Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) — теория и практика

(Колоколов Н. А., Медвецкий А. М., Рябинина Т. К.)

(«Вопросы ювенальной юстиции», 2006, N 3)

ЦЕНТРЫ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ (ЦВСНП) — ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Н. А. КОЛОКОЛОВ, А. М. МЕДВЕЦКИЙ, Т. К. РЯБИНИНА

РЕЦЕНЗИЯ

НЕОЦЕНИМАЯ ПОМОЩЬ СУДЬЯМ

Колоколов Н. А., судья Верховного Суда Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.

Под редакцией председателя Курского областного суда, заслуженного юриста Российской Федерации В. Г. Золоторева Курским областным судом и Курским государственным техническим университетом подготовлено и издано практическое пособие «Применение законодательства при рассмотрении в судах материалов о помещении в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей».

Несмотря на то что полки книжных магазинов буквально ломятся под грузом «разнокалиберной» юридической литературы, практики хорошо знают: купить дельное методическое пособие — проблема. И это неудивительно. Издатель юридической литературы, выходящей массовыми тиражами, ориентирован в первую очередь на многочисленного ныне студента. Читателя из юристов, менее всего взыскательного, «хватающего» все подряд, поскольку то, что для профессионала давно пройденная «азбука», для «грызущего гранит науки» — ошеломляющее откровение.

Во-вторых, из поля зрения издателя юридической литературы, увлекающегося массовыми тиражами, к огромному нашему сожалению, выпадают многие, особенно новые, сферы юридической деятельности. Вместе с тем жизнь на месте не стоит, оригинальная юридическая практика накапливается стремительно. Она, как известно: а) нуждается в качественном теоретическом осмыслении, б) ее наличие — это повод для выработки методики применения нового законодательства.

Поскольку на уровне центральных издательств данная проблема не решается, то ею вынуждены озаботиться практики на местах. Классическим примером подобного вида деятельности является разработка в Курском областном суде методики применения законодательства при рассмотрении судами материалов о помещении в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.

Плановое обобщение судебной практики еще за первое полугодие 2000 г. показало: введение в действие Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» для многих судей явилось полной неожиданностью. Более того, оказалось, что некоторые служители Фемиды новые законы не читают, несовершеннолетних в центры временной изоляции направляют, руководствуясь не специальными регламентациями, а по старинке, по правилам, предусмотренным ГПК РСФСР. При этом (либо в силу инертности своего мышления, либо по причинам профессиональной деформации) они забывают, что речь идет не о разрешении заурядного спора, вытекающего из административных правоотношений, а фактически о лишении человека свободы! Упускали они из виду и то обстоятельство, что лицо, помещаемое в центр временной изоляции (несмотря на то что оно все еще ребенок!), обладает целым спектром конституционных прав, для гарантированного соблюдения которых в новом законе, имеющем ни много ни мало черты кодифицированного процессуального нормативного акта, предусмотрена специальная процедура!

Чтобы как можно скорее привести судебную практику в соответствие с законодательными регламентациями, помнится, председателем Курского областного суда В. Г. Золоторевым тогда в срочном порядке было организовано изучение судьями нового законодательства, проведен семинар, на котором специалисты разных ведомств, занимающиеся применением вышеуказанного Закона, обменялись мнениями, выработали алгоритм совместного поведения.

Проведенная учеба завершилась изданием под редакцией Василия Григорьевича Золоторева брошюры «Процессуальный порядок рассмотрения в суде материалов о помещении несовершеннолетних в центры временной изоляции и учебно-воспитательные учреждения закрытого типа» (Научно-методическое пособие. Курск: ГУИПП «Курск», 2000. 80 с.), составителем которой был автор этих строк.

Позже на страницах журнала «Российский судья» под тем же названием мной была опубликована статья, в которой детально рассматривалась практика применения судами Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (См.: Российский судья. 2000. N 3. С. 24 — 29). Проведенная методическая работа оказалась весьма удачной, многие практики благодарили как за пособие, так и за статью.

В 2002 г. отделом обобщения Верховного Суда Российской Федерации практика применения Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ была проанализирована уже в целом по стране. Из составленной тогда справки усматривается, что проблемы, выявленные в 2000 г. в Курске, увы, знакомы и судьям других регионов. Они, оказывается, точно так же «забывают», что «материалы о направлении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа должны рассматриваться с обязательным участием прокурора, адвоката и законного представителя»! Были выявлены и другие нарушения. О том, сколь серьезно Верховный Суд России тогда подходил к практике применения Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», свидетельствует, например, приводимое ниже Постановление заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации А. Е. Меркушова. Данный документ, несмотря на то что в Закон были внесены многочисленные изменения, по нашему мнению, своей актуальности не утратил.

Радует и то, что в Курском областном суде положительную практику прошлых лет не забыли. В 2005 г. под редакцией опять-таки неутомимого Василия Григорьевича Золоторева вышла новая книга — «Применение законодательства при рассмотрении в судах материалов о помещении в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей». Ее составители — судья Курского областного суда А. М. Медвецкий, кандидат юридических наук, доцент КГТУ Т. К. Рябинина.

От предыдущего новое издание выгодно отличается не только усовершенствованным качеством комментария Закона, но и хорошо продуманным приложением. В него вошли: образцы процессуальных документов, текст самого Закона, так называемые Пекинские правила, Определение Конституционного Суда Российской Федерации «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Ногликского районного суда Сахалинской области о проверке конституционности статей 28 и 30 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Приказ МВД России «О мерах по совершенствованию деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел».

Ниже читателю предлагаются материалы, разработанные судьей А. М. Медвецким и доцентом Т. К. Рябининой, а также Постановление заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации А. Е. Меркушова в отношении Д. И. Ломакина, а также статья судьи А. М. Медвецкого о практике применения нового законодательства.

ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ РАССМОТРЕНИИ В СУДАХ

МАТЕРИАЛОВ О ПОМЕЩЕНИИ В ЦЕНТР ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

Медвецкий А. М., судья Курского областного суда.

Рябинина Т. К., кандидат юридических наук, доцент.

Введение

В соответствии с Конституцией РФ и общепринятыми нормами международного права в России действует Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 апреля 2005 г.), устанавливающий основы правового регулирования отношений, возникших в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Осуществление районными (городскими) судами Курской области предусмотренных данным Законом функций должно обеспечить защиту прав и законных интересов несовершеннолетних правонарушителей, эффективное и гуманное обращение с ними, принятие в отношении их справедливых решений.

Названный Закон определяет основания и порядок помещения несовершеннолетних в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) по специальным процедурам и по специфическим правилам (Определение Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2002 г. N 275-О).

Настоящие рекомендации призваны оказать практическую помощь при разрешении вопросов, связанных с помещением несовершеннолетних в ЦВСНП при УВД Курской области.

Первый и второй разделы рекомендаций содержат разъяснение оснований помещения в ЦВСНП и порядок направления материалов в районный (городской) суд, третий раздел посвящен рассмотрению в районном (городском) суде материалов о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП.

Завершается пособие примерными образцами соответствующих процессуальных документов суда.

Раздел I. Помещение несовершеннолетних в ЦВСНП

на основании решения суда

Центр временного содержания несовершеннолетних

правонарушителей (ЦВСНП)

В соответствии с Инструкцией, утвержденной Приказом МВД Российской Федерации от 2 апреля 2004 г. N 215, центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) находятся в непосредственном подчинении УВД субъекта Федерации.

В своей деятельности ЦВСНП руководствуются Конституцией РФ, международными договорами РФ, Законом РФ «О милиции», Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и иными нормативными актами, в том числе Курской области.

ЦВСНП обеспечивает круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях их дальнейшего устройства, защиты их жизни и здоровья, предупреждения ими повторных общественно опасных деяний и правонарушений, осуществляет предусмотренную законом деятельность.

Данное учреждение действует исключительно в целях профилактики и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних и не является местом для отбывания ими наказания или для исправления несовершеннолетних.

Категории несовершеннолетних, подлежащих помещению в ЦВСНП

на основании решения суда

В центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей могут быть помещены согласно пп. 1 — 6 п. 2 ст. 22 Закона несовершеннолетние в возрасте до 18 лет в случаях:

— направления по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (пп. 1 п. 2 ст. 22 Закона);

— временного ожидания рассмотрения судьей вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (пп. 2 п. 2 ст. 22, п. 6 ст. 26 Закона);

— самовольного ухода из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа (пп. 3 п. 2 ст. 22 Закона);

— совершения общественно опасного деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность — при наличии обстоятельств, указанных в пп. 4 п. 2 ст. 22 Закона;

— совершения правонарушения, влекущего административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, при наличии обстоятельств, указанных в пп. 5 п. 2 ст. 22 Закона;

— совершения несовершеннолетними правонарушения, влекущего административную ответственность, — с учетом требований пп. 6 п. 2 ст. 22 Закона.

Нижняя граница возраста, с которого возможно по настоящему Закону помещение несовершеннолетнего в ЦВСНП, — 11 лет (п. 4 ст. 15 Закона) — указана только в отношении лиц, направляемых, ожидающих направления в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и самовольно ушедших из таких учреждений (пп. 1, 2, 3 п. 2 ст. 22).

В случае помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП по основаниям пп. 6 п. 2 ст. 22 Закона нижним возрастом является возраст административной ответственности, предусмотренный ст. 2.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, — 16 лет.

В то же время при помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП по пп. 4, 5 п. 2 ст. 22 Закона нижний возраст в Законе не установлен. Как указано в комментарии к ст. 2.2 Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), от 10 декабря 1985 г., понятие «несовершеннолетний» охватывает широкий возрастной диапазон с 7 лет, следовательно, будет правильным по пп. 4, 5 п. 2 ст. 22 Закона помещать в центр временного содержания в установленном порядке несовершеннолетних с семилетнего возраста.

Верхней границей возраста помещения в центр по пп. 4 п. 2 ст. 22 Закона является определенный ст. 20 УК РФ возраст — соответственно 14 или 16 лет в зависимости от статьи УК.

Такой же границей в случае, предусмотренном пп. 5 п. 2 ст. 22 Закона, является возраст 16 лет (ст. 2.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Основания помещения несовершеннолетних в ЦВСНП

Основания помещения несовершеннолетних в ЦВСНП указаны в п. 3 ст. 22 Закона. Ими являются: приговор суда или постановление судьи в отношении несовершеннолетних, направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (пп. 1 п. 2 ст. 22 Закона), и постановление судьи в отношении несовершеннолетних, указанных в пп. 2 — 6 п. 2 ст. 22 Закона.

Перечень указанных в Законе оснований помещения в ЦВСНП является исчерпывающим и расширенному или произвольному толкованию не подлежит.

1. При этом следует учесть, что по пп. 1 п. 2 ст. 22 Закона направляемыми в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа по приговору суда считаются несовершеннолетние, осужденные за преступления и освобожденные от наказания в соответствии со ст. 92 УК РФ, а также несовершеннолетние, направляемые в такие учреждения на основании постановления судьи.

В упомянутых двух случаях принятия какого-либо дополнительного судебного решения для помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП не требуется. Несовершеннолетние содержатся в центре с момента их доставления, после оглашения в суде приговора или постановления суда и в течение всего времени, необходимого для организации их доставки в учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Для обоснования доставления таких несовершеннолетних из здания районного (городского) суда в ЦВСНП и дальнейшего там содержания в приговоре или в постановлении суда необходимо указывать, что на период после провозглашения данного решения и до определения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа его следует поместить в ЦВСНП при УВД Курской области.

Для помещения в ЦВСНП несовершеннолетних по основаниям, указанным в пп. 2 — 6 п. 2 ст. 22 Закона, необходимо постановление судьи районного (городского) суда, принятое по результатам рассмотрения ходатайства и материалов к нему руководителя органа внутренних дел или его заместителя.

2. Согласно пп. 2 п. 2 ст. 22 Закона временно ожидающими рассмотрения судом вопроса о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (п. 6 ст. 26 Закона) следует считать таких лиц, материалы в отношении которых уже находятся в суде, но решение не принято и возникает необходимость в:

а) защите их жизни или здоровья;

б) или предупреждении повторного общественно опасного деяния;

в) а также при отсутствии у несовершеннолетнего места жительства или места пребывания;

г) либо при его злостном уклонении (более двух раз) от явки в суд или от медицинского освидетельствования.

Сам по себе факт временного ожидания несовершеннолетним его направления в ЦВСНП поводом для возбуждения ходатайства о помещении в центр не является, необходимо обязательное подтверждение одного из приведенных выше обстоятельств.

В случае необходимости защиты жизни или здоровья несовершеннолетнего отделу милиции следует иметь данные:

о невозможности его проживания в семье с родителями или с лицами, их заменяющими, на законном основании, о ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей по его содержанию;

об отрицательном влиянии этих лиц на его поведение или жестоком с ним обращении;

о преследовании его лицами, с которыми несовершеннолетний совершал противоправные действия;

об употреблении им наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, спиртных напитков;

о занятии этим несовершеннолетним проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

об иных обстоятельствах, угрожающих жизни или здоровью несовершеннолетнего.

В части предупреждения совершения несовершеннолетним повторного общественно опасного деяния должны быть сведения:

о личности несовершеннолетнего, его социальной направленности, его поведении до совершения им противоправного деяния;

о наличии контроля со стороны родителей или лиц, их заменяющих, за поведением несовершеннолетнего;

о количестве противоправных деяний и антиобщественных действий, совершенных несовершеннолетним, и причинах, по которым он прекратил эти деяния;

о нарушении несовершеннолетним прав и законных интересов других лиц, иные сведения.

При оценке данных об отсутствии у несовершеннолетнего места жительства или места пребывания следует знать, что местом проживания является место, где несовершеннолетний постоянно или преимущественно проживает (жилой дом, квартира, общежитие, интернат и др.), а местом пребывания — место, где он проживает временно (санаторий, оздоровительный лагерь, туристическая база, гостиница). Отдел милиции должен представить данные, подтверждающие эти обстоятельства. Если несовершеннолетний не имеет места жительства и (или) пребывания, он относится согласно ст. 1 Закона к категории беспризорных несовершеннолетних.

Под злостным уклонением несовершеннолетнего от явки в суд либо от медицинского освидетельствования понимаются случаи, когда он по неуважительным причинам два и более раза не явился в суд или учреждение здравоохранения либо скрылся с места жительства или места пребывания.

Данное обстоятельство должно быть подтверждено соответствующими сведениями (объяснения несовершеннолетнего, родственников, работников медицинского учреждения, где несовершеннолетний должен был пройти медосвидетельствование, других лиц, рапорт работника отдела милиции, расписка несовершеннолетнего о явке в суд, другие данные о его неявке в судебное заседание или на медосвидетельствование, а также сведения, подтверждающие, что несовершеннолетний скрывался).

3. По пп. 3 п. 2 ст. 22 Закона самовольно ушедшими из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа следует считать несовершеннолетних, помещенных в это учреждение по постановлению судьи на определенный срок и покинувших его без сопровождения установленных лиц или без соответствующего разрешения администрации учреждения в период срока пребывания.

4. Подпунктом 4 п. 2 ст. 22 Закона предусмотрено помещение в центр временного содержания таких несовершеннолетних, которые совершили общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние (ст. 20 УК РФ).

При этом для помещения несовершеннолетнего в центр отделом милиции должны иметься данные, подтверждающие указанные в пп. 4 п. 2 ст. 22 Закона основания.

К таким основаниям Закон отнес:

а) необходимость защиты жизни и здоровья несовершеннолетнего;

б) необходимость предупреждения совершения им повторного общественно опасного деяния;

в) отсутствие сведений о личности несовершеннолетнего;

г) отсутствие места жительства или места пребывания;

д) непроживание несовершеннолетнего на территории субъекта РФ, где им было совершено общественно опасное деяние;

е) проживание несовершеннолетнего на территории субъекта РФ, где им было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места его проживания он не может быть передан родителям или иным законным представителям в течение трех часов с момента доставления несовершеннолетнего в подразделение органов внутренних дел (пп. 1 п. 2 ст. 21 Закона).

5. Согласно пп. 5 п. 2 ст. 22 Закона в ЦВСНП помещаются несовершеннолетние, совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, т. е. до 16 лет (ст. 2.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Помещение в ЦВСНП возможно при условии, что личность несовершеннолетнего не установлена; он не имеет места жительства или места пребывания или не проживает на территории субъекта РФ, где было совершено правонарушение; он проживает на территории субъекта РФ, где им было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места его проживания не может быть передан родителям или иным законным представителям в течение трех часов с момента доставления несовершеннолетнего в подразделение органов внутренних дел (пп. 1 п. 2 ст. 21 Закона).

6. Подпункт 6 п. 2 ст. 22 Закона в отличие от пп. 5 п. 2 этой же статьи предусматривает помещение в центр временного содержания тех несовершеннолетних, которые уже достигли возраста наступления административной ответственности (16 лет), но личность не установлена; они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где было совершено правонарушение, а если и проживают на территории субъекта РФ, где ими совершено правонарушение, то вследствие удаленности места его проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение трех часов с момента доставления несовершеннолетнего в подразделение органов внутренних дел (пп. 1 п. 2 ст. 21 Закона).

Раздел 2. Порядок направления в суд материалов

о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП

Порядок подготовки и направления в районный (городской) суд материалов о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП определен ст. 31.1 Закона.

Материалы представляются в суд в отношении несовершеннолетних, указанных в пп. 2 — 6 п. 2 ст. 22 Закона.

Пункт 4 ст. 22 Закона до направления материалов в суд предоставляет право руководителю органа внутренних дел (т. е. начальнику отдела милиции) или уполномоченному сотруднику отдела, замещающего должности, перечень которых утверждается Министром внутренних дел РФ (т. е. его заместителю или его помощнику — оперативному дежурному), своим постановлением помещать в ЦВСНП на срок не более 48 часов несовершеннолетних, указанных в пп. 3 — 6 п. 2 ст. 22 Закона (самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа — пп. 3; совершившие общественно опасное деяние — пп. 4; совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, — пп. 5, 6).

Перед принятием постановления одно из названных должностных лиц изучает подготовленные материалы на несовершеннолетнего. Убедившись, что он самовольно ушел из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа (пп. 3) или совершил общественно опасное деяние или правонарушение, влекущее административную ответственность (пп. 4 — 6), и необходимо обеспечить защиту его жизни или здоровья, предупредить совершение им повторного общественно опасного деяния, не установлена личность несовершеннолетнего, он не имеет места жительства либо имеются другие основания, предусмотренные пп. 4 — 6 п. 2 ст. 22 Закона, указанное выше должностное лицо выносит постановление о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП на срок не более 48 часов.

Данное решение должно быть принято в течение трех часов после доставления несовершеннолетнего в подразделение органов внутренних дел, так как согласно пп. 1 п. 2 ст. 21 Закона там они могут содержаться не более указанного времени.

На основании постановления несовершеннолетний доставляется в ЦВСНП на срок не более 48 часов, и с момента его помещения начинает исчисляться срок пребывания в центре.

Следует учесть, что упомянутым должностным лицам органа внутренних дел Закон не предоставил право направлять в ЦВСНП на срок до 48 часов несовершеннолетних, временно ожидающих рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (пп. 2 п. 2 ст. 22).

Текст Закона не содержит сведений о возможности рассмотрения материалов о помещении в ЦВСНП по пп. 3 — 6 п. 2 ст. 22 Закона без предварительного помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП в порядке п. 4 ст. 22 Закона.

Из смысла п. 4 ст. 22 и п. 1 ст. 31.1 Закона видно, что представлению судье материалов на несовершеннолетних, указанных в пп. 3 — 6 п. 2 ст. 22, в обязательном порядке должно предшествовать их помещение в ЦВСНП на срок не более 48 часов.

Такой вывод вытекает из содержания пп. 3 — 6 п. 2 ст. 22 Закона, указывающих на необходимость срочного изъятия несовершеннолетнего из создавшейся среды и обстановки и создания ему приемлемых условий временного содержания.

Если в течение первых 24 часов нахождения несовершеннолетнего в ЦВСНП будет установлено, что отпали основания, по которым он был направлен в центр, так как установлена личность, устранена угроза жизни и здоровью, появилась возможность передать его родителям или иным законным представителям, руководитель органа внутренних дел или его заместитель вправе материалы в суд не направлять.

В противном случае, а также если несовершеннолетний помещен в ЦВСНП с целью предупредить совершение им повторного общественно опасного деяния, или он не имеет места жительства или пребывания, либо не проживает на территории области, то материалы должны быть направлены в суд за 24 часа до истечения 48 часов пребывания несовершеннолетнего в ЦВСНП для решения судьей вопроса о дальнейшем содержании или об освобождении несовершеннолетнего из ЦВСНП (ч. 2 п. 4 ст. 22).

Материалы о необходимости помещения несовершеннолетних в ЦВСНП направляются в суд руководителем органа внутренних дел или его заместителем (оперативный дежурный в отличие от п. 4 ст. 22 Закона это делать не вправе) только в порядке, предусмотренном ст. 31.1 Закона, и строго по основаниям, указанным в пп. 2 — 6 п. 2 ст. 22 этого Закона.

При этом указанные в пп. 2, 4 — 6 п. 2 ст. 22 Закона основания содержат две составляющие, без которых направление материалов в суд является бесперспективным.

Эти материалы должны подтверждать:

во-первых, временное ожидание несовершеннолетним рассмотрения судом вопроса о его помещении в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (пп. 2 п. 2 ст. 22) или совершение им общественно опасного деяния или административного правонарушения (пп. 4 — 6 п. 2 ст. 22) и,

во-вторых, наличие хотя бы одного из изложенных в этих подпунктах оснований такого помещения (угроза жизни или здоровью несовершеннолетнего, отсутствие места жительства или пребывания, неустановление личности, необходимость предупреждения повторного общественно опасного деяния и другие).

В то же время установление факта самовольного ухода несовершеннолетнего из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа (пп. 3 п. 2 ст. 22) является достаточным основанием направления соответствующих материалов в суд для его помещения в ЦВСНП по постановлению судьи.

Материалы по основаниям пп. 3 — 6 п. 2 ст. 22 представляются в суд по месту задержания несовершеннолетнего, а по пп. 2 п. 2 ст. 22 Закона — в суд, где уже находятся материалы о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Руководитель органа внутренних дел или его заместитель после направления несовершеннолетнего в ЦВСНП на срок не более 48 часов (пп. 3 — 6 п. 2 ст. 22), а по пп. 2 п. 2 ст. 22 — без такого направления, посчитав необходимым поместить несовершеннолетнего в ЦВСНП на срок до 30 суток, направляет в суд следующие материалы.

А. По основаниям, предусмотренным пп. 2 п. 2 ст. 22 Закона, — в течение 10 дней с момента поступления в районный (городской) суд материалов о направлении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (п. 1 ст. 28 Закона) должны быть представлены судье:

1) постановление, подписанное руководителем органа внутренних дел или его заместителем, где в резолютивной части изложено ходатайство должностного лица о необходимости помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП с указанием цели и мотивов, вытекающих из содержания пп. 2 п. 2 ст. 22 Закона;

2) данные о дате поступления в этот же суд материалов о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, подтверждающие временное ожидание им рассмотрения этих материалов;

3) сведения, подтверждающие хотя бы одно из оснований, перечисленных в пп. 2 п. 2 ст. 22 Закона, о необходимости помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП: в целях защиты его жизни или здоровья; предупреждения повторного общественно опасного деяния; отсутствие у него места жительства или места пребывания; либо при злостном уклонении его от явки в суд или от медицинского освидетельствования.

При этом перед направлением материалов в суд несовершеннолетний не может быть помещен в ЦВСНП на срок не более 48 часов.

Закон не исключает представление судье данных о необходимости помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП в день передачи в тот же суд материалов о его направлении в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, так как несовершеннолетний считается временно ожидающим рассмотрения вопроса о его направлении в такое учреждение с момента поступления материалов об этом в суд.

Б. По основаниям, предусмотренным пп. 3 п. 2 ст. 22 Закона, — не позднее чем за 24 часа до истечения срока нахождения несовершеннолетнего в ЦВСНП, указанного в п. 4 ст. 22 Закона (т. е. 48 часов, именно на это время он помещен по постановлению руководителя органа внутренних дел района, или его заместителя, или оперативного дежурного), должны быть представлены судье:

1) постановление, подписанное руководителем органа внутренних дел или его заместителем, где в резолютивной части указано, что это должностное лицо ходатайствует о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП на срок до 30 суток с указанием цели и мотивов, вытекающих из содержания пп. 3 п. 2 ст. 22 Закона;

2) постановление руководителя органа внутренних дел, или его заместителя, или оперативного дежурного о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП на срок не более 48 часов;

3) документ из ЦВСНП, подтверждающий время помещения несовершеннолетнего в центр на срок не более 48 часов;< /p>

4) копия решения суда или выписка из него, на основании которого несовершеннолетний был помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа;

5) данные, подтверждающие факт самовольного оставления названного учреждения несовершеннолетним (копии сообщений об этом из учреждения в отделы милиции, или рапорты работников учреждения о самовольном уходе несовершеннолетнего, либо телетайпограммы об этом).

В. По основаниям, предусмотренным пп. 4 п. 2 ст. 22 Закона, — не позднее чем за 24 часа до истечения срока нахождения несовершеннолетнего в ЦВСНП, указанного в п. 4 ст. 22 Закона, должны быть представлены судье:

1) постановление, подписанное руководителем органа внутренних дел или его заместителем, где в резолютивной части указано, что это должностное лицо ходатайствует о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП на срок до 30 суток с указанием цели и мотивов, вытекающих из содержания пп. 4 п. 2 ст. 22 Закона;

2) постановление руководителя органа внутренних дел, или его заместителя, или оперативного дежурного о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП на срок не более 48 часов;

3) документ из ЦВСНП, подтверждающий время помещения несовершеннолетнего в центр на срок не более 48 часов;

4) достаточные данные, подтверждающие совершение общественно опасного деяния несовершеннолетним (рапорт работника милиции, заявления, объяснения соответствующих лиц, протокол осмотра места происшествия и другие данные);

5) данные о личности несовершеннолетнего, если личность установлена (копия паспорта — с 14 лет, копия свидетельства о рождении, или выписка из похозяйственной книги, или копии лицевого счета);

6) сведения, подтверждающие хотя бы одно из оснований, перечисленных в пп. 4 п. 2 ст. 22 Закона, о необходимости помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП: не установлена личность; необходимость защиты жизни или здоровья или предупреждения повторного общественно опасного деяния; отсутствие у несовершеннолетнего места жительства или места пребывания, или непроживание на территории Курской области или проживание на территории области, но на значительном расстоянии от места совершения общественно опасного деяния (рапорты работников милиции, объяснения несовершеннолетнего, родителей, соседей, справки о месте жительства или пребывания, или о непроживании в конкретном населенном пункте или проживании в нем, но на значительном расстоянии, телетайпограммы, подтверждающие проживание родителей конкретного несовершеннолетнего на соответствующей территории, или отсутствие таковых и другие данные).

Г. По основаниям, предусмотренным пп. 5 п. 2 ст. 22 Закона, — не позднее чем за 24 часа до истечения срока нахождения несовершеннолетнего в ЦВСНП, указанного в п. 4 ст. 22 Закона, должны быть представлены судье:

1) постановление, подписанное руководителем органа внутренних дел или его заместителем, где в резолютивной части указано, что это должностное лицо ходатайствует о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП на срок до 30 суток с указанием цели и мотивов, вытекающих из содержания пп. 5 п. 2 ст. 22 Закона;

2) сведения, указанные в пп. 2, 3, 5 п. «В» настоящего раздела;

3) достаточные данные, подтверждающие совершение несовершеннолетним правонарушения, влекущего административную ответственность до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность (объяснения несовершеннолетнего, лиц, присутствующих при совершении правонарушения, рапорты работников милиции и другие данные);

4) сведения, подтверждающие хотя бы одно из оснований, перечисленных в пп. 5 п. 2 ст. 22 Закона, о необходимости помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП: не установлена личность, отсутствует место жительства или пребывания, непроживание на территории Курской области, где совершено правонарушение, или проживание на территории области, но на значительном удалении от места совершения правонарушения (рапорты работников милиции, объяснения несовершеннолетнего, родителей, соседей, справки о месте жительства или пребывания, или о непроживании в конкретном населенном пункте или проживании в нем, но на значительном расстоянии, телетайпограммы, подтверждающие проживание родителей конкретного несовершеннолетнего на соответствующей территории, или отсутствие таковых и другие данные).

Д. По основаниям, предусмотренным пп. 6 п. 2 ст. 22 Закона, не позднее чем за 24 часа до истечения срока нахождения несовершеннолетнего в ЦВСНП, указанного в п. 4 ст. 22 Закона, должны быть представлены судье:

1) постановление, подписанное руководителем органа внутренних дел или его заместителем, где в резолютивной части указано, что это должностное лицо ходатайствует о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП на срок до 30 суток с указанием цели и мотивов, вытекающих из содержания пп. 6 п. 2 ст. 22 Закона;

2) сведения, указанные в пп. 2, 3, 5 п. «В» настоящего раздела;

3) достаточные данные, подтверждающие совершение несовершеннолетним правонарушения, влекущего административную ответственность (объяснения несовершеннолетнего, лиц, присутствующих при совершении правонарушения, рапорты работников милиции и другие данные);

4) сведения, подтверждающие хотя бы одно из оснований, перечисленных в пп. 6 п. 2 ст. 22 Закона, о необходимости помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП (см. пп. 4 п. «Г» настоящего раздела).

Без данных, подтверждающих основания, указанные в пп. 2, 4 — 6 п. 2 ст. 22 Закона, помещение несовершеннолетнего в ЦВСНП не предусмотрено.

Из текста Закона не усматривается, что в суд, при разрешении вопроса о помещении в ЦВСНП, должны направляться материалы о состоянии здоровья несовершеннолетнего и заключение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

С направляемыми в суд материалами вправе ознакомиться несовершеннолетний, его родители (если личность несовершеннолетнего установлена и если они проживают в районе совершения им противоправных действий) или иные законные представители либо представитель органа опеки и попечительства, а также адвокат и прокурор.

Если личность несовершеннолетнего не установлена или он не проживает на территории Курской области, либо проживает на значительном расстоянии от места рассмотрения материала, с материалами дела знакомится представитель органа опеки и попечительства.

Раздел 3. Порядок и сроки рассмотрения материалов

о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП

в районном (городском) суде

Порядок и сроки рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП в суде регулируются ст. 31.2 Закона.

Материалы рассматриваются судьей районного (городского) суда: по основаниям пп. 2 п. 2 ст. 22 Закона — в тот же день; по основаниям пп. 3 — 6 п. 2 ст. 22 Закона — в течение суток, но до истечения 48 часов с момента помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП.

В рассмотрении материалов должны участвовать согласно п. 2 ст. 31.2 Закона:

— несовершеннолетний;

— его родители или иные законные представители (если установлены данные о несовершеннолетнем и они проживают в районе юрисдикции этого суда);

— адвокат;

— прокурор;

— представитель органа внутренних дел, чье ходатайство рассматривается в суде (по доверенности);

— представитель ЦВСНП;

— орган опеки и попечительства (по доверенности главы района), если личность несовершеннолетнего не установлена или он не проживает на территории Курской области, либо проживает на значительном расстоянии от места рассмотрения материалов, а также если его родители или иные законные представители не участвуют в рассмотрении материалов в суде).

В рассмотрении материалов могут участвовать представитель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Явку указанных лиц в судебное заседание обеспечивает орган внутренних дел, по инициативе которого рассматриваются материалы.

Рассмотрение материалов в суде без несовершеннолетнего, адвоката или представителя ЦВСНП либо прокурора Законом не предусмотрено, также не предусмотрено отложение судебного заседания.

Отсутствие такой нормы предполагает, видимо, безусловное исполнение Закона всеми заинтересованными сторонами при достаточном для этого времени — 24 часа.

По смыслу ст. 31.2 Закона, при рассмотрении материалов по основаниям, указанным в пп. 2 п. 2 ст. 22 Закона, представитель ЦВСНП и органа опеки и попечительства в судебном заседании не участвуют.

Особо надо подчеркнуть, что согласно ст. 26 Федерального закона от 31 мая 2002 г. «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» юридическая помощь несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, во всех случаях оказывается бесплатно.

Следовательно, выносить какие-либо решения об оплате услуг адвоката за участие в судебном заседании судья не вправе. Кроме того, необходимо учитывать, что помещение несовершеннолетнего в ЦВСНП регулируется только настоящим Законом и нормы УПК РФ неприменимы.

Право несовершеннолетнего на конфиденциальность должно быть обеспечено на всех этапах — при подготовке материалов, направлении их в суд и рассмотрении в судебном заседании с целью избежать причинения ему вреда из-за ненужной гласности или ущерба репутации (Пекинские правила, ст. 8).

Поэтому материалы рассматривает судья районного (городского) суда единолично в закрытом судебном заседании, о чем указывается в протоколе.

В протоколе должны быть отражены сведения о дате, месте, времени начала и окончания судебного заседания, о наименовании рассматриваемых материалов, о составе суда и участвующих в заседании лицах, с указанием данных о несовершеннолетнем правонарушителе, разъяснении ему права обжаловать постановление (с 14 лет), а также ход судебного заседания.

В начале судебного заседания судья объявляет, какое ходатайство подлежит рассмотрению, кто его рассматривает, и представляет участников судебного заседания, разъясняет несовершеннолетнему его право (если несовершеннолетний достиг 14-летнего возраста — п. 1 ст. 30, ст. 31.3 Закона) обжаловать постановление суда в течение 10 суток со дня получения его копии в вышестоящий суд.

Исходя из требований ст. 15 Пекинских правил, представляется, что суд может отказать родителям в участии в судебном заседании, если имеются основания полагать, что это необходимо в интересах несовершеннолетнего.

Затем начальник органа внутренних дел или его заместитель, либо работник этого органа (по их доверенности) обосновывает ходатайство, судья оглашает представленные материалы, они исследуются, выясняются обстоятельства, имеющие значение для принятия решения. После чего заслушиваются объяснение несовершеннолетнего; его родителей или иных законных представителей, либо мнение органа опеки и попечительства; мнение представителя ЦВСНП, а также представителя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (если участвует) и обязательно прокурора и адвоката.

Суд проверяет обоснованность мотивированных доводов, указанных в ходатайстве, по каждому из оснований, изложенных в пп. 2 — 6 п. 2 ст. 22 Закона.

Надо учесть, что при рассмотрении материалов по пп. 2 п. 2 ст. 22 Закона суд не входит в обсуждение вопросов, связанных с направлением несовершеннолетнего в учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, а по пп. 3 — причин самовольного ухода из такого учреждения.

Если в постановлении по каждому конкретному случаю не будут указаны основания помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП, вытекающие из пп. 2 — 6 п. 2 ст. 22 Закона, оно не может быть признано законным.

По итогам рассмотрения ходатайства в отношении несовершеннолетних, указанных в пп. 3 — 6 п. 2 ст. 22 Закона, судья выносит постановление:

а) о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП;

б) об отказе в удовлетворении ходатайства (п. 3 ст. 31.2 Закона).

Вынесение постановления с другим текстом в резолютивной части Законом не предусмотрено.

Мотивированное постановление составляется судьей в совещательной комнате и по выходе оглашается в судебном заседании.

Постановление судьи должно содержать данные, предусмотренные п. 4 ст. 31.2 Закона, в том числе цели и основания помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП с указанием в резолютивной части о его содержании в центре в течение времени, минимально необходимого для установления личности несовершеннолетнего, его устройства, передачи его родителям, иным законным представителям, или для защиты его жизни или здоровью, либо предупредить совершение им повторного общественно опасного деяния, но не более 30 суток, и о порядке обжалования и опротестования постановления.

Конкретный срок пребывания в постановлении указывать не следует, так как на время нахождения несовершеннолетнего в центре могут повлиять обстоятельства, связанные с установлением его личности, места проживания или устранением угрозы жизни или здоровья, которые суд предусмотреть не в состоянии.

После оглашения постановления судья должен разъяснить порядок его обжалования и опротестования, предусмотренный п. 1 ст. 31.3, ст. 30 Закона, о чем должна быть сделана запись в протоколе судебного заседания.

Копия постановления вручается или высылается несовершеннолетнему, его родителям или иным законным представителям не позднее трех суток со дня вынесения, а также вручается адвокату, прокурору, представителю ЦВСНП и представителю органа внутренних дел.

Постановление может быть обжаловано в вышестоящий суд несовершеннолетним, достигшим 14-летнего возраста, его родителями или иными законными представителями либо по их просьбе адвокатом, а также опротестовано прокурором в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

При поступлении в указанный срок жалобы установленных законом лиц или протеста прокурора на постановление судьи судья, известив об этом другую сторону, незамедлительно, без указания даты рассмотрения, направляет материалы с поступившей жалобой или протестом в Курский областной суд для их рассмотрения председателем областного суда.

Время пребывания несовершеннолетних в ЦВСНП

на основании постановления судьи

Время пребывания несовершеннолетних в ЦВСНП на основании постановления судьи установлено п. 6 ст. 22 Закона.

Несовершеннолетние, указанные в пп. 1 — 6 п. 2 ст. 22 Закона, могут находиться в ЦВСНП в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток.

В исключительных случаях это время может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток, в который не входят:

1) период карантина в ЦВСНП, объявленного органами здравоохранения;

2) время болезни несовершеннолетнего, которая подтверждена органом здравоохранения и препятствует возвращению его в семью или соответствующее учреждение;

3) время рассмотрения жалобы или протеста прокурора на приговор суда, постановление судьи о помещении несовершеннолетнего в специальное учреждение закрытого типа.

Из смысла п. 6 ст. 22 видно, что после оглашения приговора или постановления судьи о помещении несовершеннолетнего в специальное учреждение закрытого типа (пп. 1 п. 2 ст. 22) несовершеннолетний из зала суда не должен помещаться в другое место, кроме как в ЦВСНП. Все время, в течение которого рассматриваются эти решения председателем вышестоящего суда по жалобам установленных лиц, не входит в 30-суточный срок его пребывания в ЦВСНП.

Законом не определены должностные лица органов внутренних дел (начальник органа внутренних дел или начальник ЦВСНП при УВД), уполномоченные представлять материалы в суд о продлении срока содержания несовершеннолетнего в ЦВСНП до 15 суток, не оговорены порядок рассмотрения материалов и исключительные случаи продления срока.

В связи с нахождением несовершеннолетнего в центре по основаниям пп. 1 — 6 п. 2 ст. 22 Закона приемлем такой вариант, когда с таким ходатайством в суд будет обращаться начальник ЦВСНП, так как вопросами устройства несовершеннолетнего (передача родителям, устройство в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, установление личности, получение сведений об обеспечении защиты жизни или здоровья, предупреждение повторного совершения общественно опасного деяния) в течение до 30 суток занимается ЦВСНП (пп. 10, 27 Инструкции по организации деятельности ЦВСНП, утвержденной Приказом МВД РФ от 2 апреля 2004 г. N 215).

Такое обращение может иметь место за 48 часов до истечения 30-суточного срока.

К исключительным случаям, видимо, можно отнести те обстоятельства, которые не были устранены до 30 суток, и в связи с которыми несовершеннолетний помещен в ЦВСНП.

Рассматриваться данное ходатайство должно судьей в установленный п. 2 ст. 31.2 Закона суточный срок.

Представляется, что порядок проведения судебного заседания не должен отличаться от установленного для помещения несовершеннолетнего в центр.

ПРИМЕРЫ ПРОТОКОЛОВ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

И ПОСТАНОВЛЕНИЙ СУДЕЙ РФ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

(примерный текст)

ПРОТОКОЛ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ

г. Курск 7 апреля 2005 года

Судья (наименование суда) фамилия, инициалы,

с участием

помощника прокурора (наименование прокуратуры) __________________,

начальника ЛОВД (заместителя, другого представителя) __________________,

представителя ЦВСНП при УВД Курской области __________________,

представителя комиссии по делам несовершеннолетних

и защите их прав (наименование администрации) __________________,

представителя органа опеки и попечительства

(наименование администрации) ,

адвоката,

представившего удостоверение (номер, дата выдачи)

и ордер (номер, дата выдачи), __________________,

а также с участием несовершеннолетнего Иванова И. И.,

при секретаре __________________

рассмотрел в закрытом судебном заседании материалы, поступившие из ЛОВД о помещении несовершеннолетнего Иванова Ивана Ивановича в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей при УВД Курской области.

Судебное заседание объявлено открытым в 16 часов 00 минут.

В судебное заседание явились:

несовершеннолетний Иванов И. И.,

родитель несовершеннолетнего,

помощник прокурора,

начальник ЛОВД (заместитель, другой представитель — по доверенности),

представитель ЦВСНП при УВД Курской области,

представитель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по доверенности (номер и дата выдачи),

представитель органа опеки и попечительства по доверенности (номер и дата выдачи), если нет родителей или проживают на значительном расстоянии.

Судья устанавливает личность несовершеннолетнего правонарушителя.

Иванов Иван Иванович, 15 августа 1989 года рождения, уроженец и житель г. Серпухова Московской области,

место обучения (со слов несовершеннолетнего).

Судья объявляет, какое ходатайство подлежит рассмотрению, кто его рассматривает, представляет участников судебного заседания.

Судья разъясняет несовершеннолетнему (с 14 лет) право обжаловать постановление судьи, в течение 10 суток со дня получения его копии, в областной суд.

Судья оглашает материалы, поступившие из ЛОВД:

— постановление начальника ЛОВД с ходатайством о помещении несовершеннолетнего Иванова И. И. в ЦВСНП при УВД Курской области;

— рапорт от 6 апреля 2005 года о совершении Ивановым административного правонарушения;

— объяснения несовершеннолетнего Иванова И. И. о проезде на грузовом поезде;

— объяснения работников железнодорожной ст. Курск об обнаружении Иванова И. И. в крытом вагоне;

— протокол задержания несовершеннолетнего от 6 апреля 2005 года;

— постановление начальника ЛОВД от 6 апреля 2005 года о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП на срок не более 48 часов;

— справка ЦВСНП о фактическом помещении несовершеннолетнего в центр на срок не более 48 часов;

— копия протокола личного досмотра несовершеннолетнего об отсутствии при нем документов, удостоверяющих личность.

Для поддержания ходатайства слово предоставляется начальнику ЛОВД:

Постановление, которым я ходатайствую о необходимости помещения несовершеннолетнего Иванова И. И. в ЦВСНП сроком до 30 суток, поддерживаю в полном объеме по указанным в нем основаниям.

6 апреля 2005 года около 7 часов на территории железнодорожного вокзала ст. Курск инспектором ЛОВД был задержан несовершеннолетний Иванов И. И., который самовольно осуществлял проезд от ст. Белгород до ст. Курск в грузовом поезде, тем самым несовершеннолетний совершил правонарушение, влекущее административную ответственность, предусмотренное ч. 1 ст. 11.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При задержании несовершеннолетний Иванов И. И. документов, удостоверяющих личность, не имел, сообщил, что ему нет 16 лет. Поскольку он проживает, с его слов, с родителями в г. Серпухове Московской области, то он помещен в ЦВСНП по постановлению начальника ЛОВД от 6 апреля 2005 года на срок не более 48 часов. В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 22 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в связи совершением им административного правонарушения и отсутствием сведений о его личности и проживании несовершеннолетнего за пределами Курской области прошу поместить его в ЦВСНП на срок до 30 суток, т. е. до установления его личности и передачи родителям.

На вопрос прокурора — начальник ЛОВД:

— У нас не было возможности позвонить родителям, неизвестны его точное место жительства и адрес.

На вопрос адвоката:

— Помещение несовершеннолетнего Иванова в ЦВСНП вызвано необходимостью, поскольку родителей здесь нет и он проживает за пределами Курской области.

На вопрос представителя органа опеки и попечительства:

— Причину своего проезда объяснил желанием проехать к своему знакомому.

На вопрос адвоката:

— Запросы по месту жительства направлены, но ответы до сих пор не поступили.

Судья предоставляет слово несовершеннолетнему Иванову И. И.

Несовершеннолетний Иванов И. И. пояснил:

— Я проживаю в г. Серпухове Московской области с родителями, они пенсионеры. Отношения с родителями у меня хорошие, я часто беседую с мамой, люблю читать книги. Из дома я уходил несколько раз. В последний раз из г. Серпухова до г. Тулы я доехал на велосипеде, на вокзале в г. Туле я сел на грузовой поезд и доехал до г. Орла, затем до г. Белгорода. В Белгороде я пересел на другой грузовой поезд и поехал в г. Курск, где меня и задержали. Объяснить свое поведение затрудняюсь, мне трудно жить квартире, мне хочется тихой обстановки, уехать подальше от города. Ехал к знакомому. Согласен находиться в ЦВСНП.

На вопросы судьи — несовершеннолетний Иванов И. И.:

— Я думаю, что родители беспокоятся за меня, я хочу вернуться домой.

Судья предоставляет слово представителю ЦВСНП.

— С постановлением о необходимости помещения несовершеннолетнего Иванова в центр до 30 суток согласна, поскольку личность его не установлена, в Курской области он не проживает, считаю, что его необходимо поместить в ЦВСНП до передачи его родителям. В кратчайшие сроки нами будут приниматься меры для установления личности Иванова и его места жительства.

При первой возможности передадим его родителям раньше 30 суток, но надо учитывать, что мы не знаем, кто его родители, не лишены ли они родительских прав.

На вопрос судьи:

— Мы пытались связаться по телетайпу с УВД Московской области, но до настоящего времени ответа нет.

На вопрос адвоката:

— За время нахождения в ЦВСНП у Иванова поведение удовлетворительное, новых данных о нем не поступило.

Судья предоставляет слово представителю комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

— Постановление о направлении несовершеннолетнего Иванова в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей поддерживаю. Считаю, что его необходимо поместить в ЦВСНП до тех пор, пока не будет установлена личность несовершеннолетнего либо за ним не приедут родители.

Судья предоставляет слово представителю органа опеки и попечительства.

— Не возражаю против помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП на срок до 30 суток.

Судья предоставляет слово прокурору.

— При рассмотрении материалов о направлении несовершеннолетнего Иванова в ЦВСНП установлено, что он самовольно осуществлял проезд от ст. Белгород до ст. Курск в грузовом поезде, тем самым совершил правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 11.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, влекущее административную ответственность до достижения им возраста, с которого наступает административная ответственность.

При задержании несовершеннолетний Иванов документов, удостоверяющих личность, не имел. Все имеющиеся сведения о нем собраны со слов несовершеннолетнего, в т. ч. и о его возрасте, месте проживания и о родителях. Из них видно, что на территории Курской области он не проживает.

После подготовки материалов в суд с ними ознакомилась представитель органа опеки и попечительства и адвокат. Права несовершеннолетнего с момента его задержания не нарушены.

Считаю, что несовершеннолетнего Иванова необходимо поместить в ЦВСНП до 30 суток. Срок его пребывания в центре исчислять с момента его помещения в центр по постановлению начальника ЛОВД от 6 апреля 2005 года.

Судья предоставляет слово адвокату.

Адвокат:

— Считаю, что в данном случае ни начальником ЛОВД, ни представителем ЦВСНП не было принято каких-либо мер для установления личности несовершеннолетнего, они не нашли возможности связаться с родителями несовершеннолетнего, который указал адрес и телефон родителей. Полагаю, что срок содержания Иванова в ЦВСНП должен быть определен минимально, до прибытия родителей. Считаю возможным поместить его в ЦВСНП до 4 суток.

Дополнений не поступило.

Судья удаляется в совещательную комнату для подготовки постановления суда, сообщив о предполагаемом времени оглашения через 30 — 40 минут.

По выходу судьи оглашено постановление.

Разъяснены срок и порядок его обжалования в течение 10 суток со дня получения копии постановления несовершеннолетним (с 14 лет) его родителями, иными законными представителями или по их просьбе адвокатом.

Судебное заседание объявлено закрытым в _____ часов ____ минут.

Председательствующий, судья: ____________________ (подпись)

Секретарь: ____________________ (подпись)

Протокол судебного заседания изготовлен (число, месяц, год)

Судья: ____________________ (подпись)

Секретарь: ____________________ (подпись)

Примечание:

При рассмотрении материалов органа внутренних дел о необходимости помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП по другим основаниям, если он проживает в месте, где рассматривается материал, и в судебном заседании участвуют родители или иные законные представители, то их следует указывать в протоколе, если они допущены судьей.

(примерный текст)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Курск 7 апреля 2005 года

Судья (наименование суда) фамилия, инициалы,

с участием

помощника прокурора (наименование прокуратуры) __________________,

начальника ЛОВД (заместителя, другого представителя) __________________,

представителя ЦВСНП при УВД Курской области __________________,

представителя комиссии по делам несовершеннолетних

и защите их прав (наименование администрации) __________________,

представителя органа опеки и попечительства

(наименование администрации) ,

адвоката,

представившего удостоверение (номер, дата выдачи)

и ордер (номер, дата выдачи), __________________,

а также с участием несовершеннолетнего Иванова И. И.,

при секретаре __________________

рассмотрел в закрытом судебном заседании ходатайство начальника ЛОВД на ст. Курск и материалы о помещении несовершеннолетнего Иванова Ивана Ивановича, 15 августа 1989 года рождения, проживающего в г. Серпухове Московской области (со слов несовершеннолетнего), в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей при УВД Курской области по основаниям, предусмотренным пп. 5 п. 2 ст. 22 Закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,

установил:

6 апреля 2005 года около 7 часов на территории железнодорожного вокзала ст. Курск инспектором ОПДН ЛОВД был задержан несовершеннолетний Иванов И. И. Несовершеннолетний самовольно осуществлял проезд от ст. Белгород до ст. Курск в грузовом поезде, чем совершил правонарушение, влекущее административную ответственность, предусмотренное ч. 1 ст. 11.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При задержании Иванов И. И. документов, удостоверяющих личность, не имел, указав о месте жительства в г. Серпухове Московской области.

В соответствии с п. 4 ст. 22 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», на основании постановления начальника ЛОВД на ст. Курск от 6 апреля 2005 года, Иванов с 11 часов того же дня помещен в ЦВСНП при УВД Курской области на срок не более 48 часов.

Начальник ЛОВД на ст. Курск в постановлении ходатайствует о помещении содержания несовершеннолетнего в ЦВСНП при УВД Курской области на срок до 30 суток.

Обосновывая ходатайство, начальник органа внутренних дел указал на совершение Ивановым правонарушения, влекущего административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, отсутствие сведений о его личности и то, что он не проживает на территории Курской области.

В судебном заседании начальник ЛОВД на ст. Курск ходатайство поддержал.

Представитель ЦВСНП с ходатайством согласилась, указав о предпринятых центром мерах по установлению личности несовершеннолетнего, места жительства родителей, однако точных сведений, по которым возможно было бы передать Иванова родителям, центр на день рассмотрения материалов не имеет.

Представители комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства против помещения Иванова в ЦВСНП на срок до 30 суток не возражали.

Помощник прокурора на удовлетворении ходатайства настаивал.

Несовершеннолетний Иванов согласился находиться в ЦВСНП до его передачи родителям.

Адвокат, не возражая против удовлетворения ходатайства, просит время пребывания в ЦВСНП сократить до 4 дней.

Заслушав мнение участников судебного заседания, проанализировав представленные материалы, считаю необходимым ходатайство удовлетворить по следующим основаниям.

Согласно пп. 5 п. 2 ст. 22 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в ЦВСНП могут быть помещены несовершеннолетние, совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, в случаях если личность не установлена либо если они не проживают на территории субъекта Федерации, где ими было совершено правонарушение.

По результатам рассмотрения материалов судья согласно ст. 31.2 Закона вправе поместить несовершеннолетнего в ЦВСНП или отказать в удовлетворении ходатайства.

Как видно из представленных материалов, в соответствии с п. 4 ст. 22 данного Закона на основании Постановления начальника ЛОВД на ст. Курск от 6 апреля 2005 года Иванов с 11 часов того же дня помещен в ЦВСНП при УВД Курской области на срок не более 48 часов.

Представленное ходатайство начальника ЛОВД о помещении Иванова в ЦВСНП согласно п. 1 ст. 31.1 Закона представлено судье за 24 часа до истечения срока пребывания несовершеннолетнего в центре, т. е. до истечения 48 часов (8 апреля 2005 года в 11 часов), и является обоснованным.

Объяснение Иванова, рапорт работника милиции, объяснения работников железнодорожной ст. Курск свидетельствуют о совершении правонарушения, влекущего административную ответственность.

Возраст и личность Иванова точно не известны, и, с его слов, он не достиг возраста, с которого наступает административная ответственность, кроме того, он не проживает на территории Курской области.

Поэтому у начальника ЛОВД на ст. Курск имеются основания ходатайствовать о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП на срок до 30 суток.

Обстоятельств, препятствующих помещению Иванова в ЦВСНП, не установлено, не выявлены они и при рассмотрении настоящего ходатайства.

При таких обстоятельствах ссылка адвоката на необходимость пребывания Иванова в центре в течение только 4 суток не основана на представленных материалах и основанием для отказа в удовлетворении ходатайства не является.

Следовательно, Иванова необходимо поместить в ЦВСНП на срок до 30 суток, удовлетворив ходатайство начальника ЛОВД на ст. Курск.

На основании изложенного и руководствуясь пп. 5 п. 2 ст. 22, ст. 31.2 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,

постановил:

Поместить Иванова Ивана Ивановича, 15 августа 1989 года рождения, проживающего в г. Серпухове Московской области (со слов несовершеннолетнего), в ЦВСНП при УВД Курской области на срок до 30 суток, исчисляя срок с 11 часов 6 апреля 2005 года.

Настоящее Постановление может быть обжаловано несовершеннолетним (с 14 лет) либо его родителями, иными законными представителями или по их просьбе адвокатом в течение десяти суток со дня получения копии Постановления и опротестовано прокурором в тот же срок в Курский областной суд.

Судья: подпись

(примерный текст)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Курск 30 апреля 2005 года

Судья Курского районного суда фамилия, инициалы,

с участием

помощника прокурора (наименование прокуратуры) __________________,

начальника подразделения по делам несовершеннолетних

(ПДН) Курского РОВД (по доверенности) __________________,

представителя комиссии по делам несовершеннолетних

и защите их прав (наименование администрации) __________________,

матери несовершеннолетнего — Натаровой М. И. __________________,

адвоката,

представившего удостоверение (номер, дата выдачи)

и ордер (номер, дата выдачи), __________________,

а также с участием несовершеннолетнего Натарова Н. И.,

при секретаре __________________

рассмотрел в закрытом судебном заседании ходатайство начальника Курского РОВД Курской области и материалы о помещении несовершеннолетнего Натарова Николая Ивановича, 15 августа 1989 года рождения, проживающего в г. Курске, ул. К. Маркса, 22, в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей при УВД Курской области по основаниям, предусмотренным пп. 5 п. 2 ст. 22 Закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,

установил:

Начальник Курского РОВД обратился в суд с ходатайством о необходимости помещения Натарова Н. И. в ЦВСНП на срок 10 суток, так как 29 апреля 2005 года около 19 часов несовершеннолетний Натаров Н. И., 15 августа 1989 года рождения, находился на ул. Озерной в п. Косиновский Курского района в состоянии алкогольного опьянения, чем совершил правонарушение, влекущее административную ответственность, предусмотренное ст. 20.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Состояние алкогольного опьянения Натарова Н. И. подтверждается протоколом медицинского освидетельствования. В обосновании ходатайства начальник органа внутренних дел указал на совершение Ивановым правонарушения, влекущего административную ответственность до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, отсутствие контроля со стороны родителей, что не исключает повторное совершение Натаровым Н. И. административного правонарушения.

В судебном заседании представитель Курского РОВД ходатайство поддержал.

Представитель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав против помещения Натарова Н. И. в ЦВСНП на 10 суток не возражала.

Помощник прокурора настаивал на удовлетворении ходатайства.

Несовершеннолетний Натаров Н. И. согласился находиться в ЦВСНП в течение 10 суток.

Мать несовершеннолетнего Натарова М. И. возражала против удовлетворения ходатайства.

Адвокат, возражая против удовлетворения ходатайства, указал на незаконность требований начальника отдела милиции.

Заслушав мнение участников судебного заседания, проанализировав представленные материалы, считаю необходимым в удовлетворении ходатайства отказать по следующим основаниям.

Согласно пп. 5 п. 2 ст. 22 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в ЦВСНП могут быть помещены несовершеннолетние, совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, в случаях если личность не установлена либо если они не проживают на территории субъекта Федерации, где ими было совершено правонарушение, или их невозможно передать родителям, иным законным представителям в течение трех часов.

По результатам рассмотрения материалов судья согласно ст. 31.2 Закона вправе поместить несовершеннолетнего в ЦВСНП или отказать в удовлетворении ходатайства.

В соответствии с п. 1 ст. 31.1 Закона представление материалов на несовершеннолетних, указанных в пп. 3 — 6 п. 2 ст. 22, невозможно без их предварительного помещения в ЦВСНП по постановлению соответствующих лиц отдела милиции на срок не более 48 часов, что свидетельствовало бы о необходимости скорейшего изъятия несовершеннолетнего из неблагополучной обстановки.

Объяснение Натарова, рапорт работника милиции, протокол медицинского освидетельствования указывают на совершение им правонарушения, влекущего административную ответственность.

Однако возраст и личность Натарова установлены. Он не достиг возраста, с которого наступает административная ответственность, проживает в г. Курске с родителями и в суд на рассмотрение материалов прибыл с матерью (л. д.). Кроме того, органом внутренних дел не был соблюден порядок направления материалов в суд, предусмотренный п. 1 ст. 27 Закона.

При таких обстоятельствах, когда отсутствуют основания для помещения Натарова в ЦВСНП по пп. 5 п. 2 ст. 22 Закона и нарушен порядок направления материалов в суд, в удовлетворении ходатайства начальника Курского РОВД следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь пп. 5 п. 2 ст. 22; пп. 2 п. 3 ст. 31.2 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,

постановил:

В удовлетворении ходатайства начальника Курского РОВД Курской области о помещении несовершеннолетнего Натарова Николая Ивановича, 15 августа 1989 года рождения, в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей при УВД Курской области по пп. 5 п. 2 ст. 22 Закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» отказать.

Настоящее постановление может быть обжаловано несовершеннолетним (с 14 лет) либо его родителями, иными законными представителями или по их просьбе адвокатом в течение десяти суток со дня получения копии постановления и опротестовано прокурором в тот же срок в Курский областной суд.

Судья: подпись

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 15 мая 2001 года

Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации Меркушов А. Е., рассмотрев материал по протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Давыдова В. И. на Постановление судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 14 августа 2000 года, которым:

Ломакин Дмитрий Иванович, 11 июля 1987 года рождения, ученик 3-го класса коррекционной школы-интерната N 2, проживающий в г. Барнауле, ул. Белинского, д. 14, кв. 54, помещен на 10 суток в центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей УВД Алтайского края за совершение общественно опасного деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

Постановлением и. о. председателя Алтайского краевого суда от 13 сентября 2000 года Постановление судьи в отношении несовершеннолетнего Ломакина Д. оставлено без изменения, а жалоба его законного представителя Ломакиной Е. В. без удовлетворения.

установил:

Судом установлено, что 15 июня 2000 года несовершеннолетние Ломакин Д. и Кутняшенко А. с целью кражи чужого имущества проникли в квартиру N 10 по улице Витебской, д. 14 г. Барнаула и пытались похитить ковер, принадлежащий Алошпиловой И. В., но были ею обнаружены и задержаны. Поскольку на момент совершения общественно опасного деяния Ломакин Д. не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, в отношении его 22 июня 2000 года в возбуждении уголовного дела отказано.

По представлению начальника ТОМ Центрального РОВД г. Барнаула постановлением судьи Центрального районного суда г. Барнаула Ломакин за совершение общественно опасного деяния до достижения возраста, с которою наступает уголовная ответственность, помещен на 10 суток в центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей УВД Алтайского края.

Заместитель Генерального прокурора РФ в протесте поставил вопрос об отмене судебных постановлений и прекращении производства.

Проверив материалы, обсудив доводы протеста, прихожу к выводу, что протест подлежит удовлетворению.

Состоявшиеся судебные решения подлежат отмене по следующим основаниям.

Судья, удовлетворяя представление начальника ТОМ Центрального РОВД г. Барнаула, пришел к выводу о целесообразности помещения несовершеннолетнего Ломакина Д. И. в центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей, сославшись на пп. 4 п. 2 ст. 22 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Между тем данная норма Закона не содержит такого основания, как «целесообразность», для помещения несовершеннолетнего в центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей. Закон допускает принятие решения о помещении в центр только в строго определенных случаях: если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние.

Содержащаяся в Постановлении судьи ссылка на данные о том, что с момента совершения противоправного поступка и постановки на учет в органы внутренних дел несовершеннолетний Ломакин Д. зарекомендовал себя с отрицательной стороны, неоднократно задерживался за бродяжничество, также несостоятельна, так как эти обстоятельства судьей не проверены, в связи с чем они не могли служить основанием для изоляции несовершеннолетнего от общества.

Таким образом, предусмотренные Законом основания помещения Ломакина Д. в центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей отсутствовали.

Кроме того, судья не учел, что Ломакин Д. совершил общественно опасное деяние впервые, постоянно проживает с матерью, учится в школе.

Постановление и. о. председателя Алтайского краевого суда от 13 сентября 2000 года полностью основано на выводах судьи Центрального районного суда.

Таким образом, указанные судебные Постановления подлежат отмене ввиду их необоснованности и неправильного применения Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 30 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних»,

постановил:

Постановление судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 14 августа 2000 года и постановление и. о. председателя Алтайского краевого суда от 13 сентября 2000 года в отношении несовершеннолетнего Ломакина Дмитрия Ивановича отменить, производство прекратить.

Заместитель Председателя

Верховного Суда Российской Федерации

А. Е.Меркушов

——————————————————————