Последствия признания гражданина несостоятельным (банкротом)
(Карсеева З. В.) («Юридический мир», 2012, N 6)
ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫМ (БАНКРОТОМ)
З. В. КАРСЕЕВА
Карсеева Зоя Владимировна, соискатель кафедры гражданского права и процесса Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина.
Настоящая статья посвящена последствиям признания гражданина несостоятельным (банкротом). Подробно рассматриваются общие правовые последствия признания гражданина несостоятельным (банкротом), а также уделяется внимание особым правовым последствиям признания банкротом должника — индивидуального предпринимателя.
Ключевые слова: несостоятельность, банкротство, индивидуальный предприниматель.
Effects of recognition of a citizen to be insolvent (bankrupt) Z. V. Karseeva
This article is devoted to the consequences of recognition of a citizen to he insolvent (bankrupt). Examines in detail the general legal consequences of recognition of a citizen to he insolvent (bankrupt), and also focuses on the special consequences of recognition of bankruptcy of the debtor — an individual entrepreneur.
Key words: insolvency, bankruptcy, individual businessman.
Признание гражданина несостоятельным (банкротом) влечет наступление определенных последствий. Во-первых, последствием является наступление срока исполнения всех обязательств должника. Это означает, что кредиторов с требованиями, не являющимися действительными, в конкурсном производстве не будет (данное последствие эквивалентно применяемому при банкротстве юридических лиц) <1>. ——————————— <1> См.: Ткачев В. Н. Теоретические и практические проблемы правового регулирования несостоятельности (банкротства) особых категорий субъектов конкурсного права: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2007. С. 351.
Во-вторых, после признания должника банкротом прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем обязательствам гражданина (абз. 3 п. 1 ст. 208 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (далее — Закон о банкротстве)). Данное правило порождает проблему, которая состоит в том, что не вполне понятно, продолжают ли начисляться проценты, санкциями не являющиеся. Буквальное толкование приводит к положительному ответу на этот вопрос. Такую позицию, в частности, разделяет М. В. Телюкина <2>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» М. В. Телюкиной включен в информационный банк. —————————————————————— <2> См.: Телюкина М. В. Комментарий к ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». М., 2004. С. 497.
Ограничение общего порядка начисления процентов предусматривалось и в русском конкурсном процессе XIX в.: «К долгам, по коим не было производимо процентов в течение последнего года, прилагаются оные со дня просрочки до открытия несостоятельности» <3>. Бельгийское, германское, итальянское, испанское, французское законодательства XIX в. также признавали рассматриваемое положение. Исключение составляло австрийское право, которое не признавало остановки течения процентов со времени объявления несостоятельности, а английское и венгерское законодательства лишь ограничивали размер начисляемых процентов <4>. ——————————— <3> Устав Судопроизводства торгового. Ст. 601. <4> См.: Суслова Т. М. Несостоятельность (банкротство) граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями: Дис. … канд. юрид. наук. Пермь, 2001. С. 123.
В-третьих, последствие принятия судом решения о банкротстве должника-гражданина состоит в прекращении взыскания с гражданина по всем исполнительным документам, что является необходимым, поскольку любое исполнение требований должно производиться в рамках конкурса по нормам Закона о банкротстве. Из данного правила существуют исключения. Речь идет об исполнении исполнительных документов по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также по требованию о взыскании алиментов. В правовом регулировании рассматриваемого вопроса в отношении граждан и в отношении юридических лиц существуют определенные отличия. Так, в силу ч. 6 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве одним из последствий открытия конкурсного производства в отношении юридических лиц является прекращение исполнения по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства. Какие-либо исключения при этом не установлены. При банкротстве гражданина исполнение исполнительных документов по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и о возмещении морального вреда приостанавливается в любом случае. При этом Закон о банкротстве не отвечает на вопрос о том, необходимо ли ходатайство со стороны заинтересованного лица либо допустимо осуществление соответствующих действий по инициативе суда. В-четвертых, сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной. Понятие коммерческой тайны и перечень сведений, ее составляющих, определены ст. 139 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) и положениями Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» <5>. ——————————— <5> См.: Собрание законодательства РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.
В-пятых, вводятся ограничения на совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества в пользование третьим лицам. В-шестых, при открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению имуществом должника. Например, меры по обеспечению требований кредиторов действуют до момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. В данной ситуации арбитражный суд и суд общей юрисдикции не вправе налагать новые аресты на имущество должника, а также вводить иные ограничения по распоряжению его имуществом <6>. ——————————— <6> См.: Карелина С. А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): Учеб.-практ. пособие. М., 2006. С. 185.
В-седьмых, последствие признания гражданина банкротом состоит в том, что решение о банкротстве должника направляется всем известным кредиторам должника. При этом предусматривается обязательное опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. В соответствии с п. 2 ст. 128 Закона о банкротстве опубликованию подлежат следующие сведения: — наименование должника, его адрес и идентифицирующие должника сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика); — наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве, и номер дела; — дата принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; — дата закрытия реестра требований кредиторов; — адрес должника для заявления кредиторами своих требований к должнику; — сведения о конкурсном управляющем и соответствующей саморегулируемой организации. Согласно п. 1 ст. 128 Закона о банкротстве опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим, который не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования. Сведения, подлежащие опубликованию, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, который представляет собой федеральный информационный ресурс, и опубликовываются в официальном издании, определенном регулирующим органом. Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, относящихся к информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу п. 2 ст. 209 Закона о банкротстве арбитражный суд назначает конкурсного управляющего в отношении должника-гражданина лишь в исключительных случаях — при необходимости постоянного управления недвижимым имуществом или ценным движимым имуществом последнего. Заметим, что конкурсный управляющий может быть назначен и в иных случаях, когда суд признает невозможным или затруднительным ведение дела без его участия. О необходимости его утверждения могут свидетельствовать следующие основания: — необходимость оспаривать сделки должника по особым основаниям, предусмотренным Законом о банкротстве; — существенное количество конкурсных кредиторов; — наличие залоговых кредиторов наравне с конкурсными кредиторами; — существенный объем текущих платежей; — необходимость привлекать третьих лиц для осуществления конкурсного производства; — наличие у должника имущества, находящегося в общей совместной собственности и подлежащего разделу для включения в конкурсную массу. По общему же правилу решение о признании гражданина банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд направляет кредиторам самостоятельно. При этом Закон о банкротстве не обязывает арбитражный суд опубликовывать соответствующие сведения в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, что ставит под сомнение возможность информирования всех возможных кредиторов должника-гражданина. В связи с этим получается ситуация, когда о кредиторах должника-гражданина можно узнать только лишь от него самого (в отличие от кредиторов юридического лица, информация о которых отражается в бухгалтерских документах). В научной литературе высказывается мнение, в соответствии с которым должник-гражданин должен передать в суд перечень всех своих кредиторов <7>. Представляется, однако, едва ли возможным говорить о соответствующей обязанности гражданина, поскольку она не установлена прямо и не подкреплена ответственностью <8>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» (под ред. В. Ф. Попондопуло) включен в информационный банк согласно публикации — Проспект, 2011 (3-е издание, переработанное и дополненное). —————————————————————— <7> См.: Макарова О. А. В кн.: Комментарий к ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. В. Ф. Попондопуло. М., 2003. С. 434. <8> См.: Ткачев В. Н. Указ. соч. С. 353.
Таким образом, во избежание ситуации, когда сведения о банкротстве должника-гражданина не могут стать общедоступными, представляется целесообразным внести изменения в ст. 208 Закона о банкротстве на предмет закрепления необходимости обязательного опубликования в официальном издании арбитражным судом сведений о признании гражданина банкротом и об открытии конкурсного производства. В сообщении о банкротстве должника, направляемом кредиторам, необходимо указать срок для предъявления последними требований. Пункт 2 ст. 208 Закона о банкротстве устанавливает, что этот срок не может превышать двух месяцев. При этом Закон не закрепляет положение о том, с какого момента данный срок исчисляется. Разумным представляется выбор из двух вариантов начала исчисления срока: а) с момента направления уведомления (что более целесообразно с практической точки зрения, но не защищает кредиторов от риска, связанного с работой органов связи); б) с момента получения уведомления (что защищает кредитора, но порождает серьезную правовую неопределенность у должника, что неприемлемо с практической точки зрения). Последний подход разделяется, в частности, М. В. Телюкиной <9>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» М. В. Телюкиной включен в информационный банк. —————————————————————— <9> См.: Телюкина М. В. Указ. соч. С. 498.
Особые последствия признания банкротом установлены для должников — индивидуальных предпринимателей. Это, во-первых, утрата государственной регистрации (при этом следует обратить внимание, что специального решения о прекращении регистрации не требуется — она прекращается автоматически — это следует из п. 1 ст. 216 Закона о банкротстве); во-вторых, аннулируются все лицензии на осуществление отдельных видов деятельности (в связи с чем также не требуется принятия специального решения); в-третьих, правоспособность должника ограничивается — в течение года с момента принятия решения о признании должника банкротом невозможна регистрация его в качестве индивидуального предпринимателя <10>. ——————————— <10> См.: Ткачев В. Н. Указ. соч. С. 362.
Какие-либо особые последствия банкротства для граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, отсутствуют. Между тем законодательства России и Европы XIX в. предусматривали довольно обширный перечень личных последствий для должника при объявлении его несостоятельным, поскольку считалось необходимым «наложить пятно позора на несостоятельного должника» <11>. ——————————— <11> Шершеневич Г. Ф. Учение о несостоятельности. Казань. 1890. С. 184.
Последствия признания должника несостоятельным выражались как в личном задержании, так и в ограничении его в публичных правах. По русскому законодательству при неторговой несостоятельности «суд, еще не объявляя несостоятельности, немедленно отбирает от должника подписку по статье 7 сего приложения (о том, что он ничего не скрыл и ничего не скроет из своего имущества под страхом наказания), равно как и в том, что он не отлучится из города без разрешения суда» <12>. И только в двух случаях должник при неторговой несостоятельности подвергается личному задержанию: в случае нарушения должником подписки о невыезде и по просьбе кредиторов при неосторожной несостоятельности <13>. ——————————— <12> Устав Гражданского судопроизводства 1892 г. Приложение III к ст. 1400. Т. XVL. Ст. 23 // Законы о несостоятельности торговой и неторговой / Составитель Г. В. Бертгольд. М., 1905. С. 70. <13> См.: Там же. С. 72.
Необходимо отметить также, что в современных законодательствах зарубежных стран, в частности в Австрии, Англии, Италии, Франции и др., установлены более тяжкие по сравнению с Россией последствия признания должника банкротом. Так, английское законодательство о несостоятельности предусматривает довольно обширный перечень личных неблагоприятных последствий. В частности, несостоятельные должники сами не могут быть конкурсными управляющими в других конкурсных процессах, членами парламента, местных органов управления, налоговых, землеустроительных служб, мировыми судьями и др. <14>. ——————————— <14> См.: Гришаев С. П., Аленичева Т. Д. Банкротство: Законодательство и практика применения в России и за рубежом. М., 1993. С. 21.
Во Франции наряду с имущественной ответственностью предусматривается уголовное наказание от трех месяцев до семи лет, штрафы, а также довольно обширный перечень ограничений прав в гражданской, имущественной и семейной сферах. Например, может быть запрещено: голосовать и избирать, быть избранным, носить оружие, голосовать или как-то выражать свое отношение при решении семейных вопросов, быть призванным или назначенным для исполнения обязанности присяжного заседателя или других публичных обязанностей или других административных должностей. Однако такое ограничение прав может быть сроком не более десяти лет, если законом не установлены другие сроки <15>. ——————————— <15> См.: Там же. С. 30 — 31.
Законодательства Италии и США предусматривают определенное ограничение должника в свободе передвижения. Покинуть место открытия конкурсного производства он может только с разрешения суда <16>. Английское право предусматривает даже возможность ареста несостоятельного должника <17>. ——————————— <16> См.: Там же. С. 44, 50. <17> См.: Несостоятельность и банкротство в праве зарубежных стран / Н. И. Гайденко, И. А. Нужнова, В. Ю. Одинцова и др. // Законодательство зарубежных стран: Обзор. информ. М., 1994. Вып. 3. С. 53.
Несмотря на дореволюционный опыт и на опыт зарубежных стран, российский законодатель не устанавливает для гражданина, признанного банкротом, никаких личных ограничений при признании его несостоятельным и после завершения процедуры банкротства. Вместе с тем в литературе встречаются предложения о необходимости введения таковых. Так, Т. М. Суслова считает, что необходимы более жесткие последствия, выражающиеся в лишении гражданина на время права занимать определенные должности и заниматься определенными видами деятельности <18>. Это мнение представляется интересным, но небесспорным с практической точки зрения, особенно в тех ситуациях, когда потребительское банкротство никак не было связано с должностью, занимаемой гражданином, и деятельностью, им осуществляемой. ——————————— <18> См.: Суслова Т. М. Указ. соч. С. 128.
Таким образом, при банкротстве гражданина, которое происходит в рамках конкурсного производства, в отношении должника наступает ряд последствий, совокупность которых в дальнейшем определяет правовой статус физического лица, признанного банкротом.
——————————————————————