Что необходимо знать о правовом режиме совместной собственности супругов в части акций и долей?

(Пушкина М.)

(«Акционерный вестник», 2012, N 6)

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ О ПРАВОВОМ РЕЖИМЕ СОВМЕСТНОЙ

СОБСТВЕННОСТИ СУПРУГОВ В ЧАСТИ АКЦИЙ И ДОЛЕЙ?

М. ПУШКИНА

Пушкина Марина, партнер юридической компании Tenzor Consulting Group.

Тема для размышления:

супруги не всегда имеют возможность проконтролировать вопрос с отчуждением ценных бумаг. А у «обманутого» участника совместной собственности, когда он узнает о совершенной сделке, останется лишь одна возможность: оспаривать ее в суде. И хорошо, если за это время акции не будут перепроданы.

Режим совместной собственности супругов. Согласно ст. 33 СК РФ законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Он действует в тех случаях, если нет брачного договора. Согласно ст. 34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Общим имуществом супругов являются приобретенные за счет общих доходов супругов ценные бумаги и доли в капитале.

Согласно ст. 35 СК РФ владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию супругов.

При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга.

Сделка, совершенная одним из супругов по распоряжению общим имуществом супругов, может быть признана судом недействительной по мотивам отсутствия согласия второго супруга только по его требованию и только в случаях, если доказано, что другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать о несогласии супруга на совершение данной сделки.

Для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.

Супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки.

Гражданский кодекс РФ также в п. 2 ст. 253 закрепляет, что распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется по согласию всех участников, предполагаемому независимо от того, кем из участников совершается сделка по распоряжению имуществом.

Совершенная одним из участников совместной собственности сделка, связанная с распоряжением общим имуществом, может быть признана недействительной по требованию остальных участников по мотивам отсутствия у участника, совершившего сделку, необходимых полномочий только в случае, если доказано, что другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать об этом (п. 3 ст. 253 ГК РФ).

Но если в части сделок, где требуется нотариальное согласие супруга на отчуждение имущества, проблем не возникает (т. е. супруг в любом случае будет знать о сделке), то вопрос по сделкам, где такое согласие не требуется, остается открытым.

Правовой режим совместной собственности супругов в отношении долей. На основании п. 11 ст. 21 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон N 14-ФЗ) сделка, направленная на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, подлежит нотариальному удостоверению. Несоблюдение нотариальной формы влечет за собой недействительность этой сделки.

Согласно п. 13 ст. 21 Закона N 14-ФЗ нотариус, совершающий нотариальное удостоверение сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, проверяет полномочие отчуждающего их лица на распоряжение такой долей или частью доли.

Супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение вышеуказанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки.

Согласно п. 17 Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации, утвержденных Приказом Минюста России от 15.03.2000 N 91, при удостоверении сделок, указанных в ст. 35 СК РФ, нотариусом проверяется наличие нотариально удостоверенного согласия другого супруга на совершение сделки. Если в нотариально удостоверенном согласии супруга указаны какие-либо условия сделки, нотариус при удостоверении сделки проверяет, соблюдены ли эти условия.

Таким образом, если стороной сделки является физическое лицо, нотариус вправе истребовать нотариально удостоверенное согласие супруга на совершение сделки. В таком случае участнику совместной собственности распорядиться долями без согласия супруга не удастся.

А вот в отношении акций дело обстоит иным образом. В этом случае как раз супруги не имеют возможности проконтролировать вопрос с отчуждением ценных бумаг. И у «обманутого» участника совместной собственности, когда он узнает о совершенной сделке, останется лишь одна возможность: оспаривание ее в суде. Не факт, что за это время акции не будут перепроданы.

Правовой режим совместной собственности супругов в отношении акций. Владелец акций не всегда знает о том, что ценные бумаги, приобретенные в период нахождения в браке, являются общей собственностью, т. е. совместно нажитым имуществом, если иное не предусмотрено договором между супругами.

Однако сделки с акциями могут совершаться без согласия другого супруга, и отсутствие такого согласия не является основанием для признания сделки недействительной.

Еще раз обратимся к содержанию п. 3 ст. 35 СК РФ, где говорится о том, в каких случаях одному супругу необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга на проведение сделки с общим супружеским имуществом.

Итак, нотариально удостоверенное согласие потребуется при совершении следующих сделок:

1) сделки, для совершения которых требуется нотариальное удостоверение и (или) регистрация в установленном законом порядке;

2) сделки по распоряжению недвижимостью.

Действующее законодательство (Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «О рынке ценных бумаг» и «Об акционерных обществах») не содержит указаний на необходимость регистрации сделки с ценными бумагами, в том числе с акциями. Сама же запись в реестре не является регистрацией сделок с ценными бумагами.

Таким образом, в п. 3 ст. 35 СК РФ указаны сделки, подлежащие именно государственной, а не какой-либо иной регистрации.

Судебная практика. Аналогичный вывод по поводу распоряжениями акциями подтверждает и судебная практика. Из Обзора судебной практики ВС РФ «Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации» за 2002 год усматривается, что для совершения одним из супругов сделок с ценными бумагами не требуется нотариально удостоверенного согласия другого супруга.

К. обратилась в суд с иском о признании недействительным договора купли-продажи ценных бумаг (акций), ссылаясь на то, что они являлись совместной собственностью супругов и для оформления сделки требовалось нотариально удостоверенное согласие другого супруга, она же его не давала.

Районным судом заявленное требование удовлетворено.

Президиум областного суда по протесту заместителя Председателя Верховного Суда РФ отменил указанное решение.

Удовлетворяя иск К., суд исходил из того, что фиксация перехода прав на бездокументарную именную ценную бумагу путем внесения необходимых записей на счетах держателем реестра или депозитарием является регистрацией сделки в установленном законом порядке. Поэтому в силу п. 3 ст. 35 Семейного кодекса Российской Федерации для ее совершения одним из супругов требуется нотариально удостоверенное согласие другого супруга.

Между тем такой вывод является неправильным.

В силу п. 2 ст. 164 ГК РФ законом может быть установлена государственная регистрация сделок с движимым имуществом определенных видов.

Действующее законодательство (а именно: Федеральные законы от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг») не содержит указания на обязательность регистрации сделки с ценными бумагами (в том числе и с акциями).

Согласно ст. 8, 29 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», а также Положению о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг (утвержденному Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 2 октября 1997 г. N 27) соответствующими органами осуществляется лишь учет перехода прав на ценные бумаги путем внесения записи в реестр, что не является регистрацией сделок с ценными бумагами, поскольку у владельца акций есть правовая возможность не сообщать держателю реестра о переходе прав на акции, а также отсутствуют какие-либо меры воздействия на лицо, не сообщившее о таких действиях.

Не требует обязательной регистрации сделки с ценными бумагами и Гражданский кодекс Российской Федерации, в том числе и его ст. 149, на которую суд сослался в своем решении.

В приведенном выше п. 3 ст. 35 СК РФ исходя из норм Гражданского кодекса Российской Федерации о сделках, совершаемых с движимым имуществом, имеются в виду также сделки, подлежащие именно государственной, а не какой-либо иной регистрации.

Норма п. 6 Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1769 «О мерах по обеспечению прав акционеров» (с последующими изменениями и дополнениями) о том, что внесение в реестр акционеров записи о новом собственнике акций, приобретшем соответствующие права в результате сделки, является регистрацией сделки, не применяется в связи с принятием после издания Указа упомянутых выше Законов, в которых отсутствует подобное положение (ст. 3 ГК РФ и ст. 4 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Помните, что режим совместной собственности супругов подразумевает, что стороны (супруги) владеют, пользуются и распоряжаются совместным имуществом сообща.

——————————————————————