ним нет свободного доступа на законных основаниях; — в отношении их введен режим коммерческой тайны (КТ). Для введения на предприятии режима КТ необходимо выполнить процедуры, указанные в ст. 10 [2]: — определить перечень информации, составляющей КТ; — нанести на материальные носители, являющиеся объектами коммерческой тайны, гриф КТ с указанием обладателя этой тайны; — включить в трудовые договоры с сотрудниками, которые будут работать с объектами КТ, фразу об обязательстве не разглашать сведения, составляющие предмет КТ; — ввести особый режим доступа к информации, составляющей КТ; — произвести учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей предмет КТ. В литературе нередко приводятся примеры защиты различных разработок в виде секрета производства. Интересный случай приведен в статье «Интеллектуальная собственность как инструмент маркетинга» [3]. Авторы статьи описывают создание совместного с американскими партнерами производства гидроизолирующего материала «Пенетрон». На российском предприятии готовят смесь песка и цемента, а затем приходит черный ящик из Америки с составом, который делает эту смесь проникающей водоизолирующей бетонной смесью. Как ни сильна российская химическая наука, секрет смеси нашими учеными до сих пор не раскрыт. А владеют секретом «Пенетрона» только отец и сын — собственники американского предприятия. Широко известен и пример с химическим составом «Кока-Колы», который также тщательно охраняется и известен только узкому кругу людей. Эти примеры могут создать несколько искаженное впечатление об объекте КТ как о чем-то уникальном, неочевидном. На самом деле объектом КТ может быть практически любой РИД — чертеж, технологический процесс, клиентская база, рецептура, статистический расчет, инструкция, методика анализа рынка, контракт с работником и др. Главное, чтобы этот РИД не был ранее опубликован, т. е. не был известен третьим лицам. Кроме того, этот РИД не должен попасть в перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну согласно статье 5 [2]. Это сведения, содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах о загрязнении окружающей среды, о состоянии противопожарной безопасности, об охране труда, о системе оплаты труда, о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица, о задолженности работодателей по выплате заработной платы и некоторые другие. Объектом КТ могут быть РИД, которые по законодательству запрещены к защите другими видами интеллектуальной собственности. Так, согласно п. 5 ст. 1259 [1] авторское право не распространяется на идеи, концепции, методы и др. Согласно п. 5 ст. 1350 [1] не являются изобретениями: математические методы, правила и методы интеллектуальной и хозяйственной деятельности и др. Все перечисленные РИД могут быть объектами КТ. Практически любой РИД нуждается в защите, т. к. только защищенный РИД обеспечивает своему владельцу исключительное право на его использование, которое защищено и законом. В соответствии с п. 1 ст. 14 [5] «Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: …продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг». Согласно ст. 183 [6] «незаконное разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну …наказывается …лишением свободы на срок до 10 лет…». В настоящее время имеется целая группа исследователей, которая считает защиту РИД в виде объекта КТ более перспективной, нежели патентную защиту. Д. Б. Шульгин отмечает, что «…в иерархии способов повышения конкурентоспособности инновационного бизнеса патентная охрана для многих компаний стоит на пятом месте после защиты в виде «ноу-хау», сокращения срока освоения инновации, собственно производства, продажи сопутствующих товаров или услуг» [4]. Кроме того, в силу высокой неопределенности патентной защиты, а также сложности и высокой стоимости судебных разбирательств в области патентного права «патентные войны» имеют смысл только как крайняя мера и при условии финансовой состоятельности истца. Преимущества защиты РИД в виде объекта КТ по сравнению с другими видами интеллектуальной собственности: изобретение (И), полезная модель (ПМ), промышленный образец (ПО), объект авторского права (ОАП), программа для ЭВМ (ПЭВМ) — иллюстрирует таблица 1.

Таблица 1

N Показатель Вид интеллектуальной собственности п/п Объект И ПМ ПО ОАП ПЭВМ КТ

1 Время, 1 час 1,5 — 6 — 8 1 — 1,5 Сразу Сразу после затраченное 2 года месяцев года после создания. на получение создания В случае статуса оформления охраняемого свидетельства РИД 4 — 6 месяцев

2 Срок Бес — 20 13 лет 25 лет 70 лет 70 лет после действия срочно лет после смерти автора охраны смерти автора

3 Необходимость Отсут — Пошлина Пошлина Пошлина Отсут — Пошлина уплаты ствует необхо — необхо — необхо — ствует возможна пошлины дима дима дима

4 Охранный Не Патент Патент Патент Не Свидетельство документ нужен нужен

5 Публикация Запре — Обяза — Обяза — Обяза — Не Возможна сведений, щена тельна тельна тельна требу — раскрывающих ется сущность РИД

6 Вид Любой Техни — Техни — Художе — Произве — Программный охраняемого ческое ческое ственно — дения продукт РИД решение решение, конструк — науки, относя — торское литера — щееся решение, туры и к устрой — опре — искус — ству деляющее ства внешний вид

Таким образом, объект КТ обладает большей универсальностью по отношению к другим видам интеллектуальной собственности, отсутствием требований об обязательной регистрации в Федеральном институте промышленной собственности (как, например, в случае изобретения и др.), неограниченностью срока охраны, оперативностью получения статуса охраняемого РИД. Обладатель коммерческой тайны получает от ее непосредственного использования экономические преимущества в силу того, что его конкуренты не обладают информацией, составляющей предмет КТ. Коммерческая ценность информации выражается в этом случае в возможности получения дополнительной прибыли от реализации продукта или услуги, получаемых с использованием объекта КТ. За счет объектов КТ можно существенно увеличить капитализацию компании и, значит, ее устойчивость. В соответствии с п. 4 «при выполнении условий …к нематериальным активам относятся, например, произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; изобретения; полезные модели; …секреты производства (ноу-хау); товарные знаки и знаки обслуживания» [7]. В настоящее время в России появилась возможность ставить объект КТ на бухгалтерский баланс в качестве нематериальных активов (НМА). Бухгалтерский учет НМА считается важнейшим инструментом, обеспечивающим превращение так называемых неосязаемых ценностей в капитал. НМА подлежат амортизации, но не являются имуществом и потому не облагаются налогом на имущество. Долю НМА в стоимости компаний за рубежом в разных секторах экономики иллюстрирует таблица 2 [8].

Таблица 2

N Сектор экономики Доля НМА, п/п %

1 Предметы роскоши 75

2 Информационные 70 технологии

3 Пищевые продукты 60

4 Фармацевтическая 60 продукция

5 Автомобилестроение 50

6 Тяжелая промышленность 30

Российские компании еще «не привыкли» показывать НМА в своей отчетности. Вероятно, такое положение скоро изменится и Россия подтянется к зарубежным стандартам в этой сфере. Совокупность объектов КТ, оцененная независимым оценщиком с применением доходных методов оценки и поставленная на баланс предприятия в качестве НМА, способна улучшить финансовое положение предприятия за счет уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль вследствие включения в расходы амортизации НМА. При этом увеличение активов предприятия возможно обосновать за счет увеличения уставного капитала, а не прибыли, избежав тем самым уплаты дополнительного налога на прибыль. Безусловно, с введением в законодательную базу секрета производства (ноу-хау) предприятия получили мощный инструмент повышения своей устойчивости и конкурентоспособности.

Литература

1. Гражданский кодекс РФ. Часть четвертая. 2. Федеральный закон N 98-ФЗ «О коммерческой тайне». 3. Чайков М. Ю., Чайкова О. М. Интеллектуальная собственность как инструмент маркетинга // Маркетинг. 2005. N 6. 4. Шульгин Д. Б. Системы управления интеллектуальной собственностью. Екатеринбург, 2006. 5. Федеральный закон N 135-ФЗ «О защите конкуренции». 6. Уголовный кодекс РФ. 7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007. 8. Карагодин Н. А., Иванов А. С. Правовой аудит и оценка интеллектуальной собственности: Доклад на международной конференции «Интеллектуальная собственность: от надежной защиты к эффективному управлению». Екатеринбург, 2008.

——————————————————————