Изменение гражданского пола граждан в российской правоприменительной практике
(Кириченко К. А.) («Медицинское право», 2012, N 3)
ИЗМЕНЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПОЛА ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
К. А. КИРИЧЕНКО
Кириченко Ксения Алексеевна, старший преподаватель кафедры правоведения экономического факультета Новосибирского государственного университета.
В статье отражены результаты исследования административной практики смены документов транссексуальных лиц в связи с изменением ими гражданского пола и имени. Автором классифицированы существующие подходы, проведена их оценка с точки зрения норм российского и международного права, намечены пути совершенствования механизма смены гражданского пола транссексуальных заявителей.
Ключевые слова: транссексуальность, изменение пола, акты гражданского состояния, ЗАГС.
Change of the civil sex of citizens in the Russian law-application practice K. A. Kirichenko
The article presents the results of a research of administrative practice of change of transsexual persons’ documents in conjunction with change of their civil gender and name. The author classifies existing approaches, analyses them from point of view both the russian and international law, and sketches some ways to improve mechanism of transsexual applicants’ civil gender change.
Key words: transsexuality, gender change, acts of civil status, Civil Registry Office.
Пол, будучи важнейшей составляющей статуса физического лица, в большинстве случаев остается неизменным на протяжении всей жизни человека. Однако иногда психологический пол, ощущение своей принадлежности к тому или иному полу (гендер), не совпадает с физиологическим полом, определенным при рождении и указанным в соответствующих документа лица. В медицине подобное явление получило название «транссексуализм» («гендерная дисфория»). С одной стороны, вопросы транссексуализма как медицинского состояния и диагноза должны решаться прежде всего медицинскими специалистами, правовые же механизмы следует привлекать лишь для оформления уже подтвержденных медицинских фактов. С другой стороны, в последнее время все более четко намечается тенденция рассмотрения этих вопросов с точки зрения системы прав человека: гендерная идентичность признается частью личной жизни человека, которая должна всемерно охраняться государством — в том числе через установление возможности смены паспортного пола и имени транссексуальных лиц <1>. Целый ряд рекомендаций по разработке государствами-участниками эффективного и доступного механизма смены документов транссексуальных заявителей был сформулирован в рамках Совета Европы: Комитетом министров, Парламентской ассамблеей, Комиссаром по правам человека <2>. Поскольку Российская Федерация, будучи частью международного сообщества — в том числе и участницей Совета Европы, не может оставаться индифферентной к происходящим процессам, обратимся к анализу законодательства и правоприменительной практики в этой области. ——————————— <1> Данный подход отражен, в частности, в ряде Постановлений Европейского суда по правам человека (далее — ЕСПЧ). См., напр.: B. против Франции (жалоба N 13343/87, Постановление от 25 марта 1992 г.), I. против Соединенного Королевства (жалоба N 25680/94, Постановление от 11 июля 2002 г.), L. против Литвы (жалоба N 27527/03, Постановление от 11 сентября 2007 г.). Здесь и далее — тексты решений и Постановлений ЕСПЧ на английском (французском) языке доступны в официальной базе данных HUDOC: URL: http://cmiskp. echr. coe. int/tkp197/search. asp? skin=hudoc-en (date of access: 07.07.2011). <2> См., в частности: Рекомендация Комитета министров Совета Европы N CM/Rec(2010)5 «О мерах по борьбе с дискриминацией по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности» от 31 марта 2010 г., Резолюция Парламентской ассамблеи Совета Европы N 1728 (2010) «Дискриминация по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности» от 29 апреля 2010 г., публикации и заявления Комиссара по правам человека Совета Европы — в том числе тематический доклад «Права человека и гендерная идентичность», доклад по итогам двухлетнего сравнительного исследования «Дискриминация по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности в Европе». Все документы доступны на сайте Совета Европы: URL: http://www. coe. int/lportalp>
Принципиальная возможность смены документов транссексуальных заявителей установлена Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» <3>: «…заключение о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния составляется органом записи актов гражданского состояния в случае, если… представлен документ установленной формы об изменении пола, выданный медицинской организацией» (ст. 70 ФЗ об АГС). При этом, однако, не определен перечень исправлений или изменений, вносимых в актовые записи — в частности, неясно, подразумевается ли здесь лишь указание на пол либо также на имя заявителя (а если да — полное имя или его отдельные составляющие). ——————————— <3> Федеральный закон от 22 окт. 1997 г., «Об актах гражданского состояния» // Рос. газ. 1997. 20 нояб. (далее — ФЗ об АГС).
Постановлением Правительства РФ от 6 июля 1998 г. «О мерах по реализации Федерального закона «Об актах гражданского состояния» <4> утверждение формы указанного документа об изменении пола было поручено Министерству здравоохранения РФ. Тем не менее до настоящего времени указанная форма документа не утверждена. В 2005 г. с целью разработки формы была создана специальная рабочая группа <5>, однако уже в 2007 г. приказ о создании этого органа был отменен <6> без достижения сколько-нибудь значимых результатов. ——————————— <4> Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 28. Ст. 3359. Пункт 8. <5> См.: Приказ Минздравсоцразвития России от 25 апреля 2005 г. «О создании рабочей группы по подготовке нормативных правовых актов и методических документов по вопросам диагностики, лечения и реабилитации при транссексуализме и других нарушениях половой идентичности» // URL: http://rudoctor. net/medicine/bz-rw/med-umnuz. htm (дата обращения: 07.08.2011). <6> См.: Приказ Минздравсоцразвития России от 12 декабря 2007 г. «О признании утратившими силу приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
С точки зрения действующего законодательства предполагается, что внесение изменений в актовую запись о рождении транссексуального лица должно производиться следующим образом. Сначала лицо подает в орган ЗАГС по месту своего жительства либо по месту хранения актовой записи о рождении заявление о внесении соответствующих изменений или исправлений, прилагая к нему документ об изменении пола, выданный медицинской организаций. Данное заявление рассматривается органом ЗАГС по общему правилу в течение одного месяца, при необходимости делается запрос в орган ЗАГС по месту хранения актовой записи, после чего составляется заключение о внесении изменений или исправлений в актовую запись, либо лицу отказывается в удовлетворении его заявления. В первом случае на основании исправленной или измененной записи акта о рождении выдается новое свидетельство о рождении. Во втором случае отказ должен быть обоснован, представлен заявителю в письменной форме и может быть обжалован в суд. Что же касается порядка и условий перемены имени, здесь стоит отметить следующее. Гражданский кодекс Российской Федерации <7> предоставляет каждому гражданину право переменить свое имя в порядке, предусмотренном законом (ст. 19). Общий порядок перемены имени устанавливается главой VII ФЗ об АГС, а также принятыми в соответствии с данным Законом подзаконными нормативными актами. На сегодняшний день российское законодательство не устанавливает никаких требований к выбираемому имени, а отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния возможен лишь в двух случаях: противоречия государственной регистрации ФЗ об АГС, а также несоответствия представленных документов установленным ФЗ об АГС и иными нормативно-правовыми актами требованиям (п. 1 ст. 11 ФЗ об АГС). После регистрации акта перемены имени согласно ст. 69 ФЗ об АГС в иные актовые записи вносятся соответствующие изменения. ——————————— <7> Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: принята Гос. Думой 21 окт. 1994 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.
Наряду с этим ст. 69 ФЗ об АГС допускает также внесение изменений в актовые записи на основании соответствующего заключения органа ЗАГС, которое, как уже было отмечено, согласно ст. 70 ФЗ об АГС может составляться при предоставлении документа установленной формы об изменении пола, выданного медицинской организацией. Поскольку ст. 70 ФЗ об АГС не разъясняет, в какой именно части актовой записи производятся изменения при перемене гражданского пола, действующий в настоящее время порядок изменения имени транссексуальных заявителей представляется не вполне определенным. Недостаточная разработанность правовой базы, регулирующей порядок и условия изменения гражданского пола и имени транссексуальных заявителей, приводит к отсутствию единства правоприменительной практики, а также нарушению прав и интересов самих заявителей. Данный факт нашел свое подтверждение, в частности, в исследовании, проведенном в 2011 г. в рамках МОД «Российская ЛГБТ-Сеть» <8>. ——————————— <8> В ходе исследования во все 83 субъекта Российской Федерации были направлены запросы о порядке и условиях смены документов транссексуальных заявителей. Письма с вопросами о том, какими нормативными актами руководствуются органы ЗАГС соответствующего региона, какие требования предъявляются к заявителям, какова статистика смены документов, были разосланы в региональные управления ЗАГС. Ответы были получены из 61 региона. Кроме того, подобный запрос был направлен и в Министерство юстиции Российской Федерации. Дальнейший анализ базируется на информации, содержащейся в ответах соответствующих органов власти, а также, где это имеет значение, — судебной практике.
Смена гражданского пола (исправление указания на пол)
Правоприменительная практика по делам, связанным со сменой документов транссексуальных заявителей, в России во многом определяется позицией по данному вопросу Министерства юстиции Российской Федерации — федерального органа исполнительной власти, наделенного функциями по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также правоприменительными функциями и функциями по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния <9>. ——————————— <9> См.: Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. N 42. Ст. 4108.
Как отмечает заместитель директора Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой И. И. Алябьева, «внесение органом ЗАГС изменений в запись о рождении возможно только в случае, если изменение пола в результате хирургических операций является уже свершившимся и необратимым фактом. Иное (возможность выдачи новых документов лицам с расстройствами половой идентификации до проведения указанных операций) может устанавливаться только федеральным законодательством» <10>. ——————————— <10> Письмо от 18 мая 2011 г. N 16-31767 // СПС «КонсультантПлюс».
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что ст. 70 ФЗ об АГС говорит лишь о «документе установленной формы об изменении пола, выданном медицинской организацией», однако нет ни слова о необходимости проведения хирургических операций или о том, что изменение пола, указание на которое должно содержаться в медицинском заключении, производится в результате хирургических вмешательств. На наш взгляд, в ст. 70 ФЗ об АГС имеется в виду документ, подтверждающий, что специалисты в области медицины пришли к выводу о необходимости смены гражданского пола транссексуального лица. Данная процедура рассматривается как один из механизмов медико-социальной адаптации лиц, которым установлен диагноз «транссексуализм», а возможность ее применения должна устанавливаться именно медицинскими специалистами. Органы ЗАГС в данном случае выполняют лишь функцию оформления уже установленного факта. В этом смысле примечательно, что, к примеру, в Беларуси, где нормативно-правовые акты более подробно регламентируют вопросы лечения транссексуальных пациентов, выделяются понятия «смена пола» и «гормональная и (или) хирургическая коррекция пола лицу, сменившему его». Сначала комиссия врачей устанавливает пациенту диагноз «транссексуализм», а также его непреодолимое желание сменить пол, в подтверждение чего оформляется специальный документ — «Решение о необходимости смены пола». Данный документ является основанием для обращения лица в ЗАГС для внесения необходимых изменений в актовую запись о рождении, а также выдачи соответствующих документов после изменения пола (гражданского!). Лишь после этого возможно принятие решения и о гормональной (хирургической) коррекции пола, для чего оформляется другой документ — направление <11>. ——————————— <11> См.: Положение о межведомственной комиссии по медико-психологической и социальной реабилитации лиц с синдромом отрицания пола: утв. Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10 июня 2005 г. N 14 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2005. N 8/12880.
Наконец, вряд ли можно согласиться и с тем, что возможность смены документов транссексуальных лиц до проведения им хирургических операций может быть предусмотрена лишь федеральным законом. Напротив, имя и гендерная идентификация — сфера частной жизни лица, а любые ограничения права на уважение частной жизни или права на неприкосновенность частной жизни допустимы лишь на основании закона. Иначе говоря, противоречит российскому и международному праву не смена документов до проведения операций, а отказ во внесении соответствующих изменений в актовые записи без хирургической коррекции пола. Обратимся теперь к анализу региональной практики смены документов органами ЗАГС. Проведенный анализ позволяет выделить в этом отношении четыре подхода: признание хирургических операций необходимым (существенным) условием смены гражданского пола заявителей; изменение гражданского пола заявителей на основании решения суда; изменение гражданского пола в соответствии с усмотрением органа ЗАГС или после дополнительного медицинского освидетельствования; смена гражданского пола заявителей на основании заключения органа ЗАГС (в административном порядке), без предъявления к заявителям требований в части, касающейся проведенных в отношении них медицинских процедур. Хирургические операции как условие изменения гражданского пола. Достаточно часто встречающимся подходом является внесение изменений в актовые записи, касающиеся транссексуальных заявителей, на основании документального подтверждения проведенных в отношении их хирургических вмешательств, направленных на коррекцию пола. Более того, в ряде регионов органы ЗАГС выдвигают требования не только о как таковых «хирургических операциях», но и об их определенном количестве, позитивном результате или необратимом характере <12>. ——————————— <12> Письмо начальника Управления ЗАГС Республики Карелия от 2 февраля 2011 г. N 2; письмо руководителя Управления ЗАГС Краснодарского края от 4 февраля 2011 г. N 50-506/11-02.1-13; письмо директора Департамента ЗАГС Владимирской области от 22 февраля 2011 г. N ДЗАГС-264-01-23; письмо начальника отдела ЗАГС Магаданской области от 28 февр. 2011 г. N 427; письмо председателя Комитета по вопросам ЗАГС Оренбургской области от 4 марта 2011 г. N 676; письмо начальника Отдела ЗАГС Орловской области от 30 марта 2011 г. N 27.
Показательно при этом, что ни один орган ЗАГС не предоставил информацию о том, на основании какого нормативного акта выдвигается такое требование. Начальник управления ЗАГС Тюменской области, к примеру, отметил: «Органы ЗАГС в данном случае руководствуются устными разъяснениями Минюста РФ, которые даются на курсах повышения квалификации работников органов ЗАГС в г. Москве (выделено нами. — К. К.). Согласно разъяснениям Минюста РФ гражданин, сменивший пол, должен представить в орган ЗАГС медицинское заключение, в котором должны содержаться сведения о том, что гражданин произвел хирургическую операцию по изменению пола, и выводы о том, что гражданин изменил свой пол» <13>. ——————————— <13> Письмо Начальника управления ЗАГС Тюменской области от 9 февраля 2011 г. 116/01-16.
Представляется, что требование о необходимости проведения хирургических операций по коррекции пола в качестве обязательного условия изменения гражданского пола транссексуальных лиц противоречит нормам как международного права, так и российского законодательства. Во-первых, в соответствии с практикой ЕСПЧ аспекты транссексуальности входят в сферу частной жизни лица. Право на уважение частной жизни, закрепленное в ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод <14>, а также право на неприкосновенность частной жизни, гарантируемое каждому в соответствии со ст. 23 Конституции РФ <15>, может быть ограничено лишь на основании федерального закона. Вместе с тем ни один федеральный закон (и более того — ни один подзаконный нормативный акт), действующий на территории Российской Федерации, не устанавливает, что для внесения соответствующих изменений в актовую запись о рождении транссексуального заявителя в отношении его должны быть проведены предварительные медицинские вмешательства — в том числе хирургические операции. ——————————— <14> Конвенция Совета Европы о защите прав и основных свобод человека от 4 ноября 1950 г.: вступила в силу для России 5 мая 1998 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 20. Ст. 2143. <15> Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Рос. газ. 2009. 21 янв.
Во-вторых, право на физическую неприкосновенность, получающее свое особое выражение в сфере здравоохранения в виде необходимости получения информированного согласия пациента на любое медицинское вмешательство, также нарушается в условиях требования хирургической коррекции пола до изменения гражданского пола. Фактически транссексуальных заявителей вынуждают прибегать к хирургическим вмешательствам для замены документов, зачастую уже не соответствующих их внешнему виду и самоидентификации, — даже в том случае, если операции не планировались в ближайшее время самим лицом, противопоказаны ему, просто не производятся в регионе или не могут быть оплачены заявителем в силу его материального положения (операции по коррекции пола, за редким исключением, не покрываются обязательным медицинским страхованием или квотами из бюджетов). В-третьих, установление доступной процедуры смены гражданского пола, не предполагающей предъявления излишне обременительных для транссексуальных лиц условий — в том числе проведения хирургических операций, — признается целым рядом органов международных организаций показателем действительного соблюдения прав человека, принадлежащих транссексуальным лицам. Иными словами, требование о проведении хирургических операций до смены документов транссексуалов — тем более в отсутствие законных к тому оснований — представляет собой пример нарушения прав человека. В-четвертых, в соответствии с позицией ЕСПЧ «определение медицинской необходимости мер, направленных на коррекцию пола, не является вопросом юридического усмотрения», это — вопрос области медицины. К настоящему времени многие российские и зарубежные ученые получили по итогам соответствующих исследований результаты, согласно которым оптимальной стратегией в случае постановки диагноза «транссексуализм» является предварительная смена документов, и лишь затем по желанию пациента и в зависимости от его состояния здоровья, возраста и т. д. — хирургические операции по коррекции пола <16>. Как показывает российская практика, многим пациентам заключение об изменении гражданского (паспортного) пола выдается не формально, а на основании длительного психиатрического обследования, заключения комиссии специалистов, нередко — проведения гормонально-заместительной терапии. Несмотря на все это, в целом ряде российских регионов органы ЗАГС и даже суды, не имеющие необходимых для этого ресурсов, познаний и опыта, отказывают во внесении соответствующих изменений транссексуалам, не подвергшимся хирургическим операциям. ——————————— <16> См., в частности: Бухановский А. О. Транссексуализм: клиника, систематика, дифференциальная диагностика, психосоциальная реадаптация и реабилитация: Дис. … д-ра мед. наук. Ростов н/Д, 1994; Карпов А. С. Клинико-диагностические и организационно-правовые аспекты оказания медицинской помощи лицам с транссексуализмом и другими нарушениями половой идентичности: Автореф. дис. … канд. мед. наук. М., 2002; Матевосян С. Н. К вопросу о медико-социальных и юридически-правовых аспектах смены пола // Андрология и генитальная хирургия. 2008. N 3. С. 63 — 67; Приказ Министерства здравоохранения РФ N 311 от 6 августа 1999 г. «Об утверждении клинического руководства «Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств»; Транссексуализм: методические рекомендации по смене пола: утв. Министерством здравоохранения СССР N 10-11/72 26 авг. 1991 г. / Под ред. А. А. Карпеева.
Решение суда как условие изменения гражданского пола. Как показывают ответы региональных управлений ЗАГС, отсутствие четко установленных нормативно-правовыми актами порядка и условий изменения гражданского пола на практике приводит к использованию вместо административной процедуры судебных механизмов. В ряде регионов обращение в суд рассматривается как альтернатива административному порядку (последний применяется лишь в случае проведения до обращения в органы ЗАГС хирургических операций) <17>. ——————————— <17> Письмо начальника Управления ЗАГС Республики Коми от 28 февраля 2011 г. N 03-25/167; письмо начальника Управления по делам ЗАГС Новосибирской области от 22 февраля 2011 г. (вместе с тем автор настоящей работы представлял в одном из судов Новосибирской области интересы заявителя, которому было отказано в смене документов в административном порядке даже после проведения хирургических операций).
В других регионах использование судебных механизмов для изменения гражданского пола транссексуальных лиц является единственной альтернативой. Вне зависимости от содержания, перечня и реквизитов предъявляемых медицинских документов органы ЗАГС отказывают заявителям — вследствие отсутствия установленной формы документа об изменении пола, указанного в ст. 70 ФЗ об АГС <18>. Так, например, начальник Главного управления ЗАГС Рязанской области подчеркивает: «Поскольку форма данного документа не утверждена Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, заявителю будет отказано во внесении изменений… Отказ органа ЗАГС является основанием для обращения в суд. Внесение изменений в актовую запись о рождении в связи с изменением пола будет произведено на основании решения суда, вступившего в законную силу» <19>. ——————————— <18> Письмо начальника Управления ЗАГС Республики Бурятия от 15 марта 2011 г. N 0113/2-000115/110; письмо начальника Управления ЗАГС Хабаровского края от 3 февраля 2011 г. N 06-32/01-304; письмо руководителя управления ЗАГС Воронежской области от 4 февраля 2011 г. N 01-11-0190; письмо и. о. начальника Управления ЗАГС Калужской области от 24 февраля 2011 г. N 33/01-11; письмо начальника Главного управления ЗАГС Московской области от 9 февраля 2011 г. N 18/с-1628исх; письмо председателя Госкомитета по делам ЗАГС Челябинской области от 5 марта 2011 г. N 01/193. <19> Письмо начальника Главного управления ЗАГС Рязанской области от 28 февраля 2011 г. N ОГ-31.
Однако даже использование судебного порядка для смены гражданского пола транссексуальных заявителей отнюдь не означает, что во всех регионах с этой целью используется единый механизм. Так, в ответе, полученном из Управления ЗАГС Москвы, говорится о «решении суда об установлении факта изменения пола, имеющего юридическое значение» <20> (что, очевидно, предполагает применение норм гл. 28 ГПК РФ <21>). Помимо этого, на практике заявления могут подаваться в рамках процедуры, установленной главой 36 ГПК РФ — «Рассмотрение дел о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния», либо по правилам процедуры, которая регламентируется главой 25 ГПК РФ — «Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих». ——————————— <20> Письмо заместителя начальника Управления ЗАГС г. Москвы от 1 марта 2011 г. N 313-О. <21> Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: принят Гос. Думой 23 окт. 2002 г., одобрен Советом Федерации 30 октября 2002 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. N 46. Ст. 4532.
Следует отметить, что и в литературе не сложилось единого мнения по этому поводу: одни авторы отмечают практическое использование норм гл. 28 ГПК РФ <22>, другие подчеркивают, что такая практика вряд ли соответствует законодательству, при этом «основанием для внесения исправления или изменения в актовые записи может служить судебное решение другого рода — относительно заявления о внесении исправлений или изменений в запись акта гражданского состояния, которым установлена неправильность данной записи» <23>. ——————————— <22> См.: Розина С. В. Судебное рассмотрение жалоб на отказ нотариуса в совершении нотариальных действий (по материалам обобщения судебной и нотариальной практики Московской области) // Комментарий судебной практики. М., 2002. Вып. 8. С. 119. <23> См.: Шелютто М. Л. Условия и семейно-правовые последствия исправления записи акта о рождении при изменении пола // Проблемы гражданского, семейного и жилищного законодательства. М., 2005. С. 76.
Определенные предпосылки для ответа на рассматриваемый вопрос можно найти в одном из Постановлений Пленума Верховного Суда РФ, отметившего, что «не подлежат рассмотрению по нормам главы 25 ГПК РФ дела… о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, если органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке с учетом положений п. 2 ст. 4 ФЗ об АГС полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния, при отсутствии спора о праве отказались внести исправления или изменения в произведенные записи (порядок производства по таким делам определен гл. 36 ГПК РФ)» <24>. ——————————— <24> О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 // Рос. газ. 2009. 18 февр. Пункт 8.
В практике многих регионов дела о внесении изменений в актовые записи о рождении заявителей действительно рассматриваются по правилам, установленным главой 36 ГПК РФ. Так, в Пермском крае в суд обратилась гражданка П. с заявлением о внесении изменений в актовую запись о ее рождении, а именно — изменение пола, имени и отчества. При обращении в отдел ЗАГС заявительнице было отказано в связи с тем, что представлен документ о наличии транссексуализма, а не о смене пола. Суд, установив, что в представленном медицинском заключении содержится информация о проведенной гормональной смене пола с женского на мужской, а также что до настоящего времени не разработана форма медицинского документа о смене пола, необходимого для предъявления в отдел ЗАГС, удовлетворил заявленные требования <25>. ——————————— <25> См.: Обобщение судебной практики, сложившейся в Пермском крае в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния. URL: www. minjust-perm. ru/doc/zags/obobch_2010_1.doc (дата обращения: 06.08.2011).
Между тем в других регионах на практике используется и порядок, установленный гл. 25 ГПК РФ. К примеру, в Республике Саха (Якутия) заявитель не только добился признания незаконными действий органов ЗАГС, выразившихся в отказе внести изменения в его актовую запись о рождении, но и выиграл впоследствии дело о взыскании причиненного ему незаконным отказом морального вреда <26>. ——————————— <26> Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 января 2005 г.: дело N 33-1235/05; решение Мирнинского федерального районного суда Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2005 г.: дело N 2-495/05.
Представляется, что установление практики смены документов транссексуальных лиц не в административном порядке, а на основании предварительно вынесенного судебного решения содержит в себе потенциал для нарушения прав транссексуальных заявителей. Во-первых, использование судебного механизма как единственно возможного в данном случае противоречит требованиям ФЗ об АГС (который предусматривает административную процедуру смены гражданского пола на основании заключения органа ЗАГС при предъявлении заявителем медицинского документа об изменении пола), а более широко — нарушает право на уважение частной жизни (ст. 8 ЕКПЧ) и право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23 Конституции РФ) не на основании закона. Подобная практика фактически оправдывает бездействие органов ЗАГС в делах, отнесенных к их компетенции ст. 70 ФЗ об АГС, что недопустимо. В данной ситуации открываются возможности для злоупотреблений со стороны органов ЗАГС. Во-вторых, использование судебной процедуры (предполагающей обязательность досудебного рассмотрения вопроса, т. е. обращения в орган ЗАГС) в качестве альтернативной или единственно применяемой влечет за собой усложнение механизма изменения гражданского пола транссексуальных заявителей и увеличение ресурсов, затрачиваемых ими для защиты своих прав. В частности, в подобных ситуациях заявители вынуждены оплачивать государственную пошлину несколько раз (включая суммы за внесение изменений в актовые записи, а также за рассмотрение дела в суде), зачастую — также расходы на юридическую помощь и представительство в судах. Ими также затрачиваются значительные временные и эмоциональные ресурсы. В-третьих, на заявителей налагается излишнее бремя доказывания, поскольку в суде им приходится приводить дополнительные доказательства возможности пер емены гражданского пола, в то время как законом установлена лишь необходимость предъявления в орган ЗАГС документа об изменении пола, выданного медицинской организацией. В-четвертых, отсутствие установленной подзаконным актом формы медицинского документа об изменении пола не может служить основанием для ограничения прав транссексуальных заявителей (в данном случае — для неприменения административного порядка изменения гражданского пола), поскольку ФЗ об АГС не предусматривает здесь обязательности вынесения судебного решения. Таким образом, принятая в ряде регионов практика «автоматических» отказов в удовлетворении заявлений транссексуальных заявителей, предоставивших медицинские заключения об изменении пола, не может быть оправдана отсутствием установленной формы документа. ЕСПЧ уже указывал на то, что вопросы транссексуальности входят прежде всего в сферу медицинского, а не юридического усмотрения, т. е. в функции органа ЗАГС должно входить лишь оформление факта изменения гражданского пола, установленного медицинскими специалистами. В-пятых, безусловного уточнения требует порядок судебного рассмотрения дел о внесении изменений в актовые записи транссексуальных заявителей (поскольку исключить его использование вовсе, безусловно, нельзя). Изменения в актовые записи могут быть произведены, но в соответствии с усмотрением органа ЗАГС или после дополнительного медицинского освидетельствования. В российской административной практике встречаются ситуации, когда органы ЗАГС при рассмотрении заявлений транссексуальных заявителей используют дополнительные, не предусмотренные ФЗ об АГС, процедуры, либо принимают во внимание дополнительные факторы. Сюда может относиться, к примеру, расширение пределов усмотрения органов ЗАГС при решении вопроса об объеме вносимых изменений, проведение дополнительного медицинского освидетельствования заявителей или определение конкретных медицинских учреждений, имеющих возможность давать заключение по вопросу о возможности изменения гражданского пола в регионе <27>. ——————————— <27> Письмо председателя Комитета по делам ЗАГС Алтайского края от 1 марта 2011 г. N 246; письмо руководителя Агентства ЗАГС Красноярского края от 21 февр. 2011 г. N А/06-41-251.
Уникальным является подход, используемый в Самарской области: «…в связи с тем, что до настоящего времени такая форма [документа об изменении пола] не утверждена, управление ЗАГС руководствуется распоряжением Департамента здравоохранения администрации Самарской области от 10.07.2002 N 2188 «Об определении учреждений, подтверждающих факт изменения пола», в котором базовым учреждением по выдаче заключений о смене пола на территории Самарской области определено ГУЗ Самарская областная клиническая больница» <28>. Это приводит к тому, что заявителям, прошедшим обследование и получившим заключение медицинской комиссии об изменении гражданского пола в другом регионе, отказывается в удовлетворении их требований. ——————————— <28> Письмо И. О. руководителя Управления ЗАГС Самарской области от 31 марта 2011 г. N 25/295.
Представляется, что установление дополнительных, не предусмотренных ФЗ об АГС, условий смены гражданского пола — таких как прохождение обследования в определенной медицинской организации или дополнительное медицинское освидетельствование, а также расширение свободы усмотрения органов ЗАГС в вопросе об объеме вносимых в актовые записи изменений, может нарушать права транссексуальных заявителей. Во-первых, подобная практика представляет собой еще один пример ограничения права на уважение частной жизни и права на неприкосновенность частной жизни, не предусмотренного законом. Во-вторых, в рассматриваемых ситуациях усложняется процедура изменения гражданского пола, что приводит к неопределенности механизма реализации права транссексуальных лиц на изменение их гражданского пола, отсутствию предсказуемости результата. Появляются возможности злоупотреблений со стороны органов ЗАГС, а заявители вынуждены затрачивать дополнительные ресурсы на защиту своих прав. В то же время целый ряд органов международных организаций уже указывали на необходимость установления в государствах четкого и ясного порядка смены документов. В-третьих, требование о прохождении дополнительного медицинского освидетельствования без должных к тому оснований, равно как и установление на региональном уровне (в том числе не на основании закона) перечня организаций, имеющих право давать заключение о смене гражданского пола в регионе, противоречит законодательству Российской Федерации и нормам международного права в части, касающейся прав пациентов. В частности, ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан предусматривает, что пациент имеет право на выбор врача и право на выбор лечебно-профилактического учреждения. Уровень предоставления медицинских услуг транссексуальным пациентам существенно различается в различных субъектах РФ — в частности, в Москве и Санкт-Петербурге имеются организации и конкретные специалисты, имеющие большой опыт работы с транссексуальными лицами, а также научно-исследовательские достижения в этой сфере. Согласно российскому законодательству лицо может обращаться за медицинской помощью не только в том регионе, где оно зарегистрировано или постоянно проживает. В данном случае многие транссексуальные люди специально приезжают на обследование и лечение в столичные регионы, желая получить услуги более высокого уровня. Таким образом, региональные акты и правоприменительная практика, не дающие возможности смены документов таких лиц на основании предоставленных ими медицинских заключений, выданных в другом регионе, не могут быть признаны правомерными. Изменения в актовые записи производятся в рамках административной процедуры на основании представленного медицинского заключения, при этом проведение хирургических операций не считается обязательным требованием. В ряде регионов России смена гражданского пола транссексуальных заявителей производится в административном порядке. В соответствии со ст. 70 ФЗ об АГС при предъявлении медицинского документа об изменении пола составляется заключение органа ЗАГС о внесении соответствующих изменений. При этом возможность такой практики не обусловливается обязательностью предварительного прохождения заявителем каких-либо конкретных медицинских процедур — в частности, хирургических операций по коррекции пола <29>. ——————————— <29> Письмо руководителя Службы ЗАГС Астраханской области от 3 марта 2011 г. N 01-40/199; письмо председателя Комитета ЗАГС Томской области от 8 февраля 2011 г. N 01-20/351; письмо председателя Комитета ЗАГС г. Санкт-Петербурга от 18 марта 2011 г. N 5.03-б-126/11-0-1.
Представляется, что подобная практика полностью соответствует положениям российского законодательства, а также международным стандартам прав человека, принадлежащих транссексуальным людям. Такая практика также отвечает требованиям современной медицины, поскольку, как было продемонстрировано выше, специалистами в сфере медицины признается возможность (а нередко и оптимальность) предварительного, до осуществления хирургических вмешательств, изменения гражданского пола транссексуала. Данный подход может использоваться в качестве примера «хорошей практики» и должен быть воспринят другими регионами.
Перемена имени
Смена имени транссексуальных заявителей — вопрос, требующий отдельного рассмотрения. Проведенный анализ региональной правоприменительной практики позволяет выделить в этом отношении три подхода: — перемена имени в рамках общего порядка перемены имени (гл. VII ФЗ об АГС); — использование комбинации общих правил перемены имени (гл. VII ФЗ об АГС) и специальных правил внесения изменений в актовые записи (ст. 70 ФЗ об АГС); — перемена имени в рамках специальной процедуры внесения изменений в актовые записи (ст. 70 ФЗ об АГС). Перемена имени в рамках общей процедуры. Как отмечают руководители целого ряда региональных управлений ЗАГС, перемена имени (включающего в себя собственно имя, фамилию и отчество) транссексуальных заявителей производится в рамках общей процедуры перемены имени, установленной главой VII ФЗ об АГС <30>. ——————————— <30> Письмо начальника Управления ЗАГС Республики Башкортостан от 24 февраля 2011 г. N 0826/991; письмо руководителя Управления ЗАГС Краснодарского края от 4 февраля 2011 г. N 50506/11-02.1-13; письмо директора Департамента ЗАГС Владимирской области от 22 февраля 2011 г. N ДЗАГС-264-01-23; письмо и. о. руководителя (директора) ЗАГС (Агентства) Калининградской области от 22 февраля 2011 г. N 61/01; письмо и. о. начальника Управления ЗАГС Калужской области от 24 февраля 2011 г. N 33/01-11; письмо начальника Управления по делам ЗАГС Новосибирской области от 22 февраля 2011 г.; письмо начальника Отдела ЗАГС Орловской области от 30 марта 2011 г. N 27; письмо начальника Управления юстиции Псковской области от 3 марта 2011 г. N ЮС-070195; письмо начальника Управления ЗАГС Тамбовской области от 11 марта 2011 г. N 01-31/110.
Вместе с тем в ответах не было указано, предъявляются ли при этом к заявителям какие-либо требования, касающиеся предоставления доказательств изменения пола, хотя на практике данная проблема существует. Так, автор настоящей работы оказывал юридическую поддержку лицу, которому отказали в смене имени (путем выбора нового собственного имени, а также изменения окончаний в отчестве и фамилии). Заявитель обратился в орган ЗАГС с заявлением о перемене имени, приложив к заявлению медицинский документ, в котором подтверждалось установление диагноза «транссексуализм», а также содержались рекомендации по смене гражданского пола. Орган ЗАГС отказал в удовлетворении заявления, сославшись при этом, в частности, на Справочник личных имен народов РСФСР 1987 г. и на то, что выбранное имя не соответствует указанному в актовой записи о рождении полу. Поскольку российское законодательство (ФЗ об АГС) действительно содержит в себе специальный институт перемены имени, доступный каждому лицу, данная процедура может использоваться и для перемены имени транссексуальных заявителей. Таким образом, само по себе использование процедуры, установленной главой VII ФЗ об АГС, не вызывает возражений. Вместе с тем следует учитывать, что перемена имени в общем порядке в настоящее время не обусловливается какими-либо специальными требованиями к выбираемому имени, а причины смены имени, хотя и указываются в соответствующем заявлении, не должны влиять на решение органа ЗАГС. Иными словами, в случае изменения имени транссексуальных заявителей в рамках общей процедуры к ним не могут предъявляться дополнительные требования в части представления доказательств установления диагноза, проведения каких-либо медицинских процедур, предварительной смены гражданского пола и т. д. Иное означало бы ограничение права транссексуальных лиц на имя, гарантированного, в частности, ст. 19 Гражданского кодекса РФ, а также — в более широком смысле — права на уважение или неприкосновенность частной жизни, в отсутствие законных к тому оснований. Комбинация общей и специальной процедуры изменения имени. В некоторых регионах России при изменении полного имени транссексуальных заявителей может использоваться комбинация общей и специальной процедуры. К примеру, в Республике Карелия фамилия и отчество изменяются в соответствии с полом в рамках процедуры внесения изменений и исправлений в актовые записи (ст. 70 ФЗ об АГС), в то время как собственно имя изменяется по указанию гражданина на основании отдельного заявления, поданного по правилам главы VII ФЗ об АГС <31>. ——————————— <31> Письмо начальника Управления ЗАГС Республики Карелия от 2 февраля 2011 г. N 2.
Представляется, что подобная тактика, хотя формально и соответствует положениям ФЗ об АГС, не может быть признана оптимальной. Во-первых, при таком подходе усложняется процедура смены документов транссексуальных лиц: они должны подавать два различных заявления, оплачивая пошлину за рассмотрение каждого из них отдельно (а нередко также и за последующее судебное обжалование отказов органов ЗАГС). Во-вторых, при использовании комбинации правил, установленных главой VII и ст. 70 ФЗ об АГС, возникает новый фактор нестабильности положения транссексуальных людей, расширяются возможности злоупотреблений со стороны органов ЗАГС. В частности, практика показывает, что при смене имени в рамках общей процедуры органы ЗАГС могут отказывать заявителям со ссылкой на несоответствие выбираемого имени установленному полу, при применении же ст. 70 ФЗ об АГС появляются вопросы, связанные с отсутствием установленной формы документа об изменении пола. В-третьих, рассматриваемый подход способен порождать периоды неопределенности, длящиеся с момента исправления гражданского пола, фамилии и отчества заявителей до момента изменения их имени — в это время лицо вынуждено носить имя, очевидно не соответствующее фамилии, отчеству, установленному полу, внешности и т. д. Кроме того, подобное усложнение процедуры может повлечь за собой и дополнительные сложности в смене иных документов — в частности, паспорта (который может быть сначала изменен по причине изменения гражданского пола, затем — перемены имени). Перемена имени в рамках специальной процедуры. Один из существующих в российской практике подходов — перемена имени транссексуальных заявителей, как и перемена гражданского пола, в рамках специальной процедуры, установленной ст. 70 ФЗ об АГС. В одних регионах ст. 70 ФЗ об АГС применяется при изменении полного имени транссексуала (т. е. собственно имени, фамилии и отчества) <32>. ——————————— <32> Письмо начальника Управления ЗАГС Республики Адыгея от 15 февраля 2011 г. N 96; письмо заместителя начальника Управления ЗАГС Алтайского края от 4 февраля 2011 г. N 196/02-21; письмо руководителя Службы ЗАГС Астраханской области от 3 марта 2011 г. N 01-40/199; письмо начальника Управления ЗАГС Кировской области от 16 февраля 2011 г. N 61-01-07-01-368; письмо начальника отдела ЗАГС Магаданской области от 28 февраля 2011 г. N 427; письмо Начальника управления ЗАГС Тюменской области от 9 февраля 2011 г. 116/01-16.
В других как таковое изменение происходит только в отношении собственно имени (оно меняется на указываемое заявителем), в фамилии же и отчестве лишь корректируют окончания <33>. ——————————— <33> Письмо заместителя министра юстиции Чувашской Республики — начальника отдела ЗАГС от 24 февраля 2011 г. N 04/22-107; письмо начальника Управления ЗАГС Пензенской области от 3 марта 2011 г. N 458-128/01-13; письмо и. о. руководителя Управления ЗАГС Самарской области от 31 марта 2011 г. N 25/295; письмо председателя Комитета ЗАГС Томской области от 8 февраля 2011 г. N 01-20/351; письмо председателя Комитета ЗАГС г. Санкт-Петербурга от 18 марта 2011 г. N 5.03-б-126/11-0-1.
Наконец, иногда имя транссексуальных лиц меняется на основании решения суда (ст. 69 ФЗ об АГС), однако обосновывалось это невозможностью прямого применения ст. 70 ФЗ об АГС в силу отсутствия установленной формы документа об изменении пола <34>. Иными словами, здесь предполагается использование специального порядка смены имени транссексуальных лиц, который, в силу отсутствия установленной формы соответствующего документа, временно заменяется судебной процедурой. ——————————— <34> Письмо руководителя управления ЗАГС Воронежской области от 4 февраля 2011 г. N 01-11-0190.
Представляется, что практика изменения имени транссексуальных заявителей в рамках специального порядка, установленного ст. 70 ФЗ об АГС, может иметь различные проявления и оцениваться по-разному. С одной стороны, перемена имени в рамках специальной процедуры может быть признана оптимальным вариантом в случае, если собственное имя выбирается самим заявителем. Такой подход соответствует формальным требованиям закона (в частности, как уже отмечалось, ст. 70 ФЗ об АГС не конкретизирует объем исправлений и изменений, вносимых в актовые записи при предъявлении документа об изменении пола) и не порождает усложнения процедуры и необходимости затрачивания заявителем дополнительных ресурсов (поскольку подается одно общее заявление, а не два отдельных, сами изменения вносятся одновременно). С другой стороны, если рассматриваемый подход предполагает лишь автоматическое исправление окончаний во всех трех составных частях имени транссексуального лица (включая и собственно имя), его применение чревато нарушением прав и интересов заявителя. В данном случае орган ЗАГС фактически производит выбор имени заявителя (однако мужские и женские формы имени представляют собой разные имена; имя изначально присваивается родителями, и если бы ребенку был установлен иной пол изначально, они могли бы выбрать и совершенно иное имя; не все имена имеют и женские, и мужские формы, поэтому возможно присвоение транссексуалу имени, которое неизбежно будет порождать вопросы у окружающих). Кроме того, использование такого механизма может усложнить процедуру изменения документов транссексуального заявителя, потребовать от него несения дополнительных расходов в том случае, если «скорректированное» имя не устроит лицо. Итак, проведенный анализ позволяет прийти к следующим выводам. В настоящее время в большинстве регионов России допускаются те или иные нарушения прав транссексуальных заявителей при внесении изменений в их актовые записи в связи с изменением имени и гражданского пола. Наиболее существенными нарушениями представляются: предъявление к заявителям требований, не предусмотренных законом (особую обеспокоенность вызывают требования, касающиеся обязательности проведения хирургических операций по коррекции пола); неприменение административного порядка внесения соответствующих изменений в документы; отсутствие ясного, предсказуемого и доступного механизма внесения соответствующих изменений. В качестве оптимальных механизмов признания гендерной идентичности транссексуальных лиц предложено понимать такие механизмы, которые, во-первых, устанавливают возможность внесения изменений в актовые записи о рождении транссексуальных заявителей в административном порядке на основании медицинского заключения об изменении гражданского пола, без предъявления при этом дополнительных требований к заявителям — в том числе в части, касающейся проведения гормональной заместительной терапии или хирургических операций по коррекции пола. Во-вторых, следует также признать возможность перемены имени транссексуальных заявителей по их заявлению либо в общем порядке перемены имени (гл. VII ФЗ об АГС — при этом к заявителям не могут предъявляться требования, касающиеся необходимости предоставления доказательств проведения в отношении их медицинских вмешательств), либо в порядке внесения изменений в актовые записи о рождении (ст. 70 ФЗ об АГС — при этом изменения должны вноситься лишь на основании представленного медицинского заключения об изменении гражданского пола одновременно с изменением указания на пол путем перемены собственно имени на имя, указанное заявителем, а также исправления родовых окончаний в фамилии и отчестве заявителя).
——————————————————————