Коммерческая тайна и ноу-хау

(Погуляев В.) («ЭЖ-Юрист», N 18, 2004)

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА И НОУ-ХАУ

В. ПОГУЛЯЕВ

В. Погуляев, зам. ген. директора, начальник договорного отдела ООО «Юридическое агентство «КОПИРАЙТ».

Сегодня такие термины, как «конфиденциальная информация», «коммерческая тайна» и «ноу-хау», достаточно популярны и широко употребляемы в сфере предпринимательской деятельности. О них много говорят и пишут. Однако ни на законодательном уровне, ни в юридической литературе, ни в деловом обороте единого подхода к определению их значения и пониманию порядка совершения сделок с ними до сих пор не сложилось.

В юридической литературе прослеживается три подхода к определению правового статуса объектов коммерческой тайны и ноу-хау. Одни юристы полагают, что ноу-хау — объект исключительных прав. Другие — что право на ноу-хау достаточно сходно по своему содержанию с исключительными правами, но таковым все же не является. Третья группа цивилистов говорит о том, что в отношении ноу-хау действует лишь фактическая монополия его владельца, выражающаяся в возможности устанавливать режим доступа к сведениям, составляющим ноу-хау, и принимать в отношении их превентивные меры. В настоящей статье мы будем придерживаться последней точки зрения, то есть будем рассматривать коммерческую тайну и ноу-хау как объекты фактической монополии.

Критерии

Документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ, согласно ст. 2 ФЗ от 20.02.95 N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», именуется конфиденциальной. Перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента РФ от 06.03.97 N 188, относит к конфиденциальной информации в том числе сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна). В рамках настоящей статьи «коммерческая тайна» будет рассматриваться в качестве синонима «ноу-хау». Однако некоторые юристы, указывая на различия в формулировках дефиниции «ноу-хау» в Основах гражданского законодательства СССР 1991 г. и дефиниции «служебная и коммерческая тайна», приведенной в ГК РФ, считают ноу-хау особой разновидностью коммерческой тайны <*>. ——————————— <*> Мелихов Е. Понятие и признаки ноу-хау в контексте российского гражданского права // ИС. Промышленная собственность. 2003. N 7.

В соответствии с п. 1 ст. 139 ГК РФ информация, составляющая коммерческую тайну, должна, во-первых, иметь коммерческую ценность, то есть полезность для принятия решений в сфере коммерции, которая складывается из таких составляющих, как достоверность, актуальность и полнота <*>. ——————————— <*> Зенин И., Моргунова Е., Погуляев В. Что такое информация и как ее защищать // Закон. N 12. 2002.

Второй неотъемлемый признак коммерческой тайны — ее недоступность на законном основании. Исходя из содержания ст. 139 ГК РФ можно сделать вывод, что третьи лица могут получить коммерческую тайну только незаконным путем либо в результате небрежности ее обладателя. Третий признак коммерческой тайны — необходимость принятия превентивных мер, препятствующих общему доступу к ней. Это могут быть как юридические меры, так и организационно-правовые и технические средства.

Классификация

Ноу-хау можно условно разделить на три большие группы: 1) информация о сущности незапатентованного изобретения, полезной модели или промышленного образца; 2) сведения, имеющие коммерческую ценность, но лишенные способности охраняться патентом; 3) добавочная информация, получаемая при использовании запатентованных технологий, которая, не будучи патентоспособной сама по себе, позволяет более эффективно использовать запатентованное устройство или способ <*>. ——————————— <*> Белов В. В., Виталиев Г. В., Денисов Г. М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения: Учебное пособие. М.: Юристъ, 1999. С. 125.

Важно отметить, что первая группа сведений приобретает конфиденциальный характер с момента подачи документов в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, независимо от того, обладают ли эти сведения тремя признаками коммерческой тайны. Перечень сведений конфиденциального характера указывает их в качестве самостоятельного вида конфиденциальной информации. Момент официального опубликования данных сведений характеризует изменение их правового режима — переход в разряд объектов интеллектуальной собственности. Таким образом, сведения о патентоспособных объектах (до их официальной публикации) можно считать разновидностью как конфиденциальной информации в широком смысле, так и коммерческой тайны (ноу-хау) в частности, но только при соответствии трем ее признакам, включая принятие превентивных мер.

Особенности передачи

По сути, договорные отношения, связанные с ноу-хау, основаны скорее не на акте передачи прав на использование ноу-хау, а на раскрытии информации о его сущности на определенных условиях. Ноу-хау может передаваться как в рамках договоров коммерческой концессии (франчайзинг), так и на основе отдельных соглашений (лицензий). Вместе с тем, заключая большое количество договоров о передаче ноу-хау, владелец ноу-хау рискует ускорить момент перехода ноу-хау в «общественное достояние». Ведь исходя из п. 2 ст. 39 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) именно известность информации широкому кругу специалистов, обычно работающих с подобной информацией, делает ее заведомо не конфиденциальной. Отсюда следует вывод: при заключении договоров о передаче ноу-хау важно не переступить их количественный предел, при котором контрагенты, набрав некую критическую массу, обретают статус третьих лиц. Обратим также внимание на то, что ноу-хау не может быть внесено в качестве вклада в имущество юридического лица (п. 17 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» от 01.07.96 N 6/8). К примеру, 24 января 2002 г. ФАС Ханты-Мансийского автономного округа была признана недействительной сделка по внесению компанией «Norex Petroleum» 50% вклада в уставный капитал ЗАО «Корпорация «Югранефть» в виде ноу-хау.

Защита и охрана

Учитывая то, что права обладателя ноу-хау носят характер фактической монополии — возможности устанавливать и обеспечивать режим доступа к ноу-хау (принимать превентивные меры), более корректно говорить о защите законных интересов обладателя ноу-хау, нежели о защите его самого. Один из гражданско-правовых способов защиты интересов обладателя ноу-хау предусмотрен в абз. 2 п. 2 ст. 139 ГК РФ — взыскание убытков с нарушителя. В качестве потенциальных нарушителей ст. 139 называет: лицо, получившее ноу-хау незаконными методами; работника, разгласившего ноу-хау вопреки трудовому договору (контракту); контрагента, сделавшего это вопреки гражданско-правовому договору. Интересы владельца ноу-хау также защищаются способами, которые предусмотрены в ст. 12 ГК РФ, в частности путем восстановления положения, существовавшего до нарушения. К сожалению, данный способ защиты может быть реализован только тогда, когда несанкционированный доступ, разглашение или иное использование ноу-хау не привело к его общеизвестности. Например, на лицо, завладевшее информацией с помощью незаконных методов, может быть возложена обязанность по возврату или уничтожению материальных носителей информации, ему может быть запрещено использовать и распространять эту информацию <*>. ——————————— <*> Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2001.

Нарушение прав обладателя ноу-хау может также повлечь применение к нарушителю мер административной и уголовной ответственности, но детальное рассмотрение этих вопросов несколько выходит за рамки данной статьи.

——————————————————————