Предпринимательская деятельность как объект уголовно-правовой охраны
(Карпович О. Г.) («Российский следователь», N 3, 2003)
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ
О. Г. КАРПОВИЧ
Карпович О. Г., кандидат юридических наук.
Рассматривая предпринимательскую деятельность в качестве объекта уголовно-правовой охраны, нельзя абстрагироваться от того, какой именно социальный феномен представляет собой эта деятельность в настоящее время, какова его социальная ценность, влияние на общественную и государственную жизнь, судьбы граждан России. В социальном отношении развитие предпринимательской деятельности является важной составной частью осуществления перехода к цивилизованным рыночным отношениям, становления в стране гражданского общества, развития демократии, надежного обеспечения социально-экономических, политических и других прав и свобод человека и гражданина. Развитие предпринимательства означает появление слоя людей, ориентированных на самостоятельную, инициативную деятельность, направленную на получение прибыли, способных рисковать и нести ответственность за результаты и последствия своих действий. Это слой предпринимателей, составляющий в развитых странах основную опору рыночной экономики, находящийся в России в стадии формирования и развития. Есть достаточно оснований утверждать, что его численность имеет устойчивую тенденцию к росту, а влияние на судьбы страны становится все более заметным <*>. ——————————— <*> См.: Иванов В. Н. Социальный статус и проблемы российского предпринимательства // Социальный статус и защита предпринимательства в России. ИСПИ РАН. ВНИИ МВД РФ, 1995. С. 4.
Таким образом, с одной стороны, предпринимательство создает определенную, весьма важную для современного общества группу социальных отношений, которая по мере своего развития способна оказывать реформирующее и цивилизующее влияние на весь общественный механизм. С другой стороны, появляется и растет целый слой материальных носителей этих отношений — предпринимателей, наполняющих жизнь общества разумной инициативой, риском, ответственностью за свою работу и ее результаты. При этой ситуации социальную ценность предпринимательства как явления, цивилизующего общественную жизнь, несущего развитие прогресса к ответственности за поступки людей, трудно переоценить. Социальную роль предпринимательства рассматривали исследователи различных стран и исторических эпох <*>. При этом всегда выяснялось, что ключевым моментом в определении этой роли оставалось понятие «предпринимательская деятельность». В научной литературе до сих пор существует множество определений, характеризующих предпринимательство и предпринимателя с экономической, психологической, управленческой и других точек зрения <**>. ——————————— <*> См., напр.: Аванесян Г. С. Уголовно-правовая охрана предпринимательской деятельности. Ульяновск, 2001. С. 10 — 37. <**> См.: Аванесян Г. С. Указанная работа. С. 7 — 18; Ежов Ю. А. Преступления в сфере предпринимательства. М.: Маркетинг, 2001. С. 7 — 19.
Например, рассматривая понятия «предпринимательство» и «предприниматель» с экономико-управленческой точки зрения, Хизриг Р. и Питерс М. отмечают, что под предпринимательством следует понимать инновационный процесс, создающий ценности, обладающие стоимостью, а под предпринимателем — личность, затрачивающую на этот процесс необходимое время и силы, которая берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым <*>. ——————————— <*> См.: Хизриг Р., Питерс М. Предпринимательство. Вып. 1. М.: Дело, 1991. С. 17.
Из этого определения видны такие характерные черты предпринимательской деятельности и личности предпринимателя, как активная, осуществляемая на свой риск, созидательная деятельность, производящая материальные ценности и приносящая материальную выгоду и моральное удовлетворение предпринимателю. Указанные черты с еще большим акцентированием внимания на инновационном характере предпринимательской деятельности отмечает Шумпетер Й., который предлагает признать предпринимательство важнейшим элементом механизма экономического развития, а предпринимателя — творцом новых экономических отношений, задающим динамизм экономической системе. При этом он должен в идеале обладать следующими специфическими качествами: остротой видения, умением идти вперед в одиночку, идти непроторенной дорогой, обладать инициативой, авторитетом, даром предвидения, влияния на других людей <*>. ——————————— <*> См.: Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1992. С. 187.
В определениях Шумпетера Й. рациональное начало соединяется с романтическим. Вряд ли, на наш взгляд, индивидуальному предпринимателю, производящему в небольших количествах продукцию повседневного спроса (хлеб, масло, сыр и т. д.), необходим весь набор упомянутых Шумпетером Й. качеств. Тем не менее акцентирование внимания на инновационном характере предпринимательской деятельности — бесспорно, правильная позиция. Между тем, поскольку темой нашего исследования являются юридические аспекты охраны предпринимательской деятельности, не углубляясь далее в экономические вопросы понимания предпринимательства, перейдем к его юридическому понятию. Законодательное определение предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК РФ: предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве <*>. ——————————— <*> См.: Гражданский кодекс РФ. Части первая, вторая и третья. М.: Кодекс, 2002. С. 4.
Из этого определения следует, что легальной предпринимательской деятельностью можно считать лишь такую деятельность юридических и физических лиц, которая обладает совокупностью следующих признаков: 1) осуществляется самостоятельно; 2) осуществляется на свой риск; 3) направлена на получение прибыли; 4) направлена на получение прибыли систематически; 5) осуществляется в любой из перечисленных в законе форм (пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг); 6) осуществляется лицом (юридическим или физическим), официально зарегистрированным в качестве лица, занимающегося предпринимательской деятельностью; 7) осуществляется в соответствии с нормативно установленным порядком и условиями регистрации (лицензирования) <*>. ——————————— <*> См.: Эминов В. Е. Борьба с незаконной предпринимательской деятельностью. Уголовно-правовой и криминологический аспекты. М., 1999. С. 10.
Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков означает, что фактически осуществляемая юридическим или физическим лицом экономическая деятельность либо не относится к разряду предпринимательской, либо является незаконной предпринимательской деятельностью. Однако такая точка зрения не единственная. Так, Эминов В. Е. утверждает, что с гражданско-правовой точки зрения отсутствие любого из названных признаков исключает возможность признания того или иного вида экономической деятельности предпринимательской. Из этого следует, что термин «незаконная предпринимательская деятельность» неудачен, поскольку предпринимательская деятельность может называться таковой только в том случае, когда она законна <*>. ——————————— <*> См.: Эминов В. Е. Указ. работа. С. 10.
С таким суждением вряд ли можно согласиться по следующим основаниям. В приведенном законодательном определении предпринимательской деятельности с точки зрения ее содержания, на наш взгляд, есть две составляющие: 1) экономическая (сущностная); 2) юридическая (формальная). Экономическую (сущностную) составляющую раскрывают первые пять приведенных выше признаков. Они обязательны для того, чтобы признать экономическую деятельность предпринимательской. Отсутствие хотя бы одного из этих сущностных признаков исключает возможность отнесения экономической деятельности к разряду предпринимательской. Юридическая (формальная) составляющая раскрывается с помощью шестого и седьмого признаков. Присутствие их, по нашему мнению, не обязательно, а факультативно. Если они присутствуют, то следует употреблять термин «законная предпринимательская деятельность», а если отсутствуют, то «незаконная предпринимательская деятельность» <*>. ——————————— <*> На стр. 11 указанной работы Эминова В. Е. выделяются фактические и формальные признаки понятия «предпринимательская деятельность», но вывод об их обязательном и факультативном значении не делается.
Близкую к предлагаемой нами позиции точку зрения высказывает Чугунов А. А., который обоснованно утверждает, что в понятии «предпринимательство» должны выделяться как его экономические, так и чисто юридические характеристики. Легализованный характер предпринимательской деятельности означает, что предпринимателем может признаваться только лицо, зарегистрированное в этом качестве в установленном законом порядке. Между тем это является не сущностным, а формальным признаком предпринимательства, который имеет не обязательное, а факультативное значение <*>. ——————————— <*> См.: Чугунов А. А. Уголовно-правовая охрана свободы предпринимательской деятельности: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М.: МГЮА, 2001. С. 14, 15.
Рассмотрим признаки предпринимательской деятельности, вытекающие из определения, содержащегося в ст. 2 ГК РФ, подробнее. Первым признаком предпринимательской деятельности является то, что она осуществляется самостоятельно. Наличие данного признака означает, что экономическая деятельность осуществляется предпринимателем без какого-либо внешнего вмешательства, он самостоятельно принимает необходимые управленческие решения о формировании персонала, выборе товара, который подлежит производству либо реализации, рынках сбыта, организационных формах предпринимательской деятельности и т. д. Второй признак — осуществление предпринимательской деятельности на свой риск. Этимологически понятие «риск» определяется как действие при возможности опасности, неудачи, действие наудачу, в надежде на счастливый случай <*>. Под осуществлением предпринимательской деятельности на свой риск необходимо понимать организацию этой деятельности в таких условиях, когда существует реальная опасность неудачи, потери своего дела, при которой все последствия этого принимает на себя сам предприниматель. ——————————— <*> См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1998. С. 679.
Третий признак — предпринимательская деятельность направлена на извлечение прибыли. Это означает, что предприниматель действует на свой риск в надежде получить прибыль, то есть приращение своего капитала, вложенного в экономический оборот. Четвертый признак — направленность предпринимательской деятельности не на единичное, а на систематическое получение прибыли. Систему в этом случае образуют не менее трех эпизодов экономической деятельности с целью получения прибыли. Пятый признак — предпринимательская деятельность осуществляется в одной из следующих форм: 1) пользование имуществом; 2) продажа товаров; 3) выполнение работ; 4) оказание услуг. Шестой признак — предпринимательская деятельность осуществляется физическим или юридическим лицом, официально зарегистрированным в качестве лица, занимающегося предпринимательской деятельностью. Содержательно этот признак означает, что физическое лицо согласно ст. 23 ГК РФ должно быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя, а юридическое, в соответствии со ст. ст. 50, 51 ГК РФ, — пройти государственную регистрацию в качестве коммерческой или некоммерческой организации. Седьмой признак — предпринимательская деятельность осуществляется в соответствии с нормативно установленным порядком и условиями регистрации (лицензирования). Указанный признак предполагает действие предпринимателя строго в рамках того порядка и условий, которые определены в уставе и иных документах при государственной регистрации индивидуального предпринимателя либо юридического лица, а также в лицензии на конкретный вид экономической деятельности, разрешенный предпринимателю. Несмотря на многочисленные социально полезные результаты предпринимательской деятельности, во всех странах она находится под жестким или относительно мягким контролем государства с тем, чтобы она не превратилась в неуправляемый стихийный процесс, способный не только созидать, но и разрушать социально значимые ценности. В этой связи речь идет о государственном регулировании рыночных отношений, в том числе отношений, возникающих в сфере предпринимательской деятельности <*>. ——————————— <*> См.: Тотьев К. Ю. Предпринимательское право. Публично-правовой статус предпринимателя. М.: Профобразование, 2003. С. 21 — 63.
Одним из правовых средств государственного регулирования предпринимательства является уголовный закон. С одной стороны, он защищает законную предпринимательскую деятельность от общественно опасных посягательств, а с другой — устанавливает уголовно-правовые запреты на занятие наиболее опасными для общества видами незаконной предпринимательской деятельности. Скажем откровенно: не стоит преувеличивать роль уголовно-правовой охраны предпринимательской деятельности от преступных посягательств как средства государственного регулирования рыночных отношений, поскольку основная роль принадлежит здесь не уголовно-правовому, а гражданско-правовому комплексу. Вместе с тем следует избегать и принижения роли уголовно-правовых средств, эффективность которых часто зависит от конкретно сложившихся на рынке товаров, работ и услуг обстоятельств. Рассматривая предпринимательскую деятельность в качестве объекта уголовно-правовой охраны, целесообразно представить ее в двух аспектах: 1) законная предпринимательская деятельность; 2) незаконная предпринимательская деятельность. При таком подходе все деяния, связанные с посягательствами на предпринимательскую деятельность, можно условно разделить на две основные группы: 1) деяния, препятствующие законной предпринимательской деятельности; 2) деяния, образующие незаконную предпринимательскую деятельность. Специалисты в области уголовно-правовой борьбы с посягательствами на предпринимательскую деятельность нередко называют деяния, посягающие на законную предпринимательскую деятельность, посягательствами на свободу предпринимательской деятельности <*>, а деяния, образующие незаконную предпринимательскую деятельность, — незаконным предпринимательством либо деяниями, нарушающими установленный порядок предпринимательской деятельности <**>. ——————————— <*> См., напр.: Чугунов А. А. Уголовно-правовая охрана свободы предпринимательской деятельности: Автореф. дисс. на соиск. учен. степени канд. юр. наук. М.: МГЮА, 2001. С. 16, 17. <**> См., напр.: Устинова Т. Д. Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство. М.: Интел-Синтез, 2001; Эминов В. Е. Борьба с незаконной предпринимательской деятельностью. Уголовно-правовой и криминологический аспекты. М., 1999.
В научной литературе нет единства мнений относительно содержания той группы преступлений, которые должны быть отнесены к преступлениям, посягающим на предпринимательскую деятельность. Так, Н. А. Лопащенко выделяет среди преступлений в сфере экономической деятельности группу преступных посягательств на предпринимательскую и банковскую деятельность, к которой относит деяния, предусмотренные ст. ст. 171 — 175, 178 — 180, 182 — 184, 195 — 197, 200 УК РФ <*>. С такой позицией вряд ли можно согласиться, поскольку, с одной стороны, в этот круг необоснованно не попадает воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ), а с другой — излишне расширено число преступлений, отнесенных к посягательствам на предпринимательскую деятельность, за счет включения в него деяний, предусмотренных ст. ст. 174, 174.1, 175, 179, 183, 184, 200 УК РФ. ——————————— <*> См.: Российское уголовное право: В 2 томах. Т. 2: Особенная часть. М.: Профобразование, 2002. С. 224.
Иной точки зрения относительно содержания группы преступлений, посягающих на предпринимательскую деятельность, придерживаются Б. М. Леонтьев и И. А. Клепицкий, относящие к рассматриваемой группе деяния, предусмотренные ст. ст. 169 — 175 УК РФ <*>. ——————————— <*> См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. М.: Юристъ, 2001. С. 195; Курс уголовного права: В 5 томах. Т. 4: Особенная часть. М.: Зерцало, 2002. С. 8.
На наш взгляд, здесь излишне включены деяния, предусмотренные ст. ст. 174, 174.1, 175 УК РФ, в то время как в разряд преступлений, посягающих на предпринимательскую деятельность, не попали деяния, предусмотренные ст. ст. 178, 195, 196, 197 УК РФ. Анализ теоретических позиций и практики применения уголовного законодательства об ответственности за посягательства на предпринимательскую деятельность показывает, что к группе преступлений, посягающих на указанную деятельность, целесообразно отнести ст. ст. 169, 171, 171.1, 172, 173, 178, 195 — 197 УК РФ. Проанализировав состав предлагаемой группы преступлений, посягающих на предпринимательскую деятельность, по объекту посягательств данную группу можно условно разделить на две подгруппы: 1) посягательства, препятствующие осуществлению законной предпринимательской деятельности (воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности — ст. 169 УК РФ, монополистические действия и ограничение конкуренции — ст. 178 УК РФ); 2) посягательства, образующие незаконную предпринимательскую деятельность (незаконное предпринимательство — ст. 171 УК РФ, производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции — ст. 171.1 УК РФ, незаконная банковская деятельность — ст. 172 УК РФ, лжепредпринимательство — ст. 173 УК РФ, неправомерные действия при банкротстве — ст. 195 УК РФ, преднамеренное банкротство — ст. 196 УК РФ, фиктивное банкротство — ст. 197 УК РФ). Исходя из изложенного выше материала, можно сделать следующие основные выводы. 1. Предпринимательская деятельность подразделяется на две разновидности: 1) законная (легитимная) предпринимательская деятельность; 2) незаконная (нелегальная) предпринимательская деятельность. Законная предпринимательская деятельность является объектом уголовно-правовой охраны, а на наиболее опасные для общества виды незаконной предпринимательской деятельности распространяется ряд уголовно-правовых запретов. 2. Под преступлением, посягающим на предпринимательскую деятельность, следует понимать относящееся к разряду преступлений в сфере экономической деятельности преступное деяние, непосредственным объектом которого является предпринимательская деятельность, то есть самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве. 3. В состав группы преступлений, посягающих на предпринимательскую деятельность, целесообразно включить деяния, предусмотренные статьями 169, 171, 171.1, 172, 173, 178, 195 — 197 УК РФ. 4. Группу преступлений, посягающих на предпринимательскую деятельность, есть смысл условно разделить на две подгруппы: 1) посягательства, препятствующие осуществлению законной предпринимательской деятельности (ст. ст. 169, 178 УК РФ); 2) посягательства, образующие незаконную предпринимательскую деятельность (ст. ст. 171, 171.1, 172, 173, 195, 196, 197 УК РФ).
——————————————————————