Жилищно-коммунальное хозяйство, риелторская деятельность: плата за газоснабжение — регулирование, учет и налогообложение

(Авдеев В. В.)

(«Налоги» (газета), 2011, N 13)

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО, РИЕЛТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

ПЛАТА ЗА ГАЗОСНАБЖЕНИЕ — РЕГУЛИРОВАНИЕ,

УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

В. В. АВДЕЕВ

«А у нас в квартире газ! А у вас?» Многие помнят эту строчку из детского стихотворения, но далеко в прошлое ушли времена, когда в домах было печное отопление, а готовить еду приходилось на керосинках. В настоящее время львиная доля многоквартирных домов оснащена системами газоснабжения. Снабжение населения газом регулируется законодательством Российской Федерации и осуществляется на платной основе.

О том, какими документами регулируется газоснабжение населения в Российской Федерации, как рассчитывается плата за газ, как осуществляется ее учет и налогообложение, мы и поговорим в этой статье.

Газоснабжение в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее — Закон N 69-ФЗ), который определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения. Статья 7 названного Закона определено, что газоснабжение населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Осуществляя свои полномочия в области газоснабжения, Правительство Российской Федерации устанавливает, в частности, принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии со льготами, предусмотренными российским законодательством.

Статьей 25 Закона N 69-ФЗ установлена обязанность по оплате поставки газа и оказанных услуг по его транспортировке потребителями на основе договора поставки и транспортировки. В случае нарушения потребителями условий договоров поставщики наделены правом уменьшения или прекращения поставок газа.

Основные понятия, используемые в Законе N 69-ФЗ, содержит ст. 2, согласно которой поставщик (газоснабжающая организация) — собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам. Потребителем газа (абонентом, субабонентом газоснабжающей организации) может быть юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве сырья или топлива.

Обязанность по внесению платы за газ установлена не только Законом N 69-ФЗ, но и Жилищным кодексом Российской Федерации (далее — ЖК РФ), а именно ст. 153 ЖК РФ, согласно которой граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги. Плату за коммунальные услуги вносят как наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, так и собственники помещений в многоквартирных домах, что следует из ст. 154 ЖК РФ.

Плата за коммунальные услуги включает в себя не только плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление, но и плату за газоснабжение.

Прежде чем рассчитать размер платы за газ, нужно определить объем потребленного газа. Обратимся к Постановлению Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», которым утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее — Правила N 549).

Объем потребленного газа определяется по показаниям прибора учета при соблюдении следующих условий (п. 25 Правил N 549):

— используются приборы учета, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений;

— пломба, установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены;

— срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, не наступил;

— прибор учета газа находится в исправном состоянии.

Объем потребленного газа по показаниям прибора учета, не имеющего температурной компенсации, определяется как разность показаний прибора учета газа на начало и конец отчетного периода, умноженная на температурный коэффициент (коэффициент приведения к стандартным условиям) (п. 26 Правил N 549).

Если приборы учета у абонентов (физических лиц) отсутствуют, объем потребления газа определяется в соответствии с нормативами потребления (п. 32 Правил N 549). Такие нормативы утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. N 373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа».

Населению поставляется сжиженный углеводородный и природный газ. Методика расчета норм потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета утверждена Приказом Минрегионразвития России от 13 июля 2006 г. N 83 «Об утверждении Методики расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета». Эта Методика применяется также в случае неисправности приборов учета или истечения межповерочного периода.

Методика расчета норм потребления сжиженного углеводородного газа населением при отсутствии приборов учета газа утверждена Приказом Минрегионразвития России от 15 августа 2009 г. N 340 «Об утверждении Методики расчета норм потребления сжиженного углеводородного газа населением при отсутствии приборов учета газа».

Пунктом 34 Правил N 549 определено, что нормой потребления газа является среднемесячный объем потребления газа в следующих целях:

приготовление пищи и нагрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения — в расчете на 1 человека в месяц (объем газа определяется как произведение количества граждан, проживающих в жилом помещении, и установленного норматива для этого вида потребления);

отопление жилых помещении в многоквартирных домах и жилых домах — в расчете на 1 кв. м общей площади указанных помещений в месяц (объем потребленного газа определяется как произведение отапливаемой площади и норматива потребления, установленного для этих целей);

отопление нежилых помещений в многоквартирных домах, вспомогательных помещений в жилых домах и помещений в надворных постройках индивидуального домовладения — в расчете на 1 куб. м объема отапливаемого помещения в месяц (объем потребления определяется как произведение общего объема этих помещений и установленного для этих целей норматива);

приготовление кормов и нагрев воды, необходимых для содержания в личном подсобном хозяйстве сельскохозяйственных животных и домашней птицы, — в расчете на 1 животное или птицу определенного вида соответственно (в данном случае объем потребления рассчитывается как сумма произведения количества животных и птиц определенного вида и нормативов потребления газа, установленных для этих видов животных и птиц).

Если осуществляется потребление газа по нескольким видам потребления, объем рассчитывается путем суммирования объемов газа, использованного по каждому виду потребления (п. 38 Правил N 549).

В зависимости от способа оформления платежных документов при расчетах за поставленный газ, установленного договором, сведения об объеме потребленного газа указываются абонентом в платежной квитанции либо сообщаются поставщику иным способом (п. 39 Правил N 549).

Размер платы за газоснабжение рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), что определено п. 2 ст. 157 ЖК РФ.

Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее — Федеральный закон N 210-ФЗ).

При применении тарифов следует учитывать, что согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона N 210-ФЗ плата за коммунальные услуги для граждан устанавливается в соответствии с жилищным законодательством России с учетом надбавок для потребителей.

Правительством Российской Федерации 14 июля 2008 г. принято Постановление N 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса». Пунктом 12 этого документа определено, что тарифы на товары и услуги коммунальщиков и надбавки к тарифам могут дифференцироваться с учетом различий в стоимости производства и реализации товаров и услуг для различных категорий потребителей. В случае установления для отдельных категорий потребителей тарифов и надбавок, не покрывающих расходы на производство и реализацию товаров и услуг, возмещение части недополученных доходов путем установления повышенных тарифов и надбавок для других категорий потребителей не допускается.

Из приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам следует, что при расчете размера платы за потребленный газ применяется тариф (цена) на газ в рублях за кубический метр.

Розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, управляющим организациям, ТСЖ для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти Российской Федерации, что установлено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. N 332 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства».

Розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, содержащимися в приложении к Приказу Федеральной службы по тарифам от 15 июня 2007 г. N 129-э/2.

Итак, размер платы за потребленный газ рассчитывается как произведение объема потребленного газа, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — по нормативам, и розничных цен на газ, установленных для населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обратите внимание!

Размер платы за газ, поставленный абоненту — юридическому лицу, приобретающему газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, определяется по розничным ценам на газ, установленным для населения (п. 41 Правил N 549).

Как осуществляются расчеты за газ?

Плата за коммунальные услуги, которые включают в себя, как мы сказали выше, плату за газоснабжение, вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Такой срок определен ст. 155 ЖК РФ. Плата за газ вносится на основании платежных документов, которые должны быть представлены не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если, опять же, иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Иными словами, если договором не установлено иное, расчетным периодом является календарный месяц. Обязанность по внесению платы за газ возникает с момента наступления расчетного периода, в течение которого имела место первая фактическая подача газа абоненту (п. 40 Правил N 549).

Абоненты вносят плату за газ в следующем порядке:

— наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда — наймодателю этого жилого помещения (п. 3 ст. 155 ЖК РФ);

— наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, — управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем в порядке, согласованном с управляющей организацией (п. 4 ст. 155 ЖК РФ);

— члены ТСЖ — в порядке, установленном органами управления ТСЖ (в отношении членов ТСЖ следует обратить внимание на тот факт, что они вносят не плату за коммунальные услуги, куда включена и плата за газ, а обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов коммунальных услуг) (п. 5 ст. 155 ЖК РФ);

— собственники помещений в доме, где создано ТСЖ, но не являющиеся при этом членами ТСЖ, — в соответствии с договорами, заключенными с ТСЖ (п. 6 ст. 155 ЖК РФ);

— собственники помещений в доме, в котором не создано ТСЖ, управление которым осуществляет управляющая организация, — управляющей организации (п. 7 ст. 155 ЖК РФ);

— собственники помещений в доме, осуществляющие непосредственное управление домом, — в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. 8 ст. 155 ЖК РФ);

— собственники жилых домов — в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. 9 ст. 155 ЖК РФ).

В договоре с абонентом — юридическим лицом может быть предусмотрено, что граждане, которым это юридическое лицо предоставляет коммунальную услугу по газоснабжению, плату за потребленный газ перечисляют непосредственно поставщику газа, а поставщик газа уведомляет абонента о гражданах, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате газа (п. 44 Правил N 549).

Необходимо отметить, что неиспользование помещений собственниками, нанимателями и иными лицами не является основанием для того, чтобы не вносить плату за газ. При временном отсутствии граждан внесение платы осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан, причем перерасчет осуществляется при отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета. Порядок перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении установлен разд. VI Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 (далее — Правила предоставления коммунальных услуг).

Если размер платы меняется, наймодатель, управляющая организация обязаны проинформировать об этом нанимателей и собственников жилых помещений не позднее чем за 30 дней до даты представления платежных документов, согласно которым плата за газ будет вноситься в ином размере, что следует из п. 13 ст. 155 ЖК РФ.

В статье мы уже отмечали, что плата за газ должна вноситься своевременно и в полном объеме. Санкции за несвоевременное внесение платы установлены п. 14 ст. 155 ЖК РФ, согласно которому лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату, обязаны уплатить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент оплаты, от невыплаченных сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.

Иными словами, если до 10 (включительно) числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (а это, как мы говорили, календарный месяц), абонент не внес плату за газ, то с 11 числа он обязан уплатить пеню за каждый день просрочки платежа.

Выше мы рассмотрели самые основные положения, касающиеся регулирования платы за газ. Перейдем к вопросам бухгалтерского учета и налогообложения платы за газ, поступающей от пользователей, организациями жилищно-коммунального хозяйства.

Осуществляя бухгалтерский учет, все организации, независимо от их организационно-правовой формы, должны руководствоваться Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и принятыми на его основе нормативными правовыми актами.

К сожалению, никаких методических указаний или рекомендаций о том, как следует осуществлять бухгалтерский учет в организациях жилищно-коммунального хозяйства, на сегодняшний день не утверждено. Между тем еще в 1993 г. Минфин России выпустил письмо от 29 октября 1993 г. N 118 «Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве» (далее — письмо N 118), которым можно руководствоваться и по сей день, но с учетом нормативных правовых актов, регулирующих бухгалтерский учет, принятых после выхода в свет этого письма.

Отметим, что к организациям жилищно-коммунального хозяйства указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 22-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы», утвержденными Приказом Росстата от 20 ноября 2009 г. N 269, отнесены организации по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, организации коммунального комплекса (ресурсоснабжающие), многоотраслевые организации ЖКХ. Управляющие организации, жилищные кооперативы (ЖК), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) и товарищества собственников жилья (ТСЖ) также включены в состав организаций ЖКХ.

Порядок учета платы за газ рассмотрим на примере управляющей организации. Но сначала напомним некоторые основные положения, касающиеся управляющих организаций, для чего обратимся к положениям ЖК РФ.

Управление управляющей организацией, в соответствии с п. 2 ст. 161 ЖК РФ, является одним из способов управления многоквартирным домом, выбираемым собственниками помещений в многоквартирном доме.

Договор управления должен быть заключен в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, что следует из ст. 162 ЖК РФ. По договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления ТСЖ либо жилищного или иного специализированного потребительского кооператива) обязуется, в частности, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам. Порядок определения размера платы за коммунальные услуги и порядок ее внесения должны быть указаны в договоре управления многоквартирным домом.

Пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что размер платы за газоснабжение рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем газа осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами, о чем мы уже говорили в статье.

Итак, управляющая организация, предоставляющая собственникам помещений в многоквартирном доме услуги по газоснабжению в соответствии с договором управления, поступления от собственников платы за газ учитывает в составе доходов от обычных видов деятельности. Доходами от обычных видов деятельности согласно п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н (далее — ПБУ 9/99), являются, в частности, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее — выручка).

Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств, что следует из п. 6 ПБУ 9/99.

Как мы говорили выше, расчетным периодом по газоснабжению населения является календарный месяц, следовательно, выручка признается в учете управляющей организации ежемесячно в сумме, рассчитанной исходя из установленных тарифов.

Чтобы выполнить условия договора управления по снабжению собственников помещений в многоквартирном доме газом, управляющая организация должна приобрести газ у ресурсоснабжающей организации. Следовательно, в учете управляющей организации должны отражаться расходы на приобретение такого вида ресурса, как газ. Осуществляя учет расходов, следует руководствоваться нормами Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н. Стоимость приобретенных управляющей организацией коммунальных ресурсов учитывается в составе расходов по обычным видам деятельности.

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, для учета доходов и расходов по обычным видам деятельности предназначен счет 90 «Продажи».

Являются ли услуги по снабжению населения газом, оказываемые управляющими организациями, объектом налогообложения НДС? Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения НДС, из чего следует, что услуги по оказанию услуг газоснабжения являются объектом налогообложения НДС.

Налоговая база при реализации услуг определяется как стоимость этих услуг, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения с них суммы НДС, что следует из п. 1 ст. 154 НК РФ.

Как мы говорили в статье, плата за газ определяется по тарифам. Как установлено п. 13 ст. 40 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

Сумма НДС, предъявленная ресурсоснабжающей организацией, принимается к вычету управляющей организацией в общем порядке, установленном ст. ст. 171 и 172 НК РФ.

Управляющие организации, применяющие общую систему налогообложения, являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций, регулируемого гл. 25 НК РФ.

В целях налогообложения прибыли согласно пп. 1 п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам относятся, в частности, доходы от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные доходы. При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) признается в составе доходов от реализации (п. 1 ст. 249 НК РФ).

Затраты на приобретение газа у ресурсоснабжающей организации должны учитываться управляющей организацией в составе материальных расходов в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ (за вычетом суммы НДС).

Пример.

Управляющей организацией заключен договор управления многоквартирным домом, условиями которого предусмотрено, что управляющая организация предоставляет собственникам помещений полный объем коммунальных услуг, среди которых и услуга газоснабжения, газ приобретается у ресурсоснабжающей организации.

По условиям договора плата за газ вносится собственниками помещений на расчетный счет управляющей организации. В расчетном периоде стоимость услуг по газоснабжению составила 59 000 руб. (в том числе НДС — 9000 руб.). Стоимость приобретенного газа у ресурсоснабжающей организации для выполнения условий договора управления составила также 59 000 руб. (в том числе НДС — 9000 руб.).

В учете управляющей организации данные хозяйственные операции будут отражены следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 20 «Основное производство» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 50 000 руб. — отражена стоимость коммунальных ресурсов, приобретенных у ресурсоснабжающей организации;

Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 9000 руб. — отражена сумма НДС, предъявленная ресурсоснабжающей организацией;

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» — 9000 руб. — принята к вычету предъявленная ресурсоснабжающей организацией сумма НДС;

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 90 «Продажи», субсчет 90-1 «Выручка», — 59 000 руб. — начислена плата за газоснабжение за расчетный период;

Дебет 90 «Продажи», субсчет 90-3 «Налог на добавленную стоимость», Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» — 9000 руб. — отражена начисленная сумма НДС;

Дебет 90 «Продажи», субсчет 90-2 «Себестоимость продаж», Кредит 20 «Основное производство» — 50 000 руб. — списана стоимость приобретенных коммунальных ресурсов;

Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — 59 000 руб. — учтены денежные средства, поступившие от собственников помещений;

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51 «Расчетные счета» — 59 000 руб. — оплачены коммунальные ресурсы, приобретенные у ресурсоснабжающей организации.

——————————————————————