Монастырские органы управления монастырским имуществом в XVI — XVII вв

(Баскова А. В.) («История государства и права», 2012, N 8)

МОНАСТЫРСКИЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ МОНАСТЫРСКИМ ИМУЩЕСТВОМ В XVI — XVII ВВ. <*>

А. В. БАСКОВА

——————————— <*> Baskova A. V. Monastery organs of management of monastery property in XVI — XVII centuries.

Баскова Анна Валерьевна, аспирант МГЮА им. О. Е. Кутафина.

Статья посвящена теме управления монастырским имуществом в XVI — XVII вв. В центре внимания — правовой статус органов монастыря, занимающихся управлением имуществом. Рассмотрены порядок их формирования и функции.

Ключевые слова: правовой статус внутримонастырских органов, управление монастырским имуществом, монастыри на Севере России.

The article is devoted to the theme the management of monastic property in XVI — XVII the centuries. The focus is on the legal status of the monastery’s officials, engaged in property management. Reviewed the order of their formation and functions.

Key words: the legal status of the monastery’s officials, monastic property management, the monasteries in northern Russia.

В XVI — XVII вв. монастыри играли значительную роль на Севере России. К этому времени уже закончилась вторая волна колонизации, и в результате на территории Вологодского уезда существовало и действовало несколько десятков монастырей. Эти монастыри не были одинаковыми, они различались по месторасположению, по количеству насельников, по размеру хозяйства. Несмотря на это, в той или иной мере все монастыри были собственниками. Им принадлежало имущество, которое составляло основу их хозяйственной деятельности и, по сути, обеспечивало их существование. Для управления принадлежащим монастырю имуществом в каждом монастыре существовала целая система органов (должностных лиц). Эти органы, зачастую единоличные, осуществляли отдельные функции по управлению имуществом, принадлежащим монастырю, и заведованию его хозяйством. Система подобных органов не была в каждом монастыре полностью идентичной. Количество соответствующих органов зачастую зависело от величины монастыря, от размеров принадлежащего ему имущества. Чем крупнее был монастырь, тем более разветвленную систему административных органов он имел. Так, в Кирилло-Белозерском монастыре «в конце XVI в. состав монастырской общины в административном отношении был следующий: настоятель монастыря — игумен, соборные старцы, составлявшие монастырский собор, строитель, келарь, казначеи, житник, уставщик, конюший, меньшой казначей, ризничий, книгохранитель, подкеларник, чашник, хлебник, поваренный старец, кулачник, мельничный и др.» <1>. А в Кирилло-Новоезерском монастыре, который был значительно меньше Кирилло-Белозерского, круг лиц, которые представляли монастырь, включал в себя игумена, строителя, черного священника, келаря, казначея, житника и других старцев, вероятно, входящих в собор <2>. В некоторых малочисленных монастырях в документах упоминалось только о настоятеле, келаре и монастырском соборе. ——————————— <1> Из рукописного наследия Н. К. Никольского. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века (1397 — 1625 гг.) / Подг. изд. З. В. Дмитриева, Е. В. Крушельницкая, Т. И. Шаблова. СПб.: Дмитрий Булавин, 2006. Т. 2. Управление. Общинная и келейная жизнь. Богослужение. С. 58 — 59. <2> Сазонова Т. В. Кирилло-Новоезерский монастырь как социокультурное явление средневековой жизни Московского государства (1540 — 1660-е гг.): Дис. … к. и.н. СПб., 2005. С. 125.

Общий анализ управленческой системы основных монастырей Вологодского уезда в период Средневековья позволяет выделить следующую систему управленческих органов в сфере имущества: настоятеля, келаря, казначея, монастырский собор, служебных старцев, посельских старцев. Возглавлял монастырь настоятель. В зависимости от величины и значимости монастыря им мог быть архимандрит, игумен, строитель или просто черный священник. Большинство монастырей Вологодского уезда в Средневековье возглавляли игумены. Так, в Павло-Обнорском и Корнилиево-Комельском монастырях игуменство установилось уже в первые годы их существования. «Митрополит Фотий в 1420 г. вместе с грамотой на возведение церкви, выданной Павлу Обнорскому, поставил игуменом нового монастыря Алексия, ученика преподобного Сергия Нуромского, который вместе с Павлом Обнорским ходил за благословением в Москву» <3>. ——————————— <3> Шамина И. Н. Монастыри Вологодского уезда в XVI — XVII вв.: землевладение и организация хозяйства: Дис. … к. и.н. М., 2003. С. 151.

Как правило, первыми настоятелями монастырей становились их основатели. Так, первым настоятелем Дионисиево-Глушицкого монастыря (основан в 1420 г.) стал его основатель — Дионисий <4>. Первым настоятелем Кирилло-Белозерского монастыря стал его основатель — преподобный Кирилл, который пробыл здесь игуменом в течение 30 лет <5>. ——————————— <4> См.: Башнин Н. В. Землевладение Дионисиево-Глушицкого монастыря в XV — XVII вв. // Историческая наука в контексте социального знания: традиционные и современные подходы: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции (1 — 2 марта 2007 г.): В 2 ч. / Отв. ред. М. А. Безнин. Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2007. Ч. 1. С. 64. <5> См.: Из рукописного наследия Н. К. Никольского. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века (1397 — 1625 гг.) / Подг. изд. З. В. Дмитриева, Е. В. Крушельницкая, Т. И. Шаблова. СПб.: Дмитрий Булавин, 2006. Т. 2. Управление. Общинная и келейная жизнь. Богослужение. С. 113.

Последующие настоятели монастырей в соответствии с уставом избирались братией. При выборе кандидата учитывались разные обстоятельства: происхождение, личные заслуги, образование и т. д. Часто настоятель был выходцем из другого монастыря, которого ставили на новое место в порядке перевода. Так, И. Н. Шамина упоминает три случая перевода настоятелей монастырей южной части Вологодского уезда в Вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь: «…в 1632 г. — игумена Арсеньево-Комельского монастыря Антония, в 1644 г. — Николо-Озерского игумена Феодосия, 5 октября 1679 г. — Павловского игумена Иосифа Андреяновского» <6>. Перевод настоятелей совершался по распоряжению архиепископа, которое иногда было ответом на соответствующую просьбу монастырской братии. Например, «после перевода Никольского игумена Феодосия братия, служки и служебники Николо-Озерского монастыря вместо того, чтобы выбрать настоятеля самим из среды братии, били челом Вологодскому архиепископу Варлааму о переводе в их монастырь Ильинского игумена Авраамия» <7>. Просьба челобитчиков архиепископом была удовлетворена. ——————————— <6> Шамина И. Н. Указ. соч. С. 152. <7> Шамина И. Н. Указ. соч. С. 153.

Настоятель являлся главным лицом в монастыре, в том числе и в вопросах управления монастырским имуществом. «Главная нерелигиозная обязанность настоятеля — управление всей монастырской собственностью: землей, строениями, документацией, а также людьми: монахами, слугами, монастырскими работниками, крестьянами» <8>. ——————————— <8> Там же. С. 153.

Сделки по приобретению монастырем крупного имущества заключались, как правило, настоятелем и от имени настоятеля. Так, согласно докладной меновой грамоте от 1425 г., по которой Дионисиево-Глушицкий монастырь приобрел две пустоши: Васильеву и Кондратову — в качестве сторон сделки выступают, с одной стороны, некий Беднь, а с другой (со стороны монастыря) — настоятель монастыря Дионисий <9>. ——————————— <9> См.: Башнин Н. В. Указ. соч. С. 55.

Настоятели монастырей стремились получить от властей иммунитет на свои владения, в частности право самостоятельно вершить суд. Так, жалованная несудимая грамота 1546 г. определила вотчинные права игумена Павло-Обнорского монастыря следующим образом: игумен мог судить своих крестьян, не прибегая к вмешательству волостных и уездных властей. Князьям, боярам, воеводам, а также всяким «ездокам незваным» грамота запрещала собирать «корм» с монастырских крестьян и вообще вмешиваться в жизнь вотчины <10>. Ста годами ранее подобная грамота была пожалована великим князем Василием II настоятелю Дионисиево-Глушицкого монастыря — имеется в виду жалованная льготная и несудимая грамота, выданная 4 марта 1448 г. игумену Амфилохию <11>. Наделялись подобными грамотами и иные монастыри. ——————————— <10> См.: Шамина И. Н. Указ. соч. С. 153. <11> См.: Башнин Н. В. Указ. соч. С. 55.

Некоторые игумены не только управляли имуществом монастыря, но и делали в монастыри личные вклады, занимались их благоустройством. Так, во вкладной книге Арсеньево-Комельского монастыря сохранились записи о шести игуменских вкладах. Например, игумен Дионисий в 1600 г. пожертвовал в монастырь Евангелие, постригальник, Псалтырь и другие книги, а также пять четей ржаной муки <12>. ——————————— <12> См.: Шамина И. Н. Указ. соч. С. 155.

Прекращение настоятельства могло происходить по разным причинам: смерти настоятеля, перевода, отстранения, возвращения в число рядовой братии. Некоторые настоятели оставались в таковой должности до самой своей смерти, а перед кончиной назначали (указывали) преемника. Например, Дионисий, настоятель Дионисиево-Глушицкого монастыря, перед смертью указал братии своего преемника — старца Амфилохия <13>. Известны случаи изгнания и ссылки настоятелей по челобитной братии (так, например, игумена Корнилиево-Комельского монастыря Макария в 1610 г. сослали в тюрьму на Соловки). ——————————— <13> См.: Башнин Н. В. Указ. соч. С. 55.

Некоторые старцы могли занимать это место по несколько раз. Так, И. Н. Шамина в своем исследовании делает вполне обоснованный вывод о том, что игумен Павло-Обнорского монастыря Антоний дважды занимал свой пост: с 1559 по 1563 г. и с 1568 по 1569 г. <14>. ——————————— <14> См.: Шамина И. Н. Указ. соч. С. 156.

Ближним помощником настоятеля в его делах по управлению монастырским имуществом являлся келарь. Келарь, как и настоятель, избирался монастырской братией. Он управлял монастырским хозяйством, в том числе и земельными владениями монастыря. Если монастырь имел приписные пустыни, то последние административно и судебно подчинялись келарю главного монастыря. Подробно обязанности келаря перечислены в царском указе суздальскому Спасо-Ефимьеву монастырю: управление внутренним хозяйством и монастырскими владениями, хранение монастырской казны, выдача и прием денег, надзор за своевременным поступлением оброка и исполнением всех повинностей монастырскими крестьянами, надзор за ведением монастырских расчетных книг, судебная власть над монастырскими людьми и монастырскими крестьянами, представительство монастыря в государевых приказах и присутственных местах и т. д. <15>. ——————————— <15> См.: Смолич И. К. Русское монашество. 988 — 1917 гг. Жизнь и учение старцев. М., 1999. С. 166 — 167.

Основываясь на сохранившейся документации, есть возможность определить сроки, в течение которых келари обычно занимали свою должность. Так, И. К. Шамина, анализируя вкладную книгу Арсеньево-Комельского монастыря, составителями которой были келари, исходя из частоты смены почерков, пришла к выводу, что келари данного монастыря занимали эту должность от 2 до 3, реже — до 5 — 8 лет <16>. К таким же выводам можно прийти в отношении келарей Кирилло-Белозерского монастыря <17>. Келаря, как правило, отстраняли от должности по приговору игумена и соборных старцев. ——————————— <16> См.: Шамина И. Н. Указ. соч. С. 171. <17> См.: Из рукописного наследия Н. К. Никольского. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века (1397 — 1625 гг.) / Подг. изд. З. В. Дмитриева, Е. В. Крушельницкая, Т. И. Шаблова. СПб.: Дмитрий Булавин, 2006. Т. 2: Управление. Общинная и келейная жизнь. Богослужение. С. 125 — 129.

С точки зрения выполняемых функций и порядка отстранения от должности показателен пример Матфея Никифорова — келаря Кирилло-Белозерского монастыря с конца 1654 г. и до начала 1660 г. и в 1665 г. <18>. ——————————— <18> См.: Дмитриева З. В., Шварц Е. М. Матфей Никифоров: Материалы к биографии келаря Кирилло-Белозерского монастыря (1654 — 1675 гг.) // Келарский обиходник Матфея Никифорова, старца Кирилло-Белозерского монастыря 1655/1656 год. М.: Индрик, 2002. С. 177 — 178.

Матфей Никифоров (в миру — Михаил) принял монашеский постриг в 1654 г. и почти сразу же был назначен келарем. Быстрое назначение объясняется, возможно, тем, что до пострига он был весьма состоятелен, постоянно делал крупные вклады имуществом в Кирилло-Белозерский монастырь, «разумеется, такой человек должен был иметь богатый опыт управления хозяйством» <19>. Деятельность Матфея Никифорова по управлению обширным монастырским хозяйством монастыря выразилась в: разрешении конфликтов между монастырскими крестьянами и администрацией монастыря, составлении окладных книг, составлении вытных книг, проведении переписи населения монастырской вотчины и его имущества, проведении описи церковных и монастырских дворов и угодий и др. Кроме того, келарь Матфей Никифоров вел приходно-расходные книги, участвовал в разрешении конфликтных ситуаций, возникавших в других монастырях, содействовал проведению ремонтных работ в других монастырях (в Горицком девичьем монастыре в 1658 г.) и др. При этом, как отмечают исследователи, «все, за что ни брался старец, делалось предельно тщательно и обстоятельно, с большим знанием дела» <20>. В связи с этим особое недоумение вызывают обстоятельства ухода его с должности келаря. Его активная деятельность вызвала недовольство игумена и монастырской братии, в связи с чем настоятель монастыря — архимандрит Моисей бил челом государю с жалобой на келаря. Матфея Никифорова обвинили в том, что он «монастырь, и братию, и слуг, и служебников, и крестьян, и денежную казну ведал» многие годы один, сам подписывал документы от имени архимандрита. В ответ на жалобу Алексей Михайлович подписал грамоту, в которой указал игумену самостоятельно решать монастырские дела. После этого келарь Матфей Никифоров покинул монастырь <21>. ——————————— <19> Дмитриева З. В., Шварц Е. М. Указ. соч. С. 177. <20> Там же. С. 179. <21> Там же. С. 186.

Значимую роль в управлении монастырским имуществом играл казначей. Он также избирался братией, чтобы «ведати приход и росход деньгам и платью». Казначеи заведовали и распоряжались монастырской казной, составляли приходно-расходные книги. Они занимали должность не менее двух лет. Об этом прежде всего свидетельствуют приходно-расходные книги. Так, в 1576 г. игумен, келарь и братия дали «казначею Исайе в приход денег 90 рублев», вероятно, ранее этими деньгами он не распоряжался. По истечении года казначей Исайя «осталные деньги в 85 году отдал в приход в 86 год тому ж казначею старцу Исайе» <22>. Казначеи активно участвовали в монастырской торговле. Иногда они специально выезжали в Вологду или другие города на ярмарки для крупных монастырских покупок. Так, «казначеи старец Леонтеи ездил на празник Рождество Богородицы в Сямский монастырь… да в Сямском монастыре на ярманке купил рыжичков маленких одиннадцеть ведер с полуведром». ——————————— <22> См.: Шамина И. Н. Указ. соч. С. 192.

Однако основной функцией казначея было заведывание монастырской казной — «казенною палатою», где находилась монастырская казна. «Казначей ведал все то, что здесь хранилось, а именно: деньги вкладные, кормовые, оброчные, пошлинные и проч., крепостные акты на монастырские владения, кабалы и проч., разное платье, обувь, одежду, образа, ризы, сосуды золотые и серебряные, покровы, пелены, овчины и т. п., лыко, лубья и проч.» <23>. Казначей обязан был оберегать монастырскую казну, принимать с нее доходы деньгами и другими вещами в виде вкладов и пошлин, с крестьян и проч., выдавать деньги на расход, выдавать одежду и обувь новопостриженным и братии, давать монастырские деньги в рост под залог по кабалам и бескабально. ——————————— <23> См.: Из рукописного наследия Н. К. Никольского. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века (1397 — 1625 гг.) / Подг. изд. З. В. Дмитриева, Е. В. Крушельницкая, Т. И. Шаблова. СПб.: Дмитрий Булавин, 2006. Т. 2: Управление. Общинная и келейная жизнь. Богослужение. С. 73.

Самовольно казначей не вправе был делать ни одного общего распоряжения, особенно по части расходов. Все действия по заведованию казны казначей совершал на основании постановлений монастырского собора или распоряжений игумена (по некоторым вопросам — келаря). Ежегодно или раз в полгода его, а точнее — монастырскую казну, проверяли соборные старцы по приходно-расходным книгам, которые вел казначей <24>. ——————————— <24> Там же. С. 74.

Важную роль в жизни средневекового северного монастыря играл так называемый монастырский собор. В его состав входили келарь, казначей, другие старцы монастыря, игумен, который и возглавлял данный коллегиальный орган. Монастырский собор участвовал в принятии важнейших постановлений, в том числе по управлению имуществом монастыря. Число соборных старцев не было одинаковым в разных монастырях, кроме того, их количество могло изменяться в одном и том же монастыре в зависимости от исторического периода. Обычно общее число соборных старцев составляло от 3 до 12 человек, в зависимости от величины монастыря. Как отмечает И. Н. Шамина, число соборных старцев в середине XVII в. в Корнилиево-Комельском монастыре — 12 человек, в Саввино-Сторожевском монастыре — 9 человек, в Спасо-Нуромском и Иннокентьево-Комельском монастырях и того меньше (см.: Шамина). По мнению А. А. Савича, соборные старцы представляли собой своеобразную монастырскую аристократию. Некоторые из них, особенно пожилые, вопреки господствовавшим в монастырях общежительным уставам, могли иметь отдельное хозяйство и крупные суммы денег <25>. ——————————— <25> См.: Савич А. А. Соловецкая вотчина: XV — XVII вв.: Опыт изучения хозяйства и социальных отношений на Крайнем русском Севере в Древней Руси. С. 210.

Существовали определенные обязанности и у монахов, не входивших в состав собора. В монастырях обязательно был большой штат так называемых служебных монахов, надзиравших за различными отраслями и службами монастырского хозяйства. В зависимости от размеров монастыря и общего количества братии их число и круг обязанностей различались. В Павло-Обнорском, Корнилиево-Комельском и Николо-Озерском монастырях упоминается конюшенный старец. Он, безусловно, играл в монастыре важную роль, поскольку в списках насельников, содержащихся в описях имущества, записывался сразу же после казначея. Главная его задача состояла в заботе о монастырских конюшнях, при которых часто располагалась особая конюшенная «казна» с упряжью. Конюшенные старцы вели особые книги, куда тщательным образом записывали всех монастырских лошадей. Они следили не только за конюшнями, но и за другими службами, где использовались лошади: пожнями, поскольку там косили сено на прокорм скоту, дорогами и т. д. Так, например, конюшенный старец в Корнильево-Комельском монастыре собирал пошлины от торговли лошадями на ярмарке в селе Грязивицы (это право монастырь получил в 1677 г.), в Павло-Обнорском монастыре — сопровождал настоятелей в дальних поездках. Подчинялись конюшенному старцу конюхи, ясельничие, сторожа, которые были чаще всего из числа монастырских слуг или наемных работников <26>. ——————————— <26> См.: Шамина И. Н. Указ. соч. С. 195.

Еще одно важное должностное лицо — житенной старец, или житник. Главными обязанностями житника были прием от крестьян хлеба в снопах и ведение учета прихода и расхода хлеба из житницы. Он же давал хлеб в качестве жалованья монастырским слугам и служебникам. В ведении житника находились мельницы, а мельничные старцы ему подчинялись. Житники могли выполнять и другие функции. Например, житник Корнилиево-Комельского монастыря Антоний вместе с целовальником Иваном Епифановым в 1703 г. приносил в монастырскую казну таможенные сборы <27>. ——————————— <27> См.: Там же. С. 196.

Еще были старцы — чашник и хлебодар. Чашник, или погребной старец, следил за состоянием погребного двора и количеством поступающего в него хлеба, а также заведовал напитками, производившимися и хранившимися в монастырском хозяйстве. Чашник был своего рода рода кладовщиком, обеспечивающим всем необходимым монастырскую трапезу. Хлебодар, или хлебенный старец, надзирал за всем, что делалось в монастырской хлебне и, как житник, следил за мельницами. Под начальством хлебодара работали служки: хлебники, помесы, мукосеи и др. При монастырских мельницах жили мельничные старцы. Здесь же часто располагались помещения для изготовления солода, где служили солодежные старцы. В монастырях, как правило, были огороды, которыми заведовали огородники и польщики. Причем иногда по распоряжению властей огородники сами продавали выращенный урожай. Так, огородник Корнилиево-Комельского монастыря старец Куприян в 1577 г. продавал репу <28>. ——————————— <28> См.: Там же. С. 197.

Важную роль в управлении монастырским хозяйством играли посельские старцы. Они представляли монастырскую администрацию в вотчинных селах, с которыми были связаны иногда десятки деревень. Посельские старцы жили вне монастыря — в вотчинных монастырских дворах, основные задачи их — забота и попечение об управлении монастырским хозяйством. Таким образом, управление имуществом в средневековом монастыре осуществлялось целой административной системой: настоятелем, келарем, казначеем, монастырским собором, отдельными старцами, которым было поручено управление специальной отраслью хозяйства или имуществом. Эта система отчасти носила демократический характер, так как большинство должностных лиц выбирались на должность монастырской братией, по ее же решению они могли быть и отстранены от должности. В то же время строгое иерархичное подчинение всех должностных лиц вышестоящим органам, а также четкое распределение обязанностей всех органов обеспечивали развитие и процветание монастыря, накопление и приумножение им имущества.

——————————————————————