Социальная поддержка детей-сирот

(Ярмухамедов Р.)

(«Законность», 2006, N 11)

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ-СИРОТ

Р. ЯРМУХАМЕДОВ

Р. Ярмухамедов, помощник Кавказского транспортного прокурора.

В юридической литературе можно найти немало статей о проблемах правоприменительной деятельности, вызванных несовершенством действующих законов. Содержание отдельных положений нормативно-правовых актов о социальной поддержке детей-сирот вызывает далеко не однозначные заключения юристов-практиков, обнаруживающих в них пробелы.

В качестве примера можно указать пробелы в законодательстве, выявленные в ходе проверки исполнения законов о правах несовершеннолетних в социальной сфере. Установлено, что в Кропоткинском филиале Тихорецкого техникума железнодорожного транспорта на очном отделении обучаются студенты, которые в соответствии со ст. 1 ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» являются детьми, оставшимися без попечения родителей.

В соответствии со ст. 4 Закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

В соответствии с Уставом Тихорецкого техникума железнодорожного транспорта (далее ТТЖТ), утвержденным распоряжением МПС РФ от 30 октября 2002 г., ТТЖТ — это федеральное образовательное учреждение.

Статьей 6 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими этого образовательного учреждения. Но в практической деятельности образовательных учреждений эта норма трактуется в более узком смысле. В частности, право на полное государственное обеспечение есть у тех лиц, получивших статус детей сирот, которые обучаются только на бюджетной (внедоговорной) очной форме обучения. В соответствии с информацией директора ТТЖТ причина незачисления отдельных студентов на полное государственное обеспечение — их поступление на специальности, не финансируемые из государственного бюджета. При этом обучение студентов осуществляется на платной основе в соответствии с договорами на обучение в ТТЖТ.

На первый взгляд, недостатки указанных требований Закона не видны. Обучение детей-сирот на договорной основе — обычная практика предоставления услуг в сфере образования. Однако учебные заведения «забывают», что эта категория несовершеннолетних должна пользоваться дополнительными гарантиями государства. Представляется, такое ограниченное толкование Закона существенно нарушает права детей, которым государство обязуется предоставлять дополнительную социальную поддержку. При подобной трактовке дети-сироты мало того, что лишаются права на получение денежных компенсаций для приобретения одежды, питания, канцелярских принадлежностей и других выплат, но и вынуждены дополнительно изыскивать денежные средства для получения образования и необходимой профессии, что ставит их в тяжелейшие материально-бытовые условия. А это в свою очередь порождает условия для маргинального, преступного поведения несовершеннолетних. В соответствии с письмом Минобразования РФ от 26 октября 2000 г. «О некоторых вопросах материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» эта категория граждан имеет право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания обучения за счет ассигнований, предусмотренных по сметам очных образовательных учреждений. В то же время ни руководство ТТЖТ, ни руководство филиала образовательного учреждения не предприняли мер для постановки на полное государственное социальное обеспечение детей-сирот, обучающихся на договорной основе. Важно отметить, что действующим законодательством не предусмотрено специальных норм, ограничивающих возможность постановки на полное государственное обеспечение в зависимости от бюджетной или компенсационной формы очного образовательного процесса. Не предусмотрено разграничение оснований для постановки на государственное обеспечение в зависимости от формы очного обучения и в ст. 1 Закона Краснодарского края от 31 мая 2005 г., которой установлено, что право на получение дополнительных гарантий по социальной поддержке имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа в возрасте от 18 до 23 лет во время получения ими очного профессионального образования, в связи с чем правомерным признается незачисление на государственное обеспечение образовательным учреждением только лиц, обучающихся на заочной основе.

Подобная практика социальной поддержки детей-сирот наблюдается и в других образовательных учреждениях Краснодарского края, однако однозначного ответа, правомерна ли такая практика предоставления образовательных услуг, не нашлось ни у должностных лиц управлений образования, ни в судебной практике. В соответствии с планом приема студентов на очную форму обучения в техникумы и колледжи железнодорожного транспорта на 2005 г. не была предусмотрена возможность обучения студентов на бюджетной основе по отдельным специальностям, например «коммерция на железнодорожном транспорте», что существенно ограничивает права социально незащищенной группы граждан из числа детей-сирот на получение доступного и бесплатного среднего профессионального образования, а также ограничивает свободу выбора профессии.

Такой порядок реализации права на получение среднего специального образования грубо нарушает п. п. 3, 5 ст. 5 Закона РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании», п. 2.1. Устава ТТЖТ, гарантирующие общедоступность и на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В соответствии с приказами директора образовательного учреждения указанные студенты прошли конкурсные испытания на право обучения по специальности «Коммерция на железнодорожном транспорте» и были зачислены на очное отделение ТТЖТ. При этом в соответствии с п. 9 ст. 50 Закона РФ «Об образовании» в образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

Выход из этой ситуации возможен путем принятия акта официального толкования. Эту работу целесообразно провести федеральному органу в сфере образования посредством издания соответствующего письма-разъяснения. Другой вариант — упорядочить правоприменительную практику путем издания разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по делам о практике рассмотрения споров о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кавказской транспортной прокуратурой в порядке ст. 45 ГПК в интересах несовершеннолетних граждан направлены два иска. Требования заявлений ответчик добровольно удовлетворил в ходе судебного разбирательства. Поэтому точка в этом споре правоприменительной практики еще не поставлена.

——————————————————————