Правовое регулирование безопасности при перевозке грузов

(Лазарева Л. И.) («Транспортное право», 2012, N 3)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ

Л. И. ЛАЗАРЕВА

Лазарева Л. И., кандидат юридических наук, доцент, Юридический институт МИИТа.

Несмотря на быстрое развитие других видов транспорта, железнодорожный транспорт продолжает занимать ведущее место в России по объему перевозок груза, пассажиров, багажа. Главной задачей железнодорожного транспорта при перевозке грузов является его доставка в срок в пункт назначения в целости и сохранности. Аварийные ситуации при перевозке могут повлечь за собой неблагоприятные последствия для самого подвижного состава, груза, пассажиров состава и поездной бригады, окружающей среды, интересов третьих лиц. То есть затронуть как частные, так и общественные интересы. Эффективность перевозок неразрывно связана с правовым обеспечением их безопасности, а также с проблемой полного возмещения вреда, причиненного его деятельностью. Последнее производится владельцем источника повышенной опасности — ОАО РЖД. В ряде случаев, предусмотренных законом, возместить вред обязана страховая компания, используя правовую конструкцию «суброгация». Суброгация в переводе с английского (subrogation) означает «переход прав». Именно указанный смысл и составляет этимологию слова «суброгация» как правового термина. В современном гражданском праве термин «суброгация» получил законодательное закрепление в двух законах, а именно в ГК и в КТМ. Причем согласно ст. 965 ГК и ст. 281 КТМ суброгация применяется только в страховых правоотношениях и означает переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба. В частности, в ст. 965 ГК указано, что, если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования. Аналогичное правило содержится и в ст. 281 КТМ. Правовой анализ изложенных норм закона позволяет сделать вывод, что в результате наступления страхового случая страхователь (выгодоприобретатель) становится кредитором, а лицо, причинившее вред, — его должником вследствие причинения вреда. После получения страхователем страховой выплаты (возмещения) от страховщика права кредитора, принадлежащие страхователю (выгодоприобретателю), автоматически, т. е. на основании закона, переходят к другому лицу — страховщику, в связи с чем последний становится новым кредитором лица, причинившего вред. Фактически происходит реализация правовой конструкции, предусмотренной § 1 гл. 24 ГК — «Переход прав кредитора к другому лицу». Поэтому для реализации суброгации вполне можно применять правила, предусмотренные гл. 24 ГК о переходе прав кредитора к другому лицу. Следует отметить, что переход права требования от страхователя к страховщику осуществляется на основании закона, что допускается п. 1 ст. 382 и ст. 387 ГК, на основании ст. 965 ГК, в которой определено, что, если договором страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит, причем в безусловном порядке, право требования к лицу, ответственному за убытки. Безусловность данного перехода усиливается другим положением указанной нормы закона, запрещающей исключение перехода к страховщику права требования к лицу, умышленно причинившему убытки. Законодатель придает суброгации (переходу права) диспозитивность, позволяющую сторонам договора страхования самим определиться с правом страховщика на суброгацию. И в то же время такое право страховщика презюмируется ст. 965 ГК, если иное не оговорено в договоре страхования. В данном вопросе прослеживается неоднозначность позиции законодателя. Диспозитивность, свойственная суброгации, в большей степени проявляется в правах страхователя, так как передача имущественных прав, тем более права требования, зависит от волеизъявления передающей стороны. В договорах страхования такую сторону представляет страхователь (выгодоприобретатель). Страховщику же в любом случае выгодно, чтобы страхователь (выгодоприобретатель) уступил ему право требования к лицу, ответственному за убытки, для покрытия расходов и поддержания устойчивости своего финансового положения. Поэтому реализация права на суброгацию по договорам имущественного страхования зависит от страхователя (выгодоприобретателя) <1>. ——————————— <1> По договору страхования грузов при перевозке страхователем в большинстве случаев выступает грузоотправитель, а выгодоприобретателем — грузополучатель.

Конечно, страхователь (выгодоприобретатель) вполне может оставить за собой право требования к лицу, ответственному за причинение вреда, для самостоятельного востребования в последующем возмещения ущерба. Но в таком случае у страхователя (выгодоприобретателя) возникает двойное возмещение за один ущерб. То есть один раз он получает возмещение у страховщика за счет страховой выплаты, второй раз — у лица, ответственного за причинение вреда. Это экономически неоправданно и приводит к дополнительному необоснованному обогащению страхователя (выгодоприобретателя) и запрещено законом. Поэтому страхователю (выгодоприобретателю) целесообразно ограничиться возмещением своего ущерба за счет страховой выплаты, так как это удобно и быстро, а право требования к виновному лицу, соответственно, передать страховщику. Остается сделать два небольших добавления к изложенным суждениям в пользу сторонников целесообразности суброгации в страховании. Суть первого дополнения сводится к экономической целесообразности суброгации. Дело в том, что средства, полученные страховщиками в процессе реализации суброгации, образуют их доход, который, в конечном счете, является источником формирования нераспределенной прибыли страховщиков. Нераспределенная прибыль, в свою очередь, относится к собственным средствам страховщиков, которые в соответствии с п. 2 ст. 25 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» входят в состав активов, гарантирующих финансовую устойчивость страховщиков. Последнее обстоятельство является тем критерием, с учетом которого законодатель и предоставил возможность страховщикам получать обратное возмещение ущерба по страховым выплатам за счет суброгации, так как средства, получаемые страховщиками от реализации суброгации, в любое время могут быть использованы в качестве последующего рефинансирования в страховые выплаты. Другое назначение суброгации заключается в ее воспитательной функции, о чем свидетельствует запрет законодателя на освобождение от ответственности лица, умышленно причинившего имущественный ущерб. Законодатель не разрешает, причем в императивной форме, участникам договора страхования исключать суброгацию в тех случаях, когда убыток причиняется лицом, умышленно причинившим вред. Предусмотренная законодателем диспозитивность, разрешающая сторонам договора страхования самостоятельно предусматривать право страховщика на суброгацию, применима и допустима только в случаях неосторожного причинения убытка. В остальном (в случаях умышленного причинения вреда) закон, напротив, требует обязательной реализации страховщиком прав по суброгации, при этом преследуя цель недопустимости освобождения лица, умышленно причинившего убыток, от имущественной ответственности. Законодателем установлено, что суброгация может быть применена и использована только в договорах имущественного страхования, но не в договорах личного страхования. Данный подход законодателя обусловлен тем, что суброгация, как было указано выше, является правовой конструкцией, согласно которой происходит замена кредиторов по общим правилам главы 24 ГК. Согласно ст. 383 ГК переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности, требований об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, не допускается. Именно последнее обстоятельство препятствует применять суброгацию в договорах личного страхования. Дело в том, что в результате причинения вреда жизни или здоровью происходит ухудшение состояния здоровья определенного физического лица, являющееся неразрывной частью личности данного лица, т. е. вред причиняется конкретному физическому лицу. Для устранения данного вреда необходимо восстановить здоровье физического лица, после чего можно считать, что причиненный вред ликвидирован. Соответственно, требовать в качестве кредитора восстановления здоровья вправе только то физическое лицо, здоровью которого причинен вред. Передать такое право требования другому лицу невозможно. Именно поэтому право суброгации по договорам личного страхования законом не допускается, так как невозможно передать состояние здоровья застрахованного лица страховой компании. Реализация прав по суброгации подразделяется на два основных этапа. Первый этап предусматривает процедуру, связанную с осуществлением страховщиком предусмотренных законом мероприятий, способствующих возникновению у него права на суброгацию. С этой целью страховщику достаточно предусмотреть в условиях страхования оговорку о безусловном праве на суброгацию, не допуская при этом каких-либо исключений из данного правила. Второй этап заключается в фактической или, можно сказать, в практической реализации страховщиком прав по суброгации, которые возникают лишь после выплаты страхователю (выгодоприобретателю) страхового возмещения. До удовлетворения имущественных требований первоначального кредитора — страхователя (выгодоприобретателя) к новому кредитору (страховщику) не переходят права требования к лицу, ответственному за убытки. Эти права принадлежат первоначальному кредитору до момента удовлетворения его требований. Поэтому на практике следует проводить строгое различие между правом на суброгацию, которое возникает с момента заключения договора страхования, и правом на реализацию суброгации, которое возникает после выплаты страхового возмещения. При страховании грузов при перевозке возникает ряд трудностей, связанных с институтом суброгации, требующих законодательного регулирования. Хорошо известно, что железнодорожные перевозчики за нарушение своих обязательств перед грузоотправителем несут ответственность независимо от вины. Согласно УЖТ (ст. 118) если груз прибыл в исправном вагоне или контейнере с исправными запорно-пломбировочными устройствами, установленными грузоотправителем, а также при отсутствии признаков, свидетельствующих о нарушении его целостности, то железнодорожный перевозчик несет ответственность за несохранность груза, если грузополучатель докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли по вине перевозчика. Доказать же вину перевозчика весьма сложно. Поэтому судебная практика показывает, что страховщики имеют риск не вернуть в порядке суброгации выплаченные ими страховые возмещения. Кроме суброгации в законодательстве имеется еще одна правовая конструкция, согласно которой страховая организация приобретает право требования к лицу, ответственному за причинение ущерба. Речь идет о праве регрессного требования страховщика, предусмотренном ст. 14 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО). По своей правовой природе право регрессного требования схоже с правом на суброгацию. Такое сходство проявляется в следующих признаках. Прежде всего это предпосылка возникновения права обратного требования, которой является причинение вреда. Регресс и суброгация выполняют воспитательную функцию, возлагая на виновное лицо, причинившее имущественный ущерб, гражданскую ответственность. Кроме того, как в регрессе, так и в суброгации всегда участвуют лица — причинитель вреда, потерпевший и лицо, возместившее вред. Отличие суброгации от регресса заключается лишь в том, что при регрессном требовании возникает новое обязательство, а при суброгации нового обязательства нет, так как происходит замена кредиторов в существующем обязательстве. Особенностью регрессных требований, возникающих на основании ст. 14 Закона об ОСАГО, является то, что в отличие от суброгации страховщик по ОСАГО имеет право предъявить регрессное требование не только к третьим лицам — причинителям вреда, но и к страхователю по договору страхования, т. е. своему контрагенту по сделке. На наш взгляд, это обусловлено тем, что одним из основных принципов Закона об ОСАГО является гарантия возмещения вреда потерпевшим, даже если вред причинен умышленными действиями страхователя или иных лиц, риск ответственности которых застрахован по договору обязательного страхования. С этой целью законодатель фактически обязал страховщиков выплачивать страховое возмещение, предоставив им взамен право обратного требования к страхователям и иным лицам, риск ответственности которых застрахован по договору обязательного страхования. В заключение следует отметить, что развитая система железнодорожного комплекса, включающего эффективную систему страхования, жизненно необходима для России. Он связывает в единое целое многочисленные территории государства, удовлетворяет потребности в перевозке грузов и пассажиров. Удержание статуса России как железнодорожной державы является одним из приоритетов не только безопасности при перевозке, но и национальной безопасности страны.

——————————————————————