К вопросу о законодательной регламентации порядка осуществления изменения пола

(Шаблий Д. С.) («Семейное и жилищное право», 2012, N 1)

К ВОПРОСУ О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ПОЛА <*>

Д. С. ШАБЛИЙ

——————————— <*> Shablij D. S. On the issue of legislative regulation of procedure of effectuation of sex transformation.

Шаблий Денис Сергеевич, Марийский государственный университет, студент.

Автор затрагивает проблему законодательной регламентации порядка осуществления изменения пола, рассматривает этапы проведения данной процедуры, делает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего данный вопрос.

Ключевые слова: изменение пола, ФЗ «Об актах гражданского состояния», государственная регистрация перемены имени.

The author touches upon the problem of legislative regulation of procedure of effectuation of sex transformation, considers the stages of carrying out of this procedure, makes proposals with regard to improvement of legislation regulating this issue.

Key words: sex transformation, FZ «On Acts of Civil Status», state registration of change of name.

На современном этапе развития медицины стало технически возможным изменение биологического пола путем гормонального лечения и хирургической операции, что вызвало необходимость в правовом регулировании данного явления. В действующем российском законодательстве на данный момент отсутствуют нормы, которые регулировали бы основания и порядок проведения операций по смене пола, а также правовой статус лиц, подвергшихся данной операции. Из всего массива законодательства только в ст. 70 ФЗ от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» содержится одно-единственное упоминание: «…орган записи актов гражданского состояния дает заключение о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния в случае представления документа установленной формы об изменении пола, выданного медицинской организацией». Однако форма, о которой говорится в данной статье, не регламентирована ни в одном нормативном правовом акте. В связи с этим представляется необходимым определить порядок осуществления изменения пола, а также устранить пробелы в праве, касающиеся данной процедуры. Наиболее корректным, на наш взгляд, представляется вариант проведения процесса по изменению пола в следующем порядке. На первом этапе должно быть произведено медицинское изменение пола, включающее психологическую, гормональную и хирургическую коррекцию. На последующем этапе следует осуществить государственную регистрацию перемены имени и изменение записи о рождении в органах загса. Последний этап — выдача нового паспорта лицу, сменившему пол. Первый этап — медицинское изменение пола — включает гормональное лечение и хирургическую операцию (либо несколько операций). Поскольку такое медицинское вмешательство оказывает влияние на интересы других людей (в частности, членов семьи), общества и государства (например, изменение пенсионного возраста или отношения к воинской обязанности), то требуется и более строгий контроль. Поэтому целесообразно указать в законе, что медицинское изменение пола разрешается проводить только в государственном или муниципальном медицинском учреждении. В России и за рубежом подобные операции проводятся за плату. Возмездность операции не соответствует норме, содержащейся в ст. 41 Конституции РФ, в которой провозглашено право на бесплатное получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения <1>. Если транссексуализм характеризуется как болезнь, то следовало бы закрепить норму в законе о бесплатном лечении в связи с переменой пола. ——————————— <1> Конституция Российской Федерации. М., 1993. Ст. 41.

Второй этап процесса изменения пола — государственная регистрация перемены имени и изменения записи о рождении в органах записи актов гражданского состояния. Представляется необходимым, чтобы в Федеральном законе «Об актах гражданского состояния» было указано, что до проведения хирургической операции транссексуал подает заявление о перемене имени и внесении изменений в записи актов гражданского состояния в органы загса по месту жительства или государственной регистрации рождения. Органы загса выдали бы заявителю справку о принятии заявления, которая являлась бы необходимой для подписания договора с медицинской организацией. Такая мера требуется для предотвращения ситуации, когда гражданин после операции по изменению пола не обращается с просьбой о перемене имени. Очевидно, что решение о перемене имени можно принимать только тогда, когда лицо успешно перенесло гормональное лечение и хирургическую операцию по изменению пола, что подтверждается документом установленной формы, выданным гражданину медицинским учреждением. В ст. 60, 72 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» установлено, что заявления о перемене имени и о внесении изменения в запись акта гражданского состояния должны быть рассмотрены в месячный срок со дня подачи, а при наличии уважительных причин — в срок до двух месяцев <2>. Видимо, эти нормы нужно дополнить положениями о том, что после операции (или последней операции, если их требуется несколько) гражданин предъявляет документ, выданный медицинским учреждением, об изменении пола. Соответственно, течение срока рассмотрения заявлений в этом случае надо определять с момента получения органом загса указанного документа. ——————————— <2> Об актах гражданского состояния: Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ // СЗ РФ. 1997. Ст. 47.

Если гражданин не предъявил документ, выданный медицинским учреждением, в течение двух месяцев со дня подачи заявления, то орган загса должен истребовать копию документа от медицинского учреждения и на основании имеющихся заявлений провести перемену имени и внести изменения в записи актов гражданского состояния. Полагаем, что пол должен считаться измененным только с момента государственной регистрации акта о перемене имени и внесения изменений в виде дополнения об изменении пола в запись о рождении, которые должны производиться одновременно. Третий этап процесса изменения пола — выдача нового паспорта в территориальном органе Федеральной миграционной службы. В пункте 6 ст. 60 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» указано, что орган записи актов гражданского состояния обязан сообщить о государственной регистрации перемены имени в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту жительства заявителя в семидневный срок со дня государственной регистрации перемены имени. Следовало бы дополнить данную норму уведомлением вышеназванного органа о перемене заявителем и своего пола, поскольку данные такого рода должны непосредственно вноситься в паспорт. Важно отметить, что ст. 12 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 (в ред. от 28.03.2008) «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» наряду с изменением гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества предусматривает сегодня в качестве основания для замены паспорта и изменение пола <3>. ——————————— <3> Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1997. N 28. Ст. 3444.

Подводя итог вышесказанному, делаем вывод о необходимости законодательного упорядочения осуществления изменения пола. Для предотвращения различного рода инцидентов представляется необходимым внесение в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г. ряда изменений: 1. Нормы, содержащиеся в ст. 59, дополнить положениями о том, что подача заявления о перемене имени и внесении изменений в записи актов гражданского состояния в органы загса должна иметь место непосредственно до проведения хирургической операции. 2. Внести положение о выдаче справки заявителю о принятии заявления органами загса, необходимой для подписания договора о проведении операции с медицинской организацией. 3. Нормы, содержащиеся в ст. 60, 72, дополнить положениями о предъявлении гражданином после операции в органы загса справку об изменении пола, выданную медицинским учреждением. Нормы, содержащиеся в пункте 6 ст. 60, дополнить уведомлением территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о перемене заявителем своего пола. 4. Внести положение о том, что пол должен считаться измененным только с момента государственной регистрации акта о перемене имени и внесения изменений в виде дополнения об изменении пола в запись о рождении, которые должны производиться одновременно. В качестве альтернативного варианта предлагаем внести данные поправки отдельной главой «Государственная регистрация перемены пола» в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» для наиболее эффективного решения данной проблемы. Очевидно, что внесение дополнений в данный Федеральный закон разрешает ряд проблем, связанных с изменением пола, в одностороннем аспекте. Следовательно, считаем обоснованным также внесение в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 следующих положений: 1. Предоставление бесплатного лечения в связи с переменой пола ввиду врожденного характера транссексуализма. 2. Разрешение проводить медицинское изменение пола только в государственном или муниципальном медицинском учреждении ввиду серьезного характера наступающих вследствие данной процедуры правовых последствий. Следует отметить, что на данный момент нельзя говорить о повсеместной актуальности проблемы, раскрываемой в заявленной теме. Однако важно помнить, что общественный прогресс всецело предопределяет законодательную базу, регламентирующую все стороны общественных отношений. Кроме того, общеправовой практикой установлено, что даже единичные ситуации требуют решения. Соответственно, назревающие в современном обществе проблемы необходимо решать незамедлительно.

——————————————————————