Социальная адаптация детей «группы риска»
(Волков А. Н.)
(«Российский следователь», 2007, N 17)
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»
А. Н. ВОЛКОВ
Волков А. Н., старший преподаватель Нижегородской академии МВД России.
На сегодняшний день 8,8% всех преступлений в нашей стране совершается несовершеннолетними. В Приволжском федеральном округе, и в том числе в Нижнем Новгороде, этот показатель заметно выше — 11,5%, т. е. каждое 10-е преступление совершается лицом, не достигшим 16 лет. Высокий уровень безработицы, ухудшающееся материальное состояние семей оказывают негативное влияние на развитие детей, что приводит к серьезным нарушениям их психологического состояния, выражающегося в отклоняющемся поведении.
Нами была выделена «группа риска». Понятие «дети группы риска» можно определить как дети, попавшие в ситуацию жизненного неблагополучия, ситуацию, в которой они постоянно или периодически недополучают необходимых благ для своего развития, оказываясь под воздействием негативных эффектов от контактов с внешним миром. Таким образом, к «группе риска» можно отнести детей из проблемных семей, детей, плохо успевающих в школе и характеризующихся различными проявлениями девиантного поведения, т. е. отклоняющегося от общепринятых социальных норм.
Девиация — от латинского deviatio, т. е. отклонение. В широком смысле термин «девиантность» означает всякое отклонение от принятых в обществе социальных норм. Границы его пролегают от проступков до самых тяжких преступлений (например, убийство). В узком значении девиантность означает незначительные проступки, которые не подпадают под статью Уголовного или даже Административного кодексов.
В отечественной социологии в той или иной мере рассматривались вопросы девиантного поведения. В русской социологии в конце XIX — начале XX в. об отдельных проблемах девиантного поведения писали А. Н. Острогорский, Н. М. Михайловский, С. А. Первунин, В. М. Бехтерев, Д. К. Бородин, Д. Н. Воронов, Д. К. Дмитриев, Н. Дубоширский, Ф. Мюллер, О. Обозненко, В. М. Тарновский, М. Н. Гернет, А. Ф. Кистяковский, А. А. Жижиленко, С. К. Гогель, М. В. Духовской и другие.
В современной отечественной социологии исследованиями девиантного поведения занимались В. Н. Кудрявцев, В. П. Казимирчук, Я. Н. Гилинский, А. А. Габиани, Г. Г. Заиграев, Б. М. Левин, И. А. Голосенко, А. М. Яковлев.
Исследованиями в области девиантологии, или психологии отклоняющегося поведения, занимаются в настоящее время Т. И. Шульга, Л. Я. Олиференко, А. В. Быков, Г. А. Бордовский, Е. И. Казакова, Н. В. Гороховатская, Е. В. Змановская и другие.
Анализируя социальную структуру детской «группы риска», мы выявили, что практически все они проживали в проблемных семьях. Наибольшее количество детей «группы риска» проживают в неблагополучных семьях (неполные и малообеспеченные семьи) — 36,3%. Также много детей наблюдалось из малообеспеченных (семьи, в которых средний доход на каждого члена семьи меньше прожиточного минимума) — 25,0% и неполных семей (семьи, где нет одного из родителей или обоих родителей и воспитание ребенка доверено родственникам) — 15%. Детей из благополучных семей в «группе риска» наблюдалось 11,2%. 12,5% подростков живут в асоциальных семьях — семьи, в которых родители или подвержены пьянству, наркомании, или состоят на учете органов опеки, или постоянно конфликтуют с законом. Эти дети находятся в очень неблагополучной среде, оказываясь под воздействием большого количества негативных факторов.
Эффективная борьба с ухудшающимся положением воспитания подрастающего поколения может вестись только в комплексации усилий всех институтов общества, и в частности в системе учреждений дополнительного образования.
Развитие детского массового спорта — один из методов профилактики преступности и отклоняющегося поведения ребенка. Он формирует привычки к спортивному стилю жизни, меняет приоритеты и потребности, создает новые жизненные цели.
В настоящее время в системе образования насчитывается 1758 детско-юношеских спортивных школ. На сегодняшний день в этих учреждениях занимается 1999210 детей. В частности, в Нижегородской области работают 72 детско-спортивные школы и 40 детско-юношеских клубов физической подготовки, в которых занимается 59 тыс. детей и подростков.
Для профилактики и коррекции девиантного поведения в рамках формирующего эксперимента нами была апробирована система следующих комплексных воздействий.
Помощь в виде мероприятий, направленных на нормальное развитие детей в социуме, в социальном, психологическом, педагогическом, экономическом, правовом и медицинском аспектах.
Этот комплекс включал, кроме того, раннюю профилактику отклоняющегося поведения, что предполагало:
— первичную профилактику — устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также повышение устойчивости личности ребенка к влиянию этих факторов;
— вторичную профилактику — раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с детьми «группы риска», у которых выражена склонность к формированию отклоняющегося поведения;
— третичную профилактику — решение специальных задач по лечению нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения.
Профилактическая работа апробировалась в следующих формах.
Организация социальной среды, в основе которой лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций.
Информирование, предполагающее проведение лекций, бесед, распространение специальной литературы или видео — и телефильмов.
Активное социальное обучение социально важным навыкам.
Организация деятельности, альтернативной отклоняющемуся поведению.
Организация здорового образа жизни.
Активизация личностных ресурсов.
Поведенческая коррекция осуществлялась нами в следующих формах:
— формирование конструктивной мотивации (позитивных ценностей, ориентации на выполнение социальных требований и самосохранение);
— интеграция индивидуального опыта;
— совершенствование саморегуляции;
— повышение стрессоустойчивости и расширение ресурсов личности;
— выработка жизненно важных умений;
— устранение или уменьшение проявлений дезадаптивного поведения;
— расширение социальных связей и позитивного социального опыта личности;
— повышение уровня социальной адаптации.
Нами были сформулированы следующие принципы и методы работы с детьми «группы риска»:
— информация о современной жизни; дети имеют право и должны получать достаточно достоверную информацию по всем волнующим вопросам, проверять, анализировать ее;
— сочетание свободы и ответственности в деятельности; должно быть конструктивное взаимодействие со взрослыми, принятие выработанных правил в школе, семье, обществе;
— принятие себя, своего физического «Я», характера, особенностей, эмоций;
— навыки достойного поведения; научить навыкам достойного поведения, взаимодействия, отстаивания чувства собственного достоинства.
Сформированная профессиональная педагогическая позиция может быть описана следующим способом:
— осознание долгосрочных целей воспитания;
— наличие рефлексии профессиональной деятельности;
— вариативность телесных и словесных реакций в ответ на разнообразие детских проявлений;
— педагогическое воздействие выстраивается на основе системного обобщенного знания об индивидуальных особенностях каждого ребенка;
— терпимость и принятие разнообразных форм детского поведения, которые рассматриваются как естественная природа ребенка;
— желание ребенка побыть вне контакта с воспитателем воспринимается педагогом как достижение и переживается легко и естественно;
— действия педагога направлены на поддержание дружеских, партнерских отношений, позволяющих обеспечить ребенку поддержку в становлении самостоятельности.
——————————————————————