Соблюдение международных норм и действие российского уголовного процессуального законодательства в отношении несовершеннолетних
(Коновалова И. А.) («Новый юридический журнал», 2013, N 1)
СОБЛЮДЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ НОРМ И ДЕЙСТВИЕ РОССИЙСКОГО УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
И. А. КОНОВАЛОВА
Коновалова И. А., декан юридического факультета, заведующая кафедрой уголовного права Московского государственного областного университета, кандидат юридических наук, доцент.
Благополучие ребенка зависит от решения правовых и процессуальных вопросов в максимально короткие сроки, но только применимыми в отношении совершеннолетних способами и методами. Каждый ребенок должен пользоваться гуманным обращением и уважением достоинства его личности с учетом потребностей, характерных для его возраста.
Ключевые слова: международная норма, несовершеннолетние, наказание, преступление, дети, правосудие, уголовная ответственность.
Observance of the international norms and action of the Russian criminal procedural legislation concerning minors I. A. Konovalova
Konovalova I. A., dean of law department, manager of chair of criminal law of the Moscow state regional university, candidate of jurisprudence, associate professor.
Wellbeing of the child depends on the solution of legal and procedural questions in the shortest terms, but only applicable concerning full age in the ways and methods. Each child has to use humane treatment and respect of dignity of his personality taking into account requirements, characteristic for its age.
Key words: international norm, minors, punishment, crime, children, justice, criminal liability.
Необходимо осуществлять достаточное обеспечение, чтобы дети с самого начала не страдали от «ненужных задержек» (правило 20 Пекинских правил, правило 17 Правил) и могли бы «в кратчайший срок доставляться в суд для вынесения решения» (пункт 2 «b» статьи 10 Международного пакта о гражданских и политических правах). Каждый ребенок должен пользоваться гуманным обращением и уважением достоинства его личности с учетом потребностей, характерных для его возраста (ст. 37 Конвенции). Любая политика, сложившаяся практика, а также любое действие любого лица, нарушающие этот принцип, являются нарушением международного права. Этот принцип распространяется на все аспекты системы правосудия в отношении несовершеннолетних, в том числе и на принятие любых дисциплинарных мер и любых мер, в результате которых ребенок отделяется от семьи, а также на установление возраста уголовной ответственности. На всех этапах осуществления правосудия с детьми следует обращаться таким образом, чтобы содействовать их реинтеграции и выполнению ими полезной роли в обществе. Говоря о реинтеграции, Конвенция отменяет представление о том, что проблемы, с которыми сталкиваются дети, носят исключительно индивидуальный характер. Выполнение детьми полезной роли в обществе и их реинтеграция означают, что дети не должны изолироваться для перевоспитания и их репутации не должен наноситься ущерб. Дети имеют право на свободное выражение своих взглядов в процессе уголовного правосудия (правило 14.2 Пекинских правил), и свободно выраженному мнению ребенка следует уделять должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка (ст. 12 Конвенции). Указанное право ребенка часто игнорируется в процессе осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних, однако дети не утрачивают права на свободное выражение своего мнения даже в случае нарушения уголовного законодательства, если обвиняются или признаются виновными в его нарушении. Право ребенка на свободное выражение своего мнения предусматривает активное участие детей в любых программах предупреждения преступности и вторичной криминализации, а также обеспечение возможности для детей поддерживать свободные контакты с любыми государственными органами, осуществляющими надзорные функции и рассмотрение жалоб. Система уголовного правосудия, основанная на реализации указанных принципов, не только ориентирована на интересы ребенка, но и дает возможность обеспечивать более ясную отчетность и более высокую эффективность деятельности. Дети имеют право на получение и передачу информации (ст. 17 Конвенции), касающейся системы правосудия в отношении несовершеннолетних. Информация должна предоставляться в доступной для понимания подростка и соответствующей его потребностям форме, поэтому необходимо принимать во внимание возраст ребенка, его лингвистические способности, физические, умственные, психологические и социальные особенности (например, когда дети имеют инвалидность или являются неграмотными). Для этого необходимо принять широкий круг мер от предоставления информации в полицейских участках до обеспечения детям доступа к информации в тюрьмах. Правосудие в отношении несовершеннолетних должно быть организовано в соответствии с правами ребенка на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции (ст. 16 Конвенции). Важнейшим элементом права ребенка на личную жизнь является недопустимость нанесения ущерба репутации или определения ребенка в качестве правонарушителя (правило 8 Пекинских правил). Обеспечение соблюдения этого права отвечает интересам общества, поскольку предупреждение ущерба репутации снижает риск повторного совершения правонарушения. Обеспечение права на семейную жизнь также снижает риск повторной криминализации, поскольку тесные контакты с семьей и привлечение семьи к решению проблем подростка на ранних этапах обеспечивают ребенку необходимую поддержку и снижают опасность возникновения чувства изоляции и отчужденности. Если дети лишаются своего семейного окружения, они имеют право на особую защиту и помощь (ст. 20 Конвенции). Исследования, проводимые международными организациями, свидетельствуют о том, что разлученные с семьей дети намного чаще оказываются жертвами различного рода злоупотреблений и отсутствия должной заботы. Для предупреждения негативных последствий подобного обращения необходимо обеспечить достаточные финансовые и кадровые ресурсы, систему отчетности, позволяющие предотвращать и нивелировать возможные последствия. Ни один ребенок не может быть подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания (ст. 37 Конвенции, п. 53 и 54 Эр-Риядских руководящих принципов). К таким видам обращения относится порка, избиение или использование силы или угроз для получения информации. Кроме того, к запрещенным видам обращения можно относить такие особые условия, как отсутствие пищи, воды, лишение необходимой одежды. Ни на каком этапе процесса правосудия в отношении несовершеннолетних дети не могут быть лишены свободы произвольно или незаконным образом (ст. 37 Конвенции). Дети могут быть лишены свободы только в соответствии с нормами законодательства, каким бы кратким срок лишения свободы не был. Лишение свободы несовершеннолетнего возможно только в случае совершения им тяжкого либо особо тяжкого преступления (правило 17 Пекинских правил). Арест, задержание и тюремное заключение детей используются только как крайняя мера и только в течение максимально короткого периода времени (ст. 37 Конвенции, правила 13.1, 17.1 и 19.1 Пекинских правил). Наиболее важным следствием соблюдения этого принципа является необходимость поиска возможных и наиболее эффективных альтернатив аресту (п. 17 Правил). Необходимо более внимательно рассматривать возможность применения таких мер воздействия, как вызов в суд, выдача на поруки под залог. Сами несовершеннолетние и их семьи зачастую не в состоянии заплатить залог, в связи с чем подростков лишают свободы вследствие их бедности, а не с учетом каких-либо соответствующих факторов, относящихся к сфере уголовного правосудия (характеризующих личность несовершеннолетнего либо совершенное деяние как требующие применения мер воздействия в виде ареста). Родители должны незамедлительно получать информацию, касающуюся судьбы их ребенка, — уведомляться о любом аресте, тюремном заключении, перемещении, заболевании, телесном повреждении или смерти их ребенка (правило 10.1 Пекинских правил, п. 22 и п. 56 Правил). Государства обязываются международными актами обеспечивать незамедлительное уведомление об аресте, задержании, перемещении, заболевании, телесных повреждениях или смерти. Такое уведомление является обязательным элементом любой юридически подотчетной системы, которую необходимо обеспечить в соответствии с международным правом. Следует особо отметить, что международное сообщество не ограничивается принятием конвенций и договоров, касающихся предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Правовое регулирование закрепляется и на организационном уровне. В настоящее время в мире создан и функционирует целый ряд международных организаций, занимающихся проблемами правонарушений несовершеннолетних, вопросами предупреждения правонарушений и ресоциализации детей. Необходимость разработки мер по охране прав ребенка потребовала выделения международной защиты прав детей в особое направление деятельности международных организаций. С этой целью в ООН были созданы Социальная комиссия и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Кроме того, защитой прав детей по отдельным направлениям занимаются специализированные учреждения ООН: Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по вопросам науки, культуры и образования (ЮНЕСКО). Организацией, которая занимается исключительно детскими проблемами, является Детский фонд ООН. ЮНИСЕФ был создан Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 57(1) об учреждении ЮНИСЕФ <1> от 11 декабря 1946 г. В ней было сказано, что Фонд создается для оказания помощи детям в послевоенной Европе. Он был организован и функционировал в пределах имеющихся в его распоряжении средств, а получающие помощь от ЮНИСЕФ правительства обязывались распределять эту помощь соответственно потребностям и без дискриминации в отношении расы, национальности, религиозных и политических убеждений. Руководящим органом ЮНИСЕФ является Исполнительный совет, созданный ЭКОСОС путем отбора из кандидатов, предоставленных государствами — членами ООН. Резолюция определила 25 государств, которые представляют кандидатов в члены Исполнительного совета: США, СССР, Австралия, Бразилия, Великобритания, Канада, Китай, Франция, Польша, Швеция, Югославия. Свое первое заседание Исполнительный совет ЮНИСЕФ провел 19 декабря 1946 г. В 1953 г. Детский фонд вошел в систему ООН, его полномочия были расширены за счет предоставления права долгосрочной помощи детям, которые терпели лишения в результате сложившейся экономической и политической обстановки в странах-участницах, а также во время вооруженных конфликтов. Основной функцией ЮНИСЕФ является помощь правительствам развивающихся стран: поставка оборудования для школ, продуктов питания, медикаментов, предоставление стипендий для преподавателей. Основные направления деятельности ЮНИСЕФ определяет Исполнительный совет, состоящий из 36 членов, в его функции входит также анализ программы Фонда и утверждение бюджета. Секретариат ЮНИСЕФ, штаб-квартира которого находится в Нью-Йорке, проводит свою работу через бюро (которых более 200), расположенные более чем в 140 странах. В рамках ЮНИСЕФ функционирует Международный центр развития ребенка, созданный в 1988 г. в качестве специализированного исследовательского и учебного учреждения при базовой финансовой поддержке правительства Италии. ——————————— <1> Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 57(1) от 11 декабря 1946 г. «Учреждение международного чрезвычайного фонда помощи детям» // Official Documents System of the United Nations, http://daccessdds. un. org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/035/14/IMG/NR003514.pdf? OpenElement.
Кроме международных организаций, создан и функционирует целый ряд национальных структур, самым тесным образом взаимодействующих с ООН по проблемам предупреждения правонарушений и детской преступности. К их числу следует отнести Австралийский институт криминологии (основан в 1971 г. в г. Канберра), Международное движение в защиту детей (1979 г., Женева), проект по правам ребенка (1994 г., Нью-Йорк), Институт по проблемам изучения преступности и борьбы с ней (1931 г., Лондон), Международный институт по правам ребенка (1995 г., Швейцария), Международная ассоциация судей по делам несовершеннолетних и семейным делам (1926 г., Нидерланды), Международное католическое бюро ребенка (1948 г., Женева), Международный центр по реформам уголовного законодательства и политики в области уголовного судопроизводства (1991 г., Ванкувер), Международный центр по предупреждению преступности (1994 г., Монреаль), Международная сеть в области правосудия в отношении несовершеннолетних (1997 г., Швейцария), Шведская организация защиты детей (1919 г., Стокгольм), Межрегиональный научно-исследовательский институт Организации Объединенных Наций по вопросам преступности и правосудия (1968 г., Рим) и ряд других. Функции данных организаций связаны с научной и методологической поддержкой развития законодательства, в том числе национального, обеспечивающего защиту прав и интересов детей, разработкой проблем ювенальной юстиции и систем уголовного правосудия <2>. ——————————— <2> См.: Папкова Т. П. Международные стандарты и нормы ООН в области предупреждения правонарушений несовершеннолетних // Российский следователь. 2004. N 10. С. 33.
Учитывая значение, которое придает предупреждению преступности несовершеннолетних международное сообщество, о чем свидетельствуют диапазон и обстоятельность принятых в этой области международных документов, представляется довольно парадоксальным, что соответствующие права, нормы и принципы систематически игнорируются и грубо нарушаются буквально во всем мире и в таком масштабе, который, вероятно, не имеет аналога в области соблюдения гражданских прав. Примером может служить Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в связи с принятием Пекинских правил, где говорится, что «хотя в настоящее время достижение таких стандартов может показаться трудным, учитывая существующие социальные, экономические, культурные, политические и правовые условия, тем не менее их достижение предполагается в качестве политического минимума» <3>. В Резолюции о принятии Правил ООН, касающихся несовершеннолетних, лишенных свободы, сказано, что Генеральная Ассамблея «встревожена условиями и обстоятельствами лишения несовершеннолетних свободы во всем мире» <4>. Тем не менее обе Резолюции призывают государства-члены выделить необходимые средства для обеспечения успешного осуществления каждого из документов. ——————————— <3> Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 29 ноября 1985 г. «Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)» // Советская юстиция. 1991. N 12 — 14. <4> Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 45/113 от 14 декабря 1990 г. «Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы» // Издание Организации Объединенных Наций. Нью-Йорк, 1992.
Соблюдение международных норм и приведение национального законодательства в соответствие с международными стандартами — основное обязательство, принимаемое государством на себя при подписании международных соглашений. Российская Федерация стремится к приведению законодательства в соответствие с международными стандартами и создает необходимые предпосылки для максимально полной реализации международных принципов обращения с несовершеннолетними, попавшими в сферу уголовного правосудия. Приведение национального законодательства в соответствие с международно-правовыми нормами направлено на обеспечение социальной справедливости для несовершеннолетних. Один из основных международных актов в области защиты прав и предупреждения преступлений несовершеннолетних — Конвенция о правах ребенка — подписан от имени СССР 26 января 1990 г., ратифицирован Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. N 1559-I <5> и вступил в силу для СССР 15 сентября 1990 г. Россия в качестве правопреемницы СССР взяла на себя все международные обязательства, в том числе и обязанность соблюдать все обязательства, вытекающие из Конвенции ООН о правах ребенка. ——————————— <5> См.: Постановление Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. N 1559-I // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. N 45. Ст. 955.
Приведению национального законодательства в соответствие с нормами международных актов начало было положено закреплением положения о приоритете международного права над наднациональным. Конституция РФ устанавливает, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы», устанавливается приоритет этих норм международного права по отношению к российскому законодательству (ч. 4 ст. 15). На основании указанных положений Конституции РФ с учетом международных стандартов в российском законодательстве постепенно формируется правовая основа обеспечения прав ребенка. В соответствии с принципами и положениями Конвенции ООН о правах ребенка и в целях создания правовых условий для профилактики социального неблагополучия ребенка усовершенствовано и российское федеральное законодательство. В частности, Государственной Думой 24 июля 1998 г. принят Федеральный закон N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» <6>, 24 июня 1999 г. — Федеральный закон N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» <7>, 16 апреля 2001 г. — Федеральный закон N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» <8>, Правительство РФ 25 апреля 1995 г. издало Постановление N 420 «Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» <9>. ——————————— <6> См.: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. от 30 июня 2007 г.) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802. <7> См.: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. от 30 июня 2007 г.) // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177. <8> См.: Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 2001. N 17. Ст. 1643. <9> См.: Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 420 «Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» (с изм. от 1 февраля 2005 г.) // СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1681.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает, что государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти Российской Федерации, что имеет большое значение для формирования идеологии и практики защиты прав детей. Кроме того, принят ряд программ, направленных на улучшение положения детей и подростков. Государственные органы, работающие с «трудными» детьми, делают попытки реформировать существующие учреждения по профилактике детской безнадзорности и подростковой преступности с учетом существующих условий. В Семейный кодекс Российской Федерации внесены изменения в части защиты интересов детей при международном усыновлении и введения еще одной формы воспитания детей-сирот, такой, как приемная семья <10>. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, вступившем в силу в 2002 году, усилены санкции к родителям за ненадлежащее исполнение ими обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних <11>. ——————————— <10> Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16. <11> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (часть I). Ст. 1.
Воспринимая принципы международного права и следуя новым требованиям законодательства, суды вместо назначения уголовного наказания стали чаще применять в отношении несовершеннолетних преступников меры воспитательного воздействия, предусмотренные ст. 90 Уголовного кодекса РФ. Усовершенствовано в значительной степени уголовно-процессуальное законодательство в области отправления правосудия по делам несовершеннолетних, защите детей от любого рода насилия и жестокого обращения <12>. С принятием Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в 2001 году установлено большое количество процессуальных гарантий для несовершеннолетних с учетом международно-правовых стандартов и норм ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних <13>. ——————————— <12> Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954. <13> Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 52 (часть I). Ст. 4921.
Уголовно-исполнительное законодательство также восприняло положения Конституции РФ о применении норм международного права, закрепив ряд принципов применения норм международного права, относящихся к исполнению наказаний и обращению с осужденными (ст. 3 Уголовно-исполнительного кодекса РФ от 8 января 1997 года) <14>: ——————————— <14> Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ // СЗ РФ. 1997. N 2. Ст. 198.
— строгое соблюдение гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными; — приоритет норм международных договоров над нормами национального уголовно-исполнительного законодательства в области исполнения наказаний и обращения с осужденными; — соблюдение международных норм рекомендательного (декларативного) характера осуществляется при условии наличия экономических и социальных возможностей для их соблюдения. Однако до настоящего времени российским законодателем не урегулирован ряд вопросов, с которыми связано внедрение ювенальной юстиции. Международное сообщество, в частности Комитет ООН по правам ребенка, регулярно указывает России в числе проблем, вызывающих озабоченность, на то, что Россия, несмотря на ряд законодательных попыток, до сих пор не ввела на федеральном уровне и не учредила суды по делам несовершеннолетних правонарушителей, которые в системе правосудия должны рассматриваться отдельно <15>. Дискуссионным является и вопрос о возможности участия в уголовном процессе социального работника или медиатора при осуществлении процедур восстановительного правосудия. Отсутствие правового регулирования на национальном уровне не лишает суд возможности действовать в соответствии с нормами международного права, имеющими обязательную силу для Российской Федерации. ——————————— <15> См.: Мамина О. И. Перспективы и проблемы формирования в Российской Федерации системы органов ювенальной юстиции // Российская юстиция. 2007. N 4. С. 68.
В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами международного права при осуществлении правосудия Пленум Верховного Суда Российской Федерации дал разъяснения в Постановлении N 5 от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» <16>. Согласно разъяснению, данному в пункте 9 Постановления, «при осуществлении правосудия суды должны иметь в виду, что по смыслу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статей 369, 379, части 5 статьи 415 УПК РФ, статей 330, 362 — 364 ГПК РФ неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации может являться основанием к отмене или изменению судебного акта. Неправильное применение нормы международного права может иметь место в случаях, когда судом не была применена норма международного права, подлежащая применению, или, напротив, суд применил норму международного права, которая не подлежала применению, либо когда судом было дано неправильное толкование нормы международного права». Таким образом, суд должен применить норму международного права в случае, когда: ——————————— <16> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2003. N 12. С. 3.
— в российском законодательстве отсутствует норма, регулирующая отношение в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, являющимися частью правовой системы РФ; — имеющаяся норма российского законодательства противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права, являющимся частью правовой системы РФ; — имеющаяся норма российского законодательства содержит неопределенность, и возникла необходимость в ее толковании. Например, в российском уголовно-процессуальном законодательстве нет понятий «социальный работник», «посредник», «ведущий программы восстановительного правосудия», в связи с чем высказывались мнения о незаконности их участия в уголовном процессе. Деятельность организаций, которые взаимодействуют с судами и правоохранительными органами в целях создания специализированной системы в отношении несовершеннолетних, признавалась вмешательством в деятельность правоохранительных органов и правосудия. Однако если обратиться к нормам международного права, то можно найти правовые основания для деятельности перечисленных лиц. В частности, статья 40 Конвенции о правах ребенка предусматривает, что государства-участники признают право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и стремление к содействию в реинтеграции и выполнению полезной роли в обществе. Пункт 1.3 Пекинских правил обязывает государство уделять достаточное внимание осуществлению позитивных мер, предполагающих полную мобилизацию всех возможных ресурсов, включая семью, добровольцев и другие группы общества, а также школы и другие общественные институты, с целью содействия благополучию подростка, с тем, чтобы сократить необходимость вмешательства со стороны закона, и эффективного, справедливого и гуманного обращения с подростком, находящимся в конфликте с законом. Таким образом, на основании проведенного анализа международных актов в области защиты прав ребенка и профилактики преступлений несовершеннолетних можно сделать ряд выводов. 1. Международные стандарты — это общепринятые в мировом сообществе нормы, правила поведения, которые могут быть закреплены как в международных актах, имеющих обязательную юридическую силу для государств, подписавших их, так и в рекомендательных нормативно-правовых актах. 2. Международно-правовой статус несовершеннолетних регулируется целым рядом международно-правовых актов, среди которых можно выделить международные акты, декларирующие основные права человека и их защиту; международно-правовые акты, провозглашающие права детей и гарантирующие особую защиту детей в чрезвычайных ситуациях, и международно-правовые акты, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних и обращения с несовершеннолетними осужденными. 3. Нормы международных актов фактически сформировали международную политику обращения с несовершеннолетними, совершающими правонарушения, включающую в себя профилактические меры, социальную реинтеграцию, обеспечение гарантий соблюдения прав человека в отношении несовершеннолетних правонарушителей, применение альтернативных лишению свободы мер, осуществление ареста, задержания или тюремного заключения ребенка лишь в качестве крайней меры и на максимально короткий срок, отказ от назначения наказания несовершеннолетним в виде смертной казни или пожизненного тюремного заключения. 4. Вопросы профилактики подростковой преступности рассматриваются в международных актах с позиции необходимости формирования собственно антикриминогенных навыков у несовершеннолетних, а не просто устранения, нейтрализации криминогенных факторов детской преступности. 5. Основу международно-правовых норм обращения с несовершеннолетними, попавшими в сферу правосудия, составляют принципы применения особого законодательства ко всем лицам в возрасте до 18 лет; запрета дискриминации в отношении ребенка и семьи ребенка; уделения первоочередного внимания наилучшему обеспечению интересов ребенка; недопустимости задержек в решении процессуальных вопросов, касающихся ребенка; гуманного обращения и уважения неотъемлемого достоинства личности ребенка с учетом потребностей лиц его возраста; содействия реинтеграции ребенка и выполнению им полезной роли в обществе; свободы ребенка в выражении своих взглядов в связи с осуществлением правосудия; особой защиты и помощи детям, лишенным своего семейного окружения; запрета пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания; запрета лишения свободы незаконным или произвольным образом; использования ареста, задержания и тюремного заключения детей только в качестве крайней меры. 6. Выбор мер воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя должен быть основан на принципах соизмеримости мер воздействия с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, положением и потребностями несовершеннолетнего. Решение об ограничении свободы несовершеннолетнего может быть принято только после тщательного рассмотрения всех обстоятельств, только при совершении им серьезного насильственного преступления и на как можно более краткий срок. 7. Международные акты рекомендуют осуществление мер по профилактике несовершеннолетней преступности на трех уровнях: общие меры по обеспечению социальной справедливости и равенства возможностей; меры по оказанию помощи детям, относящимся к группам повышенного риска, — меры по предотвращению первичной криминализации; меры, позволяющие избежать ненужного контакта с формальной системой правосудия, а также меры по предупреждению повторных правонарушений — меры по предотвращению вторичной криминализации. 8. Несмотря на то, что российское законодательство в значительной мере приведено в соответствие с общепризнанными нормами и принципами международного права в области защиты прав детей и предупреждения преступности несовершеннолетних, существует ряд существенных пробелов в отечественном законодательстве, не позволяющих в полном объеме использовать весь потенциал разработанных международны м сообществом мер и принципов по предупреждению подростковой и молодежной преступности. В частности, в Российской Федерации, несмотря на неоднократные попытки претворения в жизнь идей ювенальной юстиции, все еще отсутствуют специализированные суды для решения вопросов правосудия в отношении несовершеннолетних, а также не урегулирован в полном объеме вопрос участия общественности (социальных работников, посредников) в судопроизводстве по делам несовершеннолетних.
Библиографический список
1. Мамина О. И. Перспективы и проблемы формирования в Российской Федерации системы органов ювенальной юстиции // Российская юстиция. 2007. N 4. С. 68. 2. Папкова Т. П. Международные стандарты и нормы ООН в области предупреждения правонарушений несовершеннолетних // Российский следователь. 2004. N 10. С. 33. 3. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 29 ноября 1985 г. «Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)» // Советская юстиция. 1991. N 12 — 14. 4. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 45/113 от 14 декабря 1990 г. «Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы» // Издание Организации Объединенных Наций. Нью-Йорк, 1992. 5. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 57(1) от 11 декабря 1946 г. «Учреждение международного чрезвычайного фонда помощи детям» // Official Documents System of the United Nations, http://daccessdds. un. org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/035/14/IMG/NR003514.pdf? OpenElement.
——————————————————————