Особенности совершения исполнительных действий при несостоятельности (банкротстве) должника
(Ширяева Т. В.) («Исполнительное право», 2012, N 4)
ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) ДОЛЖНИКА
Т. В. ШИРЯЕВА
Ширяева Татьяна Викторовна, доцент кафедры гражданского процесса Уральской государственной юридической академии, кандидат юридических наук.
Проблема несостоятельности (банкротства) является актуальной для российского права. Отдельный вопрос — это возможность реального исполнения судебного решения о несостоятельности, что зачастую бывает весьма затруднительно на практике. В данной статье указываются основные особенности совершения исполнительных действий при банкротстве должника.
Ключевые слова: банкротство, несостоятельность, исполнение судебного решения.
Features of enforcement actions under insolvency (bankruptcy) of a debtor T. V. Shiryaeva
The problem of insolvency (bankruptcy) is topical for the Russian law. A separate issue is a possibility of real enforcement of judgment on insolvency which is very difficult in practice. The article describes basic features of enforcement actions under insolvency (bankruptcy) of a debtor.
Key words: bankruptcy, insolvency, enforcement of judgment.
С введением в действие Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — ФЗНБ) актуальность вопроса о соотношении исполнительного производства и производства по делам о несостоятельности (банкротстве) не вызывает сомнения. Ранее действовавшее законодательство о несостоятельности было основано на принципе диспозитивности в выборе способа защиты нарушенного права и в принципе не исключало возможность возбуждения производства по делу о несостоятельности без предварительного осуществления процедуры принудительного исполнения. В случае неисполнения обязательства должником кредитор может обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании долга в индивидуальном порядке или — при наличии определенных условий — с заявлением о признании лица несостоятельным (банкротом). Причем второй способ защиты по ряду причин использовался заинтересованными лицами значительно чаще первого <1>. ——————————— <1> Сердитова Е. Н. Некоторые процессуально-правовые вопросы, связанные с возбуждением дел о несостоятельности (банкротстве) // Арбитражный и гражданский процесс. 2002. N 3.
Практика применения положений ранее действовавшего Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» показала, что «…в результате применения мер принудительного исполнения судебных и иных юрисдикционных актов отрицательные имущественные последствия могут наступить не только для должника, но и для тех его кредиторов, которые не участвуют в исполнительном производстве, рискуя в дальнейшем не получить удовлетворения своих требований» <2>. ——————————— <2> Ярков В. В., Устьянцев С. Е., Еременко М. С. Обращение взыскания на имущество коммерческих организаций: Учебн.-практ. курс. СПб., 2006.
В связи с этим в юридической литературе сформулирован и обоснован тезис о необходимости существования механизма, позволяющего при выявлении обстоятельств, свидетельствующих в пользу того, что имущества должника будет недостаточно для удовлетворения требований всех его кредиторов, немедленно перейти от погашения требований к должнику в рамках исполнительного производства к урегулированию долгов последнего в ходе производства по делу о несостоятельности (банкротстве) <3>. ——————————— <3> Дубинчин А. А. Институт несостоятельности и внеконкурсное удовлетворение требований к должнику — юридическому лицу // Хозяйство и право. 1999. N 9, 10.
В настоящее время ст. 96 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с последующими изменениями) (далее — ФЗИП) устанавливает специальные правила обращения взыскания при введении в отношении должника-организации (либо индивидуального предпринимателя <4>) процедур банкротства. ——————————— <4> Предусмотренный данной статьей порядок распространяется и на случаи обращения взыскания на имущество должника-гражданина, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, если его обязательства по исполнительным документам возникли в результате осуществления им предпринимательской деятельности.
По смыслу ч. ч. 1, 2 ст. 96 ФЗИП определение о введении процедуры наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления направляется арбитражным судом судебному приставу-исполнителю. Действия в связи со снятием ареста совершаются судебным приставом-исполнителем в разумный срок после получения этого определения. Для их совершения не требуется ходатайств или заявлений со стороны участников исполнительного производства и третьих лиц. Приостановление исполнительного производства не препятствует совершению судебным приставом-исполнителем указанных действий. Согласно ст. 27 ФЗНБ при рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры: — наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов; — финансовое оздоровление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности; — внешнее управление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности; — конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов; — мировое соглашение — процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Каждая процедура банкротства имеет свою специфику, свои особенности, и, соответственно, полномочия судебных приставов-исполнителей реализовываются в указанных процедурах по-разному. В случае вынесения арбитражным судом определений о введении в отношении должника процедур наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления судебный пристав может продолжать совершение исполнительных действий по исполнению только исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения (финансового оздоровления или внешнего управления) судебных актов, в том числе судебных приказов, о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, компенсации морального вреда, а также о взыскании задолженности по текущим платежам. По всем остальным исполнительным документам по имущественным взысканиям судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнение. При этом судебный пристав-исполнитель не снимает наложенные аресты на имущество должника-организации в том размере и объеме, которые необходимы для исполнения данных требований. При необходимости в процедуре наблюдения возможно наложение новых арестов без обращения в арбитражный суд. С даты вынесения судом определения о введении наблюдения приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнительных документов, перечисленных в указанных нормах (абзац 3 ч. 1 ст. 63 ФЗНБ, п. 5 ч. 1 ст. 40, ч. 1 ст. 96 ФЗИП). Необходимо отметить, что основанием для приостановления судебным приставом-исполнителем является определение суда о введении в отношении должника наблюдения. Вынесение самостоятельного судебного акта о приостановлении исполнительного производства не требуется. Согласно п. 2.1 Методических рекомендаций по исполнению исполнительных документов при введении в отношении должника процедур банкротства (далее — Методические рекомендации), получив определение арбитражного суда о введении в отношении должника наблюдения, судебный пристав-исполнитель проводит ревизию всех находящихся на исполнении исполнительных производств, возбужденных в отношении данного должника <5>. ——————————— <5> Методические рекомендации по исполнению исполнительных документов при введении в отношении должника процедур банкротства (утв. ФССП РФ 30.06.2010 N 02-1) (в ред. от 01.01.2012) // СПС «КонсультантПлюс».
В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 г. N 59 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае возбуждения дела о банкротстве», поскольку требования по спорам, касающимся защиты владения или принадлежности имущества, в том числе об истребовании имущества из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ), о прекращении нарушений права, не связанных с лишением владения (ст. 304 ГК РФ), об освобождении имущества от ареста (исключении из описи), а также требования о пресечении действий, нарушающих исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации или создающих угрозу его нарушения (ст. 1252 ГК РФ), об изъятии и уничтожении контрафактных материальных носителей, в которых они выражены, либо оборудования, прочих устройств и материалов, главным образом используемых или предназначенных для совершения нарушения исключительных прав на них (п. п. 4 и 5 ст. 1252 ГК РФ), об изъятии или конфискации орудий и предметов административного правонарушения и т. п. не относятся к имущественным взысканиям по смыслу абзаца четвертого п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве, исполнительное производство по указанным требованиям не приостанавливается <6>. В связи с чем судебный пристав-исполнитель выделяет указанные исполнительные производства при проведении ревизии. ——————————— <6> Аналогичное положение закреплено в п. 2.1.1 Методических рекомендаций по исполнению исполнительных документов при введении в отношении должника процедур банкротства (утв. ФССП РФ 30.06.2010 N 02-1) (в ред. от 01.01.2012) // СПС «КонсультантПлюс».
В случае введения процедуры наблюдения в отношении должника — индивидуального предпринимателя судебный пристав-исполнитель также выделяет исполнительные производства по требованиям взыскателей, не связанным с осуществлением должником предпринимательской деятельности, разъясняя взыскателям их право на предъявление своих требований в рамках дела о банкротстве (п. 2.1.2 Методических рекомендаций). В рамках не приостановленного исполнительного производства допускается наложение арестов (ст. 80 ФЗИП) и совершение судебным приставом-исполнителем иных исполнительных действий и применение судом общей юрисдикции или арбитражным судом мер, направленных на обеспечение исполнения судебного акта. Данное правило применяется и для целей установления видов исполнительных документов, по которым приостанавливается исполнение с даты введения процедуры финансового оздоровления или внешнего управления, а также прекращается исполнение с даты принятия решения о признании должника банкротом и оканчивается исполнительное производство. После приостановления исполнительного производства судебный пристав-исполнитель снимает аресты с имущества должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом, наложенные в ходе исполнительного производства. В соответствии с ч. 2 ст. 96 ФЗИП судебный пристав-исполнитель вправе не снимать арест с имущества, стоимость которого не превышает размер задолженности, необходимой для исполнения требований исполнительных документов, исполнительные производства по которым не приостанавливаются. Реализация указанного имущества проводится в установленном законодательством порядке. Денежные средства, полученные от реализации такого имущества должника, перечисляются в счет погашения требований исполнительных документов по неприостановленным исполнительным производствам. Также необходимо отметить, что с даты введения наблюдения в соответствии с требованиями ст. 18.1 ФЗНБ обращение судебным приставом-исполнителем взыскания на заложенное имущество, в том числе во внесудебном порядке, не допускается. Согласно п. п. 2.6, 2.7 Методических рекомендаций при поступлении на исполнение исполнительного документа после введения в отношении должника процедуры наблюдения судебный пристав-исполнитель, исходя из вида задолженности и даты вступления судебного акта, акта другого органа в законную силу, определяет, относятся ли требования исполнительного документа к текущим платежам. Если требования исполнительного документа относятся к текущим платежам <7>, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство. ——————————— <7> Под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (ч. 1 ст. 5 ФЗНБ). При решении вопроса о характере платежа и отнесении его к текущим следует руководствоваться также положениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве».
Последствия введения процедур финансового оздоровления и внешнего управления, предусмотренные ст. ст. 81, 94, 95 ФЗНБ и ст. 96 ФЗИП, схожи: — отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; — аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве; — приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления (внешнего управления) решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда. По тем исполнительным документам, производство по которым приостановлено, судебный пристав не производит исполнительные действия до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства, т. е. до вынесения арбитражным судом определения о прекращении производства по делу в отношении должника-организации, находящегося в процедурах финансового оздоровления или внешнего управления. В тех же случаях, когда арбитражным судом вводится следующая процедура, судебный пристав в соответствии с последствиями введения этой процедуры либо приостанавливает исполнительное производство, либо оканчивает (в конкурсном производстве). При введении процедуры финансового оздоровления или внешнего управления наложение новых арестов и установление иных ограничений по распоряжению имуществом должника, включая обеспечительные меры, как судебными приставами-исполнителями, так и судами допускается только в рамках процесса по делу о банкротстве. Исключение из этого правила установлено в отношении взыскания задолженности по текущим платежам, а также истребования имущества из чужого незаконного владения, в ходе процедуры внешнего управления. По данным видам имущественных взысканий аресты и иные ограничения по распоряжению имуществом должника могут налагаться в ходе процедуры внешнего управления вне рамок дела о банкротстве (п. 1 ст. 94 ФЗНБ, п. 3.4 Методических рекомендаций). С даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника и управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. В случаях, когда исполнение исполнительного документа невозможно без участия должника, судебный пристав-исполнитель обязывает внешнего управляющего совершить действия, предусмотренные исполнительным документом. В случае невыполнения внешним управляющим законных требований судебного пристава-исполнителя применяются меры, предусмотренные ст. 113 ФЗИП. При получении копии решения арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительные производства, в том числе по исполнительным документам об обращении взыскания на заложенное имущество и исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, по п. 7 ч. 1 ст. 47 ФЗИП, за исключением исполнительных производств: о признании права собственности; о компенсации морального вреда; об истребовании имущества из чужого незаконного владения; о применении последствий недействительности сделок; о взыскании задолженности по текущим платежам; неимущественного характера. Одновременно с окончанием исполнительного производства судебный пристав-исполнитель снимает наложенные им в ходе исполнительного производства аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Согласно ст. 126 ФЗНБ в рамках конкурсного производства наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается <8>. Действие данной нормы распространяется не только на аресты, налагаемые в исполнительном производстве, но и на аресты как обеспечительные меры, принимаемые в судебных процессах за рамками дела о банкротстве. В данном случае при поступлении на исполнение исполнительного листа судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании п. 8 ч. 1 ст. 31 ФЗИП. ——————————— <8> Согласно п. 4.5.2 Методических рекомендаций «…указанная норма не исключает возможности наложения арестов и иных ограничений в связи с требованиями по спорам, касающимся защиты владения или принадлежности имущества, в том числе об истребовании имущества из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ), о прекращении нарушений прав, не связанных с лишением владения (ст. 304 ГК РФ), об освобождении имущества от ареста (исключении из описи), а также в связи с требованиями о пресечении действий, нарушающих исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации или создающих угрозу его нарушения (пп. 2 п. 1 ст. 1252 ГК РФ), об изъятии и уничтожении контрафактных материальных носителей, в которых они выражены, либо оборудования, прочих устройств и материалов, главным образом используемых или предназначенных для совершения нарушения исключительных прав на них (п. п. 4 и 5 ст. 1252 ГК РФ), об изъятии или конфискации орудий и предметов административного правонарушения и т. п. Для наложения ареста в отношении перечисленных выше требований судебный пристав-исполнитель обращается с соответствующим ходатайством в суд, рассматривающий дело о банкротстве».
Исполнительные документы, производство по которым окончено, вместе с копией постановления об окончании исполнительного производства в течение трех дней со дня окончания исполнительного производства направляются конкурсному управляющему. Копии указанного постановления в тот же срок направляются сторонам исполнительного производства. В соответствии со ст. 64 ГК РФ, ст. 134 ФЗНБ конкурсный управляющий самостоятельно производит исполнение по исполнительным документам с учетом требований очередности удовлетворения требований кредиторов за счет конкурсной массы. Поступившие после открытия процедуры конкурсного производства исполнительные документы в отношении должника-организации подлежат передаче конкурсному управляющему, а исполнительное производство подлежит окончанию. С даты вынесения арбитражным судом решения о признании банкротом должника — индивидуального предпринимателя прекращается взыскание по всем исполнительным документам, за исключением исполнительных документов: о признании права собственности; о компенсации морального вреда; об истребовании имущества из чужого незаконного владения; о применении последствий недействительности сделок; о взыскании задолженности по текущим платежам; неимущественного характера, а также по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о взыскании алиментов и по иным требованиям, не связанным с осуществлением должником предпринимательской деятельности, которые подлежат исполнению в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве. Пунктом 2 ст. 215 ФЗНБ, п. 30 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2011 г. N 51 «О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей» закреплено, что кредиторы индивидуального предпринимателя, требования которых не связаны с обязательствами при осуществлении предпринимательской деятельности, вправе предъявить свои требования в процедурах наблюдения и конкурсного производства только в рамках дела о банкротстве должника-предпринимателя. До окончания дела о банкротстве эти требования не могут заявляться в отдельном исковом производстве <9>. ——————————— <9> Согласно п. 4.9 Методических рекомендаций судебным приставам-исполнителям рекомендуется разъяснять взыскателям, требования которых не связаны с осуществлением должником предпринимательской деятельности, их право на предъявление своих требований в рамках дела о банкротстве.
Если по названным требованиям было возбуждено исполнительное производство, то исполнительное производство по таким требованиям не может осуществляться в период процедуры наблюдения и считается приостановленным с даты вынесения определения о введении наблюдения (п. 5 ч. 1 ст. 40, п. 1 ст. 96 ФЗИП). Поскольку целью приостановления исполнительного производства в данном случае является недопущение изъятий из будущей конкурсной массы, а также в связи с тем, что упомянутые требования сами по себе подлежат исполнению по завершении дела о банкротстве, указанное исполнительное производство приостанавливается до завершения дела о банкротстве. При этом с учетом особенностей банкротства индивидуальных предпринимателей, к которым после завершения дела о банкротстве могут быть предъявлены требования, не связанные с предпринимательской деятельностью, не заявлявшиеся в деле о банкротстве такого предпринимателя, при открытии конкурсного производства приостановленные исполнительные производства не подлежат окончанию на основании абзаца 7 п. 1 ст. 126 ФЗНБ. Такие производства остаются приостановленными. Если соответствующие исполнительные производства возбуждены после открытия конкурсного производства, они также считаются приостановленными с момента их возбуждения.
——————————————————————