Слияния в России и в Европе
(Скворцов Д.)
(«ЭЖ-Юрист», 2012, N 46)
СЛИЯНИЯ В РОССИИ И В ЕВРОПЕ
Д. СКВОРЦОВ
Дмитрий Скворцов, аспирант ИНЭП, г. Москва.
Слияние акционерных обществ — способ объединения и концентрации сил и возможностей для дальнейшего развития бизнеса. Рассмотрим особенности правового регулирования этого процесса и проведем сравнительный анализ законодательств Российской Федерации и Европейского союза.
Законодательная основа
Реорганизация юридического лица в форме слияния может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Это правило, закрепленное в п. 1 ст. 57 ГК РФ, логично и целесообразно, поскольку в Российской Федерации гарантируются свобода частной собственности, свобода экономической деятельности и свобода учреждения. Но указанная норма не носит императивного характера, что подтверждается в п. 3 ст. 57 ГК РФ. В нем закреплено, что в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Речь идет о Федеральном законе от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции». Он содержит норму (п. 1 ч. 1 ст. 27) «создание и реорганизация коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа».
Однако в соответствии с п. 2 ст. 27 Закона N 135-ФЗ указанное требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделки не применяется, если слияние осуществляется лицами, входящими в одну группу лиц, или если указанная сделка осуществляется с соблюдением условий, предусмотренных ст. 31 Закона N 135-ФЗ, либо если их осуществление предусмотрено актами Президента РФ или актами Правительства РФ.
В подпункте 1 п. 1 ст. 30 Закона N 135-ФЗ закреплено, что коммерческая организация должна уведомлять антимонопольный орган о ее создании в результате слияния коммерческих организаций (за исключением слияния финансовых организаций), если суммарная стоимость активов по последним балансам или суммарная выручка от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, коммерческих организаций, деятельность которых прекращается в результате слияния, превышает 400 млн. руб., не позднее чем через 45 дней после даты слияния.
Согласно п. 2 ст. 30 Закона N 135-ФЗ в случае, если сделка по слиянию коммерческих организаций была проведена с предварительного согласия антимонопольного органа, то направление последующего уведомления уже не требуется.
Как было указано выше, если слияние коммерческих организаций осуществляется лицами, входящими в одну группу лиц, то получение предварительного согласия антимонопольного органа на такую сделку не требуется. Но данного условия недостаточно, и в соответствии с п. 1 ст. 31 Закона N 135-ФЗ подобные сделки должны быть проведены с последующим уведомлением антимонопольного органа, только если соблюдаются в совокупности следующие условия:
1) сделки по слиянию коммерческих организаций осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц;
2) перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в федеральный антимонопольный орган в утвержденной им форме не позднее чем за 1 месяц до осуществления таких сделок;
3) перечень лиц, входящих в эту группу, на момент осуществления сделок, иных действий не изменился по сравнению с представленным в федеральный антимонопольный орган перечнем таких лиц.
В ГК РФ содержится ст. 60, посвященная гарантиям прав кредиторов реорганизуемого юридического лица. В ней, в частности, закреплено, что юридическое лицо в течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации.
Более того, реорганизуемое юридическое лицо после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью 1 раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации, либо юрлицом, которое определено решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.
Таким образом, можно сделать вывод, что в ГК РФ предпринята попытка урегулировать процесс реорганизации юридических лиц в форме слияния, однако без особой конкретизации данного юридического и экономического явления.
Юридический смысл термина «слияние» нашел свое отражение в Федеральном законе от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах». В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона N 208-ФЗ «слиянием обществ признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних».
Кроме того, в указанной статье Закона N 208-ФЗ закрепляется более детальное по сравнению с ГК РФ регулирование процедуры слияния акционерных обществ, что по праву может считаться определенным сдвигом в данной проблеме. Так, в п. 2 ст. 16 Закона N 208-ФЗ сказано, что «общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии», который наряду с уставом в соответствии с абз. 2 п. 2 настоящей статьи утверждается общим собранием акционеров каждого общества, участвующего в слиянии. Общим собранием акционеров каждого общества, участвующего в слиянии, также решается вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, создаваемого в результате слияния.
Договор о слиянии
В пункте 3 ст. 16 Закона N 208-ФЗ установлены требования к содержанию договора о слиянии. К ним относятся:
1) наименование, сведения о месте нахождения каждого общества, участвующего в слиянии, а также наименование, сведения о месте нахождения общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния;
2) порядок и условия слияния;
3) порядок конвертации акций каждого общества, участвующего в слиянии, в акции создаваемого общества и соотношение (коэффициент) конвертации акций таких обществ;
4) указание о количестве членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества, избираемых каждым обществом, участвующим в слиянии, если уставом создаваемого общества в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусматривается осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества общим собранием акционеров этого общества;
5) список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого общества;
6) список членов коллегиального исполнительного органа создаваемого общества, если уставом создаваемого общества предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа и его образование отнесено к компетенции общего собрания акционеров;
7) указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого общества;
8) наименование, сведения о месте нахождения профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг создаваемого общества, если в соответствии с федеральным законом ведение реестра акционеров создаваемого общества должно осуществляться регистратором.
Кроме того, п. 3.1 ст. 16 Закона N 208-ФЗ предусмотрено, что «договор о слиянии может содержать указание об аудиторе общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, о регистраторе создаваемого общества, указание о передаче полномочий единоличного исполнительного органа создаваемого общества управляющей организации или управляющему, иные данные о лицах, указанных в подпунктах 5 — 7 пункта 3 настоящей статьи, другие положения о реорганизации, не противоречащие федеральным законам».
На основании вышеизложенного можно сделать ряд выводов. Корпоративное законодательство в целом и институт слияний акционерных обществ в частности зародились в нашей стране сравнительно недавно, примерно двадцать лет назад, когда Россия перешла на рельсы рыночной экономики и возникла частная собственность на различные ресурсы, товары и на средства их производства.
На протяжении всего периода своего развития корпоративное законодательство претерпевало достаточно весомые корректировки — в нормативно-правовые акты вносились дополнения и изменения под влиянием бурно развивающегося рынка. В настоящее время корпоративное законодательство находится в динамике, что в первую очередь связано с внесением изменений в ч. 1 ГК РФ.
На наш взгляд, это положительная тенденция, поскольку она направлена на устранение пробелов в праве, гармонизацию корпоративного законодательства, что способствует его устойчивому развитию, отвечающему современным реалиям экономики.
Сравним с ЕС
Сравнительно-правовой анализ корпоративного права Европейского союза поможет нам выявить пробелы и слабые стороны отечественного законодательства. Основой права в этой области является Римский договор о Европейском союзе. Его статьи, посвященные регулированию права компаний в целом, немногочисленны, но имеют большое значение для формирования единой экономики. Основные статьи, регулирующие право компаний в ЕС, находятся в главе «О свободе учреждения».
Статья 44 Римского договора о ЕС наделяет Совет ЕС и Комиссию ЕС полномочиями принимать по мере необходимости директивы в целях координации норм законодательства государств-членов, касающихся компаний. Эти директивы направлены на защиту интересов акционеров и третьих лиц и должны способствовать достижению равнозначности норм национального законодательства, преодолению существующих препятствий свободе учреждения компаний.
Директивы являются основой Программы гармонизации права компаний (корпоративного права) ЕС. Программа гармонизации основана на 14 основополагающих Директивах, регулирующих различные вопросы права компаний. Для целей настоящего исследования необходимо рассмотреть две из них — Третью директиву Совета от 09.10.1978, основанную на ст. 54 (3g) Договора о слияниях акционерных обществ (78/855/ЕЕС) (далее — Третья директива) и Директиву 2005/56/ЕС Европейского парламента и Совета от 26.10.2005 о трансграничных слияниях хозяйственных обществ, основанных на объединении капиталов (далее — Десятая директива).
В Третьей директиве закрепляется основной принцип юридических слияний: универсальное правопреемство путем слияния компаний без ликвидации. Принцип универсального правопреемства дает возможность компаниям функционировать без специальных актов передачи активов одного юридического лица другому и служит гарантией для кредиторов сливающихся компаний. Напомним, в российском корпоративном законодательстве в настоящее время закреплено, что при слиянии компании-участницы должны оформлять передаточный акт.
Предусмотрено два вида слияний: путем поглощения и путем образования новой компании. При этом слиянием путем поглощения в соответствии с параграфом 1 ст. 3 Третьей директивы признается операция, посредством которой одно или несколько обществ в результате роспуска без ликвидации передают другому обществу все свои имущественные активы и пассивы при условии предоставления акционерам поглощаемого общества (поглощаемых обществ) акций поглощающего общества и, возможно, денежной компенсации в размере, не превышающем 10% номинальной стоимости предоставленных акций либо — при отсутствии номинальной стоимости — их учетной цены.
В российском корпоративном праве аналогом слияния путем поглощения является присоединение как самостоятельная форма реорганизации юридических лиц, подразумевающая прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей обществу, к которому они присоединяются, в соответствии с передаточным актом.
Вместе с тем под слиянием путем учреждения нового общества в соответствии с параграфом 1 ст. 4 Третьей директивы признается операция, посредством которой несколько обществ в результате своего роспуска без ликвидации передают учреждаемому ими обществу все свои имущественные активы и пассивы при условии предоставления их акционерам акций нового общества и, возможно, денежной компенсации в размере, не превышающем 10% номинальной стоимости предоставленных акций либо — при отсутствии номинальной стоимости — их учетной цены.
В России, как и в ЕС, в соответствии с параграфом 1 ст. 5 Третьей директивы для компаний-участниц устанавливается необходимость оформления проекта слияния, а также предъявляются минимальные требования к его содержанию. Однако в регулировании данного вопроса имеется определенное различие. Так, в соответствии с Десятой директивой предусматривается, что на законодательном уровне надлежит определить минимальное содержание этого совместного проекта, оставляя заинтересованным хозяйственным обществам возможность по соглашению друг с другом устанавливать другие элементы проекта. В российском корпоративном праве перечень нюансов, содержащихся в договоре о слиянии, является закрытым.
В статье 9 Третьей директивы предусмотрено, что административные или руководящие органы каждого из сливающихся обществ составляют подробный письменный доклад, объясняющий и обосновывающий с юридической и экономической точек зрения проект слияния и, в частности, курс, по которому будет производиться обмен акций. Более того, в соответствии со ст. 10 Третьей директивы применительно к каждому из сливающихся обществ один или несколько независимых экспертов, назначенных или одобренных судебным или административным органом, производят анализ проекта слияния и составляют письменное заключение, предназначенное акционерам. При этом эксперты в заключении должны заявить о том, является ли, по их мнению, уместным и разумным курс, по которому будет производиться обмен акций. Каждый эксперт вправе получать у сливающихся обществ любые полезные сведения и документы и проводить любые необходимые проверки.
В российском законодательстве не содержится упоминаний о необходимости проверки или экспертизы договора о слиянии, что, в свою очередь, ставит под угрозу интересы акционеров сливающихся компаний, а также влечет возникновение определенных юридических и экономических рисков для заинтересованных сторон.
Статья 11 Третьей директивы закрепляет право каждого акционера не менее чем за месяц до дня проведения общего собрания, призванного вынести решение по проекту слияния, ознакомиться со всеми документами, касающимися будущей сделки. Минимальный перечень таких документов определен в указанной статье. При этом копии документов предоставляются на безвозмездной основе на основании простого требования. Закон N 208-ФЗ не содержит норм, предусматривающих право акционеров сливающихся компаний знакомиться с необходимой документацией. Вместе с этим в ст. 91 Закона N 208-ФЗ закреплено, что с документами бухгалтерского учета и протоколами заседаний коллегиального исполнительного органа могут быть ознакомлены акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25% голосующих акций общества. Более того, предоставление копий таких документов осуществляется на возмездной основе.
В статье 12 Третьей директивы установлено, что защита прав работников каждого из сливающихся обществ организуется в соответствии с Директивой 77/187/ЕЕС. Однако со временем указанная директива была отменена и вместо нее вступила в силу Директива Совета Европейского союза 2001/23/ЕС от 12.03.2001 «О сближении законодательства государств-членов относительно защиты прав работников в случаях передачи предприятий, бизнеса или части предприятий или бизнеса». Указанная Директива содержит ряд положений, закрепляющих, что права и обязанности в отношении всех работников, которые принадлежали компаниям — участницам процедуры слияния, автоматически переходят к новому обществу, образованному в ходе такой сделки. Никто из работников не может быть уволен, однако это положение не затрагивает увольнений, которые могут иметь место по экономическим, техническим или организационным причинам, вызванным изменением потребности в рабочей силе.
Директивой предусмотрено, что компании — участницы сделки по слиянию обязаны заблаговременно предупредить всех своих сотрудников о последствиях такой сделки. Новая образовавшаяся компания (правопреемник) также обязана заранее уведомить всех сотрудников об изменениях, которые могут произойти после осуществления сделки по слиянию. В случае если одна из сторон не уведомит работников, последние наделяются правом обратиться за защитой своих прав в соответствующие органы.
Схожие по смыслу нормы содержатся и в российском законодательстве, но не в корпоративном, а в трудовом. Так, в ч. 5 ст. 75 ТК РФ установлено, что изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не могут являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации. Однако в ТК РФ не содержатся положения, обязывающие уведомлять работников компаний — участниц сделки по слиянию.
——————————————————————