Гражданско-правовой статус пассажира

(Смирнова А. Б.) («Юрист», 2013, N 8)

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПАССАЖИРА

А. Б. СМИРНОВА

Смирнова Алена Борисовна, соискатель кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского (Приволжского) федерального университета.

Вступая в правоотношения по перевозке пассажиров, физическое лицо приобретает гражданско-правовой статус пассажира, который в силу специфики отношений имеет свои особенности. В работе дается определение гражданско-правового статуса пассажира, проводится соотношение этого понятия с понятием «правосубъектность пассажира», выделяются правовые факторы, влияющие на гражданско-правовой статус пассажира в регулятивных и охранительных правоотношениях по перевозке, анализируются недостатки норм транспортного законодательства, влияющие на реализацию прав пассажира.

Ключевые слова: гражданско-правовой статус пассажира, регулятивные правоотношения по перевозке пассажиров, охранительные правоотношения по перевозке пассажиров, права и обязанности пассажира.

The legal status of the passengers in guarding legal relations A. B. Smirnova

Entering in legal relations on transportation of passengers, the physical person gets the civil-law status of the passenger, owing to specificity of relations which has it’s features. In work definition «the civil-law status of the passenger» was made, the parity of this definition with definition «legal personality of the passenger» was spent, the legal factors influencing the civil-law status of the passenger in regulating and guarding legal relations on transportation were point out, defaults of norms of the transport legislation, influencing realization of the rights of the passenger, were analyzed.

Key words: the civil-law status of the passenger, regulating legal relations on transportation of passengers, guarding legal relations on transportation of passengers, the rights and duties of the passenger, the legal factors influencing the civil-law status of the passenger, defaults of the operating transport legislation.

Вступая в правоотношения по перевозке пассажиров, физическое лицо приобретает гражданско-правовой статус пассажира. Этот вывод следует из самой природы данного вида правоотношений. Во-первых, основой этих отношений является договор между перевозчиком и физическим лицом, который может быть как в письменной форме (проездные документы), так и в устной (путем совершения физическим лицом конклюдентных действий, свидетельствующих о согласии физического лица с условиями перевозки). Во-вторых, гражданско-правовой статус пассажира возникает у физического лица по доброй воле и основан на личном интересе физического лица по перевозке его самого и его багажа. В отличие от других отраслей права в гражданском праве действует принцип равенства субъектов правоотношения. В. В. Груздев отмечает, что одним из основных проявлений правового статуса личности в сфере гражданского права является способность участия субъектов в гражданских правоотношениях на началах равенства, под которыми понимаются равная возможность вступления в гражданские правоотношения, равные возможности при осуществлении гражданских прав и равные материальные и процессуальные возможности при защите гражданских прав <1>. Особняком стоят обязательства с участием граждан-потребителей, в которых последние как экономически более слабая сторона пользуются особой, повышенной правовой защитой. В этих обязательствах, как считает Е. А. Суханов, закон в ряде случаев намеренно отступает от основополагающего частноправового принципа юридического равенства сторон, предоставляя гражданам-потребителям дополнительные возможности защиты своих прав и интересов, например путем установления повышенной, в том числе безвиновной, ответственности услугодателей (предпринимателей) перед потребителями, а также путем заключения с физическим лицом публичного договора <2>. Таким образом, законодатель путем установления определенных гарантий и введения императивных норм в транспортное законодательство предпринял попытку предоставить пассажиру дополнительную защиту его прав. ——————————— <1> Груздев В. В. Категория «равенство» в гражданском праве // Журнал российского права. 2008. N 2. С. 64. <2> Гражданское право: В 4 т. Т. 3: Обязательственное право / Отв. ред. Е. А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 29.

Как и любой другой правовой статус субъекта, гражданско-правовой статус пассажира состоит из определенных элементов. В юридической литературе разные авторы в сущность правового статуса субъекта включают разные элементы. Так, ряд авторов считают, что «статус личности» составляют такие элементы, как юридические права и свободы, юридические обязанности и законные интересы (интересы, не нашедшие прямого закрепления в юридических правах и обязанностях, но подлежащие правовой защите со стороны государства) <3>. Другие же к элементам правового статуса личности относят: гражданство, правосубъектность, принципы правового положения, конституционные права, свободы человека и гражданина, занимающие центральное место в основе правового статуса, юридические обязанности и юридические гарантии (условия, средства реализации прав и обязанностей личности) <4>. ——————————— <3> Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 27 — 34; Кучминский В. А. Личность, свобода, право. М., 1978. С. 119 — 135; Алексеев С. С. Общая теория права. М., 1982. Т. 2. С. 142; Ямпольская Ц. А. О субъективных правах советских граждан и их гарантиях. В сб.: Вопросы советского государственного права. М., 1959. С. 162. <4> Большой юридический словарь / Под ред. А. В. Малько. М.: Проспект, 2009. С. 57; Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. С. 343; Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ; ИНФРА-М-Норма, 1997. С. 30 — 38.

В целом, как справедливо замечает В. В. Невинский, анализ различных точек зрения позволяет выделить элементы трех уровней в понятии «правовое положение человека и гражданина»: права, свободы и обязанности как «ядро» правового положения (конституционные права, свободы и обязанности как «ядро» конституционного положения личности); гражданство, правосубъектность, юридические гарантии как условия реализации прав, свобод, обязанностей; принципы правового положения личности как исходные начала, интегрирующие в себе нормативное содержание прав, свобод, обязанностей личности, а также условий их реализации <5>. ——————————— <5> Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. М.: Юристъ, 2003. С. 138.

Необходимо согласиться с мнением большинства авторов, что ядром правового статуса пассажира являются субъективные права и обязанности. В общем виде субъективное право пассажира направлено на удовлетворение интереса физического лица по перевозке его самого и его багажа. В целях реализации этого общего субъективного права законодателем было введено большое количество прикладных субъективных прав пассажира (например, по изменению условий договора перевозки, защите нарушенных перевозчиком прав), призванных помочь физическому лицу удовлетворить свой интерес по перевозке. При этом реализация физическим лицом субъективного права пассажира невозможна без надлежащего исполнения самим пассажиром обязанностей по заключению договора перевозки (совершение конклюдентных действий, оплата проезда) и исполнения перевозчиком обязанностей по оказанию услуг перевозки каждому обратившемуся к нему физическому лицу. Таким образом, гражданско-правовой статус пассажира состоит из совокупности субъективных прав и обязанностей пассажира, причем как в регулятивных, так и в охранительных отношениях. Для реализации физическим лицом совокупности прав и обязанностей пассажира необходима правовая предпосылка, которой является в данном случае правосубъектность. Правосубъектность — способность (возможность) быть участником определенных правоотношений, предусмотренных нормами права <6>. Правосубъектность неотделима от субъекта права. Как отмечает С. А. Зинченко, субъект права признается таковым, если он обладает правосубъектностью <7>. ——————————— <6> Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. С. 343. <7> Зинченко С. А. Юридические факты в механизме правового регулирования. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 86.

Правосубъектность является как бы фундаментом для правового положения пассажира, выражение которого осуществляется через праводееспособность и правовой статус пассажира. Вначале нормами права закрепляется правосубъектность пассажира, который становится субъектом правоотношений по перевозке в силу наличия указаний на это в нормах права. Правосубъектность с совокупностью прав и обязанностей пассажира, закрепленных нормами права, представляет собой статическое состояние правового статуса пассажира. Тогда как динамичное состояние правового статуса пассажира проявляется в процессе реализации пассажирами своих прав и обязанностей, а также в случае необходимости защиты нарушенных прав. Обладания правосубъектностью для субъекта недостаточно, чтобы иметь конкретные субъективные права и нести обязанности. Правосубъектность является необходимой предпосылкой обладания субъективными правами, для возникновения которых необходим, помимо этого, юридический факт, влекущий на основе правосубъектности возникновение конкретного субъективного права. Например, наделенный правосубъектностью гражданин еще сам по себе не является обладателем каких-либо субъективных прав, законом признается за ним лишь абстрактная возможность их приобретения в результате каких-либо действий или событий — юридических фактов. Так, гражданин может потенциально быть пассажиром, но, для того чтобы реализовать эту возможность, необходимо воспользоваться одним из видов транспорта, приобретя проездной документ или совершив конклюдентные действия. Только после совершения определенных действий, направленных на приобретение статуса пассажира, физическое лицо занимает правовое положение по отношению к перевозчику. Таким образом, правовые пределы существования гражданско-правового статуса пассажира связаны с моментом возникновения и прекращения у физического лица прав и обязанностей пассажира. Момент возникновения правового статуса пассажира у конкретного лица связан с совершением им конклюдентных действий, свидетельствующих о согласии физического лица с предложенными условиями перевозки. Прекращение правового статуса пассажира происходит по объективным или субъективным причинам. Объективными являются причины, когда прекращение правового статуса связано с окончанием договорных отношений (услуга по перевозке пассажира оказана без недостатков, багаж доставлен вовремя). Субъективными причинами является желание самого пассажира или возникновение определенных обстоятельств, вынудивших стороны изменить или расторгнуть договор перевозки (болезнь, несчастный случай, стихийное бедствие и т. д.). Наиболее полное представление о гражданско-правовом статусе пассажира дает детальный анализ его прав и обязанностей в регулятивных и охранительных правоотношениях по перевозке. Регулятивные правоотношения по перевозке возникают с момента заключения пассажиром договора перевозки. В регулятивных правоотношениях гражданско-правовой статус пассажира зависит от следующих правовых факторов: прав и обязанностей пассажира на конкретном виде транспорта и в зависимости от вида перевозки (городские, пригородные, междугородние, международные, регулярные, по заказам и т. д.); условий договора перевозки пассажира; правового статуса перевозчика; исполнения обязанностей перевозчиком. Анализ норм транспортного законодательства, Гражданского кодекса Российской Федерации <8> (далее — ГК) и Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» <9> (далее — ЗЗПП) позволяет сделать вывод, что права и обязанности физического лица, которому оказывается услуга по его перевозке, дублируются как в общих нормативно-правовых актах (ГК и ЗЗПП), так и в специальных нормативно-правовых актах (транспортных уставах). Такими являются общие права пассажира, установленные на всех видах транспорта: на безопасность услуг по перевозке, получение качественных и в надлежащий срок услуг по перевозке, право на получение достоверной и необходимой полной информации об оказываемой услуге по перевозке, право на отказ от исполнения договора об оказании услуг по перевозке пассажира. Исключением является право пассажира на компенсацию морального вреда, которое предусмотрено только в ГК и в ЗЗПП, что, однако, не означает невозможность его реализации в судебном порядке. ——————————— <8> Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (с изм. и доп.) // Российская газета. N 238 — 239. 1994; Гражданский кодекс РФ. Часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (с изм. и доп.) // Российская газета. N 23, 24, 25. 1996. <9> Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (с изм. и доп.) // Российская газета. 1992. 7 апреля.

Охранительные правоотношения по перевозке пассажиров возникают при нарушении перевозчиком прав пассажира. В данном случае объем прав и обязанностей пассажира меняется в зависимости от вида транспорта и совершенного перевозчиком правонарушения (несвоевременное отправление/ прибытие пассажира и багажа, утрата или повреждение багажа пассажира, причинение вреда жизни и здоровью и др.). Кроме этого, гражданско-правовой статус пассажира в охранительных правоотношениях по перевозке зависит от характера причиненного пассажиру вреда (ущерба), мер ответственности, применяемых к перевозчику в соответствии с нормами права и участия пассажира в определенной процедуре применения к перевозчику ответственности. Процедуры применения ответственности к перевозчику можно разделить на следующие стадии: нормативная, досудебная, судебная, исполнительное производство. Причем на последних двух стадиях пассажир помимо гражданско-правового статуса приобретает гражданско-процессуальный статус истца, с соответствующим набором процессуальных прав и обязанностей. Таким образом, права пассажира в охранительных правоотношениях заключаются в праве требовать от перевозчика совершения определенных действий (возмещение убытков, вреда, причиненного здоровью, изменение правоотношений и др.). Обязанности пассажира в охранительных правоотношениях — действия, которые должен совершить пассажир для восстановления своего положения в рамках закона (сбор всех необходимых документов, подача претензии в определенные сроки и в определенном порядке и др.). Полагаясь на анализ теоретического и практического материалов в области перевозки пассажиров, можно дать определение понятия «гражданско-правовой статус пассажира». Гражданско-правовой статус пассажира — это обеспеченная системой публично-правовых и частноправовых гарантий совокупность субъективных гражданских прав и обязанностей физического лица как потребителя услуг по перевозке, позволяющих ему совершить поездку самому и осуществить перевозку багажа для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также в случае необходимости обеспечить защиту нарушенных прав. Как в регулятивных, так и в охранительных правоотношениях по перевозке реализация пассажирами своих прав порой сталкивается с определенными правовыми сложностями, из которых наиболее существенными являются: непредставление перевозчиком или его агентом соответствующей полной и достоверной информации пассажиру об условиях перевозки и порядке изменения договора перевозки пассажира; отсутствие в транспортном законодательстве норм о компенсации морального вреда и возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью пассажира (за исключением воздушного транспорта); низкий размер ответственности перевозчика (ограничен стоимостью проездного документа); наличие особых оснований освобождения перевозчика от ответственности (принятие перевозчиком всех необходимых мер по предотвращению причинения вреда или невозможность принятия таких мер); права перевозчика на односторонний отказ от договора перевозки (на авиатранспорте, водном и морском транспорте) по основаниям, указанным в соответствующих транспортных уставах и кодексах; отсутствие единого претензионного срока и срока исковой давности (на каждом виде транспорта эти сроки настолько многообразны, что без специальных юридических познаний в них разобраться крайне сложно). Для преодоления этих сложностей необходимо совершенствовать нормы действующих транспортных уставов и кодексов в соответствии с меняющимися условиями жизнедеятельности общества и государства, чтобы они были направлены на оказание качественных, своевременных и, самое главное, безопасных услуг по перевозке физических лиц.

——————————————————————