Акценты и приоритеты в дефиниции понятий «брак» и «семья» и их значение для юридической науки и практики

(Афанасьева И. В.) («Семейное и жилищное право», 2006, N 1)

АКЦЕНТЫ И ПРИОРИТЕТЫ В ДЕФИНИЦИИ ПОНЯТИЙ «БРАК» И «СЕМЬЯ» И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ

И. В. АФАНАСЬЕВА

Афанасьева И. В., доцент кафедры права юридического факультета Московского государственного областного педагогического института.

В жизни каждого человека, общества и государства огромную роль играет семья. Семья как своеобразная ячейка общества, микросоциальный организм, составляя основу любой нации, цементирует ее благодаря своим социально значимым функциям. Традиционно считается, что к основным функциям семьи относятся демографическая (сохранение жизни, деторождение), экономическая (создание и поддержание определенной материальной базы для удовлетворения материальных потребностей человека) и социально-культурная (передача накопленного социального опыта и культуры от поколения к поколению) <*>. ——————————— <*> Косова О. Ю. О конституционном принципе защиты семьи государством // Правоведение. 1997. N 3.

Что же включает в себя понятие «семья»? В дореволюционной литературе, посвященной вопросам семьи и брака, семья рассматривалась «как союз лиц, связанных браком, и лиц, от них происходящих… В основе семьи лежит физиологический момент, стремление к удовлетворению половой потребности. Этим определяется элементарный состав семьи, предполагающий соединение мужчины и женщины. Дети являются естественным последствием сожительства… Физический и нравственный склад семьи создается помимо права… Юридический элемент необходим и целесообразен в области имущественных отношений членов семьи» <*>. ——————————— <*> Шершеневич Г. Ф. Курс гражданского права. Тула: Автограф, 2001. 720 с.

В советское время такое понимание было несколько скорректировано. Например, Г. К. Матвеев рассматривал семью «как основанное на браке или родстве объединение лиц, связанных между собой взаимными личными и имущественными правами и обязанностями, взаимной моральной и материальной общностью и поддержкой, рождением и воспитанием потомства, ведением общего хозяйства» <*>. ——————————— <*> Матвеев Г. К. Советское семейное право. М., 1985. С. 47.

Я. Н. Бранденбургский считал, что «семья — это трудовое объединение, настоящие брачные отношения могут сложиться только на основе экономической связи» <*>. В. А. Рясенцев выделял два понятия семьи: общее (социологическое) и специальное (юридическое). В социологическом понимании семья рассматривалась как «союз лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей в семью на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботы». А в юридическом смысле семья определяется им как «круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений <**>. ——————————— <*> Бранденбургский Я. Н. Брак и его правовые последствия. М., 1926. С. 6. <**> Рясенцев В. А. Советское семейное право. М., 1956.

В современной юридической литературе также нет общепризнанного определения семьи. Так, по мнению А. М. Нечаевой, у «семьи есть свои отличительные особенности, как правило, общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством» <*>. П. И. Седугин дает понятие семьи как «определенной совокупности (общности, группы) людей, по общему правилу, родственников, основанной на браке, родстве и свойстве, совместном проживании и ведении общего хозяйства, образующей естественную среду для благополучия ее членов, воспитания детей, взаимопомощи, продолжения рода» <**>. И. М. Кузнецова рассматривает семью (в юридическом смысле) как «круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание в семью» <***>. ——————————— <*> Нечаева А. М. Семейное право. М., 1998. С. 8. <**> Комментарий к Семейному кодексу РФ / Под ред. П. В. Крашенинникова, П. И. Седугина. М., 1997. С. 2. <***> Комментарий к Семейному кодексу РФ / Под ред. И. М. Кузнецовой. М., 1996. С. 10.

Различные взгляды на понятие семьи, по мнению Л. М. Пчелинцевой, в целом совпадают в признании ее, с одной стороны, своеобразным коллективом, основанным, как правило, на браке, члены которого совместно проживают и связаны родством, взаимными правами и обязанностями, а с другой стороны, необходимым фактором развития цивилизованного общества <*>. ——————————— <*> Пчелинцева Л. М. Семейное право. М.: Норма, 2001. С. 3.

В конституциях некоторых зарубежных государств даются определения семьи. Так, например, в Конституции Италии семья определяется как естественный союз, основанный на браке. Конституция Греции рассматривает семью как основу сохранения и развития нации. В Конституции Ирландии сказано, что государство признает семью как естественный первоисточник и объединяющую основу общества, а также нравственный институт, обладающий неотъемлемыми и неотчуждаемыми правами, предшествующими всякому позитивному праву и высшему по отношению к нему <*>. ——————————— <*> Конституции государств Европы. В 3 т. / Под ред. Л. А. Окунькова. М.: Норма, 2001. С. 351.

Семейный кодекс Украины говорит о том, что семью составляют совместно проживающие лица, связанные общим бытом, имеющие взаимные права и обязанности <*>. ——————————— <*> Семейный кодекс Украины. Х.: ООО «Одиссей», 2004. 112 с.

Обобщая различные точки зрения на понятие «семья», нельзя согласиться с теми авторами, которые понимают под ним только «союз лиц, связанных браком и родством». В противном случае как быть с семьями, которые усыновляют детей? Они также вправе называться семьей, хотя родственных связей не образуют. Тем более это несправедливо по отношению к семьям, где женщина воспитывает пять и более детей по договору приемной семьи. В этом контексте наиболее точным, на наш взгляд, является следующее определение: семья — это союз лиц, основанный на браке, рождении детей, усыновлении или иных формах принятия детей на воспитание в условиях семьи, цель которого заботиться друг о друге. Ключевым для данного исследования является не только понятие семьи, но и понятие брака. Легального определения брака, как и понятия семьи, не существует. В то же время в литературе имеются различные интерпретации понятия брака. Например, в социологическом смысле брак трактуется как «союз между лицами мужского и женского пола, посредством которого регулируются отношения между полами, и определяется положение ребенка в обществе» либо «исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их отношения друг к другу и к детям» <*>. ——————————— <*> Большая Советская энциклопедия / Под ред. А. М. Прохорова. М., 1970. Т. 3. С. 634.

Г. Ф. Шершеневичем еще в начале XX в. было дано определение брака как «союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанный на взаимном соглашении и заключенный в установленной форме» <1>. В советском семейном законодательстве в развитии понятия брака выделяются два периода: до и после принятия Постановления ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов…». Так, понятие брака, данное Е. Розенбергом до принятия указанного акта, звучит следующим образом: «Брак есть отношение совместного сожительства, основанного на началах любви, дружбы и сотрудничества» <2>. В этот же период судебные работники Витебского губернского отдела юстиции трактовали брак как «свободное сожительство двух лиц» (кстати сказать, подобная формулировка сейчас становится актуальной в связи с появлением гомосексуальных пар и признанием их легитимности в некоторых государствах). На второй сессии ВЦИК XII созыва было провозглашено: «Брак основан на взаимном притяжении, на культурном и идейном единомыслии и на половых отношениях» <3>. Определяющими чертами брака считались взаимная склонность, ведение общего хозяйства, необязательность регистрации брака и полная свобода разводов. И. А. Загорский считал, что «брак — это семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению к друг другу и к детям» <4>. ——————————— <1> Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 530. <2> Розенберг Е. Проект КЗоБСО // Еженедельник советской юстиции. 1925. N 4849. С. 148. <3> Полянский П. Л. Развитие понятия брака в истории советского семейного права // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1998. N 2. С. 98. <4> Загорский И. А. Курс семейного права. Одесса, 1902. С. 5.

После 1936 г. пришли к выводу, что «склонность» в браке не имеет юридического значения. Ведение общего хозяйства также перестает быть определяющей чертой брака. С 1944 г. брак определяется по наличию или отсутствию регистрации. В 1949 г. Н. В. Рабинович была предпринята попытка внести в ст. 1 Основ Союза ССР и республик о браке и семье следующее определение: «Брак представляет собой свободно заключаемый супругами союз, а семья основана на любви супругов друг к другу и на взаимной привязанности членов семьи», которое не получило поддержки. В современной российской и зарубежной литературе под браком понимается семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям. Или несколько иначе: брак — это добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов, заключаемый в органах ЗАГСа. Встречается и такое определение: брак представляет собой важнейший юридический факт, вызывающий возникновение семейно-правовых связей, и представляет собой свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном порядке с соблюдением требований закона, направленный на создание семьи. Интересно мнение о браке Д. Марри: «Все существующие общества построены на браке, потому что именно он превращает незнакомых людей в близких, превращает в родственников враждебно настроенных чужаков» <*>. ——————————— <*> Информация к размышлению // Ридерз Дайджест. 1998. N 3. С. 19.

А. М. Нечаева считает, что «брак представляет собою союз женщины и мужчины, заключаемый в принципе пожизненно с целью создания семьи» <1>. По мнению А. М. Беляковой, «брак — это юридически свободный и добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности. Брак основывается на чувстве любви, подлинной дружбы и уважения, нравственных принципах построения семьи в нашем обществе» <2>. По мнению Г. М. Свердлова, брак представляет собой свободный и добровольный моногамный союз равноправных мужчины и женщины, образующий семью, порождающий права и обязанности супругов, заключенный с соблюдением правил, установленных законом <3>. Несколько более подробное определение брака давал В. А. Рясенцев, по мнению которого, брак — это заключаемый в установленном порядке с соблюдением требований закона добровольный и равноправный в принципе пожизненный союз свободных мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий у них взаимные права и обязанности <4>. ——————————— <1> Нечаева А. М. Правонарушения в личных семейных отношениях. М., 1991. С. 5. <2> Белякова А. М. Вопросы советского семейного права в судебной практике. М., 1979. С. 8. <3> Свердлов Г. М. Советское семейное право. М., 1958. С. 96. <4> Рясенцев В. А. Семейное право. М., 1971. С. 67.

Авторы всех приведенных выше определений рассматривают брак как совместный союз мужчины и женщины. Но такой взгляд на правовую природу брака не является единственным. Ряд болгарских ученых-юристов рассматривают брак лишь как юридический факт семейного права, как бракосочетание, посредством которого мужчина и женщина соглашаются создать семейную общность. Из изложенного видно, что сторонники признания брака юридическим фактом, порождающим семейные правоотношения, оказываются в меньшинстве. На наш взгляд, в этом споре правы сторонники признания брака союзом. Правильность этой позиции подтверждается тем, что после заключения брака правоотношения супругов не прекращаются, а, наоборот, продолжаются в виде длительного правоотношения — состояния в браке. Поскольку заключение брака создает семью, поэтому брак и семья теснейшим образом связаны между собой. Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что ряд авторов считает, что брак создается с целью рождения и воспитания детей. С данной точкой зрения можно согласиться только отчасти хотя бы потому, что 20% браков в мире бездетны. Если мы положим в основу брака только деторождение, то тем самым перечеркнем все бездетные браки. Этого делать не только нельзя, но и опасно. Другая группа авторов подчеркивает, что в основе брака лежит союз лиц, проживающих совместно и ведущих общее хозяйство. Этот взгляд, по нашему мнению, также является недостаточно обоснованным. В мире существует большое количество так называемых открытых браков, где супруги совместно не проживают и не ведут совместного хозяйства, а заботятся друг о друге не меньше, а, может быть, и больше проживающих вместе. Третья группа авторов понимает под браком только союз мужчины и женщины, хотя в других странах давно существуют и однополые браки. Например, подобные пары могут узаконить свои отношения в Швеции, Франции <*>. В общем, тенденция ясна, ибо раз такие браки фактически существуют (незарегистрированные, и в России в том числе), то целесообразнее их признавать, нежели игнорировать. ——————————— <*> Российская газета. 2000. 25 марта.

С учетом сказанного попытаемся дать следующее определение брака: брак — союз лиц, заключаемый с целью создания семьи. Нам видится правомочным определение брака именно в такой форме, поскольку на сегодняшний день в мире намечается тенденция еще одного типа семьи, а именно — однополой. Устойчивость такой тенденции связана с увеличением числа стран, легализовавших подобные союзы (США, Голландия, Норвегия, Швеция, Германия, Бельгия, Дания и теперь Канада). Однозначно оценить это явление невозможно. Некоторые авторы категорически против подобных семей, считая их аморальными, другие считают, что раз подобные браки существуют, то нет смысла их игнорировать. На наш взгляд, подобные союзы необходимо изучать с целью выяснения социальных последствий таких браков для общества. В качестве примера такого подхода можно привести нормы законодательства ряда стран (в которых допускаются подобные браки), которые не наделяют такие семьи всем комплексом прав традиционных семей, в частности им не позволено усыновлять детей <*>. ——————————— <*> Зозуля В. Где разрешены однополые браки // Комсомольская правда. 2001. 16 нояб.

Что касается цели заключения брака — это создание семьи. Подтверждением тому служит ст. 27 СК РФ, где сказано, что если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью, брак может быть признан недействительным. Таким образом, существует достаточно серьезная проблема, связанная с выработкой категорий понятий семьи и брака. Их отсутствие приводит к серьезным недоразумениям в судебной практике в процессе принятия судьей единственно правильного решения по поводу признания брака недействительным. В судебной практике встречается также проблема, связанная с определением членов семьи в жилищных и социальных правоотношениях. Не имея закрепленного в законодательстве понятия семьи, трудно однозначно определить, кто относится к членам семьи. Не менее важен и академический интерес, поскольку он формирует понимание научной общественностью механизмов стабилизации семейно-брачных отношений. Экспансия этих механизмов в повседневную жизнь общества позволит в конечном итоге превратить их в норму человеческого бытия. Более того, выработка единой точки зрения на понятия семьи и брака будет способствовать созданию социально-правовых условий, необходимых и достаточных для заключения прочного брака и развития стабильных семейных отношений.

——————————————————————