Некоторые вопросы реформирования понятия «религиозная группа»

(Старостина Ю. В.) («Юридический мир», 2012, N 9)

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «РЕЛИГИОЗНАЯ ГРУППА»

Ю. В. СТАРОСТИНА

Старостина Юлия Владимировна, адвокат.

В статье рассматривается понятие религиозной группы с точки зрения социологии, раскрывается проблема сохранения баланса между гарантией принципа свободы вероисповедания и охраны духовной безопасности общества, предлагается разграничить сферы деятельности религиозных групп и религиозных организаций.

Ключевые слова: религиозная группа, религиозная организация, права человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания.

Certain issues of reform of concept «religious group» Yu. V. Starostina

The article considers the concept of religious group from the viewpoint of sociology, reveals the problem of keeping balance between guarantee of principle of freedom of faith and protection of moral security of the society, proposes to delimit the spheres of activity of religious groups and religious organizations.

Key words: religious group, religious organization, rights of man and citizen to freedom of conscience and faith.

Правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений регулируются Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» N 125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. (далее — Закон). В силу ст. 6 Закона религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Религиозная группа как социальное явление мало изучена в научной литературе, сложность в ее изучении связана с отсутствием единого понятия группы. «Несмотря на то, что понятие группы является одним из самых важных в социологии, у ученых нет полного согласия относительно его определения» <1>. ——————————— <1> Фролов С. С. Социология: Учебник для вузов. М.: Наука, 1994.

Отсутствие единого четкого законодательно закрепленного понятия «религиозная группа» явилось одной из причин того, что действующий Закон породил много вопросов и спорных моментов относительно деятельности религиозных групп и способов их взаимодействия с государственными органами. Религиозная группа как социальное явление должна обладать рядом признаков социальной группы, к которым некоторые ученые относят однородность, групповое сознание, внутреннее взаимодействие и внешнее признание <2>. ——————————— <2> Доктор политических наук А. Н. Савельев во внесудебном социолого-политическом исследовании // URL: http://igpr. ru/articles/andrej_savelev_deputaty_ne_javljajutsja_socialnoj_gruppoj.

В связи с отсутствием законодательного закрепления понятия религиозной группы в правоприменительной практике при попытке контролирующих органов определиться с наличием религиозной группы и правомерностью ее деятельности возникает ряд вопросов, например: с какого момента группа считается созданной? Какой минимум участников должен быть в группе? Каковы внешние проявления деятельности группы? Это лишь немногие вопросы, возникающие при попытке построения правового механизма урегулирования деятельности данного вида религиозного объединения. В связи с этим предлагается два варианта решения этой проблемы. Первый — внести в Закон изменения, отвечающие на все вопросы, возникающие при попытке построения правового механизма урегулирования деятельности данного вида религиозного объединения. Второй — исключить из Закона понятие «религиозная группа». Этот вариант, по мнению редактора журнала «Религия и право» А. В. Пчелинцева, с точки зрения его реализации, конечно же, значительно проще, хотя юридически ограничен, и, как мы видим, Министерство юстиции РФ решило избрать его и разработало проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Согласно этому проекту ст. 7, регулирующую понятие и деятельность религиозных групп, из Закона предлагается убрать. Следовательно, такие сообщества просто не будут признаваться религиозными объединениями. Тем самым авторы проекта выводят религиозные группы из правового поля. С одной стороны, можно понять стремление государства в лице Министерства юстиции урегулировать процесс деятельности религиозных групп, т. к. отсутствие четкого правового механизма взаимодействия государственных органов и религиозных объединений порождает ряд проблемных процессов в обществе, а именно столкновение интересов охраны духовной безопасности общества и соблюдение свободы вероисповедания. Вопрос о духовной безопасности общества, ее граждан все чаще поднимается в средствах массовой информации в связи с участившимися случаями выявления незаконной деятельности, в т. ч. и криминального характера, различных религиозных объединений. Подобные формирования маскируются, например, под вывеской культурных, психологических центров и даже производственных предприятий. Поэтому необходимость урегулирования деятельности религиозных групп диктуется реалиями сегодняшнего дня, но не путем игнорирования такого явления, как стремление граждан объединяться по интересам, в т. ч. и религиозным. У индивида была, есть и будет потребность в духовном развитии, он будет интересоваться и пытаться различными способами получить интересующую его информацию, обсуждать и делиться полученной информацией с другими индивидами. И даже если мы пойдем по пути законодательного упрощения данного вопроса и уберем понятие религиозной группы как незарегистрированного религиозного объединения, разрешенного законом, то приведем деятельность данных групп в разряд незаконных объединений, чреватых последствиями. Не понятно, что будет, если будут выявлены факты существования незарегистрированных религиозных групп, к каким последствиям это может привести, какие структуры будут заниматься контролем за деятельностью подобных объединений. Мы действительно можем прийти к ситуации безжизненности провозглашенных в законе норм. А значит, к подрыву авторитета закона и власти, их принимающих. Необходимо учитывать, что религиозные объединения, ведущие противоправную деятельность, стараются не регистрироваться в качестве религиозных организаций и не называть себя религиозными «ради того, чтобы иметь возможность сотрудничать с образовательными структурами и активно нарушать принцип отделения школы от религии. Кроме того, именуя себя «наукой» или «философией», они легче получают симпатии людей и государственных чиновников, как метко заметил А. Кураев <3>. ——————————— <3> Диакон Андрей Кураев. Лекции по церковному праву. Издание Сретенского монастыря, 1997 год // URL: http://lib. eparhia-saratov. ru/books/10k/kuraev/law/2.html.

Поэтому ситуация по принудительной регистрации всех религиозных образований не решит существующую на сегодняшний день задачу, стоящую перед государственными органами, а именно соблюсти свободу вероисповедания личности и при этом пресечь деятельность всевозможных «духовных» мошенников, которые под вывеской религиозных учений не делают целью исповедование религии, нравственное и духовное развитие себя и своих адептов, а преследуют лишь личную заинтересованность, а подчас и преступный умысел. И факт регистрации или отсутствия таковой не решит проблемы существования незаконных религиозных объединений, ведущих противоправную деятельность. Сама социальная группа как явление «оформляется на самых разных основаниях не столько по самоопределению, сколько по внешнему признанию с точки зрения других людей, а точнее — как факт общественного сознания, определяющего конструкцию общества в целом и отражающего наличные социальные отношения» <4>. Это означает, что само понятие группы видоизменяется в зависимости от социальных процессов, происходящих в обществе, экономической ситуации, стабильности в обществе. ——————————— <4> Доктор политических наук А. Н. Савельев во внесудебном социолого-политическом исследовании // URL: http://igpr. ru/articles/andrej_savelev_deputaty_ne_javljajutsja_socialnoj_gruppoj.

Поэтому, говоря о правовом регулировании деятельности религиозных групп и выстраивании механизма взаимодействия, надо отказаться от ненужного вмешательства в деятельность данных образований и регламентировать лишь те моменты, которые действительно могут помочь в сохранении духовной безопасности общества. Хотя в обществе сейчас имеются отдельные высказывания, что понятие духовной безопасности и введение такого термина уже является ограничением права на свободу вероисповедания. Однако, как закреплено в Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод, «свобода отдельной религии должна быть ограничена в интересах демократического общества с целью охраны общественной безопасности, для сохранения общественного порядка, здоровья или морали или для охраны прав и свобод других…». Поэтому функции государства в том и состоят, чтобы охранять как интересы индивида и его право на свободу вероисповедания, так и интересы общества в целом. Оставляя в правовом поле понятие «религиозная группа», мы тем самым показываем, что государство проявляет заботу о духовных интересах отдельного человека, гарантирует свободу совести и вероисповедания. Так как только в рамках данного объединения соблюдается положение ст. 3, п. 5, Закона, а именно: «Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии». Любой индивид имеет право открыто исповедовать учение, взгляды, убеждения совместно с другими или индивидуально, как сказано в Конституции. И налагать обязанность государственной регистрации на все виды религиозных объединений, как предлагается в проекте Министерства юстиции РФ, является антиконституционной мерой, нарушающей право человека на свободу вероисповедания. Таким образом, сложность во взаимодействии между государственными органами и религиозной группой в том, что, с одной стороны, будучи незарегистрированным религиозным объединением, она является гарантом соблюдения конституционного принципа свободы вероисповедания, с другой стороны, часто именно в рамках данного объединения, прикрываясь религиозным учением, ведут свою незаконную, а подчас и преступную деятельность «духовные» мошенники. Религиозной группой в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Как мы видим, понятия религиозной группы и религиозного объединения отличаются критерием регистрации в установленном законом порядке в качестве юридического лица. Однако, на наш взгляд, важным моментом, упущенным в законодательном определении религиозных объединений, является отсутствие разграничения сфер деятельности зарегистрированных и незарегистрированных образований. Именно в связи с тем, что законодатель предоставляет одинаковую возможность распространения своего учения как религиозной группе, так и религиозной организации, и происходит невозможность соблюсти право на свободу вероисповедания и обеспечить духовную безопасность общества. Под исповедованием понимается «признавать, следовать какому-либо учению, взгляду, убеждению». Под распространением — «сделать доступным, известным для многих». На наш взгляд, под свободой вероисповедания понимается возможность именно исповедования открыто или нет религиозного учения убеждений, взглядов. Таким образом, надо отличать религиозное объединение, образованное с целью именно исповедования своих религиозных убеждений, и религиозное объединение, сформированное с целью распространения, в смысле пропагандирования, своего религиозного учения. Термином «пропаганда» чаще всего обозначают метод психологического воздействия с помощью средств массовой информации и коммуникации. Попытки влиять, использовать общественное мнение необходимо контролировать в целях духовной безопасности уже общества. Право же людей на вероисповедание, обучение своих адептов в религиозной группе ограничено быть не может, да и невозможно данный процесс контролировать. На практике возникает вопрос, как законодательно ограничить совместное исповедование и обучение своих адептов от распространения, в т. ч. пропагандирования учения. Распространение знаний о религиозном учении, в т. ч. о целях и задачах религиозной группы, его исповедующей, неопределенному кругу лиц через СМИ, Интернет, публичные выступления с целью вовлечения адептов в свою духовную практику предлагаю отнести к компетенции религиозной организации, а значит, зарегистрированного религиозного объединения, прошедшего соответствующую регистрацию, согласно действующему законодательству, а также при необходимости религиоведческую экспертизу. Таким образом, следует исключить такую сферу деятельности, как распространение, из законодательно закрепленного понятия религиозной группы. Отнесение такого вида деятельности, как распространение религиозного учения, к ведению зарегистрированного религиозного объединения — это выстраивание разумных правовых отношений между государством и религиозными объединениями в рамках государственной политики в религиозной сфере, отвечающей как требованиям правового государства, так и требованиям духовной безопасности гражданского общества. И такая политика не является, на наш взгляд, вмешательством в религиозное учение, не вводит жесткий контроль или ограничение права индивида на открытое исповедование религиозного учения. Однако в связи с отсутствием правового закрепления понятий «религия» и «религиозное учение» может возникнуть проблема повторения так называемых черных списков госнаркоконтроля, акции по изъятию из библиотек «наркотических» книг, в список которых попали всемирно известные произведения, представляющие художественную ценность. Например, могут возникнуть вопросы при распространении изотерической литературы или литературы по фен-шуй, где есть так называемое обращение к высшем силам, а также появившейся в последнее время на книжных полках литературы по гаданию и предсказаниям. Это что угодно, но не религия. Можно по-разному к этому относиться, но я согласна с Кураевым, что «пустоту нельзя выкинуть в форточку» и это право людей, чем им увлекаться. И контролировать, а тем более запрещать распространение подобной информации в СМИ невозможно. Чтобы не произошло подобного перегиба при урегулировании вопроса о необходимости регистрации при распространении религиозного учения, в Законе важно дать такое определение религии, которое, с одной стороны, помогло бы защитить светский характер государства и позволяло бы государству самостоятельно, независимо от самопредставлений проповедников, решать, является ли группа людей, вошедшая в контакт с госчиновниками, религиозной и не нарушает ли она светский характер самого государства, с другой стороны, не ограничивать индивида в праве на доступ к информации и самоопределению. Надо учитывать, что незаконные религиозные объединения не стремятся регистрироваться «в качестве религиозных организаций и называть себя религиями ради того, чтобы иметь возможность сотрудничать с образовательными структурами и активно нарушать принцип отделения школы от религии. Кроме того, именуя себя «наукой» или «философией», они легче получают симпатии людей и государственных чиновников» <5>. ——————————— <5> Диакон Андрей Кураев. Лекции по церковному праву. Издание Сретенского монастыря, 1997 год // URL: http://lib. eparhia-saratov. ru/books/10k/kuraev/law/2.html.

Поэтому необходимость правового закрепления понятий «религия» и «религиозное учение» обусловлена сложностью при практическом взаимодействии государственных органов и религиозных объединений. Выдающийся русский философ С. Н. Трубецкой дает такое определение религии: «Религия может быть определена как организованное поклонение высшим силам… Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но и устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам». На наш взгляд, данное определение наиболее полно определяет фундаментальное понятие религии. Говоря иными словами, любая религия характеризуется сочетанием трех характеристик: 1) наличием системы мировоззренческих взглядов, стремящихся объяснить основы и смысл бытия, так называемый мировоззренческий компонент религии; 2) наличием религиозной практики (культа); 3) наличием организованного сообщества людей, объединенных теми или иными религиозными взглядами. Таким образом, надо различать распространение религиозного учения, имеющего своих адептов, объединенных в различные религиозные сообщества и занимающихся религиозной практикой в рамках своего учения, и распространение духовной литературы, описывающей чьи-то взгляды на миропонимание, смысл жизни. Следовательно, в правовом поле государственной политики регулирование вопроса распространения веры должно охватывать именно распространение знаний о религиозном учении религиозным объединением, действующим с целью удовлетворения религиозных потребностей, практик адептов учения. Ограничение распространения религиозных знаний религиозными группами позволит не допустить распространения опасных для духовной безопасности общества учений. Речь идет не о запрете распространения религиозных учений, а именно о возможности их распространения зарегистрированными религиозными объединениями, прошедшими при необходимости религиоведческую экспертизу. На наш взгляд, решить проблему принятием одного «умного» закона, регламентирующего поэтапно и досконально деятельность религиозной группы, при всем желании невозможно. Да, законодательство необходимо совершенствовать, приводить его в соответствие с демократическими принципами, учитывая при этом реалии и проблемы сегодняшнего дня. Но вместе с тем необходимо помнить, что без надлежащего информирования общества о существующих религиозных учениях, подрывающих духовную безопасность общества, и группах, ведущих противоправную деятельность, без действующих методик по выявлению деятельности подобных групп решить поставленную перед государством задачу по обеспечению духовной безопасности общества и соблюсти гарантии права на свободу вероисповедания индивида невозможно. Но при этом необходимо помнить об образовательном аспекте решения данной проблемы. В образовательных школах и средствах массовой информации должна присутствовать доступная информация о существующих религиозных движениях, о возможностях манипулирования людьми, стремящимися к духовному развитию. Как правило, людям свойственно думать, что они точно не попадут под влияние духовно безнравственных людей и незаконных религиозных учений. Но практика доказывает обратное. Надо объяснять, как это происходит, какие приемы используют подобные «духовники» для манипулирования людьми. Это длительный и выверенный процесс воздействия на психику человека, и неподготовленному сознанию сложно в одиночку противостоять такому влиянию. Поэтому еще в школе необходима разъяснительная работа, прежде всего детей надо готовить быть психологически устойчивыми к влиянию подобных деятелей духовного развития. Что касается практического решения вопроса, то прежде всего надо начать с кадров. Мы очень много говорим о незаконных религиозных образованиях, но на практике, как правило, пока членами религиозной группы не будет совершено конкретное преступление или правонарушение, очень тяжело что-то реально сделать с подобными образованиями, т. к. надо понимать, что они закрыты и их члены не идут на контакт с правоохранительными органами. Поэтому вопрос подготовки соответствующих специалистов и создания методик проведения религиоведческих экспертиз очень актуален, но на это требуется время. Чтобы урегулировать вопрос о взаимодействии государства и религиозных групп и при этом исходить из принципа свободы вероисповедания и духовной безопасности, надо ограничивать взаимодействие с экстремистски настроенными религиозными объединениями. В рамках данной статьи я не поднимаю вопрос о взаимодействии государства и экстремистски настроенных религиозных объединений. На мой взгляд, опыт взаимодействия с подобными образованиями в обществе имеется. Считаю, что недостаточен опыт работы и практического выявления организаций, где под вывеской проповедования духовного развития преследуются корыстные цели или в которых состоят просто психологически неустойчивые люди. Как оградить общество от этого, не нарушив при этом провозглашенный в Конституции принцип свободы совести и вероисповедания? Как можно разработать методики по выявлению религиозных групп, если не выработать четкого понятия религиозной группы как вида социальной? Например, как бы мы ни обосновывали то количество членов, при котором религиозная группа считается сформированной, это не поможет выявлять и пресекать действия «духовных мошенников». Возникает вопрос, что делать с незарегистрированными религиозными группами, в т. ч. и с сектами, или, как их предлагают называть, незаконными религиозными объединениями, которые «не регистрируются в качестве религиозных организаций и не называют себя религиями ради того, чтобы иметь возможность сотрудничать с образовательными структурами и активно нарушать принцип отделения школы от религии. Кроме того, именуя себя «наукой» или «философией», они легче получают симпатии людей и государственных чиновников» (см.: Кураев Андрей. Лекции по церковному праву // URL: http://lib. eparhia-saratov. ru/books/10k/kuraev/law/2.html). На наш взгляд, введение административных санкций за распространение религиозного учения без государственной регистрации позволит не допустить распространения опасных для духовной безопасности общества учений. Речь идет не о запрете распространения религиозных учений, а именно о возможности их распространения зарегистрированными религиозными объединениями, прошедшими при необходимости религиоведческую экспертизу. Особенности религиозной группы как социального и исторического явления заключаются в том, что, с одной стороны, она, будучи незарегистрированным религиозным объединением, является гарантом соблюдения принципа свободы вероисповедания, с другой стороны, именно в рамках данного объединения, прикрываясь религиозным учением, ведут свою незаконную, а подчас и преступную деятельность «духовные» мошенники. Поэтому регулирование взаимодействия религиозных групп и государства является актуальным. С формальной юридической точки зрения данная акция была проведена в рамках обычной профилактической работы. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях есть статьи, которые предусматривают ответственность за распространение литературы, содержащей признаки скрытой рекламы или пропаганды наркотиков. В связи с тем, что понятия скрытой рекламы или пропаганды наркотиков законодательно не закреплены, и произошли подобные сомнительные акции. Религиозная группа, на наш взгляд, является гарантом свободы вероисповедания в нашей стране (см. статью Евгения Каширского // URL: http://gazeta. mirt. ru/72-12-731). Любое давление на личность или лишение его права на исповедование избранной им религии — это нарушение свободы совести, каким бы благовидным предлогом нарушение ни прикрывалось. Статья 28 «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Мы не можем по закону игнорировать факт существования религиозных групп, как и предпринимать попытки досконально урегулировать их деятельность, тем самым вмешиваясь в их внутренние дела, однако исторически доказано, что это никогда не приводило к положительным результатам. Люди всегда собирались в группы для совершения обрядов, исповедования религиозного учения, обучения адептами и будут это делать в дальнейшем. Поэтому, каким бы образом мы ни пытались урегулировать данный процесс во имя даже самых благих целей, сделать реально действующими положения невозможно. Это лишь немногие вопросы, возникающие при попытке построения правового механизма урегулирования деятельности данного вида религиозного объединения.

——————————————————————