Инновация в современном бизнесе

(Апарышев И.)

(«ЭЖ-Юрист», 2012, N 40)

ИННОВАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ БИЗНЕСЕ

И. АПАРЫШЕВ

Игнат Апарышев, референт государственной гражданской службы РФ III класса, г. Москва.

В эпоху глобализации особое научное значение как объект принимает мировая и отечественная практика управления интеллектуальными ресурсами, которая становится основой роста стоимости бизнеса и его конкурентоспособности в условиях постоянных колебаний внешней среды, иначе говоря в условиях инновационной экономики.

«Интеллектуальный ресурс» и «инновация»

Наряду с финансовыми и материальными ресурсами для обеспечения конкурентных преимуществ в условиях инновационной экономики любой бизнес нуждается в интеллектуальных ресурсах. В большей степени размер интеллектуальных ресурсов определяется уровнем квалификации персонала, а также выбором эффективного метода управления, позволяющего раскрыть личное и коллективное творчество.

Качественное управление интеллектуальными ресурсами позволяет мобилизовать производство, распространить и использовать знания среди персонала предприятия, что в конечном итоге даст серьезный толчок для инновационной деятельности.

В настоящее время особую актуальность приобретают исследования интеллектуального капитала с позиции глобальных перемен экономического пространства мира. Об этом говорит возникновение нового научного направления «экономика знаний», которое позволяет увидеть взаимосвязь категорий «интеллектуальный ресурс» и «инновация».

Так, под понятием «инновация» принято понимать реальное воплощение в жизнь знаний. Таким образом, оно позволяет увидеть рыночную значимость интеллектуального ресурса. Это обусловлено тем, что он является прямым выражением накопленных знаний. Завершающей составляющей знания становится новшество, которое создается в процессе творчества, и именно оно будет зачатком всех новых знаний.

Следовательно, для достижения экономического роста одной из важнейших функций любого бизнеса становится умелое выявление, дальнейшее формирование, накопление и эффективное использование интеллектуальных ресурсов.

Интеллектуальный капитал

Интеллектуальный капитал как комплекс интеллектуальных ресурсов является одним из главных факторов в определении стоимости бизнеса и его конкурентоспособности. Курс достижения роста этих показателей выражается в удовлетворении запросов потребителей на основе постоянного совершенствования управления предприятием, ориентированного на аккумулирование и эффективное использование ключевых категорий интеллектуальных ресурсов, таких как:

— профессиональная квалификация персонала;

— патенты;

— торговые марки и знаки;

— построение отношений с потребителями;

— структура управления;

— ноу-хау;

— информационные технологии нового поколения.

Использование этих категорий вкупе при ведении бизнеса отражает состояние интеллектуального капитала, выражающегося в производстве (оказании) высокотехнологичных товаров и услуг, что в конечном итоге повышает стоимость бизнеса и его конкурентоспособность.

Новое знание как базисный элемент

Исходя из толкований экономической теории, при ведении любого бизнеса необходимо определить единый базисный элемент, который будет существовать во всех областях работы, концентрировать и направлять процесс развития. В условиях, когда нововведения становятся залогом эффективности бизнеса, инновация как межотраслевая категория, носящая перспективный характер, является наиболее предпочтительным базисным элементом. Такая позиция решает проблему выбора комплексного подхода, делает текущую деятельность более сбалансированной и ориентирует процесс на развитие.

Реалии современной экономической жизни подразумевают наличие инновационного подхода на всех этапах становления и развития бизнеса, что делает проблему еще более сложной. Это связано с тем, что задача обеспечения баланса между процессом развития и текущей работой трансформируется в сложную совокупность с множеством переменных значений, пропорциональных количеству применяемых инноваций. Выходом из ситуации является построение динамической модели управления процессами с актуальным определением зависимостей устойчивости предприятия и необходимости введения инноваций.

На уровень вовлечения в работу новых знаний влияют их сущностные характеристики, которые значительно отличают их от классических факторов производства. Общие черты новых знаний:

— формируются однажды, могут быть использованы многократно и не убывают по мере их эксплуатации;

— являются индивидуальным успехом конкретной единицы кадрового состава;

— одновременно ими могут пользоваться многие потребители, при этом качество от этого страдать не будет;

— имеют безвозвратный характер;

— нематериальны и нуждаются в выражении в форме текста, графики или объекта.

Из вышепоименованных свойств вытекает само понятие «знание» — осмысленная, переработанная и усвоенная информация, прошедшая через сознание потребителя и имеющая конкретный результат, выражающийся в новых технологиях, оборудовании и т. д. Как правило, среди признаков знания выделяют:

— доказанность;

— апробированность;

— обобщенность;

— потенциальную полезность;

— убежденность.

Таким образом, можно сказать, что информация зависит от знания и является его базисом. Это подтверждается тем, что информация используется для принятия управленческих решений, а знания являются основой таких решений.

Экономика знаний в России

В отечественной практике движение к экономике знаний благоприятно влилось в национальные особенности, определяющие поведение при построении бизнеса. Исключительно русский характер импульсивности труда не дает возможности создать массовый продукт высокого качества, но создает условия для проявления нестандартного мышления и творческого подхода.

На сегодняшний день сырьевая зависимость отечественной экономики приостанавливает развитие рынка знаний. Однако современные тенденции говорят о динамике роста объема экспорта на запад интеллектуальных ресурсов и индивидуальных знаний. Подобная динамика наблюдалась в начале 90-х, когда экспорт интеллектуального капитала находился на пике.

Еще одним препятствием для отечественной экономики знаний является отсутствие комфортной, уважительной и доверительной атмосферы для держателей знаний.

В совокупности для решения этих двух проблем в России требуется построение новых производственных и трудовых отношений. Среди отечественных менеджеров бытует мнение, что управление информацией и знаниями — одно и то же. Это главное заблуждение, которое губит инновацию в российском бизнесе.

Управление знаниями

Управление знаниями — глубокий и всеобъемлющий процесс, тесно связанный с характером человека. От типа знаний зависят методы его выявления, фиксации, воплощения в жизнь, определения ценности и в конечном счете управления. Формирование интеллектуальных ресурсов бизнеса происходит на основе их приобретения и наращивания путем разработок и обучения.

По сравнению с вложениями в физический капитал, инвестиции в интеллектуальные ресурсы имеют ряд особенностей: возникают более высокие риски, инвестиционный период более длителен, однако при применении на практике наблюдается более высокая доходность.

Выделяют два типа инвестиций в интеллектуальные ресурсы — прямой (капиталовложения в обучение, научно-исследовательскую деятельность и т. д.) и косвенный (капиталовложения в развитие информационных технологий, высокотехнологичного оборудования и т. д.). В процессе использования интеллектуальные ресурсы практически не изнашиваются. Однако им свойственно морально устаревать. После появления новых знаний появляются новые интеллектуальные ресурсы, поэтому требуется постоянное вложение средств в развитие этого сегмента.

Интеллектуальные ресурсы не только обеспечивают предприятию возможность производить качественную продукцию, но и позволяют ему адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды через совершенствование техники, производственного и управленческого процесса, методов накопления капитала.

Интеллектуальный потенциал следует рассматривать как стратегическую составляющую интеллектуальных ресурсов бизнеса, так как он представляет собой возможности и перспективы его развития. Современные научные подходы к рассмотрению экономического развития сходятся в понимании категории инновационной эффективности. Выделяют два уровня инновационной эффективности:

1) производственный, когда товары (услуги) производятся (оказываются) с наименьшими затратами;

2) распределительный, когда производятся (оказываются) товары (услуги), которые требуются обществу.

В качестве общего вывода стоит заметить, что требуется создание подхода, учитывающего оба уровня инновационной эффективности.

Препятствия для инноваций

Исследования проблем развития на российских предприятиях выявили ряд факторов, препятствующих успешной реализации инноваций.

1) Недостаток денежных средств.

Несмотря на возможность использования заемных денежных средств, управленцы редко используют этот механизм, что в большей степени вызвано низким уровнем развития элемента планирования.

2) Высокая стоимость инноваций.

В действительности деньги в развитие будущего вкладываются уже сейчас. В условиях предкризисной ситуации это, скорее, непозволительная роскошь.

3) Экономический риск.

Вложенные средства могут не окупиться, а могут дать результат в далеком будущем. Из-за этого возникает дисбаланс в развитии бизнеса.

4) Недостаток квалифицированных кадров.

Вновь введенный инновационный проект должен обеспечиваться кадрами с соответствующей профессиональной подготовкой.

5) Неопределенность срока инновационного развития.

Даже при качественном планировании процесса развития могут возникать ситуации, дестабилизирующие намеченный курс.

Таким образом, при реализации процесса развития необходимо учитывать проблему устойчивости текущего функционирования бизнеса. Эта категория рассматривается как одно из проявлений целостности процесса и означает самозащиту всех элементов бизнес-структуры.

В заключение стоит заметить, что в России существуют все условия для ведения инновационного бизнеса. Но есть одно но! Исходя из сегодняшнего положения дел можно констатировать, что все управленцы спешат к моментальной окупаемости своих бизнес-проектов, что негативно сказывается на общем развитии экономики знаний в нашей стране.

——————————————————————