По нормативу или по счетчику?

(Тимреева А.)

(«Юридическая газета», 2010, N 1)

ПО НОРМАТИВУ ИЛИ ПО СЧЕТЧИКУ?

А. ТИМРЕЕВА

Тимреева Анна, «Юридическая газета».

В нашем многоквартирном доме, который находится в управлении ТСЖ, отсутствует общедомовой прибор учета. Однако в каждой квартире установлены индивидуальные счетчики на воду. Ресурсоснабжающая организация считает объем отпущенной горячей воды на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, не принимая во внимание показания индивидуальных приборов учета. Правы ли они и есть ли смысл обращаться в суд?

Вопрос о том, в каком порядке должен производиться расчет объема отпущенной воды и соответственно платы за ее потребление при отсутствии (неисправности) в многоквартирном доме общедомового прибора учета, за последние несколько лет стал одним из самых обсуждаемых в сфере ЖКХ.

Управляющие компании делали соответствующие расчеты, исходя из показаний индивидуальных счетчиков, установленных в квартирах, а ресурсоснабжающие организации — исходя из нормативов потребления. При этом управляющие организации ссылались на п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, предусматривающий исчисление платы за коммунальные услуги при неисправности (отсутствии) общедомовых приборов учета воды исходя из показаний индивидуальных приборов учета, установленных в квартирах граждан. Некоторым из таких управляющих организаций удавалось найти поддержку в суде (см., например, Постановление ФАС ПО от 28.01.2010 по делу N А12-2657/2009). Но такие «выигрышные» дела были исключением из общего массива судебной практики по аналогичным делам, Президиум ВАС РФ данные решения впоследствии отменял (23.11.2010 Президиум ВАС РФ отменил Постановление ФАС ПО от 28.01.2010 по делу N А12-2657/2009).

На настоящий момент суды заняли следующую позицию (которую подтвердил Президиум ВАС РФ на недавнем заседании 23.11.2010 по делу N А12-2657/2009). К отношениям между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией следует применять правила о договоре энергоснабжения (п. 2 ст. 548, ст. 539 — 547 ГК РФ). Исходя из п. 1 ст. 544 ГК РФ, оплата производится за фактически принятое абонентом количество горячей воды в соответствии с данными учета горячей воды, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно п. 2 ст. 539 ГК РФ, разделу 9 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утв. Минтопэнерго РФ 12.09.95 N Вк-4936, абонент обеспечивает учет горячей воды. При этом средства измерения устанавливаются у потребителя (абонента) на оборудованном узле учета, который должен размещаться на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом (п. 1.3, абз. 2 п. 2.1.1 Правил N Вк-4936).

Таким образом, при отсутствии соответствующих средств измерения (то есть общедомового прибора учета) объем отпущенной горячей воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета горячей воды (подп. «а» п. 5, п. 10, подп. «в» п. 39 Правил N 306). При установлении указанных нормативов показания индивидуальных приборов учета воды не принимаются во внимание (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 22.09.2009 N 5290/09, Определения ВАС РФ от 02.02.2010 N ВАС-26/10, от 01.02.2010 N ВАС-18152/09 и др.).

Указанную точку зрения также разделяет и Минрегион России (см. письмо Минрегиона России от 08.08.2008 N 19624-СК/14).

Таким образом, отвечая на вопрос автора письма, следует отметить, что на настоящий момент исходя из норм действующего законодательства, сложившейся судебной практики, а также позиции Минрегиона России действия ресурсоснабжающей организации следует признать правомерными, а перспективы выигрыша судебного дела — маловероятными.

——————————————————————