Расчет — дело тонкое

(Писаренко О.)

(«Жилищное право», 2012, N 10)

РАСЧЕТ — ДЕЛО ТОНКОЕ

О. ПИСАРЕНКО

Писаренко Ольга, начальник юридического отдела ООО «Центр развития сети», г. Санкт-Петербург.

Несмотря на многочисленные разъяснения о правилах расчетов и оплаты за коммунальные услуги, вопросы и споры вокруг этой темы не утихают. Споры возникают и у жителей, установивших приборы учета энергоресурсов, и у тех, кто пока этого не сделал.

Аббревиатура ЖКХ сегодня у многих ассоциируется с ростом тарифов и необоснованным взиманием платы за коммунальные услуги. С началом действия Жилищного кодекса в 2005 году и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в 2006 году такие вопросы, как «за что платить?», «кому платить?» и «сколько платить?», казалось, были решены. Но в реальной жизни получилось все с точностью до наоборот. Созданные ТСЖ, Управляющие компании (УК) очутились между двух огней: гражданами — потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями (РСО), а жильцы многоквартирных домов стали «заложниками» пробелов в законодательстве. Краеугольным камнем является проблема учета объемов потребленных энергоресурсов, потому как от точности расчета расхода электроэнергии, тепла, питьевой и горячей воды зависит, насколько легче станет кошелек каждого потребителя коммунальных услуг при оплате оказанных услуг.

1 июля 2012 года истек срок, определенный Правительством России, для установки приборов учета используемой воды и электрической энергии в многоквартирных и частных домах. Сегодня все жилые здания должны быть оснащены соответствующими приборами учета. Если потребитель не выполнил обязанности по установке счетчиков в установленный срок, эта обязанность (но не расходы) возлагается на ресурсоснабжающую организацию — сетевую или энергосбытовую компанию и исполнителя коммунальных услуг. Ресурсоснабжающая организация обязана по закону установить счетчик на объекте потребителя и взыскать с него расходы на установку, а потребитель должен обеспечить допуск на объект (Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Но еще задолго до наступления указанного срока наличие общедомового прибора учета и индивидуальных счетчиков в квартирах стало предметом судебного разбирательства по поводу порядка расчета за потребленные энергоресурсы. Потребители коммунальных услуг не согласны с квитанциями на оплату, где показания общего прибора учета «разбрасываются» пропорционально количеству энергоресурсов, учтенному индивидуальным счетчиком. Потребители считают, что платят за себя и за «должника-соседа», а также за тех, кто вовремя не передает показания своего счетчика. Не все могут разобраться, что это за «общедомовые нужды». Так, Палехский районный суд Ивановской области рассмотрел заявление о признании незаконными действий управляющей компании при произведении расчета по оплате потребленной электроэнергии исходя из показаний общедомового прибора учета и индивидуального счетчика (дело N 33-1919/2009 от 17.09.2009). Суд признал правоту потребителя и посчитал, что применение формулы расчета потребленной электроэнергии N 9 пункта 3 приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» необоснованно, противоречит данному Постановлению. Формула не может быть использована для определения размера платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования.

С другой стороны, порядок расчета потребленных ресурсов при отсутствии общедомового прибора учета и при наличии средств измерений расхода воды, электроэнергии, тепла в квартирах жилого дома вызвал не меньше споров. Арбитры, руководствуясь подпунктом «а» пункта 5, пунктом 10, подпунктом «в» пункта 39 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, пришли к мнению, что при отсутствии общедомовых средств измерения объем отпущенной воды должен определяться на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у жителей индивидуальных приборов учета воды (Постановления ФАС ЗСО от 21.09.2011 по делу N А67-7205/2010, ФАС ПО от 20.09.2011 по делу N А65-1633/2011, ФАС СЗО от 26.10.2011 по делу N А56-91733/2009). Судьи ФАС СКО выдвинули дополнительный аргумент в подтверждение своей позиции (Постановление по делу N А63-4755/2009 от 02.06.2010): использование при расчете количества отпущенной тепловой энергии показаний квартирных приборов не учитывает неизбежные потери во внутридомовых сетях, оплата которых в данном случае лежит на собственниках помещений домов опосредованно через исполнителя услуг. Поэтому у суда отсутствовали основания для определения количества тепловой энергии, поданной на обслуживаемые дома, по показаниям установленных у населения индивидуальных приборов учета. В итоге управляющие компании и ТСЖ понесли убытки, поскольку ресурсоснабжающие организации выставляли счета, исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в жилых помещениях, а ТСЖ и УК предъявляли потребителям услуг квитанции на оплату по показаниям индивидуальных приборов учета.

Как показывает судебная практика, несовершенство методики расчета за потребленные энергоресурсы привело к различным конфликтным ситуациям. Показательна история с возникновением так называемой «13-ой квартплаты». Жильцам многоквартирных домов пришла квитанция с требованием оплатить жилищно-коммунальные услуги, предоставленные якобы сверх лимитов потребления. Жильцы не поняли, каким образом появились повышенные нормы потребления и, самое главное, как «жилкомсервисы» высчитывали данные нормы при отсутствии в домах общедомовых коллективных и индивидуальных приборов учета. Смольненский районный суд города Санкт-Петербурга (дело N 2-797/2011 от 10.03.2011), Невский районный суд города Санкт-Петербурга (дело N 2-2946/2011 от 01.09.2011) признали действия «жилкомсервисов» по доначислению платы за отопление, не основанному на нормативах потребления и действующих тарифах, неправомерными. Позиция суда однозначна: при отсутствии общедомового прибора учета объем поданной тепловой энергии определяется по нормативам потребления для населения.

Но, несмотря на споры вокруг учета потребленных энергоресурсов, многие до сих пор считают, что прибор учета в квартире не нужен, поскольку можно, например, «лить воды столько, сколько хочется», а платить по нормативу за одного потребителя. Нет понимания в необходимости общедомового счетчика. Потребители не хотят платить за потери (утечки) в коммунальных сетях, возникающие из-за невыполнения УК, ТСЖ, подрядными организациями своих обязанностей по ремонту инженерных коммуникаций. На рынке услуг невысок процент УК, ТСЖ, которые зарекомендовали себя как хорошие «управленцы» многоквартирными домами, действительно отстаивающие интересы потребителей.

В свою очередь у ТСЖ и УК нет пока практического опыта ни в разработке мероприятий по снижению потерь во внутридомовых сетях, ни в борьбе с незаконными подключениями к внутридомовым электрическим и водопроводным сетям. Ни для кого не секрет, что есть и те, кто «нечист на руку» и, вмешиваясь в работу счетчиков, занижает показания реального расхода того или иного ресурса. В таком случае при расчете за оказанные коммунальные услуги объем на общедомовые нужды будет в разы больше. Собственникам квартир необходимо уяснить, что если кто-то из соседей действительно ворует энергоресурсы, то ворует он их не у поставщика услуг, а непосредственно у каждого из собственников помещений.

Каждая сторона конфликта (ТСЖ, УК, РСО, потребители) заинтересована в единообразном толковании закона. Требования по установке приборов учета энергоресурсов придется выполнить, чтобы учитывать как собственный расход потребленной электроэнергии, воды, тепла, так и расход ресурсов на общедомовые нужды. Идеальным, конечно, кажется вариант, когда общедомовые приборы учета устанавливаются за государственный счет, а индивидуальные счетчики — за счет средств собственников квартир. Но не стоит забывать, что общедомовое имущество принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности. А, как известно, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

На помощь по вопросу, как рассчитывать и распределять расход потребленных энергоресурсов между жильцами многоквартирных домов, придет Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Согласно данному Постановлению с 1 сентября 2012 года начнут действовать новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. В новых Правилах четко прописано:

— плата за коммунальные услуги в многоквартирном доме включает плату за коммунальные услуги, потребленные в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды;

— плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды рассчитывается для всех потребителей в многоквартирном доме независимо от наличия или отсутствия у них индивидуальных приборов учета пропорционально площади занимаемых ими помещений и выделяется в платежном документе отдельной строкой;

— подлежащий оплате объем коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается при наличии общедомового прибора учета как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой объемов индивидуального потребления во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, а при отсутствии общедомового прибора учета — по установленным нормативам на общедомовые нужды.

По сути, за потребителями (при непосредственном управлении многоквартирными домами), УК и ТСЖ закрепляется контрольная функция за количеством израсходованных энергоресурсов. От четкого исполнения такой функции будет зависеть, насколько значителен окажется объем энергоресурсов, приходящийся на общедомовые нужды, и какие цифры появятся в квитанциях на оплату коммунальных услуг.

Оценит эффективность механизма расчета, предложенного новыми Правилами, безусловно, время. Но уже сегодня можно сделать выводы: расчет объема потребленных энергоресурсов должен производиться по показаниям средств измерений, а нормативы могут применяться только в период временного отсутствия приборов учета (при ремонте, замене, поверке). Реальность такова, что жильцы многоквартирных домов, УК, ТСЖ, являясь покупателями на современном рынке коммунальных услуг, обязаны сами позаботиться о том, чтобы платить только за фактически предоставленные услуги. От проблем с поставщиками энергоресурсов и высоких платежей избавит хорошо отлаженная система учета объема потребленных услуг.

При возникновении неясностей в вопросах расчета оплаты коммунальных услуг, можно и нужно обращаться за их разъяснениями в управляющую компанию и/или в ТСЖ. Как показывает практика, зачастую они неправомерно применяют ту или иную форму расчета, что приводит к переплате счетов за потребление энергоресурсов собственниками квартир. Если спор не удается решить мирно, то его можно решить в судебном порядке. Как показывает вышеописанная судебная практика, как правило, дело решается в пользу плательщиков.

Собственникам квартир необходимо понимать, что если кто-то из соседей ворует энергоресурсы, то ворует он непосредственно у каждого из собственников помещений. Поэтому исключение подобных фактов в первую очередь в интересах жителей дома.

С 1 июля 2012 года истек срок для установки приборов учета используемой воды и электрической энергии в многоквартирных и частных домах. Если потребитель до сих пор не успел установить счетчик, то теперь эта обязанность (но не расходы!) возлагается на ресурсоснабжающую организацию. Так, эта организация обязана будет установить счетчики, а расходы по их установке должен будет возместить потребитель. Требования по установке приборов учета энергоресурсов рано или поздно придется выполнить. Это необходимо для учета как собственного расхода потребленной электроэнергии, воды, тепла, так и расхода ресурсов на общедомовые нужды.

Комментарий к статье Ольги Писаренко

«Расчет — дело тонкое»

Елисеев Артем Александрович, юрист.

Главная проблема коммунального обслуживания — отсутствие единого, устоявшегося, работающего регулирующего механизма, который бы регламентировал не деятельность управляющих организаций, но и четко описывал процесс подсчета объемов оказанных услуг.

Пока такой механизм не сформируется, старые коллизии и пробелы будут иметь место, будут находиться новые. Государству необходимо определить направление развития законодательства в этой области и двигаться в этом направлении, а не менять правила постоянно, вводя в заблуждение потребителя и тем самым провоцируя возникновение все новых противоречий и судебных разбирательств.

——————————————————————