Правовой механизм использования инноваций в качестве инструмента инвестирования корпоративных субъектов предпринимательства
(Михайлов Н. И.) («Предпринимательское право». Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом», 2012, N 4)
ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ В КАЧЕСТВЕ ИНСТРУМЕНТА ИНВЕСТИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Н. И. МИХАЙЛОВ
Михайлов Н. И., заместитель директора ИГП РАН, доктор юридических наук, профессор.
Для полноты характеристики рассматриваемых вопросов необходимо прежде всего определить, как соотносятся между собой три таких понятия, как инвестиции, инновации и инновационная деятельность, в увязке с субъектами предпринимательской деятельности. Акцент на указанном понятийном аппарате необходим для определения не только состояния законодательства применительно к исследуемой сфере, но и для прогнозирования возможных путей его совершенствования. Анализ положений отечественных законодательных актов об инвестициях приводит к выводу о том, что инвестиции могут осуществляться инвестором в различных формах, а именно через вложение денежных средств при возведении, например, какого-либо объекта капитального строительства, а также предоставлением кредита, технологий, машин, оборудования или определенных имущественных прав и интеллектуальных ценностей. Такой подход к определению понятия «инвестиций» заложен некоторыми отличительными нюансами в таких ключевых актах, как Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» <1> и Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» <2>. ——————————— <1> СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1096. <2> СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493.
Сопоставляя положения ст. 1 Закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ и ст. 2 Закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ, необходимо отметить, что если в первом Законе понятие «инвестиции» определяется посредством перечисления материальных и нематериальных объектов, то во втором — Законе об иностранных инвестициях — под инвестициями понимаются вложения в виде объектов гражданских прав, перечень которых закреплен в ст. 128 ГК РФ с включением в него не только вещей, но и результатов интеллектуальной деятельности, а также работ, услуг и информации. В контексте рассматриваемых проблем из числа объектов, которые исследуются в качестве элементов инвестирования, заслуживают особого внимания именно результаты интеллектуальной деятельности, которые, как правило, и представляют собой инновации, реализуемые в том числе в процессе инновационной деятельности. В связи с этим следует указать на неоднозначность трактовок понятий «инновации» и «инновационная деятельность», которые наблюдаются в отечественной экономической и правовой науке. Потребность в активном поиске новых технологий, материалов, методов организации ведения бизнеса и управления им с использованием специалистов более высокой профессиональной подготовленности является характерной чертой современного предпринимательства в условиях жесткой конкуренции между участниками соответствующих сегментов рыночной экономики. Указанные факторы как в отдельности, так и в совокупности в мировой практике чаще всего трактуются специалистами различного профиля в качестве определенных нововведений, обозначаемых термином «инновации». Путем их внедрения закладываются необходимые предпосылки для формирования адекватной экономической стратегии, ориентированной на обеспечение эффективного функционирования хозяйственного механизма предприятий, которая является элементом государственной политики. Инновации для предпринимательской деятельности как в сфере производства, так и в сфере оказания услуг в странах со сложившейся рыночной экономикой рассматриваются как одно из главных условий экономического прогресса <3>. При этом следует подчеркнуть, что инновации стали активно рассматриваться в странах Запада в качестве обязательного элемента стратегии развития не только отдельных компаний, но и целых отраслей, когда они в своей специализации базируются на наукоемком производстве, либо на постоянно обновляемых технологиях оказания услуг, в том числе в обеспечении управленческих процессов корпоративными субъектами. ——————————— <3> Подробнее см.: Шумпетер И. Теория экономического развития. М., 1982.
В качестве соответствующего инновационного продукта могут выступать новые изобретения, изделия, технологии, управленческие механизмы. Исходя из этого более точно инновацию (нововведение) можно определить как конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности <4>. С учетом этого в зависимости от характера деятельности производителей и потребителей определенных нововведений в предпринимательской сфере следует выделить прежде всего инновации в сфере производства и оказания услуг. ——————————— <4> См.: Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. О. П. Молчановой. М., 2001. С. 17.
В производственной сфере предпринимательства принято различать два вида инноваций: продуктовые и процессные. К продуктовым относятся инновации, воплощенные в технологически новом либо в существенно улучшенном продукте. Именно технологически новый продукт следует рассматривать ядром продуктовых инноваций, поскольку таковым является тот продукт, который по своим конструктивным признакам, использованным для его изготовления как материала, не имеет аналогов, что свидетельствует о присущей ему инновационной новизне в соответствующем продуктовом ряду, внедряемом в промышленном производстве. Процессные инновации, в отличие от продуктовых, проявляется в виде внедрения технологически новых процессов производства либо их совершенствования путем существенного улучшения организации взаимоувязки элементов ранее смоделированных и апробированных производственных циклов по изготовлению той или иной товарной продукции. Такие инновации направлены на повышение эффективности производства путем использования новых либо усовершенствованных традиционных методов организации производственных процессов. Следует также отметить, что инновациям в рассмотренных сферах присущи такие черты, как применение отличающихся новизной разработок, технологий или знаний, что может быть воплощено в конструктивно новые технические продукты (машины, оборудование), программные средства, в которых нашли отражение не имеющие аналогов или усовершенствованные технологические процессы либо процедуры взаимодействия участников соответствующих системных методов управления бизнесом — субъектов предпринимательства в отдельно взятом сегменте рыночной экономики в масштабах региона, страны. В правовой науке, так же как и в экономической науке, прослеживается множество трактовок не только понятия «инновации», но и связанной с ними деятельности. Это обусловлено прежде всего тем, что в российском законодательстве пока еще нет легального определения инновационной деятельности, хотя упоминание о ней в отдельных федеральных и региональных нормативных правовых актах есть. Так, в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» <5> при определении принципов государственной научно-технической политики в п. 2 ст. 11, а также в п. 1 ст. 12, закрепляющем объем полномочий органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в области формирования и реализации государственной научно-технической политики, только упоминается понятие «инновационная деятельность» без какой-либо его содержательной характеристики. ——————————— <5> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137 (с изм. и доп. в ред. 01.03.2011).
Характеризуя инновационную деятельность, необходимо, учитывая исторические аспекты, отметить, что ранее, в советском законодательстве, процесс нововведений рассматривался как внедрение результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) в производство в рамках концепции научно-технического прогресса, т. е. во взаимосвязях «наука — производство», что в определенной степени воспринято и сегодня не только в научной сфере, но и нормотворческой и правоприменительной практике. Определяя специфику инновационной деятельности в качестве особого предмета правового регулирования, необходимо учитывать как сложившееся положение в правовом обеспечении инновационных процессов в России, так и возможные перспективы его развития. Следует отметить, что в экономической науке в качестве инновационной деятельности чаще всего понимается порядок создания нового товара от формирования его идеи до освоения производством, выпуска, реализации и получения коммерческого эффекта <6>. При этом, оценивая в целом состояние правового регулирования инновационной деятельности в нашей стране, есть все основания констатировать, что на сегодняшний день комплексно этот вопрос не решен <7>. ——————————— <6> См., напр.: Курнышева И., Сулейменов Д. Инвестирование инновационного развития // Экономист. 1994. N 10. С. 187. <7> Аналогичной позиции придерживается А. Г. Лисицын-Светланов в статье: Интеллектуальная собственность и инновационные процессы в современной России // Вестник Российской академии наук. 2010. Т. 80. N 1. С. 4.
Однако пока не принят базовый законодательный акт, в котором были бы закреплены понятие и виды инноваций с учетом современных мировых тенденций, механизм осуществления инновационной деятельности, порядок ее поддержки со стороны государства в наукоемких сферах производства, формы стимулирования привлечения иностранных инвестиций для активизации нововведений в ключевые для современной экономики области, включая информационные технологии. Вместе с тем если сопоставить нормативные правовые акты действующего законодательства, в той или иной мере предназначенные для регулирования отношений, связанных с инновационной деятельностью, то из их числа можно сгруппировать несколько видов правовых источников в зависимости от их формы и целевой направленности. Так, следует выделить законодательные акты, содержащие нормы, призванные определять в качестве объекта охраняемые результаты интеллектуальной (научно-технической) деятельности и регулировать отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов (объектов) промышленной собственности. Приведенное позволяет сделать вывод, что правовой базой инновационных процессов в России в настоящее время является законодательство об интеллектуальной собственности, принятие которого в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ находится в федеративном ведении <8>. Согласно п. 1 ст. 1229 ГК РФ таковой признается исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукция и выполняемые работы или услуги. Развернутая трактовка этого определения дается в нормах других статей разд. VII четвертой части ГК РФ (ст. 1225 — 1551). Вместе с тем в ГК РФ нет специальных норм, определяющих инновационную деятельность как объект регулирования. ——————————— <8> В контексте рассматриваемой проблемы представляет интерес вопрос о влиянии конституционных норм на инновационное развитие ряда стран Запада. См.: Степаненко Д. М. Конституционные основы инновационного развития государств Европы // Евразийский юридический журнал. 2011. N 4(35). С. 30 — 36.
Помимо нормативно-правовых источников в качестве значимого инструмента правового регулирования отношений между участниками инновационной деятельности следует выделить различные договорные формы. В контексте положений ГК РФ и других актов действующего законодательства можно выделить такие ключевые разновидности договорных форм, активно используемых в инновационной сфере, как договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, договор на выполнение научно-исследовательских работ, договор на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ, договор на создание и передачу научно-технической продукции, договор о передаче ноу-хау, лицензионный договор и договор коммерческой концессии. Представляется, что центральное место в договорном обеспечении инновационной деятельности традиционно занимают два договора: на выполнение научно-исследовательских работ (НИР) и на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ (ОКиТР). Различие между ними состоит прежде всего в предмете, а именно — в характере действий (работ), которые обязан осуществить исполнитель. Так, если для первого договора в соответствии с п. 1 ст. 769 ГК РФ предметом является проведение обусловленных техническим заданием заказчика научно-исследовательских работ, то для второго — осуществление разработки образца нового изделия, конструктивной документации на него или новой технологии. В то же время имеется определенное сходство в предмете этих договоров, что проявляется не только в творческом характере выполняемых работ, но и в аналогичных для заказчика обязанностях, заключающихся в необходимости принятия и оплаты им работ. Необходимо подчеркнуть большую практическую значимость заключительной стадии исполнения обязательств по этим договорам, на которой осуществляется сдача-приемка с оценкой и передачей заказчику результатов исследования и разработок для их реализации в производстве. При этом в акте сдачи-приемки выполненных НИР и ОКиТР, подписываемом сторонами договоров, фиксируются: новизна и перспективность предлагаемых научно-технических решений; степень использования в осуществленных разработках современных как отечественных, так и зарубежных достижений науки и техники, предполагаемая (расчетная) эффективность нового изделия или технологического процесса с учетом уровня патентной защиты представленных разработок и их конкурентоспособности в соответствующем сегменте рынка в увязке с предпринимательскими интересами заказчика. В связи с этим следует отметить тесную связь договоров на выполнение НИР и ОКиТР с договором на создание и передачу научно-технической продукции. Назначение этого договора предопределяется его предметом — созданием исполнителем для заказчика по определенным параметрам научно-технической продукции с выполнением работ по изготовлению, испытанию и поставке опытных образцов либо партий соответствующих изделий. Существенное отличие этого договора от вышерассмотренных заключается в его направленности не только на создание, но и на передачу научно-технической продукции с возможным ее освоением и внедрением, а также в установленных сторонами случаях с дальнейшим обслуживанием в процессе коммерческой эксплуатации заказчиком на протяжении согласованного периода времени. Вместе с тем выполнение только указанных работ по передаче научно-технической продукции может быть оформлено договором на оказание инжиниринговых услуг, имеющих специфическую направленность именно на передачу инновационной продукции с обеспечением ее внедрения для использования в процессе производства. В современной инновационной практике все активнее используется договор на оказание маркетинговых услуг по выпуску инноваций на рынок. Предмет этого договора включает целенаправленное проведение исследований соответствующих сегментов рынка путем определения перспектив его развития с учетом имущественных интересов всех активных участников, прежде всего реализаторов и потребителей продвигаемого новшества как результата инновационной деятельности, с адаптацией того или иного изделия к региональным либо национальным особенностям рыночной экономики. Указанный договор является, как правило, составным элементом комплекса рассмотренных договорных форм, используемых в инновационной сфере субъектами предпринимательской деятельности в условиях конкурентной экономики. Рассмотренные договорные формы используются в качестве правовых инструментов субъектами предпринимательства при использовании нововведений в свое производство в той или иной мере, в том числе как формы инвестирования. Состав субъектов предпринимательства как генераторов и адресатов инноваций, а также как участников инновационной деятельности в странах с рыночной экономикой в основе своей представлен традиционными организационно-правовыми формами крупного, среднего и малого бизнеса, а именно хозяйственными обществами и товариществами, унитарными предприятиями, учреждениями в лице научно-исследовательских институтов, госкорпорациями и индивидуальными предпринимателями. В экономике России в качестве существенной инновационной составляющей, если исходить из степени концентрации производственно-финансового капитала, должны выступать, учитывая практику транснациональных корпораций, крупные корпоративные объединения, создаваемые чаще всего по холдинговой модели и формируемые как производственно-хозяйственные (финансовые) комплексы. У таких объединений есть, как правило, необходимые возможности по обеспечению развития в конкурентной среде входящих в их состав предприятий. При этом для таких участников инновационной деятельности, когда конкретные инновации используются в качестве инвестиционных ресурсов, важно адекватно, исходя из рыночной конъюнктуры, оценить в денежном выражении как нововведения, вкладываемые в объекты инвестирования. Данное условие должно быть обязательной составляющей инвестиционных процессов с привлечением инноваций в качестве вложений, поскольку от того, как адекватно, с учетом рыночных факторов, проведена оценка конкретного предмета инноваций, зависит определение доли вложении инвестора в тот или иной проект и причитающаяся ему оплата.
——————————————————————