Некоторые аспекты решения проблем сирот в Казахстане
(Калашникова Н. П.)
(«Вопросы ювенальной юстиции», 2006, N 1)
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СИРОТ В КАЗАХСТАНЕ
Н. П. КАЛАШНИКОВА
Калашникова Н. П., заместитель директора Казахстанского филиала МГУ им. М. В. Ломоносова (Астана), РОО «Комитет по контролю за выборами», председатель столичного филиала, кандидат политических наук, доцент политологии.
Проблемы детей, оставшихся без попечения родителей, остаются актуальными не только с общественно-политической и научной точек зрения, но и с человеческой, эмоциональной и духовно-нравственной. Ни одна из сфер нашей жизни сегодня не может претендовать на столь острое и безусловное внимание, как эта. Ребенок, его сегодняшняя и грядущая судьба, его счастье, безопасность, здоровье… Любовь, окружающая его или, напротив, отсутствующая в его мире… Именно эти векторы должны стать основополагающими, и от их правильного, разумного расположения зависит общее мудрое устройство нашей жизни. Не случайно мировым сообществом определено и признано, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».
Общеизвестно, что трансформация институтов гражданского общества серьезно сказалась на его социальной структуре. Изменились и продолжают меняться отношения собственности и власти, перестраивается механизм социальной стратификации, идет интенсивная смена элит. На общественную сцену выходят новые социальные группы, массовые слои, маргинализируются экономические отношения. Развитие современного казахстанского социума все с большей настойчивостью требует преодоления раздельного изучения отдельных общностей, интегрального анализа социальной жизни, причин порождения того или иного социального явления.
Проблеме социальной структуры, социальной общности отдельных классов, слоев, общественных групп посвящено множество научных исследований, хотя известно, что любая социальная структура общества всегда обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отношений. Наиболее подвержены таким изменениям демографические виды социальных общностей, определяемые половозрастными характеристиками индивидов, — дети, молодежь, женщины, мужчины и другие социальные группы. Другим видом социальной общности является семья с ее статусом, характеристикой видов, критериями и признаками общности.
Во все времена в социальной структуре общества важная роль принадлежала семье как одной из устойчивых малых групп людей, социальная необходимость которой обусловлена ее потребностями. Выполняя различные социальные функции, семья играет свою ведущую роль в общественном развитии, обеспечивая при этом ряд важных социальных функций. От стабильности такой маленькой социальной группы в обществе, ее крепких социально-экономических и нравственных устоев, напрямую связанных с благополучным развитием экономики, социальной сферы общества, зависит, какое поколение будет ею «поставляться».
Уровень цивилизованности общества во многом оценивается по его отношению к детям, решению проблем защиты детства. Ситуация в мире современного детства тревожна и опасна как для детей, так и для будущего общества. Отдельные серьезные проблемы, имеющие место в социально-экономической и политической жизни общества, во многом расширяет спектр социальных, экономических, психосоциальных и других факторов, активно стимулирующих детскую безнадзорность, бездомность и социальное сиротство.
Многообразие причин, порождающих не только сиротство в прямом смысле слова, но и социальное сиротство, их тесная связь с проблемами общегосударственного масштаба объясняют существование разных по своему содержанию мер соблюдения прав детей-сирот. Одни из них призваны предотвратить такое явление, как сиротство, в любых его проявлениях. Их именуют мерами охраны. Другие предназначены для защиты уже нарушенных прав ребенка.
В этих целях изучение проблем социального сиротства, когда число безнадзорных и беспризорных детей пополняется из семей (полных и неполных), в которых родители в силу тех или иных причин не занимаются воспитанием своего ребенка и не заботятся о нем, требует всестороннего исследования.
На проблеме социального сиротства, характерной и для казахстанского общества, природе, причинах, основных методах его профилактики следует остановиться подробнее, ибо его серьезность и масштабы распространения болезней среди детей требуют всестороннего и адекватного подхода к определению стратегических перспектив решения данной проблемы.
Анализ проблем сиротства невозможен без четкого разграничения его видов. В науке и на практике выделяются два вида сиротства — полное сиротство, когда по тем или иным причинам у ребенка отсутствуют биологические родители, и социальное сиротство, когда число безнадзорных и беспризорных детей пополняется из семей (полных или неполных), в которых родители в силу тех или иных причин не занимаются воспитанием своего ребенка и не заботятся о нем. Под влиянием новых рыночных, социально-политических и правовых отношений появился совершенно новый вид сиротства — скрытый. Скрытое сиротство обусловлено тем, что из-за резкого ухудшения материального положения семьи, падения ее нравственных устоев изменяется отношение к детям: они становятся практически беспризорными.
Считается, что наибольшую тревогу вызывает социальное сиротство, являющееся следствием устранения и неучастия в выполнении своих обязанностей по отношению к детям (искажение родительского поведения).
Социальные сироты — особая социально-демографическая группа детей в возрасте от рождения до 18 лет, лишившихся попечения родителей по социально-экономическим, нравственным, психологическим, медицинским причинам (сироты при живых родителях). Определение «социальное» указывает на то, что в конечном счете именно общество повинно в отсутствии достаточных материальных, финансовых и общих социальных условий для выполнения каждой семьей, каждым родителем своего долга, в дефиците у них чувств ответственности, любви, сострадания и милосердия.
Основными «поставщиками» социальных сирот являются «кризисные семьи», проблемами которых, как представляется, необходимо заниматься не от случая к случаю, а постоянно. Ведь семья — один из главных институтов общества. Общеизвестно, что от устойчивости семейно-брачных отношений, здоровья родителей зависит полноценное физическое и духовное развитие детей. Соответственно уровень социально-экономического, общественно-политического развития, здоровье населения, репродуктивное здоровье женщин, мужчин, детей — составляющие, которыми характеризуется здоровье семьи и нации. Значительная часть современных семей сегодня не в полной мере, а порой с трудом выполняют роль полноценного социального института, способного обеспечивать привитие элементарных норм и установок. Все это в комплексе влияет на причины, порождающие социальное сиротство, уровень и формы его профилактики.
Актуальность проблемы социального сиротства в нынешних условиях очевидна и является импульсом для теоретической и прикладной разработки этих проблем, способствующих стимулированию законодательной деятельности в нужном направлении, выработки подходов в осуществлении государственной политики в интересах детей. Их решение возможно в четырех уровнях: экономический — создание государством материальных предпосылок усыновления; на правовом уровне — наличие четкого и оптимального правового регулирования отношений усыновления, учреждение детского омбудсмена; общественном — развитие институтов гражданского общества, способствующих продвижению и решению вопросов в интересах детей, детей, оставшихся без попечения родителей; теоретическая разработка — задача научного характера.
Конвенция ООН, как указано в Декларации прав ребенка, устанавливает, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Это указывает на необходимость общественно-политического и правового регулирования всех сфер жизни, связанных с обеспечением и соблюдением прав и законных интересов детей.
Правовым импульсом регулирования прав ребенка в Республике Казахстан послужила Конвенция, являющаяся эффективным средством закрепления их на законодательном уровне, в строгом соответствии с международными принципами и стандартами и составляющая приоритетную основу для развития государственной политики в интересах детей.
Мировой опыт и отечественная практика показывают, что присоединение государства к международным договорам способствует улучшению национальной правовой базы, повышению ответственности перед мировым сообществом в случае несоблюдения прав и свобод ребенка. От этой на вид простой нормы зависит авторитет страны, приверженность политике социальной ориентации, соответствующей международным требованиям и обеспечивающей достаточные условия для развития и воспитания подрастающего поколения.
Для решения проблем сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, казахстанские законодатели заложили правовые нормы в Законы РК: «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О детских деревнях и домах юношества», «О браке и семье», «О государственном социальном заказе», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» и другие нормативные акты.
Например, положительный опыт других государств был использован при разработке и обсуждении Закона Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан». На всех этапах обсуждения законопроекта учитывались различные позиции, суждения ученых, депутатов, чиновников, сотрудников государственных детских учреждений, представителей неправительственных организаций. Спорными так и остались вопросы определения порядка предоставления гарантий, минимальных стандартов, создания специальных судов, законодательного закрепления государственной политики в интересах детей и др. По отдельным спорным проблемам — сфера социальной защиты, профилактика преступности среди несовершеннолетних, отправление правосудия в отношении несовершеннолетних, содержание их в тюрьмах, как показала практика, требуется принятие и совершенствование отдельных правовых актов.
Так, ввиду наибольшей актуальности вопросов развития государственной политики в сфере профилактики и реабилитации детской безнадзорности и беспризорности это послужило импульсом для принятия новых нормативных правовых актов. Такие злободневные для общества законы Республики Казахстан, как «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан» (2004 г.), «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» (2004 г.), ратификация ряда международных правовых актов направлены на решение различных проблем сирот, в первую очередь связанных с соблюдением их прав и законных интересов.
Названные законодательные акты предполагают специальные аспекты государственной политики, предусматривающие развитие детских реабилитационных центров, приютов, поддержку патронатных семей, взявших сирот на воспитание, пусть даже на неполное, иные формы их обустройства. Думается, законодательное закрепление столь важных принципов государственной политики способствует открытию новых центров временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних подростков, оказанию помощи семье и детям, детям, оставшимся без попечения родителей, внедрению новых форм социальной адаптации — телефонов доверия для взрослых и детей, домов надежды и фостерных семьей, т. е. таких форм, с помощью которых, полагаем, и должны закладываться прочные основы для эффективной профилактической работы.
Вместе с тем отдельные законодательные нормы, предписывающие заботу о детях родителям, являются всего лишь декларацией, поскольку единственная реакция общества на негуманное обращение родителей со своими детьми — это лишение прав материнства (отцовства). Такая мера не всегда учитывает интересы ребенка. Следовательно, необходимо усилить правовые гарантии прав и свобод ребенка в семье. Необходимо и целесообразно поднять роль и ответственность за судьбу ребенка, защиту его прав органами опеки и попечительства, которые по казахстанскому законодательству призваны заниматься только проблемами детей, оставшихся без попечения родителей. Пробелы такого плана в законодательстве также способствуют безнаказанности родителей, не желающих заниматься воспитанием ребенка, и порождают социальное сиротство. В этой связи изучение отношения населения к данной проблеме, как правило, способствует совершенствованию законодательства о детях, формированию высоких духовно-нравственных качеств в отношении семьи и семейного воспитания.
Однако реалии сегодняшнего дня, анализ правоприменительной практики показывают, что назрела необходимость и совершенствования, и корректировки, к примеру, недавно принятых законодательных актов. Основная причина неэффективности отдельных норм законов, как представляется, — это отсутствие должного контроля за соблюдением законодательства и декларативность норм, чаще всего не соответствующих бюджетным параметрам.
Становление ювенальной юстиции, ювенального права в Казахстане, которое неоправданно затянулось, думается, также будет способствовать сокращению сиротства и беспризорности, количества преступлений, совершенных детьми. Введение института социального работника и психолога в системе детского правосудия соответственно положительно отразится на принимаемых мерах профилактики преступности среди несовершеннолетних. Пока эти вопросы решаются на уровне отдельных экспериментов или «робких» инициатив.
Безусловно, все эти меры могут остаться не реализованными, пока в Казахстане не будет сформирован Уполномоченный орган в области защиты прав детей, правовые возможности которого определены Законом «О правах ребенка в Республике Казахстан» (ст. 51). Международная практика демонстрирует различные формы функционирования такого органа, который эффективно действует, к примеру, в 17 странах мира. В некоторых государствах это детский омбудсмен, в других — Уполномоченный Президента по правам ребенка. К примеру, в центрально-азиатских государствах, таких, как Кыргызская Республика, один из заместителей Уполномоченного по правам человека назначен по правам ребенка. Это, пожалуй, первый опыт определения на законодательном уровне полномочий детского омбудсмена в данном регионе.
Изучение проблемы функционирования государственных и неправительственных институтов по защите детства других стран, их взаимодействия привело к осознанию возможности развития аналогичных структур и в Казахстане. Так, это мог бы быть Комитет защиты прав и интересов детей в составе Министерства юстиции республики. Тем более развитие ювенальной юстиции в Казахстане требует ускоренного становления и развития. Данный Комитет вправе был бы выступать в качестве координатора деятельности других заинтересованных уполномоченных органов в области прав ребенка, ежегодного пересмотра в сторону улучшения минимальных стандартов, норм и нормативов показателей жизни детей, осуществления социальной и правовой экспертизы действенности мероприятий властей по защите прав и интересов детей и семьи в целом.
Недостаточное законодательное решение некоторых аспектов, развитие законодательной базы в области защиты детей-сирот, отсутствие специальной государственной политики в области охраны детства, детей, оставшихся без попечения родителей, контроля за процедурами усыновления, малочисленность государственных институтов и НПО, занимающихся реабилитацией сирот, оказанием поддержки детям, оставшимся без родительской заботы, дают полное основание для более глубокого изучения причин социального сиротства, путей решения вопросов его профилактики и снижения.
Как представляется, для профилактики сиротства нужна государственная система защиты таких детей. Усилия не должны сводиться только к разовым благотворительным акциям. Это должны быть специальные службы по правам ребенка, советы территориальных уровней по проблемам детства и семьи, научный и организационный Центр психосоциальных проблем детей и семьи.
Серьезную заявку на реализацию государственной семейной и детской политики должна составить разработка качественно новых государственных программ и концепций, проектные варианты которых стали появляться в Казахстане. К примеру, Государственная программа «Дети Казахстана», включающая подпрограммы: «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети регионов экологических бедствий», обеспечит формирование в стране эффективной комплексной системы государственной поддержки детей, диагностических, профилактических и реабилитационных мероприятий по созданию оптимальной среды жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Думается, при всестороннем обсуждении таких документов проект программы «Дети Казахстана», в настоящее время подготовленный Министерством образования и науки Республики Казахстан, наполнит законодательным содержанием нормы, касающиеся введения современных форм семейного жизнеустройства детей, увеличения средств на содержание детей-сирот в государственных организациях, семейный патронат, планирования средств на реализацию законов в отношении детства, семьи и их защиты.
Не менее острой также остается проблема постинтернатной адаптации выпускников детских домов, выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда. Как правило, они трудно адаптируются в непривычных условиях, зачастую быстро «ломаются» при первых же столкновениях со сложностями и жестокостью нового для них мира. Отсутствие помощи по интеграции в естественный социум, проблемы занятости и жилищные проблемы выпускников, создавших семьи, нередко становятся причинами рождения такими родителями социальных сирот в будущем. Для решения данных проблем в Казахстане разработан и принят Закон Республики Казахстан «О детских деревнях семейного типа и домах юношества». Данный законодательный акт, меры по его эффективной реализации способствуют интегрированию воспитанников детских деревень и детских домов в общество согласно их желанию, в частности в рынок труда. В целях социальной адаптации воспитанников домов юношества, сеть которых развивается в Казахстане, уже начали создаваться необходимые условия по содействию развитию их индивидуальных способностей, обеспечению профессиональной подготовки. Кроме того, для проживающих в домах юношества в возрасте до 23 лет оказывается содействие и в трудоустройстве. Такая модель, соответствующая мировой практике, вне сомнения, позволяет решать многие проблемы воспитанников и выпускников детских домов. Вместе с тем доказано, что проблема сокращения социального сиротства настолько сложна, что не может быть решена только с помощью государственных институтов.
Необходимо введение в Казахстане новой модели патроната для реабилитации детей с трудной судьбой, изменение законодательства, касающегося вопросов опеки и попечительств, соответствующего международным нормам и стандартам. Применяемые сегодня формы опеки и попечительства в Казахстане требуют коренного пересмотра, где следует отдавать приоритет семейному усыновлению. Правового закрепления требуют вопросы создания стартовых условий для жизни матери и ребенка.
Природой социального сиротства современного общества можно считать и утрату культа семейных отношений, традиционности в воспитании и образовании, духовное обнищание.
Немаловажное значение имеют отношение общества к сиротам, гуманизм правосудия в отношении маленьких преступников, социальные и нравственные аспекты. Существующая на протяжении многих десятилетий и до настоящего времени система призрения детей-сирот в Казахстане представляет систему государственного содержания сирот, их сепарации от общества, что приводит к явлениям социальной деривации и госпитализма у детей и подростков. К сожалению, данная система объективно приводит к сохранению сиротства как явления, а не к его предупреждению и ликвидации.
Вне сомнения, там изучение отношения общества к сиротам, освещение данной проблематики в средствах массовой информации будет способствовать определению приоритетов государственной политики в интересах детей, выработке реальных предложений по профилактике социального сиротства.
Анализ проблем сиротства, проведенный к парламентским слушаниям «Законодательное обеспечение охраны семьи, материнства и детства в Республике Казахстан» (2003 г.), в рабочей группе по подготовке которого принимала участие и автор статьи, показал, что основными причинами, способствующими распространенности социального сиротства, необходимо считать такие, как рост числа детей, рождающихся вне брака, социальная дезорганизация семей, материальные и жилищные трудности родителей, нездоровые отношения между ними, слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка). Такие негативные явления, как насилие над детьми, привлечение детей к запрещенным формам труда, вовлечение в наркобизнес и проституцию, также влияют на распространение социального сиротства.
Кроме того, сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения нравственного и социального развития.
Суммируя изложенное, следует отметить, что решение означенных проблем без совместных усилий и конкретных мер государства и общества в целом невозможно. Без действенных механизмов реализации государственной политики в интересах семьи, материнства и детства, основным направлением которой является совершенствование законодательства, также невозможно обеспечение достойного воспитания детей в семье в условиях безопасности, защиты и заботы, в рамках системы образования, здравоохранения и культуры.
Литература:
1. Материалы по подготовке Парламентских слушаний «О состоянии и перспективе развития образования в Республике Казахстан». Астана, 2002.
2. Конвенции о правах ребенка. Документы ООН о детях, женщинах и образовании // Сб. документов. М.: Народное образование, 1995. С. 7 — 33.
3. Проблемные моменты: деятельность ЮНИСЕФ в независимом Казахстане / Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2001.
4. Закон Республики Казахстан «О ратификации основного соглашения о сотрудничестве между Правительством РК и Детским Фондом ООН» // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2001. N 9. Ст. 83.
5. Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» // Казахстанская правда. 2002. 13 авг.
6. Доклад Региональной конференции на тему «Дети, лишившиеся попечения родителей: права и реальность» // Региональное отделение ЮНИСЕФ для стран ЦВЕ/СНГ и государств Балтии. Будапешт, 2001. С. 31.
——————————————————————