Публичный договор и договор присоединения в проекте ГК РФ

(Закиров Р. Ю.) («Юрист», 2013, N 8)

ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР И ДОГОВОР ПРИСОЕДИНЕНИЯ В ПРОЕКТЕ ГК РФ

Р. Ю. ЗАКИРОВ

Закиров Радик Юрьевич, доцент кафедры гражданского права Казанского филиала Российской академии правосудия, кандидат юридических наук.

Научно-практическое исследование перспектив реформирования гражданского законодательства Российской Федерации обладает потенциальной значимостью как фактор телеологического осмысления отечественной цивилистики. В статье проанализированы публичный договор и договор присоединения. По мнению автора, договор присоединения представляет собой отдельный тип договора, предусмотренный гражданским законодательством по особенностям заключения.

Ключевые слова: публичный договор, договор присоединения, Гражданский кодекс, сторона, гражданское законодательство.

Public contract and contract of accession in the draft Civil code of the RF R. Yu. Zakirov

The scientific and practical research of perspectives of reform of civil legislation of the Russian Federation is of potential significance as a factor of teleological conceptualization of the Russian civil science. The article analyses the public contract and the contract of accession. The author believes that the contract of accession is a separate type of contract provided for by the civil legislation with regard to the peculiarities of conclusion.

Key words: public contract, contract of accession, Civil Code, party, civil legislation.

В 2008 г. Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым была поставлена задача совершенствования гражданского законодательства, был подписан соответствующий Указ <1>, создана рабочая группа, которая разработала Концепцию развития гражданского законодательства Российской Федерации (далее — Концепция) <2>, далее был подготовлен проект Федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <3>. ——————————— <1> Указ Президента РФ от 18 июля 2008 г. N 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 29 (ч. I). Ст. 3482. <2> URL: www. privlaw — портал российского частного права. <3> Проект Федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред., принятая ГД ФС РФ в первом чтении 27 апреля 2012 г.) // URL: www. rg. ru — официальный сайт «Российской газеты».

Законодательное закрепление в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ) <4> публичного договора и договора присоединения явилось новеллой российского гражданского права. С момента введения в действие ГК РФ в ст. 426 и 428 ни разу не вносилось каких-либо изменений и дополнений, однако практика применения данных положений ГК РФ всегда вызывала целый ряд вопросов, большая часть из которых вначале была предложена разработчиками Концепции развития гражданского законодательства, а далее в проекте Федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации». ——————————— <4> Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 6 декабря 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 50. Ст. 7347.

Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами (п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации). Проект Федерального закона N 47538-6 предлагает заменить термин «коммерческая организация» как одну из сторон публичного договора в п. 1 ст. 426 ГК РФ на «лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность». Подобное изменение, безусловно, продиктовано сложившейся юридической практикой и объясняется тем, что на практике, как правило, публичные договоры заключаются не только коммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями, но и некоммерческими организациями, которые, обладая специальной правоспособностью, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Действующая редакция ст. 426 ГК РФ предусматривает, что одной из сторон в публичном договоре всегда является юридическое лицо — коммерческая организация. Отсюда возникает вопрос: будет ли признаваться публичным договор, заключенный индивидуальным предпринимателем как одной из сторон такого договора? Правовой анализ ст. 23 — 25, 426 ГК РФ дает положительный ответ, так как в п. 3 ст. 23 ГК РФ закреплено, что к предпринимательской деятельности таких граждан по общему правилу применяются нормы ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц — коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. В данном случае ни закон, ни иные правовые акты, ни существо правоотношений, возникающих при заключении публичного договора, для индивидуальных предпринимателей не делают каких-либо исключений, поэтому они должны руководствоваться нормами ст. 426 ГК РФ. Аналогичный вопрос о применении положений ст. 426 ГК РФ возникает и в отношении некоммерческих организаций, которые в соответствии с законом также вправе заниматься предпринимательской деятельностью. В данном случае правовой анализ ст. 50, 116 — 121, 426 ГК РФ не позволяет ответить на этот вопрос положительно, что подтверждается также и материалами судебной практики. Например, арбитражный суд пришел к выводу, что к договору, заключаемому некоммерческой организацией, по аналогии закона со ссылкой на ст. 6 ГК РФ могут применяться правила о публичном договоре <5>. ——————————— <5> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 ноября 2003 г. N А05-1936/03-72/24 // URL: www. garant. ru — справочная правовая система «Гарант».

Закрепление данной нормы в проекте ГК РФ делает очень важный шаг в деле упорядочения взаимоотношений между сторонами в договорах, заключаемых многочисленными лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, и потребителями их товаров, работ и услуг. Например, на практике оказание платных медицинских услуг некоммерческими организациями не подпадало под действие ст. 426 ГК РФ, и контрагенты некоммерческих организаций, как правило, всегда ставились в неоправданно менее выгодное положение по сравнению с клиентами коммерческих организаций, оказывающих аналогичные платные медицинские услуги. Представляется, что принятие новой редакции ст. 426 ГК РФ, предложенной в проекте ГК РФ, распространяет предусмотренные в ней правовые гарантии на большее число потребителей <6>. ——————————— <6> КонсультантПлюс: Правовые новости. Специальный выпуск «Комментарий к проекту изменений Гражданского кодекса Российской Федерации» // URL: www. consultant. ru — КонсультантПлюс.

В соответствии с п. 2 ст. 426 ГК РФ цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Исходя из содержания данной нормы, необходимо отметить следующие: а) заключая публичный договор, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, должно продавать товар, оказывать услугу, выполнять работу по одинаковым ценам и на одинаковых условиях, несмотря на то, кто является потребителем; б) из вышеназванного правила все-таки имеется существенное исключение, согласно которому у обязанного лица имеется право продавать товары, выполнять работы, оказывать услуги по более низким ценам и на более льготных условиях по сравнению с обычным уровнем цен и обычно применимыми условиями, когда уменьшение цен и льготные условия заключения публичного договора предусмотрены законом или иными правовыми актами (например, ст. 46 Закона о связи) <7> или когда об уменьшении цен или в случае, когда о льготных условиях, предоставляемых отдельным категориям лиц, было заранее объявлено публично. Условия повышения цен применительно к отдельным лицам или категориям лиц, равно как ухудшения условий договоров в зависимости от того, с кем они заключаются, никак нельзя признать соответствующими положениям ст. 426 ГК РФ. ——————————— <7> Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» (с изм. от 8 декабря 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 50. Ст. 7366.

Однако проект ГК РФ предлагает следующую редакцию: «…в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей». Следовательно, цена в публичном договоре будет устанавливаться как единая для одинаковых категорий потребителей или контрагентов, тогда как иные условия публичного договора не могли определяться исходя из личных предпочтений или статуса (особенностей) того или иного конкретного потребителя или контрагента. Таким образом, проект ГК РФ предусматривает предоставление льгот различным категориям потребителей только в отношении цены, а иные условия публичного договора должны одинаково распространяться на всех лиц. Применительно к вопросу о возможности отказа от заключения публичного договора проект ГК РФ предлагает всего лишь замену «коммерческой организации» на «лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность», что представляется вполне оправданным. В настоящее время отказ коммерческой организации от заключения публичного договора допустим при: а) невозможности выполнить работу, оказать услугу, продать товар в данный момент (например, отсутствует товар в наличии, отсутствуют специалисты, отсутствует материал и т. д.); б) невозможности заключить договор на прежних условиях и по прежним ценам, если этому препятствуют обстоятельства непреодолимой силы; в) наличии иных уважительных причин. В случае необоснованного уклонения коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться с требованием в суд о понуждении ее заключить договор по правилам ст. 445 ГК РФ. Однако если коммерческая организация отказалась от заключения публичного договора, то она будет считаться действовавшей разумно и добросовестно, пока не будет доказано обратное (п. 3 ст. 10 ГК РФ). При этом, учитывая презумпцию вины в гражданском праве, необходимо учитывать и тот факт, что правило п. 2 ст. 401 ГК РФ в данном случае неприменимо, поскольку обязательство между сторонами так и не возникло. К сожалению, разработчики проекта ГК РФ не предусматривают положение о недопустимости одностороннего расторжения публичного договора стороной, обязанной к его заключению. Дело в том, что данная правовая позиция была десять лет назад высказана Конституционным Судом Российской Федерации <8> и с тех пор широко применяется на практике <9>. ——————————— <8> Определение Конституционного Суда РФ от 06.06.2002 N 115-О // www. garant. ru — справочная правовая система «Гарант». <9> Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 февраля 2010 г. по делу N А28-14727/2009 // URL: www. garant. ru — справочная правовая система «Гарант»; Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 октября 2009 г. по делу N А33-2822/08 // URL: www. garant. ru — справочная правовая система «Гарант».

Договор присоединения представляет собой отдельный тип договора, предусмотренный гражданским законодательством по особенностям заключения. Договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (ст. 428 ГК РФ). Исходя из содержания данной нормы-дефиниции необходимо выделить следующие признаки договора присоединения: а) условия договора присоединения определены заранее одной из сторон договора либо путем применения специально разработанных формуляров, стандартов, иных типовых форм, в которых сторона обозначает, на каких условиях она готова заключить договор (например, при продаже товара с использованием автоматов продавец на табличке доводит до покупателя условия договора купли-продажи, которые заранее были им разработаны в соответствии со ст. 498 ГК РФ); б) при заключении договора присоединения условия договора либо принимаются другой стороной полностью, либо полностью могут быть отвергнуты. Отсюда сам факт присоединения выражается в том, что сторона, согласная с условиями договора присоединения, может, например, подписать договор либо совершить иные действия; в) договор присоединения, как правило, заключается в письменной форме (ст. 160, 434, 428 ГК РФ). С другой стороны, формуляры, стандарты подобного договора должны в полной мере соответствовать требованиям п. 1 ст. 432 ГК РФ. Пункт 2 ст. 428 ГК РФ закрепляет правило, согласно которому присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора. Проект дополняет ст. 428 ГК РФ положением о распространении правил расторжения договора присоединения на договоры, положения которых определяются одной из сторон. Следовательно, введение правила, согласно которому, «если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства, в случае изменения или расторжения договора судом по требованию присоединившейся к договору стороны договор считается действовавшим в измененной редакции либо соответственно не действовавшим с момента его заключения», является весьма своевременным. Однако по общему правилу сторона, присоединившаяся к договору присоединения, в настоящее время в виде исключения имеет право требовать расторжения или изменения договора согласно п. 2 ст. 428 ГК РФ в следующих случаях: а) если договор присоединения лишает присоединившуюся сторону прав, которые обычно предоставляются по договорам такого вида; б) если договор присоединения исключает или ограничивает ответственность стороны, составившей формуляр, стандарт, иные типовые формы за нарушение обязательства; в) если договор присоединения содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия (например, непринятие условий договора при наличии такой возможности, либо сторона вынуждена была принять эти условия вследствие стечения тяжелых обстоятельств, которые поставили ее в безвыходное положение). При наличии вышеназванных обстоятельств требование о расторжении или об изменении договора, предъявленное стороной, присоединившейся к договору в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности, не подлежит удовлетворению, если присоединившаяся сторона знала или должна была знать, на каких условиях заключает договор (п. 3 ст. 428 ГК РФ). Отсюда необходимо отметить, что проект ФЗ N 47538-6 предлагает новую редакцию п. 3 ст. 438 ГК РФ, в соответствии с которым «правила, предусмотренные пунктом 2 статьи 428 ГК РФ, подлежат применению также в случаях, когда при заключении договора, не являющегося договором присоединения, условия договора определены одной из сторон, а другая сторона поставлена в положение, затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора». Подобная редакция содержалась и в Концепции развития гражданского законодательства. Предлагается исключить п. 3 из ст. 428 ГК РФ о договоре присоединения, предусматривающий, что требование о расторжении или об изменении договора, предъявленное стороной, неосмотрительно присоединившейся к явно обременительному для нее договору в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности, не подлежит удовлетворению, если присоединившаяся сторона знала или должна была знать, на каких условиях заключает договор. По общему правилу присоединившаяся сторона не вправе требовать расторжения или изменения договора присоединения, а если требование будет предъявлено, то оно не подлежит удовлетворению. Однако из этого общего правила есть исключения: а) если лицо докажет, что к договору присоединения присоединилось не в связи с осуществлением предпринимательской деятельность (хотя данной деятельностью занимается); б) если лицо не знало и по обстоятельствам дела не должно было знать, на каких условиях оно присоединилось к договору присоединения. Следовательно, присоединившаяся сторона вправе требовать изменения или расторжения договора присоединения <10>. ——————————— <10> Гуев А. Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса РФ // Справочная правовая система «Гарант», 2009.

——————————————————————