Актуальные проблемы психологической подготовки специалистов в области ювенальной юстиции

(Луценко Ю. А.)

(«Вопросы ювенальной юстиции», 2007, N 1)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

В ОБЛАСТИ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ

Ю. А. ЛУЦЕНКО

Луценко Ю. А., соискатель отдела психологии трудовой и профессиональной подготовки Института педагогики и психологии профессионального образования АПН Украины, научный сотрудник Центра практической психологии и социальной работы.

Реформирование системы украинского правосудия в целом и системы исполнения наказаний в частности нацелено на наиболее полный учет процедуры защиты прав отдельных социально незащищенных категорий населения, особенно детей. В преамбуле Декларации по правам ребенка 1959 г. поставлено задание реализовать обязанность человечества — дать ребенку наилучшее, что оно имеет, ради обеспечения детям счастливого детства и использования лишь на их благо и благо всего общества гарантированных каждой личности прав и свобод человека. На 27-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН были приняты Декларация и план действий «Мир, пригодный для жизни детей», где указывается на необходимость создания системы осуществления правосудия, специально предназначенной для детей, с целью самой полной защиты их прав и свобод. Одним из условий реализации указанной программы является привлечение специально подготовленного персонала, который способствовал бы ресоциализации и реинтеграции несовершеннолетних правонарушителей в жизнь общества.

В большинстве европейских стран функция противодействия правонарушениям несовершеннолетних и защите их прав возложена на ювенальную юстицию (Ю. Ю.) — особенную систему государственных и негосударственных органов.

Термин «ювенальная юстиция» является синтезом двух понятий и берет истоки из римского права: детство/молодость (от лат. juvenalis — юный, молодой) и юстиция (от лат. justitia — справедливость, правосудие). Следовательно, в буквальном переводе термин «ювенальная юстиция» обозначает правосудие (в более широком понимании — осуществление справедливости) относительно детей и молодежи [1, с. 9].

За последние годы в Украине принят ряд важных нормативно-правовых документов, направленных на защиту прав и свобод детей, несовершеннолетних. Среди основных: Концепция Государственной программы преодоления детской беспризорности и безнадзорности на 2006 — 2010 гг., Комплексная программа профилактики преступности на 2007 — 2009 гг., Постановление Пленума Верховного Суда Украины «О практике применения судами Украины законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних». Сегодня в нашей стране делаются первые шаги относительно имплементации ювенальной юстиции в установленную систему правосудия, хотя еще в 1964 г. Пленум Верховного Суда СССР принял Постановление, в котором указывалось на необходимость специализации судей, которые рассматривают дела несовершеннолетних. При активной деятельности общественных организаций по лоббированию темы о ювенальной юстиции вопрос о необходимости внедрения ювенальной юстиции в Украине удалось переориентировать на вопрос: какой ей быть? какую модель признать приемлемой для Украины? как подготовить квалифицированный кадровый потенциал для новой системы правосудия относительно несовершеннолетних?

Под эгидой общественных организаций, которые работают в сфере защиты прав детей, была разработана схема внедрения ювенальной юстиции в национальное законодательство и национальную судебную практику. Среди главных приоритетов развития ювенальной юстиции выделены:

1. Проведение научных исследований (сравнение мировой практики внедрения системы ювенальной юстиции).

2. Внедрение экспериментальной работы (проведение правовых экспериментов).

3. Создание законодательной базы ювенальной юстиции.

4. Осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере ювенальной юстиции.

5. Создание специализированных органов ювенальной юстиции, центральным элементом которых является суд.

6. Проведение информационно-просветительской деятельности с целью популяризации идей ювенальной юстиции.

Таким образом, вопрос подготовки кадров ювенальной юстиции является одним из ключевых в процессе становления системы правосудия для несовершеннолетних в Украине. Подтверждение этому находим в ряде проектов нормативных документов, которые находятся на этапе рассмотрения или утверждения Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины, Верховным Советом. В частности, в проекте Закона Украины «Об основных направлениях государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний», в п. 1 «Карательная политика государства», указывается на необходимость обеспечения соответствующего уровня подготовки кадров судейского корпуса, направленного на утверждение психологии гуманизма и формирование соответствующих внутренних убеждений. Опосредованно на необходимость формирования кадрового потенциала, в частности психологов и педагогов для пенитенциарной системы, указано в п. 2 «Приведение порядка и условий отбывания наказаний к международным стандартам» и п. 3 «Развитие и укрепление органов и учреждений исполнения наказаний» указанного выше проекта Закона. Усовершенствование форм и методов педагогического влияния на осужденных, внедрение программ психолого-педагогического изучения личности осужденного и средств коррекции его поведения возможны только при надлежащей психологической подготовке соответствующих специалистов. Конечной целью такой специализированной подготовки должно стать формирование психологической компетентности сотрудника как превалирующей составляющей его профессиональной компетентности.

В Концепции «Создание и развитие системы ювенальной юстиции в Украине» перед ключевыми министерствами ставится задание разработать Национальную государственную программу, призванную охватить компоненты ювенальной юстиции с целью изменения парадигмы правосудия относительно несовершеннолетних. Данная Программа предусматривает комплексное внедрение основных составляющих ювенальной юстиции путем реализации конкретных модулей, среди которых в двух (кадровый и образовательно-научный) указывается на необходимость подготовки специалистов в отрасли ювенальной юстиции (ювенальные судьи; прокуроры по делам несовершеннолетних; адвокаты по ювенальным делам; работники КМСН; следователи; социальные работники; офицеры пробации; работники пенитенциарной системы по работе с несовершеннолетними; координаторы и ведущие программ восстановительного правосудия; психологи, психиатры, специалисты-медики, которые непосредственно работают с несовершеннолетними правонарушителями; воспитатели, учителя, работающие с детьми «группы риска», с несовершеннолетними, которые находятся в школах (училищах) социальной реабилитации) или на внедрение новых образовательных квалификаций; проведение научных исследований в сфере ювенальной юстиции: разработка и выполнение целевых научно-исследовательских программ по вопросам функционирования ювенальной юстиции; разработки специальной образовательной программы в педагогических вузах для учителей и воспитателей, которые будут работать в отрасли ювенальной юстиции.

Отдельную проблему составляет подготовка специалистов для уголовно-исполнительной системы Украины, работающих с несовершеннолетними. К категории таких сотрудников относят работников специальных детских воспитательных учреждений и офицеров криминально-исполнительной инспекции или традиционно — службы пробации. Нужно отметить, что в Украине внедрение модели службы пробации имеет маргинальный характер и реализуется в рамках пилотных проектов. Главной целью функционирования системы исполнения наказаний на этапе ее гуманизации является исправление и ресоциализация преступников, которые отбывают наказание в виде лишения свободы (обеспечивают учреждения выполнения наказаний) или приговоренных к альтернативным видам наказания (обеспечивает уголовно-исполнительная инспекция/служба пробации).

Изменение и переориентация функций от карательных на восстановительные обусловили необходимость внесения изменений в основные законы и подзаконные акты, которые касаются деятельности учреждений исполнения наказаний. Так, в 2004 г. была принята новая редакция Уголовно-исполнительного кодекса Украины, в котором в ст. 6 декларируется приоритет педагогических процессов исправления и ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей. Обеспечение выполнения социального заказа по перевоспитанию и ресоциализации правонарушителей возможно лишь при условии надлежащего кадрового обеспечения, способного модифицировать формы и методы психолого-педагогического влияния на психику и поведение правонарушителя.

Требования относительно профессионального соответствия работников уголовно-исполнительной инспекции (службы пробации) вызывают длительные споры. Опыт организации деятельности службы пробации зарубежных стран, в частности Швеции, свидетельствует о том, что образование работников данного подразделения не обязательно должно быть гуманитарным, хотя последнее считается приоритетным при профессиональном отборе. Все специалисты ювенальной юстиции Швейцарии проходят соответствующую психолого-педагогическую подготовку и получают разрешение на работу с несовершеннолетним. В Польше требования к общественным кураторам, которых сегодня около 29 тысяч, намного упрощеннее, чем к кураторам по уголовным делам (всего 4,5 тысячи). Последние считаются госслужащими и проходят специальный отбор — тестирование.

В Украине инспекторы уголовно-исполнительной инспекции, имея в большинстве случаев юридическое образование, знакомятся с психологией несовершеннолетних лишь во время курсов повышения квалификации один раз в пять лет (данная тема рассчитана на 4 — 6 академических часов). При этом в повседневной деятельности они общаются с несовершеннолетними, которые осуждены к альтернативным видам наказания, изучают их особенности, подбирают соответствующие психолого-педагогические техники влияния. В проекте Положения о службе пробации среди определенных функций в сфере ювенальной юстиции надлежащее место занимает обеспечение практической, социальной и психологической помощи и опеки несовершеннолетним клиентам. Определение данной функции предусматривает введение должностей психологов, поскольку любое другое гуманитарное образование не позволяет оказывать психологическую помощь. Вместе с тем на специалистов службы пробации возлагается задание проведения тренингов по формированию у несовершеннолетних правонарушителей навыков управления эмоциями и общения с людьми [3; с. 33]. Таким образом, психологические знания про индивидуальные, социальные, возрастные и другие особенности несовершеннолетнего составляют неотъемлемую часть профессиональных знаний специалиста в области ювенальной юстиции, которые в значительной степени определяют успешность его деятельности.

Выполнение указанных функций не всегда является эффективным из-за отсутствия психолога в подразделах уголовно-исполнительной инспекции, который в субъект-субъектных отношениях призван выполнять функции фасилитатора.

Профессиональная компетентность работников в сфере ювенальной юстиции как предмет исследования представляет многокомпонентную структуру, ключевое место в которой занимает психологическая компетентность. В нашем понимании психологическая компетентность отличается от психологической грамотности, поскольку включает не только определенный набор психологических знаний, умений, но и отображает уровень их использования в практической деятельности.

В перспективе функции социально-психологического сопровождения несовершеннолетнего, который попал в поле зрения правоохранительных либо других специализированных служб, будет выполнять ювенальный психолог, социальный работник, готовящий соответствующий отчет об особенностях личности несовершеннолетнего. Указанный документ должен содержать сведения об особенностях проживания несовершеннолетнего в семье, его социальный опыт (вход в состав групп асоциальной направленности, посещение учебных заведений, употребление алкогольных или психотропных веществ), особенностях его психофизического развития, основных характерологических характеристиках. Эти материалы значительно облегчают работу судьи, способствуют вынесению адекватного приговора, поиска соответствующих форм и методов психолого-педагогического влияния на личность несовершеннолетнего. Судья Верховного Суда Украины Ярослава Васильевна Мачужак неоднократно указывала на необходимость тесного сотрудничества психолога с судьей ради блага несовершеннолетнего, обеспечения его прав и свобод.

Определенный опыт внедрения элементов ювенальной юстиции в национальную систему судопроизводства имеют страны постсоциалистического пространства. Так, в Польше введена должность омбудсмена по делам несовершеннолетних, в Молдове существует дифференциация процедуры рассмотрения дел взрослых и несовершеннолетних, в России благодаря реализации ряда экспериментов введена должность ювенального судьи (в рамках проектов). В Казахстане доклад про социально-психологические особенности несовершеннолетнего готовит социальный психолог.

Следует отметить, что пренебрежение или неучитывание опыта постсоциалистических стран относительно внедрения модели ювенальной юстиции может привести к фатальным ошибкам. Так, схема реформирования системы правосудия для несовершеннолетних в Санкт-Петербурге была неоднозначной и непоследовательной [2; с. 11, 28]. Сначала моделью внедрения была признана французская модель ювенальной юстиции, в которой центральным звеном является судья. Однако позже за эталон принята шведская модель. Вместе с тем была признана необходимость специальной подготовки кадров ювенальной юстиции, в частности судей. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» указывалось, что специализация судей по делам несовершеннолетних предусматривает необходимость обеспечения их профессиональной компетентности путем обучения и повышения квалификации не только по вопросам права, но и педагогики, социологии, психологии. Подобный эксперимент проходил на территории Волгоградской области, где в течение полугода производилось обучение специалистов социальной сферы по программе «Основы психосоциальной работы в ювенальной юстиции». Цель данных курсов — повышение профессионального уровня специалистов социальной сферы в сфере выполнения правосудия в отношении несовершеннолетних, профилактика детской преступности и реабилитация несовершеннолетних жертв правонарушений и самих правонарушителей.

Мы считаем, что шаблонное перенесение опыта системы ювенальной юстиции зарубежных стран в украинскую систему правосудия относительно несовершеннолетних недопустимо. Необходимо проводить его своеобразную «ревизию» с последовательной трансформацией модели ювенальной юстиции с учетом традиций и особенностей системы украинского правосудия.

Определенные практические достижения существуют в отдельных регионах Украины: на базе г. Белая Церковь Киевской области реализуется эксперимент по созданию модели ювенальной юстиции на базе суда. В рамках данного эксперимента основное место занимает специализированная подготовка персонала, работающего с несовершеннолетними, пребывающими в конфликте с законом. Данная программа подготовки включает цикл тренинговых занятий для персонала с целью формирования у них психологической компетентности и отработки алгоритма психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетнего на всех этапах следствия либо во время отбывания наказания.

В январе 2007 г. по инициативе общественной организации «Всеукраинская фундация «Защита прав детей» проводился международный научно-практический семинар на тему «Опыт внедрения ювенальной юстиции в странах постсоциалистического режима». Во время проведения секционного заседания на тему подготовки кадров для системы ювенальной юстиции участники единогласно пришли к заключению о необходимости обеспечения специальной психологической подготовки всех категорий сотрудников ювенальной юстиции, а также о необходимости проведения научных разработок модели (включающей требования как профессиональные, так и личностные) их компетентности.

Таким образом, разработка системы психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя, формирования психологической компетентности специалистов в сфере ювенальной юстиции должна стать предметом отдельных научных исследований.

Литература

1. Ювенальна юстиция: Учебное пособие / Кол. авторов: А. I. Гусев, Ю. Б. Костоева, Н. М. Крестовська, Т. Е. Семiкоп и iн.; За заг. ред. Н. М. Крестовськоi. Одесса: ОЮИ ХНУВС, 2006.

2. Данилова Н. Ю., Головизнина М. В., Лихтенштейн А. В. История эксперимента: опыт создания элементов ювенальной юстиции в Санкт-Петербурге // Обучение социальных работников, занятых в ювенальной юстиции. Материалы курса. Серия «Права человека». СПб.: Составитель — Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация «Гражданский контроль», 2003. 212 с.

3. Положення про службу пробацii. Проект // Вiдновне правосуддя в Украiнi. Вип. 4. 2005.

——————————————————————