Жилищно-коммунальное хозяйство, риелторская деятельность. Плата за водоснабжение: регулирование, учет и налогообложение
(Авдеев В. В.)
(«Налоги» (газета), 2010, N 43)
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО, РИЕЛТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ПЛАТА ЗА ВОДОСНАБЖЕНИЕ: РЕГУЛИРОВАНИЕ,
УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
В. В. АВДЕЕВ
Водоснабжение — подача поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах. Такое определение водоснабжения содержит Водный кодекс Российской Федерации.
Водные объекты используются для многих целей, в том числе для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Водоснабжение осуществляется на платной основе. О порядке регулирования платы за водоснабжение, о том, как осуществляется ее бухгалтерский и налоговый учет организациями жилищно-коммунального хозяйства, мы расскажем в этой статье.
Прежде чем непосредственно перейти к рассмотрению платы за водоснабжение, еще раз обратимся к Водному кодексу Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ, а именно к ст. 43. Названной статьей определено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства, что установлено ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон N 52-ФЗ).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. Попутно отметим, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. СанПиН 2.1.4.1074-01» введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 г. N 24.
Говоря о водоснабжении, нельзя не коснуться Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167. Эти Правила регулируют отношения между абонентами и организациями водопроводно-канализационного хозяйства (далее — организации ВКХ) в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов. Правила действуют на территории Российской Федерации и обязательны для организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты, а также для всех абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
Применительно к Правилам N 167 абоненты — юридическое лица, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения, непосредственно присоединенные к системам коммунального водоснабжения, заключившие с организацией ВКХ в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды.
К числу абонентов могут относиться также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся: жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества собственников жилья и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом.
Отпуск (получение) питьевой воды осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (ст. ст. 426, 539 — 548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом с организацией ВКХ. Перечень документов, которые следует представить в организацию ВКХ для заключения договора, приведен в п. 12 Правил N 167.
Учет полученной питьевой воды обеспечивает абонент, количество полученной воды определяется в соответствии с данными учета фактического потребления питьевой воды по показаниям средств измерений, причем использоваться должны средства измерений, внесенные в государственный реестр. Оборудование узла учета и его эксплуатация осуществляются за счет абонента, также абонент несет ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета, за своевременную проверку установленных на узлах средств измерений.
Абонент может поручить эксплуатацию узла учета по договору специализированной организации, при этом он освобождается от ответственности за состояние и исправность узлов учета и за своевременную проверку средств изменений.
Основанием для расчетов с организацией ВКХ являются показания средств измерений. Снятие показаний счетчиков и представление сведений об объемах полученной воды производится в сроки, установленные договором.
Организация ВКХ контролирует правильность снятия показаний и представления сведений, и при установлении расхождений между показаниями средств измерений и представленными сведениями производится перерасчет объемов полученной воды. Причем такой перерасчет производится за период от предыдущей проверки до момента обнаружения расхождений в соответствии с показаниями средств измерений.
Лимиты водопотребления устанавливаются абонентам органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ.
Оплата абонентом полученной питьевой воды производится в соответствии с данными учета, если иное не установлено Правилами N 167 или договором. Расчеты за отпуск (получение) питьевой воды в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Оплата за питьевую воду, полученную теплоснабжающей организацией для централизованного горячего водоснабжения, производится за весь фактический объем полученной питьевой воды, определяемый по показаниям счетчиков.
Форма оплаты услуг определяется соглашением между организацией ВКХ и абонентом. Ошибки, допущенные абонентом при выписке и оплате платежных документов, учитываются организацией ВКХ по мере их выявления. При обнаружении ошибки в учете расхода питьевой воды организация ВКХ производит перерасчет в последний расчетный период с момента совершения ошибки.
Обязанности, права и ответственность сторон договора подробно изложены в разд. VIII Правил N 167.
Обратите внимание!
Правила N 167 не распространяются на отношения между организациями ВКХ и гражданами, отношения между которыми регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307.
Итак, кратко рассмотрим основные положения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 (далее — Правила N 307), касающиеся вопросов водоснабжения.
Коммунальные услуги, как указано в Правилах N 307, — это деятельность исполнителя коммунальных услуг, в частности по холодному и горячему водоснабжению.
Исполнителем может быть юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы (в том числе холодную и горячую воду) и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть управляющая организация, ТСЖ, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Потребителями, соответственно, являются граждане, использующие холодную и горячую воду для личных и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Ресурсоснабжающая организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов. Ресурсоснабжающей организацией будет являться в данном случае организация ВКХ.
Коммунальные услуги предоставляются потребителям на основании договора, содержащего условия их предоставления и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации. В составе коммунальных услуг, в зависимости от степени благоустройства многоквартирного или жилого дома, предоставляются услуги холодного и горячего водоснабжения:
холодное водоснабжение — круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки;
горячее водоснабжение — круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Если собственники помещений в многоквартирном доме не заключили договор с исполнителем о водоснабжении, то они могут заключить договор о приобретении холодной и горячей воды непосредственно с организацией ВКХ.
Прежде чем рассчитать размер платы за потребленную холодную и горячую воду, необходимо определить объем потребления.
Напомним, что обязанность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг установлена ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (далее — ЖК РФ). Плату за жилье и коммунальные услуги должны вносить наниматели, собственники, арендаторы жилых помещений, члены жилищных кооперативов, причем вноситься такая плата должна своевременно и в полном объеме.
Плата за коммунальные услуги, исходя из п. 4 ст. 154 ЖК РФ, складывается из платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение, отопление. Размер платы, согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Правилами N 307 определено, что собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы холодной и горячей воды исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества дома, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. К слову, организации ВКХ очень неохотно заключают прямые договоры с собственниками помещений в многоквартирных домах, не выбравшими способ управления домом и осуществляющими непосредственно такое управление.
Общий объем потребленной холодной и горячей воды, определенный по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между собственниками в зависимости от того, имеются ли во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальные счетчики. Если такие счетчики имеются, то общий объем потребленной воды распределяется пропорционально их показаниям, если же индивидуальных счетчиков нет, то применяется порядок, установленный п. 21 Правил N 307.
Размер платы за холодное и горячее водоснабжение, согласно п. 15 Правил N 307, рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Если исполнителем является ТСЖ, управляющая организация, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Из приложения N 2 к Правилам N 307 следует, что при расчете размера платы за водоснабжение применяются следующие тарифы:
— тариф на холодную воду (руб./куб. м);
— тариф на горячую воду (руб./куб. м).
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее — Закон N 210-ФЗ). В соответствии с названным Законом подлежат, в частности, регулированию:
— тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
— надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
— надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
При применении тарифов необходимо учитывать, что согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона N 210-ФЗ плата за коммунальные услуги для граждан — нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок для потребителей.
По разъяснениям, содержащимся в письме Минрегиона России от 2 мая 2007 г. N 8166-РМ/07 «О применении тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги», при расчете размера платы за коммунальные услуги не могут устанавливаться и использоваться (при наличии нескольких технологически не связанных между собой организаций коммунального комплекса, производящих одинаковые коммунальные ресурсы на территории одного муниципального образования) единые или средневзвешенные тарифы на соответствующие виды ресурсов. Федеральный закон N 210-ФЗ предусматривает возможность установления тарифов только для соответствующих организаций коммунального комплекса, которые и должны использоваться при расчете платы за коммунальные услуги.
Правительством Российской Федерации 14 июля 2008 г. принято Постановление N 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса». Тарифы на товары и услуги коммунальщиков и надбавки к тарифам могут дифференцироваться с учетом различий в стоимости производства и реализации товаров и услуг для различных категорий потребителей. В случае установления для отдельных категорий потребителей тарифов и надбавок, не покрывающих расходы на производство и реализацию товаров и услуг, возмещение части недополученных доходов путем установления повышенных тарифов и надбавок для других категорий потребителей не допускается.
Таким образом, размер платежа за холодное и горячее водоснабжение складывается из экономически обоснованного тарифа, утверждаемого для ресурсоснабжающей организации в порядке, определяемом действующим законодательством, и объемов потребления данной услуги, определяемых посредством приборов учета.
При наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии общедомовых приборов учета размер платы за водоснабжение определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета (п. 16 Правил N 307).
Если многоквартирный дом оборудован общедомовыми приборами учета, но индивидуальные и общие (квартирные) приборы учета отсутствуют, размер платы за водоснабжение определяется по формуле, которая приведена в пп. 1 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307.
Если же нет ни индивидуальных, ни общедомовых приборов учета, то размер платы определяется исходя из нормативов потребления, утверждаемых органами местного самоуправления. Нормативы потребления коммунальных услуг, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии со ст. 157 ЖК РФ.
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее — Правила N 306).
Применительно к водоснабжению норматив потребления коммунальных услуг — это месячный (среднемесячный) объем потребления холодной и горячей воды потребителем в многоквартирном или жилом доме при отсутствии приборов учета, что следует из п. 2 Правил N 306.
При определении нормативов в отношении холодного и горячего водоснабжения учитываются такие конструктивные и технические параметры многоквартирного или жилого дома, как этажность, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая) (п. 5 Правил N 306). При выборе единицы измерения используется единица измерения — 1 куб. м на 1 человека.
В норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета холодной и горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг, что установлено п. 27 Правил N 306.
Размер платы за холодную и горячую воду в этом случае производится по формуле, приведенной в пп. 3 п. 1 приложения N 2 к Правилам N 307.
В аналогичном порядке производится расчет размера платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными счетчиками, если многоквартирный дом оборудован общедомовыми приборами учета, а также отдельные помещения в нем оборудованы индивидуальными счетчиками (п. 22 Правил N 307).
Еще одна формула для расчета платы за водоснабжение предусмотрена для случая, когда дом оборудован общедомовыми приборами учета и частично или полностью индивидуальными и или общими (квартирными) счетчиками. Размер платы за холодную и горячую воду, потребленную в жилом помещении, оборудованном счетчиком, определяется по формуле, которая приведена в пп. 1 п. 3 приложения N 2 к Правилам N 307.
Итак, размер платы за водоснабжение определен. В каком порядке производится ее уплата? Для ответа на этот вопрос обратимся к п. 14 Правил N 307, согласно которому расчетный период для оплаты коммунальных услуг, в том числе и услуг по холодному и горячему водоснабжению, устанавливается равным календарному месяцу.
Плата за водоснабжение вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы.
Расчеты должны производиться своевременно, поскольку п. 14 ст. 155 ЖК РФ установлены санкции за несвоевременное внесение платы. Согласно названному пункту лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату, обязаны уплатить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Плата за воду вносится на основании платежных документов, которые должны быть представлены исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. Перечень реквизитов, которые должен содержать платежный документ, содержит п. 38 Правил N 307.
В п. 40 Правил N 307 перечислены способы, какими может быть внесена плата за водоснабжение. Потребители вправе по своему выбору:
оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов в выбранных ими банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, а также почтовыми переводами;
поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору;
вносить плату за коммунальные услуги за прошедший месяц частями, не нарушая установленный срок окончания ее внесения;
осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих месяцев.
Потребители вносят плату за коммунальные услуги, в том числе холодную и горячую воду, в следующем порядке:
наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за электроэнергию этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем в порядке, согласованном с управляющей организацией (п. 4 ст. 155 ЖК РФ);
члены ТСЖ — в порядке, установленном органами управления ТСЖ (в отношении членов ТСЖ следует обратить внимание на тот факт, что они вносят не плату за коммунальные услуги, куда включена и плата за водоснабжение, а обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов коммунальных услуг) (п. 5 ст. 155 ЖК РФ);
собственники помещений в доме, где создано ТСЖ, но сами не являющиеся членами ТСЖ, — в соответствии с договорами, заключенными с ТСЖ (п. 6 ст. 155 ЖК РФ);
собственники помещений в доме, в котором не создано ТСЖ, управление которым осуществляет управляющая организация, — этой управляющей организации (п. 7 ст. 155 ЖК РФ);
собственники помещений в доме, осуществляющие непосредственное управление домом, — в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. 8 ст. 155 ЖК РФ);
собственники жилых домов — в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. 9 ст. 155 ЖК РФ).
Поскольку перечень организаций, осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ, достаточной большой, рассмотрим порядок бухгалтерского учета и налогообложения платы за водоснабжение на примере управляющей организации.
Предположим, что управляющая организация предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме услуги по холодному и горячему водоснабжению, что обусловлено договором управления. Согласно договору плата за водоснабжение вносится собственниками на расчетный счет управляющей организации, которая в свою очередь оплачивает приобретение коммунальных ресурсов организации ВКХ. Как будут отражаться в учете управляющей организации платежи за водоснабжение, поступающие от жильцов?
Осуществляя бухгалтерский учет, все организации, независимо от их организационно-правовой формы, должны руководствоваться Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и принятыми на его основе нормативными правовыми актами.
Прежде всего, следует определить, будут ли являться поступающие платежи за водоснабжение доходом управляющей организации. Согласно п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н, эти суммы будут признаваться в составе доходов от обычных видов деятельности как выручка от оказания услуг. Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии условий, перечисленных в п. 12 ПБУ 9/99. Выручка признается управляющей организацией ежемесячно, поскольку расчетным периодом является календарный месяц, в сумме, рассчитанной исходя из тарифов или нормативов и предъявленной потребителям.
Чтобы выполнить условия договора управления по водоснабжению собственников помещений в многоквартирном доме, управляющая организация должна приобрести ресурсы у ресурсоснабжающей организации. Стоимость холодной и горячей воды, приобретенной у организации ВКХ, следует включить в состав расходов по обычным видам деятельности в качестве материальных расходов, связанных с приобретением сырья, материалов и иных материально-производственных запасов, что следует из п. п. 5, 8 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н.
Для учета доходов и расходов от обычных видов деятельности Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, предназначен счет 90 «Продажи». Выручка учитывается на субсчете 90-1 «Выручка», а себестоимость продаж — на субсчете 90-2.
Обращаем ваше внимание на то, что с 1 января 2010 г. не подлежит налогообложению НДС на территории Российской Федерации реализация коммунальных услуг, предоставляемых ТСЖ, управляющими организациями, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребности граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса. Такая норма закреплена пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ.
В письме от 23 декабря 2009 г. N 03-07-15/169 Минфин России дал разъяснения о порядке применения этой нормы законодательства. Как указано в письме, в соответствии с вышеуказанной нормой освобождение от налогообложения НДС коммунальных услуг, реализуемых управляющим компаниям, товариществам собственников жилья и другим вышеназванным налогоплательщикам организациями коммунального комплекса, НК РФ не предусмотрено.
При применении указанной нормы следует руководствоваться п. 4 ст. 154 ЖК РФ и п. 1 ст. 2 Закона N 210-ФЗ. Таким образом, коммунальные услуги, указанные в п. 4 ст. 154 ЖК РФ, в частности услуги по водоснабжению, предоставляемые управляющими организациями, освобождаются от налогообложения НДС при условии, если данные коммунальные услуги приобретаются ими у юридических лиц, указанных в п. 1 ст. 2 Закона N 210-ФЗ.
На основании пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС по коммунальным услугам, предъявленные управляющим организациям коммунальщиками, включаются управляющими организациями в стоимость коммунальных услуг и вычету не подлежат.
Таким образом, от налогообложения НДС освобождается предоставление коммунальных услуг управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом НДС, у организаций коммунального комплекса.
Управляющие организации, применяющие общую систему налогообложения, являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций. В целях налогообложения прибыли согласно п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам относятся, в частности, доходы от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные доходы. При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) признается в составе доходов от реализации (п. 1 ст. 249 НК РФ).
Затраты на приобретение холодной и горячей воды у ресурсоснабжающей организации должны учитываться управляющей организацией в составе материальных расходов в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ (за вычетом суммы НДС).
Корреспонденция счетов, исходя из вышеизложенного, будет следующей:
Дебет 20 «Основное производство» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — отражена стоимость коммунальных ресурсов, приобретенных у организации ВКХ;
Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — отражена предъявленная сумма НДС;
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» — принята к вычету предъявленная сумма НДС;
Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 90 «Продажи», субсчет 90-1 «Выручка», — начислена плата за холодное и горячее водоснабжение за расчетный период (календарный месяц);
Дебет 90 «Продажи», субсчет 90-3 «Налог на добавленную стоимость», Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» — начислена сумма НДС;
Дебет 90 «Продажи», субсчет 90-2 «Себестоимость продаж», Кредит 20 «Основное производство» — списана стоимость приобретенных коммунальных ресурсов;
Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — поступили денежные средства от собственников помещений;
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51 «Расчетные счета» — оплачены коммунальные ресурсы, приобретенные у организации ВКХ.
——————————————————————