Возможности использования международного опыта в совершенствовании лизингового законодательства в РФ

(Буренин В. А., Цыганов А. М.)

(«Российский внешнеэкономический вестник», 2012, N 5)

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА

В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЛИЗИНГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РФ

В. А. БУРЕНИН, А. М. ЦЫГАНОВ

В новейшей российской истории формирование рынка лизинговых услуг началось с принятия в 1998 г. Федерального закона «О лизинге», который предусматривал три вида лизинга: финансовый, оперативный и возвратный. Однако в силу неразвитости российской экономики в целом и этого сегмента финансового рынка в частности оперативный лизинг не получил какого-либо существенного распространения. Впоследствии в 2002 г. были внесены существенные изменения в законодательство — в новом Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге» N 10-ФЗ от 29 января 2002 г. были исключены понятия оперативного и возвратного лизинга.

Вышеуказанные трансформации отражают естественный эволюционный процесс формирования и развития лизингового рынка. Несмотря на искусственно привнесенные в законодательство понятия оперативного и возвратного лизинга, они оказались ненужными в силу неразвитости рынка, а также отсутствия требуемой инфраструктуры. Оперативный лизинг требует стабильной экономической ситуации в стране, развитого вторичного рынка оборудования, а также готовности лизинговых компаний принимать на себя риски остаточной стоимости оборудования. Схемы возвратного лизинга начинают все более и более широко использоваться только сейчас, когда перестал стоять остро вопрос о нехватке кредитных ресурсов и предприятия стали более внимательно подходить к вопросу оценки эффективности тех или иных источников заемных средств. Естественно, на момент принятия первой редакции Федерального закона «О лизинге» на российском рынке отсутствовали требуемые условия.

Таким образом, можно утверждать, что российский рынок лизинговых услуг находится на стадии зарождения, или, если принимать во внимание вышеуказанную классификацию, на стадии простого финансового лизинга.

Состояние рынка в последние годы характеризуется всеми классическими чертами простого финансового лизинга. Лизинг используется, как правило, для обновления основных средств предприятий. Лизингополучатели, вступая в сделку, рассчитывают на получение права собственности на оборудование по окончании срока лизинга. Наиболее распространенным предметом лизинга является хорошо ликвидное оборудование, например автомобили, грузовая и специальная техника, что говорит о нежелании лизингодателей нести дополнительные риски, связанные с реализацией низколиквидного оборудования. Вот почему лизингодатели стараются не вступать в сделки по специализированному оборудованию в связи с отсутствием его вторичного рынка.

Однако при более пристальном взгляде на российский лизинговый рынок можно заметить наметившуюся тенденцию в расширении спектра оборудования, предлагаемого в лизинг. Лизинговые операторы становятся все более профессиональными и начинают предлагать новые продукты, лучше отвечающие современному этапу развития. Они вовлекают в схемы лизинговых сделок страховые компании, дополнительные источники финансирования и прочие элементы, требуемые для реализации более сложных проектов.

Отсюда видно, что российский лизинговый рынок не является исключением и, очевидно, будет проходить в своем развитии этапы, схожие с наблюдаемыми в промышленно развитых странах. Ведь на Западе лизинг является одним из важнейших инструментов финансового рынка, позволяющих поддерживать экономический рост в стране на должном уровне. А поэтому задачей российских законодателей является своевременное реагирование на те изменения, которые появляются на данном рынке.

Принимая во внимание опыт лизинговой деятельности, накопленный в промышленно развитых странах, следует достаточно быстро адаптировать правовую базу к современным реалиям. В результате такие действия смогут обеспечить быстрый рост российской экономики в целом и рынка лизинговых услуг в частности.

Приведем данные анализа преимуществ и недостатков лизинга с позиций международной практики и российской специфики (см. таблицы 1, 2).

Таблица 1

Преимущества лизинга с позиций

международной практики и российской специфики

Международная практика Российская специфика

Относительно более дешевый вид финансирования

капитальных затрат

За счет эффекта масштаба и/или Часто российские лизинговые

положения на рынке лизинговая компания компании создаются финансово —

может получить финансирование по более промышленными группами либо

низким ставкам либо предложить более банками для целей модернизации

выгодные финансовые условия. компаний группы или оптимизации

налогообложения. В результате их

кредитный рейтинг может уступать

рейтингам потенциальных

лизингополучателей.

Экономический эффект от использования Снижение базы по налогу на прибыль

налоговых льгот. и налогу на имущество.

Относительная гибкость как инструмента

средне — и долгосрочного финансирования

Лизинг предполагает 100% При финансировании инвестиционного

финансирование инвестиционного проекта проекта лизинговые компании

и не требует немедленного начала зачастую требуют дополнительного

платежей. Лизинговые платежи обычно обеспечения в виде поручительств,

начинаются после поставки имущества гарантий обратного выкупа,

лизингополучателю. депозита, значительного увеличения

аванса.

Возможность снижения валютных рисков Присутствуют валютные риски,

за счет фиксации ставок по лизингу. значительна инфляция национальной

валюты.

Риск устаревания оборудования целиком Риски, связанные с оборудованием,

ложится на лизингодателя. в том числе с его устареванием,

Лизингополучатель имеет возможность целиком перекладываются

постоянного обновления своего парка лизингодателем на

оборудования. лизингополучателя.

Таблица 2

Недостатки лизинга с позиций

международной практики и российской специфики

Международная практика Российская специфика

Относительная негибкость условий лизинга

Обычно фиксированные ставки лизинга В практике иногда используются

(негибкость проявляется при снижении плавающие ставки и гибкие графики

рыночных ставок). лизинговых платежей в

соответствии с особенностями

денежного потока

лизингополучателя.

Ограничения, которые лизингодатель Иногда лизингодатель накладывает

может наложить на использование дополнительные ограничивающие

имущества. условия (срок лизинга, нормы

использования).

При устаревании объекта лизинга до

окончания действия договора лизинга

лизингополучатель продолжает

уплачивать лизинговые платежи.

Налоговые последствия

Налоговые льготы при лизинге могут Налоговые льготы при лизинге могут

быть меньше, чем аналогичные льготы быть большими, чем аналогичные

при осуществлении капитальных затрат льготы при осуществлении

за счет собственных средств. капитальных затрат за счет

собственных средств, или равными

им.

Предлагаемая систематизация преимуществ и недостатков лизинга позволяет более глубоко понять принципиальные отличия во взглядах на них западных и отечественных специалистов.

Российская классификация лизингодателей во многом повторяет зарубежную, но имеет свои отличительные особенности. В отечественной практике эти функции выполняют следующие субъекты:

— лизинговые фирмы, ориентированные на банки. На протяжении всей истории российского лизинга они играют ведущую роль на рынке; их особенность состоит в том, что они не испытывают жестких финансовых ограничений, участвуют в крупномасштабных проектах, как правило, не имеют жесткой специализации и не предлагают дополнительных сервисных услуг;

— лизинговые фирмы, созданные предприятиями-изготовителями. По российскому законодательству производителям самим не разрешено передавать свою продукцию в лизинг, но они могут учреждать лизинговые фирмы. Деятельность таких лизингодателей узкоспециализированна; здесь лизинг является элементом сбытовой политики, сопровождается широким набором сервисных услуг;

— «государственно-ориентированные» лизинговые фирмы, т. е. созданные при активном участии или поддержке органов государственного управления и пользующиеся существенными привилегиями. Такие фирмы способствуют лизингу в тех отраслях, развитие которых приоритетно для государства;

— иностранные лизингодатели. Они действуют или непосредственно, или через российские лизинговые фирмы, используя сублизинг. Цель таких фирм — завоевание новых рынков, для этого они на начальном этапе готовы предлагать льготные условия. Преимущество таких лизингодателей состоит в отсутствии финансовых ограничений и хорошем знании технологии лизингового бизнеса;

— лизинговые фирмы, созданные в рамках финансово-промышленных групп. Такие фирмы нельзя в полной мере относить к участникам рынка, их цель — обслуживание внутренних потребностей участников группы. Их деятельность со временем может выйти за рамки ФПГ и стать самостоятельной, но такие случаи крайне редки;

— независимые лизинговые фирмы. Они, как правило, передают в лизинг любые объекты, их деятельность существенно ограничивается нехваткой финансирования, что вынуждает их разрабатывать сложные схемы и цепочки либо сотрудничать с банками.

В отличие от зарубежной в отечественной практике на рынке лизинговых услуг в качестве лизингодателей не присутствуют пенсионные и страховые фонды, но есть государственно-ориентированные фирмы. Отнесение к той или иной группе определяет стратегию поведения компании.

Несмотря на то что федеральное законодательство по лизингу не свободно от противоречий и недостатков, в целом оно формирует благоприятную внешнюю среду для развития лизингового бизнеса.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Федеральный закон «О лизинге». Принят Государственной Думой Российской Федерации 11 сентября 1998 года. N 164-ФЗ. Статья 2.

2. Статья 666 ГК РФ. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Принят Государственной Думой Российской Федерации 22 декабря 1995 года.

3. Антонец В. Инновационный бизнес: формирование моделей коммерциализации перспективных разработок / В. Антонец, Н. Нечаева, К. Хомкин, В. Шведова; Под ред. К. Хомкина. М.: Дело, 2009. 320 с.

4. Чекмарева Е. Н. Лизинговый бизнес: Практическое пособие. М.: Экономика. 1994. 125 с.

5. Сусанян К. Г. Лизинг во внешнеэкономической деятельности предприятия: Учебное пособие. М.: ВАВТ, 2003. 38 с.

——————————————————————